Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку.
опыты и эксперименты

Ковина Ирина Анатольевна

Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ. В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются  Всероссийские проверочные работы (ВПР). В этой публикации содержится опыт работы с обучающимися при подготовке к Всероссийской проверочной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку.

Назначение Всероссийских проверочных работ – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС (далее - ВПР). ВПР учеников позволяют проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в сравнении с результатами других школ России, развить единые образовательные стандарты для всех школ. А также проверочные работы дают возможность педагогам получить независимую оценку качества своей работы. ВПР проводятся в форме контрольных работ.

Особенности ВПР: (слайд 2)

  • Единые расписание, тексты заданий, критерии оценивания.
  • Не используются задания с выбором ответа из готовых вариантов.
  • Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.

Данная проверочная работа представляет собой аналог годовой контрольной. Поэтому подготовку к данному мониторингу необходимо осуществлять в течение всего учебного процесса, так как ВПР по русскому языку считается одним из самых сложных.

Работу по подготовке к диагностической работе начинаю с анализа результатов ВПР за прошлый год, так как он помогает создать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, с целью использования оценки личностных результатов обучения.

В результате анализа ВПР обучающихся 5-7 классов нашей школы по русскому языку в 2020 году выявлены нижеперечисленные проблемы. (слайд 3)

У обучающихся 5-7 классов устойчивые предметные дефициты связаны с темами:

• «Орфоэпические нормы»

• «Простое осложненное предложение» (объяснение основания выбора простого осложненного предложения);

• «Сложное предложение» (объяснение основания выбора сложного предложения);

• «Текст. Основная мысль текста»;

• «Лексика и фразеология»

• «Стилистические нормы современного русского литературного языка».

Считаю, что подгoтoвка к ВПР не должна быть «натаскиванием» oбучающихся на выполнение тех или иных заданий, а должен быть целенаправленный тpуд педагога, ученика и poдителей по оcвоению oбучающимися предметных и метапредметных результатов образования. Я уверена, что главная задача педагoга - вовлечь учеников в учебный процесс, чтобы ученики хотели учиться, умели и хотели самостоятельно добывать знания. В своей работе руководствуюсь словами Б. Франклин: «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь». Во время изучения материала для меня важно, чтобы все учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении: готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

Перечислю некоторые виды заданий и расскажу о способах и приемах, которые использую на своих уроках для успешной подготовки детей к ВПР по русскому языку в 5-8 классах.

Для подготовки задания № 3, которое проверяет знание орфоэпических норм, в начале учебного года составляю орфоэпический словарик из слов орфоэпического минимума для каждой параллели. (слайд 4)

Затем, не менее двух раз в неделю, работаем с данными словами. Для этого использую различные виды заданий, направленные на запоминание правописания и произношения слов:

1)Начиная с пятого класса каждый урок русского языка я начинаю с орфоэпической разминки. В течение полминуты мы хором (как скороговорку) проговариваем блоки слов. Я чётко произношу слова, ребята повторяют вслед за мной. Это не только орфоэпическая разминка, но и хороший мобилизующий этап урока. Ребята проговаривают слова, настраиваются на рабочий ритм урока, а потом уже идет объявление темы урока, целеполагание и т.д.

2)Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову подобрать созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо. Эти пары слов также проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки. (слайд 5)

1. У Иры – крапИ ва.

2. У Фёклы – свЁ кла.

3. Его опЕ ка с начала века.

4. Рог –творО г.

3) Для запоминания в качестве примера можно использовать шуточные стихотворения:

Долго ели тОрты,

Не налезли шорты.

Мама сына баловала,

вместо супа торт давала. (слайд 5)

4)Для проверки использую карточки для работы в парах с взаимопроверкой.

Орфоэпическая разминка

№1.Расставь ударение в данных словах.

Августовский, портфель, партер, цемент, корысть, создалась, изогнутый, позвонит, звонит, бармен, диспансер, досуг, вручишь, краны, доверху, налила, звонит, портфель, избалован, приободрить, простолюдин, баловать, балованный, шасси.

5)Использую приём «Цепочка», который направлен на запоминание правописания и произношения словарных слов, а также на развитие связной речи учащихся. Необходимо «связать» слова по смыслу, составив с ними предложения. (слайд 5)

Например: ВрученА, балОванный, гУсеничный, о деньгАх.

Сергею Петровичу на собрании была вручена грамота за доблестный труд. И несмотря на то, что он и не помышлял о деньгах, работая на гусеничном тракторе, был приятно польщён премией в размере двух тысяч рублей, так как он с детства не был балованным ребёнком, и денег ему всегда не хватало.

