Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx22.81 КБ
Файл tema_uroka_podgotovka_k_vpr.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Подготовка к Всероссийской проверочной работе».

Цель урока: закрепить  знания по изученному ранее материалу,

способствовать развитию интереса к предмету.

  Задачи: повторить разделы «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация».

совершенствование коммуникативных умений и навыков;

формирование лингвистической и самообразовательной компетенции;

воспитание коммуникативных качеств.

  Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, жетоны.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и  уважаемые гости.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? – Тогда – за работу?

Удачи желаю всем вам!

II. Постановка цели урока.

- В конце учебного года все ребята 5 классов будут писать Всероссийскую проверочную работу по русскому языку. Для чего её пишут, как вы думаете? - ВПР пишут для того, чтобы  оценить ваши знания и умения. Чтобы хорошо написать ВПР, что для этого нужно?

-Для того чтобы написать ВПР на хорошо и отлично нужно начать подготовку заранее. И сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к всероссийской проверочной работе. Как вы думаете, какая тема урока у нас будет  сегодня? Верно.  Тема нашего сегодняшнего урока «Подготовка к ВПР». Сегодня на уроке мы  повторим то, что уже нам знакомо и выполним подобные упражнения и задания, которые будут у вас в ВПР.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Сегодня мы проведем необычный урок, мы отправимся в удивительное и увлекательное путешествие,  в необъятную страну Русского языка – Лингвинию.

- Вы готовы отправиться в путешествие?

А билеты у вас есть? Нет?

- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо получить билеты, а для этого, выполним задание.

III. Актуализация знаний.

1. Орфоэпическая минутка

- Расставьте ударения в данных словах. Такое задание в ВПР будет под номером 3.

              /                 /                   /             /        

Позвонят, облегчить,  квартал, столяр,

    /                           /                  /

жаворонки, красивее, углубить,

     /

шарфы.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Взаимопроверка)

- Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку.

- Молодцы! Вы справились с заданием и получаете билеты на поезд.

(Раздать билеты).

Наш поезд отправляется.

2. Город «Морфемика».

- Мы прибыли в город «Морфемика»

Что такое морфемика? (Раздел науки о языке, изучающий состав слова).

- Назовите известные вам морфемы.

В городе Морфемика живут : приставка, корень, суффикс, окончание ,основа. Стоит прибавить одну морфему к слову, получается новое слово, как в сказке происходят превращения.

А сейчас поиграем, проведем «мозговой штурм» и решим несколько шарад.

1. Шарады :

А) В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте. (РАСПИСАНИЕ)

Б) В нём приставка такая же,

Как в слове «подруга»,

Корень, как в слове «игрушка»,

Суффиксы такие же, как в слове «читал».  (ПОИГРАЛ)


В) Корень мой находится в ЦЕНЕ,

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале (ОЦЕНКА)

-  Молодцы! Вы справились с заданием.

- А теперь выполните морфемный разбор слов.  Подобное задание тоже будет в ВПР.

Примерка, звёздочка, беловатый, подарок, убегают. 

       - Ребята, посмотрите, правильно ли выполнила Марьям задание.

- Ребята, оцените себя. На столе у вас лежат фигуры, если вы выполнили задание без ошибок, возьмите звездочку, если у вас одна ошибка, возьмите квадратик, если две и более возьмите треугольник.

3.Город «Морфология»

- Наш поезд отправляется дальше. И следующая остановка город «Морфология».

 -  Кто живет в городе Морфология? /части речи /

Какие части речи вы знаете? Как определить, к какой части речи относится слово?

Чтобы отправиться дальше нам нужно выполнить задание. В ВПР это задание будет под номером 4.

- Запишите предложение. Обозначьте части речи.

Охотник видел в дальнем лесу медведицу и маленьких медвежат.

-Какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

- Оцените себя.

- А сейчас немного отдохнем. Физминутка.

- Мы отправляемся дальше.

