Варианты ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Варианты тренировочных вариантов ЕГЭ по русскому языку составлены по материалам ФИПИ. Загружены в формате Word для возможного редактирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probnik_po_fipi.docx38.37 КБ
Файл probnik_po_fipi_2.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза. (2)Для изготовления дешёвой газетной бумаги используют экономичный способ получения целлюлозы –– механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчают до крошки, <…> смешивают с водой. (3)Бумагу же высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режут на малые щепы, затем их погружают в химический раствор и нагревают под давлением.

Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В процессе специальной переработки древесины образуется целлюлоза –– древесная масса, из которой изготавливают бумагу.

2) Древесная целлюлоза –– это особая масса, которую получают путём механической переработки древесины, служащей сырьём для изготовления бумаги высокого качества.

3) Для производства бумаги используют древесную целлюлозу, при этом дешёвую газетную бумагу делают из целлюлозы, полученной механическим способом, а качественную –– из целлюлозы, произведённой химическим способом.

4) Основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза, в результате механической обработки которой получают дешёвую газетную бумагу, а в результате химической обработки –– бумагу высокого качества.

5) Бумагу для книг, брошюр и журналов, а также прочные обёрточные материалы делают из целлюлозы, полученной химическим способом.

Задание №2. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОИЗВОДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОИЗВОДСТВО, -а, ср.

1) Изготовление, выработка, создание какой-н. продукции. П. стали. Вещь фабричного производства.

2) Продукция; то, что производится, изготавливается. Прирост производства составляет пятнадцать процентов.

3) Отрасль деятельности, вырабатывающая какую-н. продукцию. Сталелитейное п.

Сельскохозяйственное п.

4) Само предприятие (фабрика, завод и т.п.). Работать на производстве. Работать без отрыва от производства.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) заселЁнный

 2) пломбИровать

 3) брАлась

 4) послалА

 5) лЕкторов

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Предварительное изучение ЛЕДЯНОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районах Крайнего Севера.

Британские учёные выяснили, что самым НЕУДАЧНЫМ днём недели является вторник, а не понедельник, как привыкли считать многие.

Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

Пожалуй, главная тема поэта –– тема ВЕЧНОГО одиночества.

За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей успех.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С появлением в 1924 году ежедневных радиопередач начался скоропалительный рост популярности домашних радиоприёмников.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

он более УГРЮМЕЕ

с ДЕВЯНОСТА тетрадями

ГЛОЖУТ сомнения

много спелых ВИШЕН

до ДВЕ тысячи пятого года

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Согласно правилам внутреннего распорядка нельзя покидать рабочее место без ведома руководителя.

Б) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением

2) В романе-эпопее «Война и мир» изображены события российской истории начала XIX века, так что это произведение можно по праву назвать историческим.

В) ошибка в построении предложения
с однородными членами

3) Помогая людям, находящимся на грани жизни и смерти, врачам-реаниматологам бывает порой нелегко.

Г) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом

4) В редакции газеты «Комсомольской правды» работают люди с разными взглядами, но всех их объединяет творческий подход к делу.

Д) нарушение в построении предложения
с причастным оборотом

5) Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки.

6) Представим, что мы путешественники, которые получают много важной информации, помогающую ориентироваться в неизвестной местности.

 

7) Стремясь отобразить на полотне игру света, Клод Моне наносит мелкие стремительные мазки, напоминающие сверкающие пятнышки.

 

8) Нас поразили не только низкие цены на научные книги, но и на художественную литературу.

9) Все, кто неравнодушен к искусству, приглашается на фестиваль, который пройдёт в ближайшее воскресенье.