6) В рамках «занимательной лингвистики» даю детям такое задание: создай головоломку по поиску словарных слов или слов из орфоэпического минимума (необходимо будет в ответе поставить ударение). Вписать нужно слова по горизонтали и вертикали, а оставшиеся клеточки заполнить любыми буквами. Затем сосед по парте должен найти слова, которые спрятаны.

Для подготовки к заданию №13 в 5 -7 классах, которое направлено на умение подбирать синонимы и антонимы к словам, использую следующие упражнения:

1)К предложенным словам подобрать синонимы и антонимы. (слайд 6)

2)Соедини синонимы или антонимы между собой, подбери пару, найди друга. (слайд 7)

3)Вставьте пропущенные синонимы, антонимы из предложенного списка или самостоятельно. (слайд 8)

Также необходимо рассматривать синонимы в тексте и давать соответствующие пояснения по их употреблению. Лишь осмыслив функцию синонима, учащийся поймет значение изучения этой темы, поймет и будет учиться выбирать единственное нужное слово, такое слово, которое будет самым точным, самым выразительным.

Для подготовки к заданию №14, в котором необходимо объяснить и записать значение фразеологизма, а затем, используя не менее двух предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма, включив фразеологизм в одно из предложений, использую следующие приёмы:

1)составляю фразеологический словарик, который доступен учащимся на стендах в кабинете. (слайд 9)

2)Задание: Расскажите о своих прогулках по лесу, используя фразеологизмы (устойчивые сочетания слов).

3) Раздаю ребятам карточки с различными тематическими картинками. Необходимо составить тексты со всеми словами, представленными на картинке. Вспомнить фразеологизм с каким-либо из этих слов, записать его, включив в составленный текст. (слайд 10-11)

Подобное задание можно использовать и по работе с пословицами. Я думаю, что подобные творческие задания способны вызвать интерес у учащихся и позволят успешно обучаться русскому языку.

При подготовке к ВПР мне помогает пособие «Комплексный анализ текста» под редакцией

А.В. Малюшкина. Работа с текстом является актуальной и эффективной формой при подготовке учащихся к мониторингу качества знаний. (слайд 12)

Также при подготовке обучающихся к Всероссийской проверочной работе использую информационные ресурсы сети Интернет. Они помогают оптимизировать учебный процесс, делают его содержательнее и увлекательнее для обучающихся. Также эти ресурсы помогают развивать исследовательскую культуру, выработать навык анализа и отбора нужной информации, формируют сознательный рефлексивный подход к собственной речевой практике. (слайд 14)

Для достижения положительных результатов за две недели перед ВПР использую распечатанные варианты на уроках русского языка. Ребята решают задания, комментируют выполнение, а главное, они визуально представляют целостную работу. Это позволит во время реальной работы избежать страха перед объёмом и формулировкой заданий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку Учитель русского языка и литературы Ковина Ирина Анатольевна

Слайд 2

Особенности ВПР: -Единые расписание, тексты заданий, критерии оценивания. - Не используются задания с выбором ответа из готовых вариантов. - Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями

Слайд 3

Анализ ВПР по русскому языку за 2020г. выявил следующие проблемы: У обучающихся 5-7 классов устойчивые предметные дефициты связаны с такими темами: • «Орфоэпические нормы» • «Простое осложненное предложение» (объяснение основания выбора простого осложненного предложения); • «Сложное предложение» (объяснение основания выбора сложного предложения); • «Текст. Основная мысль текста»; • «Лексика и фразеология» • «Стилистические нормы современного русского литературного языка».

Слайд 4

Задание 4. Орфоэпические нормы Приёмы: 1. Орфоэпический словарик Жалюзи́, языково́й (факт), позвони́шь ‚ ку́хонный То́рты , краси́вее , позвони́шь , крапи́ва . Догово́р , поняла́, столя́р , алфави́т . Балова́ть , ве́рба , позвони́шь , комба́йнер . ДремОта , завИдно , жалюзИ , каталОг . ПриговОр , разОгнутый , газопровОд , ракУшка . БАнты , взялА , экспЕрт , чЕрпать . БурьЯна , цемЕнт , удОбнее , свЁкла . БензопровОд , балОванный , дремОта , зАговор . КружевА , комбАйнер , намЕрение , тОрты . ДоговОр , цемЕнт , понялА , красИвее . ВзялА , граждАнство , о деньгАх , Искра. ЯзыковОй , экспЕрт , цЕнтнер , шАрфы . ЗадалА , досУг , боЯзнь , атлЕт . ВрученА , балОванный , гУсеничный , о деньгАх . ЗакУпорить , включИть , добЫча , киломЕтр . ЧЕрпая , ржАвея , балУясь , красИвее . БАнты , каталОг , ломОть , тОтчас . БетОн , малЯр , штукатУр , столЯр . ОстАлась , прИнял , рАзвитее . ДефИс , диалОг , занятОй , Искра ПроведенО , принЯв , одолжИт , положИл . сОгнутый , жалюзИ , занятОй , крапИва ДавнИшний , звонИт , злОба , балУясь . кАшлянуть , мусоропровОд , недУг , обеспЕчение . ПлЕсневеть , ремЕнь , ржАветь , тУфля за́говор , нача́ть , опто́вый , по́днял .