4. Город «Синтаксис».

- Следующий город «Синтаксис».

- Что такое «Синтаксис»? (раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложения, текст, а также правила их построения.)

- Ребята, прочитайте диктант, который написал один ученик.

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит асенний запах. Тонкий туман стаит над желтыми палями. Сквозь бурые сучья диревьев билеет небо, на липах висят последние золотые листья.  

   А какой асенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза, вся золотая, красиво рисуется на голубом небе. Осиновая рощя вся сверкает. Свежый ветерок тихонько шевелит и гонит упавшые листья.

- Можно ли его назвать текстом?

- Что такое текст? (Текст — это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.)

- Что необычного вы заметили в диктанте? (диктант написан с ошибками)

- Какой бы вы дали совет ученикам при подготовке к диктанту?

- Ребята, сейчас вы объединитесь и поработаете в группе. Вам нужно найти ошибки в диктанте ученика. Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.

- Проверим, какие слова вы выписали.

- Оцените себя, как вы работали в группе.

- Выпишите выделенное предложение и выполните его синтаксический разбор. ( у доски).  Синтаксический разбор предложения у вас тоже будет во Всероссийской проверочной работе.

Оцените себя.

5. Город «Пунктуация»

- Мы отправляемся дальше. И наша следующая остановка в городе «Пунктуация». 

- Пунктуация и Синтаксис – очень близкие соседи, не обойтись им друг без друга. Вы хотите понять смысл предложения? Но для этого важно не только правильно построить его, но и правильно, в нужных местах поставить знаки препинания.

- В этом городе вам нужно пройти тест.

1) Что изучает пунктуация?

А) Части речи

Б) Правила написания слов

В) Знаки препинания

2) Укажите  предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые.

 А) Юра с большим интересом клеит модели кораблей.

 Б) В кружке судомоделирования мы делаем макеты и модели кораблей.

 В)Принеси мне из комнаты ножницы для резки бумаги и клей!

 Г) Для создания макета Юра сначала внимательно изучи чертёж.

3) Укажите, в каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым?

 А) При небольшом морозе снег особенно искрист и свеж.

 Б) Осенний листопад красивый и живописный.

 В) Чистые озёра главное богатство этого края.

 Г) Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.

4)В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Раскалённые лучи солнца заливают круглую клумбу  с цветами, и тёмную  зелень сирени.

Б) На траве, на былинках, на соломинках блестели нити осенней паутины.

В) Малиновка щебетала чётко, весело и звонко.

Г) Мои сыновья увлекаются не охотой, а рыбной ловлей.

5) Укажите предложение, в котором необходимо поставить запятую.

А) Дождинки сольются в крупные капли и скатятся с кустов на землю.

Б) Бабочка запорхает над лугом и понесёт свою ношу муравей.

В) После летнего дождика луга и леса покрываются сочной зеленью.

Г) Ласточки носятся над рекой и охотятся за мошками.

- Проверьте, правильно вы выполнили тест по шаблону.

1) В, 2) Г, 3) В, 4) А, 5) Б.

(У кого ошибки в тесте, вернуться к этому заданию)

IV.Рефлексия

Учитель: ребята, наше путешествие по стране Лингвинии подошло к концу.

Сегодня на уроке мы с вами многое повторили

А какие разделы науки о языке мы с вами повторили?

- Какие трудности встретились?

- Что показалось наиболее интересным?

- Сегодня на уроке мы отработали  только часть заданий из ВПР. Над остальными заданиями мы будем работать на других  уроках русского языка.

Посчитайте свои оценки. Если вы набрали больше звездочек – оценка «5», если больше квадратиков - оценка «4».   Если больше вы набрали треугольников –оценка «3».

Кто получил оценку «5», кто оценку «4». Кто оценку «3».

 

-  Путешествие заканчивается, но путь по стране знаний продолжается.

Я желаю вам успехов в дальнейших путешествиях по этой интересной стране.