А

Б

В

Г

Д

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)         мот..вировать, тр..вожиться, ул..чить (во лжи)

 2)         выт..рать, зам..рать (от восторга), соб..рательство

 3)         нап..дение, осл..бев, пл..вец

 4)         б..снописец, изд..вать, сбал..нсированный

 5)         пол..житься (на друга), выск..чить, оз..рение

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)         ра..средоточивать, бе..перспективный, и..томить

 2)         пр..волье, пр..мудрый, пр..бавление

 3)         по..стёжка, на..кусить, пре..шествовать

 4)         пост..ндустриальный, от..скать, сверх..зысканный

 5)         вз..ерошить, порт..ера, с..естной

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) замет..в (добычу), толщ..на

 2) размеж..ваться, кож..ный (ремень)

 3) марл..вая (повязка), гор..вать

 4) неряшл..во, скромн..нький

 

5) крюч..к, издавн..

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)         се..щий, (мастерицы) кле..т

 2)         пол..щий (грядку), (народы) бор..тся

 3)         (кондитеры) мес..т (тесто), взлеле..нный

 4)         мел..щий (кофе), (друзья) подмен..т

 5)         кол..шь (дрова), вид..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ) ОТВЕТИТЬ на письмо –– значит обидеть человека.

 Лучи осеннего солнца, ещё (НЕ) ЗАКРЫТОГО надвигающимися тучами, светили по-особенному тепло.

 Коллективное управление давалось отнюдь (НЕ) ЛЕГКО.

 (НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

 Кому (НЕ) ЧЕГО сказать, тому лучше молчать.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО) ТОМУ, как светились вершины сосен, а ТАК(ЖЕ) по побагровевшим елям мы поняли, что взошло солнце.

Бурный темперамент не давал писателю (ПО) ДОЛГУ заниматься литературным трудом: он ТАК(ЖЕ) резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней.

На Земле ещё до появления человека (В) ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

ЧТО(БЫ) получить помощь юриста, заполните поля с контактными данными, кратко опишите проблему, отправьте заявку, и с вами (ТОТ) ЧАС свяжутся.

Каждый читатель воспринимает стихотворение (ПО) СВОЕМУ в зависимости (ОТ) ТОГО, насколько он чуток к слову.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего прошла торжестве(3)ая церемония закладки первого камня.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1)         Сравните строение семян фасоли и перца и выделите черты их сходства и различия.

 2)         Слышны были мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев.

 3)         День был прохладный хотя и солнечный.

 4)         Менее могущественные и менее удачливые феодалы не имели собственного герба.

 5)         Влияние Фландрии на северные провинции существовало всегда и сравнение фламандской и голландской живописи совсем не означает их противопоставления.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Из ручейка (1) текущего в ущелье (2) мы черпали воду (3) казавшуюся нам (4) кристально чистой.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй (1) прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, ––

Помедли, помедли (2) вечерний день (3)

Продлись, продлись (4) очарованье.

 (Ф.И. Тютчев)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Следует заметить (1) что размер страховой суммы (2) в пределах (3) которой (4) компания обязана застраховать пенсионные накопления (5) чрезвычайно мала.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По аудитории пронёсся встревоженный гул (1) и (2) когда Полина отняла руки от пылающего смущением лица (3) профессора уже не было.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юго-восточную часть Западно-Сибирской низменности занимает Алтайский край. (2)У северо-западных границ Алтайского края лежит самая низкая часть Алтая –– Кулундинская впадина. (3)Ни холмов, ни оврагов –– никаких неровностей рельефа здесь нет –– только сотни километров плоской, как стол, земли с разбросанными повсюду озёрами. (4)На запад степь тянется до долины реки Иртыша; на востоке, повышаясь, переходит в террасы Приобского плато, прорезанные ложбинами древнего стока. (5)Степной пейзаж сменяется более разнообразным лесостепным: на плоских террасах-водоразделах степные участки чередуются с колками –– небольшими берёзовыми рощами. (6)А по прорезающим плато ложбинам вытянулись тёмно-зелёные полосы уникальных ленточных боров. (7)Приобское плато, на востоке ограниченное долиной Оби, на юге переходит в Предалтайскую равнину.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова её закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Всё тело у неё болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.

(5)Наташа стиснула зубы: «Только бы встать! (6)Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (7)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (8)Он даже насвистывал что-то. (9)Почему же у неё так кружится голова?

