Урок по теме : Обобщение изученного в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Этот урок можно провести в конце учебного года. В игровой форме повторяются основные темы, изученные в 6 классе по русскомуязыку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение в конце года

 «Путешествие в страну русского языка»

6 класс

                                                     

                                             

Обобщающий урок в конце года. «Путешествие в страну русского языка» 6 класс

Цель: обобщить и углубить знания по русскому языку (6 класс), развивать логическое и креативное мышление, обогащать устную речь, воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: таблица с определениями и примерами шарад, метаграмм, логогрифов, палиндромов, анаграмм;

карта путешествий с отметками, указывающими путь от старта до финиша;

игральный кубик с цифрами от 1до 4;     фишки, призы, сюрпризы.

Условия игры: Делим класс на команды.  Кто из 2-4 команд быстрее доберется до финиша?

   В качестве фишек используем изображения гномов по названию команд (это наши помощники): Весельчак, Профессор, Молчун, Ворчун.

   Бросаем по очереди игральный кубик и узнаем, сколько шагов делает команда до очередной метки. Метки на карте трех цветов: красный цвет - блок вопросов по теории русского языка, зеленый – вопросы на сообразительность, синий – творческие задания. Если команда справилась с заданием, она остается на данной метке, если нет – делает 1-2-3 шага назад.

     На пути есть препятствия:

неприятные – возврат назад, блиц - вопросы;

приятные – шаги вперед, призы, сюрпризы.

В результате мы узнаем самых «подкованных» в русском языке, сообразительных и творческих учеников. Вперед!

1 блок. Теория: вопросы по изучаемым темам (20 вопросов):

- Дайте определение имени существительного (определение имени прилагательного; определение имени числительного).

- Правописание гласных в корне.  (Например: Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне? или Расскажи правило написания чередующихся гласных в корнях  –лож- - - лаг-. или Расскажи правило написания чередующихся гласных в корнях  –раст- - - ращ-. или Расскажи правило написания чередующихся гласных в корнях  –кос - - - кас-. Расскажи правило написания чередующихся гласных в корнях  –гор - - - гар- ).

- Правописание согласных. (Например: Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании звонких и глухих согласных в корне? Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании непроизносимых согласных в корне?

- Правописание приставок. (Например: Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании приставок  пре- и при-? Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании приставок  на -з-(-с-)?)

- Употребление ь и ъ знаков. (Например: Когда в слове пишется ъ, или ь разделительные? Расскажи об употреблении ь на конце слов после шипящих. Расскажи об употреблении ь для обозначения мягкости согласных.

- Написание букв  и, у, а после шипящих.

- Написание букв  о, ё после шипящих.

- Написание букв  и, ы  после ц.

- Правописание суффиксов –чик---щик-.

- Написание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных

- Знаки препинания в простых предложениях: при однородных членах, при обращении.

- Знаки препинания в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях.

2 блок. Вопросы, требующие смекалки.

1. Какой иглой не сошьешь рубахи? ( Патефонной, хвойной, ежовой)

2. В каком магазине ничего не купишь? (Винтовки, фотоаппарата)

 3. Что можно собрать без помощи рук? (Собрать лоб в морщины, тело для прыжка)

4. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К-от)

5. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получит название дня и ночи? (С-утки)

6. Шарады:

-Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоименье – слог второй,

А в целом – столик школьный твой. (Парта)

- В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом  - по мне на уроки пойдете. (Расписание).

- Две ноты – союзы,

Все вместе – игра,

В которую любит

Играть детвора. (Домино)

7. Метаграммы:

- Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но к на ц перемени –

Я по болоту зашагаю.  (Капля - цапля).

- С б мучительной бываю,

 С м одежду пожираю,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна.  (Боль, моль, роль, соль).

8. Логогрифы:

- Я на берегу морском

Круглый год валяюсь:

Отнимаешь мягкий знак,

Вверх я устремляюсь.  (Галька – галка)

9. Анаграмма:

- Географию со мной

 Изучают в школе дети.

Дай порядок слов иной

И найдешь меня в буфете (столовой) (Атлас – салат).

