Подготовка к ОГЭ (варианты ОГЭ по русскому языку)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Галиуллина Альфия Равиловна

Подготовка к ОГЭ включает в себя реальные кимы ФИПИ, поможет учителям русского языка и литературы при проведении пробных экзаменов и при подготовке учащихся 8 классов к итоговой аттестации проорппппрррооллллттиитььбббюю.ю.ююбьимспммпририитттооооппрррппрррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст и выполните задания 2-14

            (1) Он растяпа, этот Вовка. 2) Олег же его предупреждал. 3) Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями – во!                                                                                                                                                                                                          

             4) А с авторитетом вот что вышло.                                                                                                                        

       (5) Олег то в Ольшанке сто раз был. 6) Он только вышел из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витек и Егорка.7) Расхватали вещи и понесли в дом его родни.

     (8) А у самого дома на Вовку пошел какой-то сивобородый козёл. 9) Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, но Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлепнулся прямо в грязь.

10) Витёк и Минтин ка-к захохочут, за ними – самый маленький – Егорка. 11) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

          12) После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес в свой «фирменный» малинник.

13) Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке. 14) Это и  был малинник: запах малины, жара и шмелиное жужжание…

           15) Когда наелись малины, повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.

16) Одна из аллей шла в самый глухой угол парка. 17) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе черными пустыми окнами.

              18) Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

               - 19) Здесь черт живёт,- неожиданно сказал Минтин. – это все наши старики знают.    

             - 20) Там, - указал пальцем в небо Олег, - космонавты круглосуточно вкалывают, а у нас – черти!

             - 21) Олег пихнул Вовку коленом и губами показал: «Авторитет!...» 22) А вслух сказал:

            - 23) Вовка, сходи в разведку и выведи этого чёрта на чистую воду.

24) Вовка поморщился… 25) А может, правда там кто-нибудь есть?

- 26) Я с тобой пойду! - закричал Егорка.

- 27) Вдвоём и дурак сходит, - отрезал Олег. – 28) Или ты один иди, или я один.

- 29) Ладно, пошёл я, - сказал Вовка.

30) Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда – хоть в другую школу уходи.

31) Вовка медленно зашагал к черному входу и замер. 32) Он зажмурил глаза, досчитал до пяти и вошёл. 33) Его охватила холодная, как вода, тьма. 34) Сердце стучало у самого горла…35) Но глаза понемногу привыкли, и  тьма немного рассеялась. 36) Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза. 37) Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.

38)  Сивка, - с облегчением произнёс Вовка.

39)  Молоток, старик! 40) Теперь ты легенда, Минтин по всей деревне разнесёт, - как-то даже с завистью сказал Олег.

41) А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, - ответил Вовка и немного, конечно, соврал.

42) Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде…

(ПО В. И. Одноралову)

Ответами к заданиям 2-14 является число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Вовка согласился пойти в заброшенную барскую контору?»

1) Вовка не боялся темноты, был смелым мальчиком и не сомневался, что чертей в заброшенной конторе нет.

2) Вовке пришлось пойти в заброшенную контору из-за боязни прослыть трусом.

3) Вовка хотел найти козла Сивку, отвести его домой и этим заслужить благодарность хозяев животного.

4) Вовка хотел доказать ребятам, что в век , когда люди летают в космос, глупо верить в чертей.

ОТВЕТ:  __________________________________________                                                                                          

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение?

1) Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза..

2) Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

3) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами

4) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

ОТВЕТ: _______________________________________________________

4. Из предложений  5-8   выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости последующего согласного

ОТВЕТ: __________________________________________________________

                   5. Из предложений  12-14  выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В  отыменных прилагательных, образованных с помощью суффикса –ОНН-, -ЕНН-  пишется НН»

ОТВЕТ_____________________________________________________________

6. Замените просторечное слово «шлёпнулся» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ОТВЕТ: ______________________________________________________________

                7.  Замените словосочетание «с облегчением произнёс» (предложение 38), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

ОТВЕТ:_______________________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 23.

ОТВЕТ:_____________________________________________________________________

                  9. Среди предложений  13-17    найдите предложение с обособленным  обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

ОТВЕТ________________________________________________________________

10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове

- Вовка, (1) сходи в разведку и выведи этого чёрта на чистую воду. Вовка поморщился …              А может, (2) правда там кто-нибудь есть?- Я с тобой пойду! – закричал Егорка. - Вдвоем и дурак сходит, (3) – отрезал Олег. – Или ты один иди, или я один.

ОТВЕТ: _________________________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

ОТВЕТ: _____________________________________________________________________

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, (1) они очутились на заброшенной вырубке. Это и был малинник: запах малины, (2) жара и шмелиное жужжание… Когда наелись малины, (3) повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк. Одна из аллей шла в самый глухой угол парка. Там стояла бывшая барская контора, (4) которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

ОТВЕТ:___________________________________________________________________.