(10)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю.

(11)К ней подошел Андрей Иванович.

— (12)Что, Наточка, тяжело?

(13)Он сел возле нее.

(14)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (15)Видно было, что и он еле поднялся.

(16)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.

— (17)Ничего, Андрей Иванович. (18)Я ещё могу идти…

— (19)Надо идти, Наташенька. — (20)Он помог ей подняться. — (21)Ещё немного. (22)А сегодня… (23)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.

(24)Он отыскал глазами Валерия.

— (25)Валерий! (26)В твой рюкзак я положил шоколад. (27)Вынь-ка одну плитку. (28)Все мы очень ослабли…

— (29)Что вы, Андрей Иванович! (30)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.

— (31)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (32)Одну плитку давайте разделим сейчас.

— (33)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (34)Вы же мужчина! (35)Стыдитесь! (36)Впереди ещё столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (37)Я мальчишка и то…

(38)Геолог побледнел.

— (39)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (40)Но Наташе он необходим сейчас. (41)Она еле поднялась с постели.

(42)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил её:

 — Ах, вот как! (43)Это другое дело. (44)Что ж… (45)Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак, — сказал он вызывающим тоном. — (46)Но шоколад останется неприкосновенным!

(47)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (48)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.

— (49)Стой!!! — закричал он.

(50)Валерий остановился. (51)Геолог подошёл к нему.

— (52)Снимай рюкзак!

(53)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задёргалось.

— (54)Что?.. (55)Что вы думаете?..

(56)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.

— (57)Не дам! — рванулся Валерий.

— (58)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.

(59)Лицо его сделалось страшным. (60)Правая рука сжалась в кулак. (61)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (62)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (63)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.

— (64)Ну что? (65)Что смотрите! (66)Может, и мораль начнёте ещё читать? (67)А мне наплевать на вас! (68)Я жить хочу! — голос Валерия перешёл на крик. — (69)Я моложе вас! 70)Я имею больше прав на жизнь! (71)Я… — (72)И вдруг голос его осёкся. (73)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.

— (74)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.

(75)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошёл к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (76)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.

(77)Наташа словно оцепенела. (78)Всё происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (79)Валерий не мог этого сделать! (80)Несмотря на всё, что она узнала о нём за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать её, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего всё возможное для их спасения. (81)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…

(82)Но этого человека уже не было. (83)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.   (По В.В. Корчагину)

* Корчагин Владимир Владимирович — русский советский и российский писатель, ученый-геолог.

Фрагмент взят из книги «Тайна реки Злых Духов»

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Наташа и Андрей Иванович ослабели от голода, но всё равно стремились поддержать друг друга.

2) Наташа считала, что шоколад нужно оставить на конец пути.

3) После того как Андрей Иванович сказал, что шоколад необходим Наташе, Валерий обещал отдать ей свою плитку. 

4) Увидев потрясение Андрея Ивановича, Валерий выразил раскаяние в совершённом им поступке.
5) Увидев в рюкзаке Валерия смятую хвою, Андрей Иванович не сказал ему ни слова.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 содержит указание на следствие того, о чём говорится в предложении 3.

 2) Предложение 16 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 9.

 3) В предложениях 34––36 представлено рассуждение.

 4) В предложениях 59––61 представлено рассуждение.

 5) В предложениях 72, 73 содержится повествование.

24. Из предложений 10-23 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1––9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)
с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Подчёркивая усилия, которые пришлось приложить Наташе, чтобы подняться и не подвести товарищей, писатель использует приём –– (А)__________ («только» в предложениях 5 и 6, «снова» в предложении 10). Троп –– (Б)__________ (в предложении 46) и лексическое средство выразительности –– (В)__________ (в предложении 60) –– передают глубину потрясения Андрея Ивановича, а синтаксическое средство –– (Г)__________ («как побитая собака» в предложении 80) –– завершает создание образа Валерия».