Будьте настойчивы, трудолюбивы, и тогда она откроет вам все свои богатства.

V. Домашнее задание.

Индивидуальное задание.

Для Марьям - морфемный разбор.

Для Маши  - синтаксический разбор.

Выполнить в 3 варианте ВПР такие же задания, которые мы с вами отработали сегодня на уроке.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока « Подготовка к ВПР»

Слайд 2

Орфоэпическая минутка. Позвонят, облегчить , квартал, инженеров , ж аворонки , красивее , углубить, шарфы .

Слайд 3

Орфоэпическая минутка. / / / / Позвонят , облегчить, квартал, столяр , / / / жаворонки , красивее, углубить, / шарфы .

Слайд 4

Город « Морфемика ». В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте.

Слайд 5

Город « Морфемика ». В нём приставка такая же, Как в слове «подруга», Корень, как в слове «игрушка», Суффиксы такие же, как в слове «читал».

Слайд 6

Город « Морфемика ». Корень мой находится в ЦЕНЕ , В ОЧЕРКЕ найди приставку мне, Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале

Слайд 7

Город «Морфология»

Слайд 9

Город «Синтаксис». Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит асенний запах . Тонкий туман стаит над желтыми палями. Сквозь бурые сучья диревьев билеет небо, на липах висят последние золотые листья. А какой асенний , ястный , немножко халодный утром день! Береза, вся золотая, красиво рисуется на голубом небе. Осиновая рощя вся сверкает. Свежый ветерок тихонько шевелит и гонит упавшые листья.

Слайд 10

Город «Пунктуация» 1) Что изучает пунктуация? А) Части речи Б) Правила написания слов В) Знаки препинания

Слайд 11

Город «Пунктуация» 2) Укажите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. А) Юра с большим интересом клеит модели кораблей . Б) В кружке судомоделирования мы делаем макеты и модели кораблей. В)Принеси мне из комнаты ножницы для резки бумаги и клей ! Г) Для создания макета Юра сначала внимательно изучи чертёж.

Слайд 12

Город «Пунктуация» 3) Укажите, в каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым ? А) При небольшом морозе снег особенно искрист и свеж . Б) Осенний листопад красивый и живописный . В) Чистые озёра главное богатство этого края . Г) Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.

Слайд 13

Город «Пунктуация» 4)В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А) Раскалённые лучи солнца заливают круглую клумбу с цветами, и тёмную зелень сирени. Б) На траве, на былинках, на соломинках блестели нити осенней паутины. В) Малиновка щебетала чётко, весело и звонко. Г) Мои сыновья увлекаются не охотой, а рыбной ловлей.

Слайд 14

Город «Пунктуация» 5) Укажите предложение , в котором необходимо поставить запятую. А) Дождинки сольются в крупные капли и скатятся с кустов на землю . Б) Бабочка запорхает над лугом и понесёт свою ношу муравей. В) После летнего дождика луга и леса покрываются сочной зеленью. Г ) Ласточки носятся над рекой и охотятся за мошками.

Слайд 15

Город «Пунктуация» 1) В, 2) Г, 3) В, 4) А, 5) Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец Всероссийской проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 год.

Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку для 5 класса включает в себя 12 заданий. На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут.При выполнении работы не разрешаетс...

Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017

ВПР по русскому языку 5 класс. Типовая работа....

Анализ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ по русскому языку в 6х классах

Анализ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ по русскому языку в 6х классах...

ОТЧЕТ о проведении Всероссийских проверочных работ по русскому языку в 6-х классах в образовательных организациях Ненецкого автономного округа

ВПР по русскому языку проводится в целях мониторинга качества подготовки обучающихся 6 классов. Мониторинг направлен на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта о...

Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Здесь можно узнать о формах организации учебной деятельности при подготовке учащихся 5-8-х классов к ВПР, познакомиться с электронными ресурсами, которые помогут успешно подготовиться к ВПР...

Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой,...