                13. Среди предложений 31 - 42 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

ОТВЕТ:____________________________________________________________________

            14.  Среди предложений 31- 37 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

ОТВЕТ:_____________________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского филолога О.Н.Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Аргументируйте свой ответ, приведите два примера из  прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами О.Н.Емельяновой.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                    15.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде…». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 70слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как вы понимаете значение слова Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

        



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст, выполните задания 2-14

     (1) Венька пришёл из школы домой, немного посидел в кухне, выпил стакан клюквенного морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме белая крыса Марфуша, а потом все же пошёл звонить маме на работу. (2) Так уж у них повелось: сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о своих делах.

     (3) Мам, я опять подрался…, - медленно произнёс он и виновато замолчал.                                                    (4) Из трубки какое-то время не раздавалось ни звука (5) Мама расстроилась.                                                        - (6) Всё ясно. (7) Поговорим вечером. (8) Венька повесил трубку и задумался. (9) Что же это маме ясно?  (10) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной  жизни абсолютно неприменимо. (11) Например, мама заставляет его ходить в школу в пиджаке.  (12) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила приобрести сыновьям пиджаки.  (13)  Дескать, школьная форма сейчас не обязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад. (14) Мама на следующий день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке казалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.  (15)  «Как денди лондонский…» - радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. (16) Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу. (17) В своём 7 «А» один лишь он таким образом вырядился.

 (18)  Сначала Венька не очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его. (19)  Но ни через неделю, ни через месяц никто из одноклассников в пиджак так и не переоделся. (20) Ребята по-прежнему ходили в джемперах, джинсовках, куртках от спортивных костюмов, а самые крутые – в толстовках. (21) Венька попытался как можно быстрее запачкать пиджак, благо он светлый. (22) Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый темно-синий свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.

- (23) Вот! (24)  Примерь! – щебетала она над Венькой. – (25) Тетя Нина отдала. (26) Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

 (27) Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28) Он тоже был ничего: стального цвета в чёрную крапинку. (29) Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак! (30) Никто из его одноклассников в пиджаках не ходил. (31) Никто!  (32) Лишь один он! (33) Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. (34) Когда у него, у Веньки, будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. (35) Он внимательно изучит, в чем будут ходить друзья сына, и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, как у Пети Комиссарова: скромную, с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

(По С.А.Лубенец)

                      2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Венька не хотел носить пиджак в школу?»

1) Пиджак был светлым и быстро пачкался.

2) Венька слышал от одноклассников обидные слова в адрес своей одежды.

 3) Венька чувствовал себя вороной среди одноклассников.

 4) Пиджак был слишком элегантный для школьных будней ОТВЕТ:______________________________________________________________________

                 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

1) Примерь! – щебетала она над Венькой. – (25) Тетя Нина отдала. (26) Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

2) ) «Как денди лондонский…» - радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.

3) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила приобрести сыновьям пиджаки.

4) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной  жизни абсолютно неприменимо. ОТВЕТ__________________________________________________________________

             4. Из предложений    1- 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

ОТВЕТ:___________________________________________________________________

            5. Из предложений 1-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительных с помощью суффикса –ЕНН-».

ОТВЕТ______________________________________________________

           6. Замените просторечное слово «обалденный» из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ОТВЕТ__________________________________________________________

        7. Замените словосочетание «коллектив класса» (предложение 33), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

ОТВЕТ_____________________________________________________________

                 8. Выпишите грамматическую основу  предложения 29.

        ОТВЕТ_____________________________________________________________

                 9.  Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер предложения.

       ОТВЕТ: ____________________________________________________________________

                 10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Напишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он, (1) правда, (2) ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, (3)но всем своим существом чувствовал,(4) что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. Когда у него,(5) у Веньки, (6)будет собственный сын, (7)он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. ОТВЕТ:______________________________________________________________

         11. Укажите количество грамматических основ в предложении22. Ответ запишите цифрой.

ОТВЕТ: ________________________________________________________________

          12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 Когда у него, (1)у Веньки,(2) будет собственный сын, (3)он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков.  Он внимательно изучит, (4)в чем будут ходить друзья сына, (5)и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, (6)как у Пети Комиссарова: скромную,(7) с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

ОТВЕТ:___________________________________________________________________

                 13.Среди предложений 10-16 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    ОТВЕТ: ___________________________________________________________________

               14. Среди предложений 1-11 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

   ОТВЕТ:_____________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания

       15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка.  Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируйте свой ответ, приведите два примера из  прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете  словами Л.В.Успенского.

           Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не                          оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая   работа оценивается нулем баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

       15.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Когда у него, у Веньки, будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков.  Он внимательно изучит,в чем будут ходить друзья сына, и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, как у Пети Комиссарова: скромную, с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 70слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                         15.3. Как вы понимаете значение слова. Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демонстрационный вариант ГИА по русскому языку. Критерии проверки

Демонстрационный вариант, критерии проверки...

Варианты ЕГЭ по русскому языку(пробный экзамен)

Варианты ЕГЭ по русскому языку(пробный экзамен)...

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса. УДАЧИ!

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по русскому языку

Работа составлена в соответствии с демоверсией  КИМ ОГЭ 2016 года и  предназначена для  учащихся, готовящихся к итоговой аттестации в 9 классе, а также для учителей, организующих ...