Список терминов

1)         фразеологизм

2)         антонимы

3)         сравнительный оборот

4)         ряд однородных членов

5)         синонимы

6)         метафора

7)         лексический повтор

8)         парцелляция

9)         анафора

Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответы:

  1. 34

7. угрюмый

13. нечего

19. 125

25. 7

  1. которую

8. 94836

14. чтобытотчас

20. 123

26. 7613

  1. 1

9. 24

15. 12

21. 47

  1. 15

10. 13

16. 35

22. 234

5. ледовой

11. 13

17. 123

 23. 35

6. быстрый

12. 23

18. 1234

24. сделалаусилие



Предварительный просмотр:

Вариант 2

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Эмболия, погубившая многих водолазов, которые слишком быстро возвращались из морских глубин, для китов не является опасной. (2)Причина эмболии в том, что при быстром подъёме человека микроскопические пузырьки азота, захваченные лёгкими вместе с воздухом, закупоривают мелкие кровеносные сосуды и промежутки между клетками. (3)А у кита лёгкие по отношению к его общей массе сравнительно невелики, поэтому <…> уносит в глубины относительно мало воздуха, а с ним и азота, который очень быстро растворяется в его крови.

Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Причина эмболии – болезни многих водолазов, слишком быстро возвращавшихся из морских глубин, в том, что при быстром подъёме микроскопические пузырьки азота, захваченные лёгкими вместе с воздухом, закупоривают мелкие кровеносные сосуды.
  2. Эмболия, погубившая многих водолазов, быстро возвращавшихся из морских глубин, для китов неопасна: лёгкие кита по отношению к его общей массе сравнительно невелики, поэтому кит уносит в глубины не так много воздуха, а с ним и опасного азота, который очень быстро растворяется в его крови.
  3.  Так как лёгкие кита по отношению к его общей массе невелики, а кровь его обладает повышенной способностью растворять азот, кит уносит в глубины мало азота, захваченного вместе с воздухом.
  4. Эмболия угрожает как многим водолазам, так и китам, ныряющим глубоко, ведь в своих лёгких они уносят в глубины вместе с воздухом и азот, очень быстро растворяющийся в крови и закупоривающий мелкие кровеносные сосуды.
  5. Эмболия, неопасная для китов, обладающих сравнительно небольшими по отношению к их общей массе лёгкими и поэтому уносящих в глубины вместе с воздухом мало азота, который быстро растворяется в крови, погубила многих водолазов, слишком быстро поднимавшихся из морских глубин.

Задание №2. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГЛУБИНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ГЛУБИНА, -ы, ж.

1) Место на дне водоёма, большого углубления. Ловить рыбу на глубине. Обнаружить в океанских глубинах.

2) Об очень отдалённом времени в прошлом или будущем. Зародиться в глубине веков.

3) перен., чего. Степень проникновения в сущность чего-н., значительность, основательность. Г. мысли, идеи, знаний. Обнаружить глубину в понимании концепции.

4) перен., чего. Высокая степень проявления чего-н. Г. чувства.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 1)         зАтемно            2) газопрОвод        3) крЕмень      4)нОгтей       5)цепОчка

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Европе прокатилась волна демонстраций тех, кто требует повышения минимального уровня заработной ПЛАТЫ.

20 лет работы К.Э. Циолковского над книгой изменения ПРЕТЕРПЕЛИ не только многие идеи и мысли автора, но и общая направленность его обширного труда.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выдавать больше продукции.

 ВЕЧНЫЕ деревья украшали заповедник.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Всем интернет-пользователям особое значение следует уделить вопросам, касающимся компьютерной безопасности.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ТРЁХСТА книгах

 нет ТУФЕЛЬ

ЖЁСТЧЕ дерева

 

ЧЕТЫРЁМСТАМ ученикам

крыжовник СПЕЛ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  1. В результате раскопок учёные  установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение. 

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  1. Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  1. Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

  1. МГУ отпраздновало свой юбилей.

Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

  1. Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.

  1. Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.

