Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс
материал по русскому языку (8 класс)

Старкова Ольга Сергеевна

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса со спецификацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие ребята!

Работа, которую вам предстоит выполнить, состоит из 2 частей:

Часть 1 содержит 6 вопросов  с выбором ответа и 2 вопроса с кратким ответом по тексту небольшого объёма.

Часть 2 содержит 2 задания с выбором ответа и 10 заданий с развёрнутым ответом по тексту, который вы прочитаете.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха! 

Часть  1

        

Прочитайте текст и выполните задания 1–8.

(1)В лирике Людмилы Татьяничевой, чей столетний юбилей отмечался в 2015 году, запечатлён ценный опыт неповторимых наблюдений. (2)Их можно проследить в темах исторической памяти, судьбы русской женщины, жизни и смерти. (3)Здесь проявляется характер её лирической героини, мужественный, несгибаемый, самой природой сурового горного края наученный противостоять несчастьям. (4)Лирические миниатюры Татьяничевой зачастую строятся на  основе определённой жизненной ситуации, часто лично пережитой, глубоко прочувствованной. (5)Отталкиваясь от предмета, факта, явления природы или жизни, авторская мысль основывается на впечатлениях, полученных от внешнего, объективного мира.  (Т.Н.Маркова)

1.  Укажите номер ответа, в котором представлена информация, отсутствующая в содержании данного текста.

1)

В лирике Людмилы Татьяничевой запечатлён ценный жизненный опыт.  

2)

Лирическая героиня Людмилы Татьяничевой обладает мужественным, стойким характером.

3)

Произведения Людмилы Татьяничевой о нелегкой доле женщин военных лет звучат на особой ноте страстного сопереживания. 

4)

Стихотворения Людмилы Татьяничевой построены на впечатлениях, полученных от внешнего, объективного мира.

2. Укажите номер ответа, в котором  слова в словосочетании связаны по способу примыкания.

1)

лирические миниатюры

2)

зачастую строятся

3)

характер героини

4)

основывается на впечатлениях

 3.  Укажите номер ответа, в котором НЕВЕРНО определена грамматическая основа предложения.

1)

запечатлён ценный опыт (предложение 1)

2)

проявляется характер (предложение 3)

3)

миниатюры строятся (предложение 4)

4)

мысль основывается (предложение 5)

4.  Укажите номер ответа, в котором содержится ВЕРНАЯ характеристика второго предложения (2) по структуре грамматической основы.

1)

двусоставное, неполное

2)

односоставное, безличное

3)

односоставное, неопределённо-личное

4)

двусоставное, полное

5.  Определите, в каком значении употребляется слово «миниатюра» в четвёртом (4) предложении. Запишите номер ответа.

1)

Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге.

2)

Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок.

3)

Художественное произведение малой формы.

4)

Изящное изделие очень маленького размера.

6. Определите, какое лингвистическое понятие иллюстрируют следующие слова: мужественный - несгибаемый? Укажите номер ответа.

1)

омонимы

2)

антонимы

3)

синонимы

4)

архаизмы

7. Укажите номер предложения, которое осложнено однородными несогласованными определениями.

 Ответ: ____________________________________________________________________

8. Укажите номер предложения, в котором содержится обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Ответ: ____________________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Горская сторона лога*, поросшая донизу орешником, а по опушкам дубняком и терновником, во всём богатстве осенних красок. (2) Но особенно хороши в своём пышном убранстве лимонные свечки стройных молодых осинок, которые разрослись маленькими рощицами по всему склону. (3)Наша сторона чистая, зелёная, будто в весенние дни перед пасхой. (4)Выглянет солнце –  и перед глазами такое мягкое пиршество красок, такая прозрачность и чистота над логом, что, кажется, вечно сидел бы тут, над крутой горой, и никогда не устал бы от этого богатства и покоя.

