Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_5_klasse.docx22.81 КБ
    Файл tema_uroka_podgotovka_k_vpr.pptx2.55 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Подготовка к Всероссийской проверочной работе».

    Цель урока: закрепить  знания по изученному ранее материалу,

    способствовать развитию интереса к предмету.

      Задачи: повторить разделы «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация».

    совершенствование коммуникативных умений и навыков;

    формирование лингвистической и самообразовательной компетенции;

    воспитание коммуникативных качеств.

      Тип урока: общеметодологической направленности.

    Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, жетоны.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята и  уважаемые гости.

    Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

    Улыбки подарим гостям.

    К уроку готовы? – Тогда – за работу?

    Удачи желаю всем вам!

    II. Постановка цели урока.

    - В конце учебного года все ребята 5 классов будут писать Всероссийскую проверочную работу по русскому языку. Для чего её пишут, как вы думаете? - ВПР пишут для того, чтобы  оценить ваши знания и умения. Чтобы хорошо написать ВПР, что для этого нужно?

    -Для того чтобы написать ВПР на хорошо и отлично нужно начать подготовку заранее. И сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к всероссийской проверочной работе. Как вы думаете, какая тема урока у нас будет  сегодня? Верно.  Тема нашего сегодняшнего урока «Подготовка к ВПР». Сегодня на уроке мы  повторим то, что уже нам знакомо и выполним подобные упражнения и задания, которые будут у вас в ВПР.

    - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    - Сегодня мы проведем необычный урок, мы отправимся в удивительное и увлекательное путешествие,  в необъятную страну Русского языка – Лингвинию.

    - Вы готовы отправиться в путешествие?

    А билеты у вас есть? Нет?

    - Чтобы отправиться в путешествие, необходимо получить билеты, а для этого, выполним задание.

    III. Актуализация знаний.

    1. Орфоэпическая минутка

    - Расставьте ударения в данных словах. Такое задание в ВПР будет под номером 3.

                  /                 /                   /             /        

    Позвонят, облегчить,  квартал, столяр,

        /                           /                  /

    жаворонки, красивее, углубить,

         /

    шарфы.

    - Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Взаимопроверка)

    - Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку.

    - Молодцы! Вы справились с заданием и получаете билеты на поезд.

    (Раздать билеты).

    Наш поезд отправляется.

    2. Город «Морфемика».

    - Мы прибыли в город «Морфемика»

    Что такое морфемика? (Раздел науки о языке, изучающий состав слова).

    - Назовите известные вам морфемы.

    В городе Морфемика живут : приставка, корень, суффикс, окончание ,основа. Стоит прибавить одну морфему к слову, получается новое слово, как в сказке происходят превращения.

    А сейчас поиграем, проведем «мозговой штурм» и решим несколько шарад.

    1. Шарады :

    А) В списке вы мой обнаружите корень,

    Суффикс – в собрании встретите вскоре,

    В слове рассказ вы приставку найдёте,

    В целом – по мне на уроки пойдёте. (РАСПИСАНИЕ)

    Б) В нём приставка такая же,

    Как в слове «подруга»,

    Корень, как в слове «игрушка»,

    Суффиксы такие же, как в слове «читал».  (ПОИГРАЛ)


    В) Корень мой находится в ЦЕНЕ,

    В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

    Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,

    Вся же – в дневнике я и в журнале (ОЦЕНКА)

    -  Молодцы! Вы справились с заданием.

    - А теперь выполните морфемный разбор слов.  Подобное задание тоже будет в ВПР.

    Примерка, звёздочка, беловатый, подарок, убегают. 

           - Ребята, посмотрите, правильно ли выполнила Марьям задание.

    - Ребята, оцените себя. На столе у вас лежат фигуры, если вы выполнили задание без ошибок, возьмите звездочку, если у вас одна ошибка, возьмите квадратик, если две и более возьмите треугольник.

    3.Город «Морфология»

    - Наш поезд отправляется дальше. И следующая остановка город «Морфология».

     -  Кто живет в городе Морфология? /части речи /

    Какие части речи вы знаете? Как определить, к какой части речи относится слово?

    Чтобы отправиться дальше нам нужно выполнить задание. В ВПР это задание будет под номером 4.