  1. Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.

  1. Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.

  1. Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.

А

Б

В

Г

Д

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)         забл..ставший, выч..тание, оп..раться

 2)         про..вляющийся, взгл..нуть, разр..дить (обстановку)

 3)         благосл..вить, застр..ховаться, ср..внение (данных)

 4)         уд..вительно, нач..нающий, зан..маться

 5)         прил..жить, сг..рать, возр..стной

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)         сни..хождение, и..колесить, ра..ценки

 2)         пр..стыдить, непр..ступная (крепость), беспр..мерный

 3)         от..скать, пост..ндустриальный, за..нтересовать

 4)         непре..сказуемый, о..блеск, по..точить

 5)         нер..ссказанный, под..спел, н..илучший

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. преподават..ль, привередл..вый
  2. спорщ..к, завис..ть (от других)
  3. программир..вать, распар..вать (швы)
  4. кост..ная (нога), дров..ной (сарай)
  5. (рыболовный) сач..к, девч..нка

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)         засе..шь, стро..вший

 2)         расскаж..шь, увенч..нный

 3)         выскоч..шь, неопису..мый

 4)         выстел..шь, занима..мый

 5)         (он) предвид..т, зна́ч..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Быстрое и (НЕ) ОБДУМАННОЕ решение тренера привело к проигрышу.

Профессор, ничуть (НЕ) СКЛОННЫЙ к преувеличению, очень лестно отозвался о работе студента.

Многие разочарованные зрители покинули зал театра, (НЕ) ДОЖДАВШИСЬ антракта.

Здание музыкальной школы до сих пор (НЕ) ОТРЕМОНТИРОВАНО.

Туристы (НЕ) СПЕША двигались к реке, на берегу которой планировался привал.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА) КОНЕЦ раздаётся долгожданная соловьиная песня, (ИЗ)ЗА которой пропадает сон лесных обитателей.

Маргарите ЧТО(ТО) подсказывало, что там, куда она летит, её подождут и что (НЕ)ЗАЧЕМ ей так торопиться.

Когда (НА)КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.

(И)ТАК, в Древнем Египте кошка занимала особое место, (ПО)СКОЛЬКУ ассоциировалась с богиней Луны и плодородия.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ, вспоминая дорогу, Серпилин видел тяжело груженные ЧЕМ(ТО) грузовики и степь.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы НН.

В.Г. Короленко был одним из первых русских писателей, выбра(1)ых почётными академиками в организова(2)ое в 1899 году отделение изящной словесности Российской Академии; организация отделения была приуроче(3)а к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1)         На полке лежали морские ракушки и стояли бронзовые статуэтки.

 2)         Многие из мифологических имён используются для названий кораблей и самолётов печенья и конфет духов и бытовой техники.

 3)         Дурманяще пахла омытая дождём молодая трава.

 4)         Никто никогда не дарил мне ни снегиря ни какой-нибудь другой птички в клетке.

 5)         Выдающийся русский живописец В.А. Серов в начале XX века ввёл дамскую шляпку в высокое искусство и с тех пор на некоторых полотнах художника ей отводится главная роль.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Изучая книги (1) собранные музеем в Михайловском (2) начинаешь яснее понимать, как рождался гениальный замысел «Бориса Годунова»: всё это навеяли древние холмы и стены Пскова, величавый ансамбль Святогорского монастыря и (3) подарившие поэту живое ощущение эпохи (4) михайловские рощи.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Простой, близкий к природе человек (1) как правило (2) умеет говорить звучно и образно. Однако (3) язык простого человека изучен мало. А ведь (4) по народным песням, сказкам, пословицам, поговоркам, частушкам можно судить о культуре народа.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Страховая сумма (1) в пределах (2) которой (3) страховщик производит страховые выплаты (4) исчисляется как разность максимальной страховой суммы и суммарной величины страховых выплат (5) если таковые производились страховщиком в течение действия настоящего договора.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маленькие снежинки прилипли снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3) то можно увидеть их тончайшее кристаллическое строение (4) и поразиться этому чуду природы.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На репродукции изображён донской пейзаж. (2)На переднем плане расстилается река Дон, раскрашивает небо вечерняя заря. (3)Безветрие, за изгибом реки у Белой горы мелькает рябь, она серебрит тихие воды Дона. (4)В прибрежных водах видны силуэты приближающейся к берегу лодки и рыбаков, приунывших оттого, что темнеет и им пора возвращаться. (5)На бесконечном небе – острый серп месяца. (6)Смотрю на картину и вижу опускающийся на землю нежный, спокойный закат. (7)Любуясь этим пейзажем, понимаешь мастерски переданную художником великую красоту природы.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)Однажды я ехал в электричке. (2)Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. (3)Дорога предстояла длинная, книжки я не захватил, люди вокруг были чужие, я стал думать о работе. (4)И тем же тоном, каким спрашивают, например: «Вы не знаете, скоро ли мы приедем?» ‒ я неожиданно для себя и тем более для соседки спросил её:

‒ Простите, вы не знаете, что такое счастье?

(5)Женщина с томиком Чехова в руках оказалась замечательной собеседницей. (6)Она не стала спрашивать меня, отчего я задал такой странный вопрос, не стала с ходу отвечать, она прикрыла книгу и долго молчала, посматривая в окно, ‒ думала. (7)Наконец, когда я совсем уже решил, что она забыла о вопросе, она повернулась ко мне и сказала...

(8)Вернёмся к её ответу позже. (9)Спросим себя: что такое счастье? (10)Что кроется за этим словом?

(11)В каждой стране есть свой Главный педагог – народ и есть Главный учебник ‒ язык. (12)Я не должен объяснять, что такое счастье, я должен смиренно спросить об этом наш язык ‒ в нём всё есть, из него всё поймёшь, прислушиваясь к слову в сегодняшней нашей речи. (13)Народная мысль содержится не только в пословицах и поговорках, в народной мудрости, но и в распространённых, обычных фразах и оборотах речи. (14)Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (15)Это никогда не бывает случайным.

(16)Мы говорим: «счастливая доля», «счастливый случай», «счастливая судьба», «счастье привалило», «вытянул счастливый билет».

(17)Самые деятельные, всего достигшие своим трудом люди говорят: «Мне выпало счастье, мне дано счастье...»

(18)Счастье ‒ фортуна, судьба, о которой мы ничего не знаем, и если его нет, то говорят: «Такая уж у меня судьба», «Видно, мне так на роду написано».

(19)Но мы не раз ещё столкнёмся с законом духовной жизни: всё, что есть в человеке, возникает из двух встречных движений, из двух сил: из движения, направленного от мира к человеку, и движения от человека к миру. (20)Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. (21)Но если встреча не происходит, то обеих сил словно и не было. (22)Предположим, человеку нет удачи ни в чём, несчастья преследуют его, и выпала ему, быть может, от рождения тяжёлая доля. (23)Не всякий сумеет победить судьбу. (24)Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой. (26)И если нет собственного стремления победить, стремления к счастью, то хоть озолоти его ‒ счастья не будет. (27)У него нет веры в жизнь, воля его сломлена. (28)Говорят: «нашёл своё счастье», «добыл счастье», «достиг счастья» и даже «украл чужое счастье». (29)Язык требует действия: нашёл, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы своё счастье, всякий человек ‒ кузнец своего счастья.

(30)Человек должен стремиться к счастью. (31)Неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья... (32)Счастье не вещь, и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого. (33)Счастье ‒ это благословенное состояние, благодать.

(34)Что же, однако, сказала о счастье женщина в электричке? (35)Позже выяснилось, что она научный сотрудник, специалист в области химии белков. (36)После долгого обдумывания моего вопроса она сказала:

‒ Я не могу дать определения счастья. (37)Вот учёный! (38)Учёный не тот, кто всё знает, а тот, кто точно знает, чего он не знает. (39)Но, может быть, так? (40)У человека есть духовные стремления: когда они удовлетворяются, он чувствует себя счастливым. (41)Похоже на правду?