(5)Ночью ветер разорвал высокие облака, и утром в их просветах открылось чистое, по-весеннему голубое небо. (6)К обеду небо совсем очистилось и солнце ярко осветило землю. (7)На душе у меня тоже было светло, и я надолго ушел из дома сестры, подчиняясь только движению ничем не ограниченной свободы.

(8)Всё радовало меня в этот день: и яркая сочная зелень озими на полях, и полностью оголённые леса, и прозрачная синяя дымка над дальними деревьями. (9)А больше всего, признаюсь, радовала меня счастливо возникшая мысль написать, как сумею, о чем кроме меня никто не напишет. (10)В этом счастливом состоянии я зашёл на наш деревенский погост и со светлыми чувствами постоял у могилы матери...

(11)Мне было светло и благостно, и я много ходил по окрестным полям и перелескам, а потом долго сидел на склоне горы Селища, смотрел на обмелевшую узкую Рать, на просторное – на многие километры – тёмное ольховое болото с чистинами светло-зелёных лугов, на широкие дали полей по ту сторону речной долины.

(По повести Г.Н.Скобликова «Наша старая хата»)

*Лог – широкий и длинный овраг.

9.  Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ  1–2 предложениями.

Ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1)

К обеду небо совсем очистилось и солнце ярко осветило землю.

2)

В этом счастливом состоянии я зашел на наш деревенский погост и со светлыми чувствами постоял у могилы матери.

3)

Наша сторона чистая, зеленая, будто в весенние дни перед пасхой.

4)

На душе у меня тоже было светло, и я надолго ушел из дома сестры, подчиняясь только движению ничем не ограниченной свободы.

 

Ответ:

____________________________________________________________________

11. Какие чувства испытал герой текста, совершая прогулку по окрестным полям и перелескам? Запишите свой ответ  1–2 предложениями.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

12. Укажите вариант ответа, в котором содержится ошибочное объяснение орфограммы в слове.

1)

ОГОЛЁННЫЕ - в полных формах страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-.

2)

НИЧЕМ НЕ ОГРАНИЧЕННОЙ - НЕ с причастием пишется раздельно  при наличии зависимого слова.

3)

ПО-ВЕСЕННЕМУ - наречия с приставкой по-, образованные от полных прилагательных и местоимений и оканчивающиеся на - ОМУ, - ЕМУ, пишутся через дефис.

4)

ВЕСЕННИЕ -    в суффиксе -ЕНН в прилагательных пишется  -НН-.

 

Ответ:

____________________________________________________________________

13. Замените словосочетание «речной долины», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.  

Ответ:

____________________________________________________________________

14. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения 7.  

 

Ответ:

 ___________________________________________________________________

15. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ:

____________________________________________________________________

16. Среди предложений 5– 10 найдите предложение, которое осложнено однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.  

Ответ: ____________________________________________________________________

 

17. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при причастном (-ых) обороте(-ах).

Горская сторона лога (1), поросшая донизу орешником,(2) а по опушкам дубняком и терновником,(3) во всем богатстве осенних красок.

Ответ: ____________________________________________________________________

18. Среди предложений 4–7 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения. Укажите вид обстоятельства.

Ответ:

____________________________________________________________________

19. В предложениях 1 – 4 найдите вводное слово, указывающее на степень достоверности высказывания с точки зрения говорящего. Выпишите его.

Ответ: ____________________________________________________________________

20.  Преобразуйте придаточную часть сложноподчинённого предложения 2  в согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом.  Запишите полученное предложение.

Ответ:

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы (8 класс)

  1. Назначение диагностической работы

Работа предназначена для проведения процедуры диагностики предметных результатов обучающихся за курс 8 класса.

  1. Наименование диагностической работы

Контрольная работа

  1. Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух частей:

1 часть содержит 6 вопросов  с выбором ответа, 2 вопроса с кратким ответом по тексту небольшого объёма

2 часть содержит 2 задания с выбором ответа, 10 заданий с развёрнутым ответом на основе анализа предложенного текста.