    - Запишите предложение. Обозначьте части речи.

    Охотник видел в дальнем лесу медведицу и маленьких медвежат.

    -Какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

    - Оцените себя.

    - А сейчас немного отдохнем. Физминутка.

    - Мы отправляемся дальше.

    4. Город «Синтаксис».

    - Следующий город «Синтаксис».

    - Что такое «Синтаксис»? (раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложения, текст, а также правила их построения.)

    - Ребята, прочитайте диктант, который написал один ученик.

    Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит асенний запах. Тонкий туман стаит над желтыми палями. Сквозь бурые сучья диревьев билеет небо, на липах висят последние золотые листья.  

       А какой асенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза, вся золотая, красиво рисуется на голубом небе. Осиновая рощя вся сверкает. Свежый ветерок тихонько шевелит и гонит упавшые листья.

    - Можно ли его назвать текстом?

    - Что такое текст? (Текст — это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.)

    - Что необычного вы заметили в диктанте? (диктант написан с ошибками)

    - Какой бы вы дали совет ученикам при подготовке к диктанту?

    - Ребята, сейчас вы объединитесь и поработаете в группе. Вам нужно найти ошибки в диктанте ученика. Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.

    - Проверим, какие слова вы выписали.

    - Оцените себя, как вы работали в группе.

    - Выпишите выделенное предложение и выполните его синтаксический разбор. ( у доски).  Синтаксический разбор предложения у вас тоже будет во Всероссийской проверочной работе.

    Оцените себя.

    5. Город «Пунктуация»

    - Мы отправляемся дальше. И наша следующая остановка в городе «Пунктуация». 

    - Пунктуация и Синтаксис – очень близкие соседи, не обойтись им друг без друга. Вы хотите понять смысл предложения? Но для этого важно не только правильно построить его, но и правильно, в нужных местах поставить знаки препинания.

    - В этом городе вам нужно пройти тест.

    1) Что изучает пунктуация?

    А) Части речи

    Б) Правила написания слов

    В) Знаки препинания

    2) Укажите  предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые.

     А) Юра с большим интересом клеит модели кораблей.

     Б) В кружке судомоделирования мы делаем макеты и модели кораблей.

     В)Принеси мне из комнаты ножницы для резки бумаги и клей!

     Г) Для создания макета Юра сначала внимательно изучи чертёж.

    3) Укажите, в каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым?

     А) При небольшом морозе снег особенно искрист и свеж.

     Б) Осенний листопад красивый и живописный.

     В) Чистые озёра главное богатство этого края.

     Г) Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.

    4)В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    А) Раскалённые лучи солнца заливают круглую клумбу  с цветами, и тёмную  зелень сирени.

    Б) На траве, на былинках, на соломинках блестели нити осенней паутины.

    В) Малиновка щебетала чётко, весело и звонко.

    Г) Мои сыновья увлекаются не охотой, а рыбной ловлей.

    5) Укажите предложение, в котором необходимо поставить запятую.

    А) Дождинки сольются в крупные капли и скатятся с кустов на землю.

    Б) Бабочка запорхает над лугом и понесёт свою ношу муравей.

    В) После летнего дождика луга и леса покрываются сочной зеленью.

    Г) Ласточки носятся над рекой и охотятся за мошками.

    - Проверьте, правильно вы выполнили тест по шаблону.

    1) В, 2) Г, 3) В, 4) А, 5) Б.

    (У кого ошибки в тесте, вернуться к этому заданию)

    IV.Рефлексия

    Учитель: ребята, наше путешествие по стране Лингвинии подошло к концу.

    Сегодня на уроке мы с вами многое повторили

    А какие разделы науки о языке мы с вами повторили?

    - Какие трудности встретились?

    - Что показалось наиболее интересным?

    - Сегодня на уроке мы отработали  только часть заданий из ВПР. Над остальными заданиями мы будем работать на других  уроках русского языка.

    Посчитайте свои оценки. Если вы набрали больше звездочек – оценка «5», если больше квадратиков - оценка «4».   Если больше вы набрали треугольников –оценка «3».

    Кто получил оценку «5», кто оценку «4». Кто оценку «3».

     

    -  Путешествие заканчивается, но путь по стране знаний продолжается.