(По С.Л. Соловейчику*)

 

* Симон Львович Соловейчик (1930–1996) – публицист, педагог, философ. Главный труд его жизни – книга «Педагогика для всех», в которой он изложил принципы воспитания Свободного Человека.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Женщина в электричке не смогла дать ответ на интересующий рассказчика вопрос, потому что была учёным.

2)  Язык помогает находить ответы на сложные вопросы.

3)  По мнению рассказчика, счастье обусловлено судьбой, с которой не поспоришь, с которой нужно смириться.

4)  Человек должен стремиться к материальному благополучию, в этом, по мнению собеседницы рассказчика, и заключается неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья.

5)  Язык требует от человека деятельного отношения к жизни, желания бороться со всеми трудностями и победить.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 1)         В предложении 4 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 3.

 2)         В предложении 12 представлено рассуждение.

 3)         Предложения 18 и 33 раскрывают содержание понятия.

 4)         В предложениях 19, 20 представлено повествование.

 5)         В предложении 32 представлено описание.

24. Из предложений 20–23 выпишите синонимы (синонимическую пару).

25. Среди предложений 11–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «С.Л. Соловейчик относится к числу создателей педагогики сотрудничества, цель которой –– воспитать свободного, нравственного, гордого, а главное, счастливого человека. Автор стремится разобраться в сложных философских понятиях. Эмоциональность и убедительность размышлениям педагога придают такие художественные средства, как троп –– (А)__________ («неукротимое, неудержимое, жгучее желание» в предложении 31), приём –– (Б)__________ (предложения 14, 20, 32)
и синтаксическое средство 
–– (В)__________ (в предложениях 24, 25). Синтаксическое средство –– (Г)__________ (предложения 9, 10, 41) –– вовлекает читателей в диалог с автором».

Список терминов

1) 

эпитет

2) 

сравнительный оборот

3) 

вопросительные предложения

4) 

вводные слова

5) 

фразеологизм

6) 

лексический повтор

7) 

противопоставление

8) 

разговорная лексика

9) 

ирония


Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответы:

  1. 25

7. трёхстах

13. необдуманное

19. 145

25. 15

  1. он

8. 34521

14. итак поскольку

20. 13

26. 1743

  1. 1

9. 124

15. 12

21. 23

  1. 15

10. 12

16. 45

22. 25

5. вековые

11. 45

17. 12

 23. 23

6. внимание

12. 45

18. 12

24. доля судьба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демонстрационный вариант ГИА по русскому языку. Критерии проверки

Демонстрационный вариант, критерии проверки...

Варианты ЕГЭ по русскому языку(пробный экзамен)

Варианты ЕГЭ по русскому языку(пробный экзамен)...

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса. УДАЧИ!

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса...

Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по русскому языку

Работа составлена в соответствии с демоверсией  КИМ ОГЭ 2016 года и  предназначена для  учащихся, готовящихся к итоговой аттестации в 9 классе, а также для учителей, организующих ...

Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по русскому языку

Работа составлена в соответствии с демоверсией КИМ ОГЭ 2016 года и предназначена для учащихся, готовящихся к итоговой аттестации в 9 классе, а также для учителей, организующих контроль уровня знаний ш...

Контрольно-измерительный материал варианта ОГЭ по русскому языку (на основе заданий Открытого банка заданий ФИПИ)

Предупреждён - значит вооружён. Уважаемые коллеги, дорогие ребята, если мы с вами выполним задания, которые, с большой вероятностью, попадутся на экзамене - будет здорово. Затрачиваю огромное время, ч...

Подготовка к ОГЭ (варианты ОГЭ по русскому языку)

Подготовка к ОГЭ включает в себя реальные кимы ФИПИ, поможет учителям русского языка и литературы при проведении пробных экзаменов и при подготовке учащихся 8 классов к итоговой аттестации проорппппрр...