10. Палиндром:

- Я по полену бью звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.  (Топор – ропот).

3 блок. Творческие задания. (Разрешается сочинять  в прозе, хотя в стихах лучше).

1. Попробуй сочинить  шараду. Новое слово получается при вычленении частей других слов и их соединении:

Корнем с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

 Суффикс как в слове дневник,

Целым же в космос проник.  (Спутник)

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Весь же – в дневнике я и в журнале.    (Оценка)

2. Сочини метаграмму. Новое слово получается при замене одной буквы в слове:

Со звуком с я не вкусна,

Но в пищу каждому нужна.

С м берегись меня! Не то –

Я съем и платье, и пальто.   (Соль – моль)

 С к я в классе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С п – от вас не утаю,

Напротив в классе я стою. (Карта – парта)

3. Сочини  логогриф.   Новое слово получается при отсечении нескольких букв или прибавлении:

Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но г приставишь впереди –

 И в небе я загромыхаю. (Роза – гроза)

4. Сочини  анаграмму. Новое слово получаем, меняя местами  буквы внутри слова:

Взгляни на карту – ты узнаешь,

Что я французская река.

Но если буквы переставишь,

Укрою я в себе зверька. ( Рона – нора)

5. Представь, что ты имя существительное. Расскажи о себе, о своей семье, друзьях, увлечениях.

6. Представь, что ты имя прилагательное. Расскажи о себе, о своей семье, друзьях, увлечениях.

7. Представь, что ты глагол. Расскажи о себе, о своей семье, друзьях, увлечениях.

8. Создай проект памятника буквам ь и ъ знакам. Материал может быть любой: дерево, камень, стекло, вода, резина, шерсть…

Блиц – опрос.

1. Подбери проверочное слово:

 Вестник, гигантский, грустный, завистливый, злостный, известный, местность, ненастный, областной, радостный.

2. Прибавь прилагательное:

Вестибюль (просторный), бандероль (заказная), магистраль (широкая), инвентарь (садовый), цитадель (неприступная), кабель (телефонный), рояль (новый), ковыль (степной), кофе (черный), шинель (солдатская).

3. Образуй краткую форму:

Рыжий - …,

Пригожий - …,

Верблюжий - …,

Бесстыжий - …,

Медвежий-…,

Могучий - …,

Птичий - …,

Кипучий -…,

Блестящий - …,

Пропащий -….

4. Ответь одним словом:

Человек, который любит труд (трудолюбивый)

Машина, очищающая дороги (снегоочиститель)

Человек, охотно принимающий гостей (гостеприимный)

Правила , принятые всеми (общепринятые)

Способность корабля, вагона, подымать определённое количество груза (грузоподъёмность)

5. Как правильно? Поставь в родительный падеж множественного числа.

Чулки - …

Туфли - …

Носки - …

Платье - …

Грамм -…

Рельсы - …

6. Кто больше назовёт однокоренных слов?

Вода – водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоём, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомерка, водонапорный, водонепроницаемый, водоплавающий, водопой, водопровод, водораздел, водород, водоросль, водоснабжение, водолазный, водохранилище, водянистый, водянка, водный, безводный, надводный, подводный, водяной, пресноводный, земноводный, заводь, наводнять, наводнение, половодь.

Подведение итогов, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок  систематизации и обобщения изученного по теме "Имя прилагательное"...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения»

Цели урока:  ОбразовательныеОбобщить знания о способах выражения подлежащего, о типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правила постановки тире между...

Урок по теме "Обобщение изученного материала по темам «Имя существительное», «Лексика».

Конспект и презентация обобщающего урока-семинара в 5 классе по теме «Лексика».  На данном уроке используются разнообразные формы и виды работы учащихся....

Технологическая карта урока по теме: Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

Методическая разработка урока по теме "Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное" в 6 классе...

Презентация дистанционного урока по теме "Закрепление изученного" 3 класс (коррекционный)

Цели и задачи урока: способствовать развитию умений решать разные виды задач с помощью схематического чертежа, таблицы; находить периметр и площадь геометрических фигур, отрабатывать устные и письменн...