    Я желаю вам успехов в дальнейших путешествиях по этой интересной стране.

    Будьте настойчивы, трудолюбивы, и тогда она откроет вам все свои богатства.

    V. Домашнее задание.

    Индивидуальное задание.

    Для Марьям - морфемный разбор.

    Для Маши  - синтаксический разбор.

    Выполнить в 3 варианте ВПР такие же задания, которые мы с вами отработали сегодня на уроке.  


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока « Подготовка к ВПР»

    Слайд 2

    Орфоэпическая минутка. Позвонят, облегчить , квартал, инженеров , ж аворонки , красивее , углубить, шарфы .

    Слайд 3

    Орфоэпическая минутка. / / / / Позвонят , облегчить, квартал, столяр , / / / жаворонки , красивее, углубить, / шарфы .

    Слайд 4

    Город « Морфемика ». В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте.

    Слайд 5

    Город « Морфемика ». В нём приставка такая же, Как в слове «подруга», Корень, как в слове «игрушка», Суффиксы такие же, как в слове «читал».

    Слайд 6

    Город « Морфемика ». Корень мой находится в ЦЕНЕ , В ОЧЕРКЕ найди приставку мне, Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале

    Слайд 7

    Город «Морфология»

    Слайд 9

    Город «Синтаксис». Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит асенний запах . Тонкий туман стаит над желтыми палями. Сквозь бурые сучья диревьев билеет небо, на липах висят последние золотые листья. А какой асенний , ястный , немножко халодный утром день! Береза, вся золотая, красиво рисуется на голубом небе. Осиновая рощя вся сверкает. Свежый ветерок тихонько шевелит и гонит упавшые листья.

    Слайд 10

    Город «Пунктуация» 1) Что изучает пунктуация? А) Части речи Б) Правила написания слов В) Знаки препинания

    Слайд 11

    Город «Пунктуация» 2) Укажите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. А) Юра с большим интересом клеит модели кораблей . Б) В кружке судомоделирования мы делаем макеты и модели кораблей. В)Принеси мне из комнаты ножницы для резки бумаги и клей ! Г) Для создания макета Юра сначала внимательно изучи чертёж.

    Слайд 12

    Город «Пунктуация» 3) Укажите, в каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым ? А) При небольшом морозе снег особенно искрист и свеж . Б) Осенний листопад красивый и живописный . В) Чистые озёра главное богатство этого края . Г) Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.

    Слайд 13

    Город «Пунктуация» 4)В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А) Раскалённые лучи солнца заливают круглую клумбу с цветами, и тёмную зелень сирени. Б) На траве, на былинках, на соломинках блестели нити осенней паутины. В) Малиновка щебетала чётко, весело и звонко. Г) Мои сыновья увлекаются не охотой, а рыбной ловлей.

    Слайд 14

    Город «Пунктуация» 5) Укажите предложение , в котором необходимо поставить запятую. А) Дождинки сольются в крупные капли и скатятся с кустов на землю . Б) Бабочка запорхает над лугом и понесёт свою ношу муравей. В) После летнего дождика луга и леса покрываются сочной зеленью. Г ) Ласточки носятся над рекой и охотятся за мошками.

    Слайд 15

    Город «Пунктуация» 1) В, 2) Г, 3) В, 4) А, 5) Б.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образец Всероссийской проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 год.

    Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку для 5 класса включает в себя 12 заданий. На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут.При выполнении работы не разрешаетс...

    всероссийская проверочная работа по русскому языку

    демонстрационный материал для подготовки к впр по русскому языку...

    Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017

    ВПР по русскому языку 5 класс. Типовая работа....

    Анализ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ по русскому языку в 6х классах

    Анализ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ по русскому языку в 6х классах...

    ОТЧЕТ о проведении Всероссийских проверочных работ по русскому языку в 6-х классах в образовательных организациях Ненецкого автономного округа

    ВПР по русскому языку проводится в целях мониторинга качества подготовки обучающихся 6 классов. Мониторинг направлен на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта о...

    Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

    Здесь можно узнать о формах организации учебной деятельности при подготовке учащихся 5-8-х классов к ВПР, познакомиться с электронными ресурсами, которые помогут успешно подготовиться к ВПР...