Слайд 5

2. Орфоэпическая разминка Звуковая ассоциация 1.У Иры – крапИ ва . 2. У Фёклы – свЁ кла . 3. Его опЕ ка с начала века. 4. Рог – творО г. Шуточное стихотворение Долго ели тОрты , Не налезли шорты. Мама сына баловала, вместо супа торт давала. Прием «Цепочка» . Необходимо «связать» слова по смыслу, составив с ними предложения. Например: ВрученА , балОванный , гУсеничный , о деньгАх . Сергею Петровичу на собрании была вручена грамота за доблестный труд. И несмотря на то, что он и не помышлял о деньгах, работая на гусеничном тракторе, был приятно польщён премией в размере двух тысяч рублей, так как он с детства не был балованным ребёнком, и денег ему всегда не хватало.

Слайд 6

Задание 13. Лексика 1)К предложенным словам подобрать синонимы и антонимы.

Слайд 7

2)Соедини синонимы или антонимы между собой, подбери пару, найди друга.

Слайд 8

3)Вставьте пропущенные синонимы, антонимы из предложенного списка или самостоятельно.

Слайд 9

Задание 14. Фразеология Приёмы: 1. Фразеологический словарик Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: по аналогии с фонтанирующим ключом в сравнении со спокойно истекающими источниками воды. Биться как рыба об лёд — настойчивые, но напрасные усилия, безрезультатная деятельность Буря в стакане воды — большие волнения по ничтожному поводу. Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала» Водой не разольёшь — о крепкой дружбе Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом. Аналогично: толочь воду в ступе Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать Возить воду (на ком-л.) — обременять тяжёлой работой, пользуясь его покладистым характером В тихом омуте черти водятся — о том, кто тих, смирен только с виду Выйти сухим из воды — без плохих последствий, остаться безнаказанным Выводить на чистую воду — разоблачать, уличить во лжи Гнать волну — нести сплетни, провоцировать скандалы Девятый вал — суровое испытание (высокая волна) Деньги как вода — имеется в виду та лёгкость, с которой они тратятся Держаться на плаву — уметь справиться с обстоятельствами, вести успешно дела Дуть на воду, обжегшись на молоке—излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках Ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся.

Слайд 10

2. Творческие задания Например: Задание: Расскажите о своих прогулках по лесу, используя фразеологизмы (устойчивые сочетания слов). Задание: Раздаю ребятам карточки с различными тематическими картинками. Необходимо составить тексты со всеми словами, представленными на картинке. Вспомнить фразеологизм с каким-либо из этих слов, записать его, включив в составленный текст.

Слайд 11

Творческие задания Диктант с элементами творчества . Работа над деформированным текстом. Выборочное списывание. Работа с опорными словами. Составление таблиц, заполняя их примерами. Нахождение в тексте слов по морфологическим признакам. Замена примеров учебника своими примерами. Составление рассказа на лингвистическую тему. Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных». - Дополни предложения, используя слова для справок.(3группа) (Ученики 1 и 2 группы дополняют предложения своими примерами). Ребята расположились на отдых возле… . Много песен сложено о … . По обеим сторонам … росли белоствольные …. Петя добрался до нужной … . Сердце мальчика забилось от … Аллея, площадь, Россия, речка, берёзка, радость, станция.

Слайд 12

Пособие «Комплексный анализ текста» А.Б. Малюшкин

Слайд 14

Сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проверочной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе, 11 класс

Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии  ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат...

Тренажёр по русскому языку для учащихся 5 класса "Подготовка к Всероссийской проверочной работе"

Всё чаще в школе проводятся Всероссийские проверочные работы по разным предметам, в том числе и по русскому языку. Данная разработка является тренажёром....

Организация и подготовка к Всероссийским проверочным работам. (из опыта работы)

                                     МБОУ «Ивановская ООШ»...

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"...

Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Здесь можно узнать о формах организации учебной деятельности при подготовке учащихся 5-8-х классов к ВПР, познакомиться с электронными ресурсами, которые помогут успешно подготовиться к ВПР...

Рекомендации при подготовке к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку 5-6 классы

В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Много вопросов вызывает данный вид диагностической работы уча...