Изложение по тексту К.Г. Паустовского "Шкатулка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Смирнова Елена Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_shkatulka_5_klass.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Обучающее изложение с элементами описания» (К. Паустовский «Шкатулка»), 5-й класс

Цель деятельности учителя

Углубить понятие о типах речи; рассмотреть структуру повествования; вырабатывать навык пользования разными типами речи при написании текстов

Тип урока

Урок развития речи

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем (см. Презентация)

Основные понятия

Текст, тема и основная мысль текста, повествование, описание

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

1 Организационный момент

Приветствие. Организация рабочей обстановки.

Оценивание готовности к уроку

2. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы отправимся в загадочное путешествие: в старый заброшенный дом, познакомимся с его обитателями и расскажем об этом в своих работах.

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова есть такое описание: “механический заводной музыкальный инструмент в виде ящичка, воспроизводящий какую-нибудь мелодию”  Как вы думаете, о каком предмете идет речь? (О музыкальной шкатулке.) Как вы догадались? (Слайд 2)

Отвечают на вопросы.

3. Актуализация и пробное учебное действие

Беседа «Типы речи».

Все тексты, письменные и устные, можно разделить на 3 типа: описание, рассуждение, повествование.

-Вспомним, что мы знаем о данных типах речи?

- Описание, что это за тип речи? Приведите примеры.

-Какое сочинение-описание мы с вами отработали, по какой теме?

- Рассуждение, что это за тип речи? Приведите примеры.

- Повествование, что это за тип речи? Приведите примеры.

- В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале? как дальше развивалось действие?). Часто используются глаголы.

- В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он?). Для передачи описания используются прилагательные.

Повествование и его структура

I. Вступление (завязка).

II. Основная часть (кульминация).

III. Заключение (развязка).

На слайде (2):

- Константин Георгиевич Паустовский (1982–1968) – русский писатель, современному читателю известен как автор рассказов и повестей о природе для детей.

“Шкатулка” - отрывок из рассказа К.Г. Паустовского “Жильцы старого дома” (1940).

Текст (упр.282,283)

В доме жило много старых вещей.

Как-то на чердаке мы нашли черную шкатулку. На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: “Сделал мастер Гальвестон”.

Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с не пыль и открыли крышку. Внутри нее были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

Физминутка

   Гусак.

       Утром встал гусак на лапки,

       Приготовился к зарядке.

       Повернулся влево, вправо.

       Приседанье сделал справно,

       Клювиком почистил лук.

       И скорей за парту плюх.

Чтение 2 части текста

* * *

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

(К. Паустовский)

 Вопросы по тексту. Слайд 3

– О чем повествуется в тексте (тема)? (О находке музыкальной шкатулки и ее звучании.) Озаглавьте его. (Старинная музыкальная шкатулка.)

– Найдите начальную часть текста (вступление).

Отвечают на вопросы. Строят понятные для одноклассников высказывания

4. Выявление места  и причины затруднения

На слайде 4:

– Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы: нашли, принесли, вытерли, открыли, завели, не играла, нажимали, поставили, забыли, – так вы поймете последовательность события, о котором повествуется в тексте.

– Укажите те части текста, в которых описывается шкатулка. (На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: “Сделал мастер Гальвестон”. <...> Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке стрекоза, бабочка или жук.) Как они включаются в повествование?

– Как вы понимаете слова: валик, гулкий, ходики?

На слайде 6:

Словарик по тексту

Валик, -а, м. 1. Туго набитая, продолговатая подушка для поперечных краев дивана, тахты. Подложить валик под спину. 2. Утолщeнный и продолговатый предмет цилиндрической формы. Внутри нее были тонкие валики с медными шипами.

Гулкий, -ая, -ое; гулок, гулка, гулко. 1. Слышный издалека, с гудящим отзвуком. Гулкие шаги. Гулкое эхо. 2. С сильным резонансом (способностью усиливать звук). В гулком доме.

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями. Ходики притихли от изумления.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме


Делают записи в тетрадях

– Как писатель передает с помощью слов игру шкатулки? (...будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам.) Докажите, что это текст художественного стиля. (Писатель красочно изображает игру шкатулки.)

– Назовите определения, которые относятся к существительному звон(Стеклянный, переливающийся, чудесный, таинственный.)

Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением (проект)

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

На слайде 7:

План

I. Вступление (завязка).

1. Это произошло осенью, поздней ночью.

II. Основная часть (кульминация).

2. Неожиданное пробуждение шкатулки.

3. Шкатулка играла долго.

III. Заключение (развязка).

4. Шкатулка проиграла все свои песни и замолчала.

На слайде 8 слова с неизученными орфограммами:

  • как-то
  • кто-то
  • какая-нибудь
  • стеклянны

Составляют план изложения совместно с учителем

Перед написанием изложения учитель рекомендует вспомнить иллюстрации (реальную и воображаемую), основные моменты текста, необходимые для изложения (микротемы, глаголы, прилагательные).

Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации. Читают текст самостоятельно.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Оцените свою работу на уроке.

Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Список литературы

1. Титкова М.Ю. Использование игровой педагогической технологии развития коммуникативных умений на уроках русского языка в 5-м классе // Педагогический журнал.2016. № 2. С. 73-83.

2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2018.

3. Комиссарова Л. Ю. Содержание обучения русскому языку в V классе (примерное планирование) // Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. – М.: Просвещение, 2012. С. 40–41.

4. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2018.

5. Большой толковый словарь русского языка Режим доступа: https://gramota.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сжатое изложение публицистического текста.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отб...

Развитие речи. Подготовка к изложению по тексту И.Медведевой «Поговорим о бабушках».

Данный урок можно провести в 6-8 классах в III-IVчетвертях, когда особенности всех стилей и типов речи рассмотрены, так как анализируемый текст включает фрагменты разных типовых значений. Предус...

Образец работы над сжатым изложением по тексту В.М. Пескову при подготовке к ГИА

В данной разработке я показываю, какую провожу работу  над сжатым изложением при подготовке к ГИА....

Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"

     Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...