  1. Обобщенный план работы

Объект оценивания

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение

1

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Б

1

2

Умение  определять виды подчинительной связи в словосочетании

Б

1

3

Умение   определять грамматическую (предикативную) основу предложения

Б

1

4

Умение  давать характеристику предложения по структуре грамматической основы    

Б

1

5

Умение определять лексическое значение слова

Б

1

6

Умение проводить лексический анализ слова

Б

1

7

Умение опознавать простое осложнённое предложение  

Б

1

8

Умение    опознавать предложения с обособленными  обстоятельствами

Б

1

9

Понимание текста как речевого произведения, его смысловой и композиционной целостности

П

2

10

Умение опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов

П

1

11

Понимание текста как речевого произведения, его смысловой и композиционной целостности  

П

2

12

Умение выполнять орфографический анализ слова

П

1

13

Умение   анализировать различные виды словосочетаний, преобразовывать словосочетания

П

1

14

Умение  опознавать грамматическую (предикативную) основу предложения

Б

2

15

Умение  опознавать грамматическую (предикативную) основу предложения

Б

1

16

Умение опознавать простое осложнённое предложение  

Б

1

17

Умение расставлять знаки препинания при обособленном определении

Б

1

18

Умение опознавать  обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

Б

2

19

Умение  опознавать   уточняющие члены предложения

Б

1

20

Умение  создавать синонимичные синтаксические конструкции

П

1

  1. Ответы и критерии оценивания заданий варианта

№ задания

Правильный ответ и критерии оценивания

Критерии оценивания первой части работы

1 балл – записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

1

3

2

2

3

1

4

2

5

3

6

3

7

2

8

5

Критерии оценивания второй части работы

 

9

Возможный вариант: Цель автора текста – описать живую картину осенней природы и чувства героя, воздействовать на воображение и эмоциональное состояние читателя.

Оценивание: 2 балла – записан верный ответ

1 балл – записан неполный ответ или частично неверный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

10

3

Оценивание:

1 балл - записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

11

Возможный вариант: Герой, совершивший прогулку по окрестным полям и перелескам, испытал «светлые чувства» радости и счастья.

Оценивание: 2 балла – записан верный ответ

1 балл – записан неполный ответ или частично неверный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

12

4

Оценивание:

1 балл - записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

13

долины реки / долина реки

Оценивание:

1 балл - записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

14

было светло, я ушёл

Оценивание: 2 балла – записан верный ответ

1 балл – записан неполный ответ или частично неверный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

15

2

Оценивание:

1 балл - записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

16

8

Оценивание:

1 балл - записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

17

1,3

Оценивание:

1 балл - записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

18

4, обстоятельство места

Оценивание: 2 балла – записан верный ответ

1 балл – записан неполный ответ или частично неверный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

19

кажется

Оценивание:

1 балл - записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

20

Но особенно хороши в своём пышном убранстве лимонные свечки стройных молодых осинок, разросшихся маленькими рощицами по всему склону.

Оценивание: 1балл – записан верный ответ

0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует

ПРИМЕЧАНИЕ:

При выполнении заданий 9,11, 13, 14, 18 – 20  учитывается грамотность записи ответов:

  • если при записи ответов на задания обучающийся допустил одну ошибку (орфографическую, пунктуационную), то от общего количества баллов отнимается 1 балл
  • если при записи ответов на задания обучающийся допустил две ошибки  (орфографические, пунктуационные), то от общего количества баллов отнимается 2 балла и т.д.

  1. Таблица перевода первичных баллов в пятибалльную систему оценок

Оценка

Первичный балл

«5»

21 – 24

«4»

16 – 20

«3»

7 – 15

«2»

0 – 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 10 класса

Работа содержит два варианта заданий по проверке знаний учащихся 10 класса по русскому языку. Приложением являются ключ к заданиям и бланк отчёта об итогах проведённой работы....

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс

итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс (два варианта)...

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса

Годовая контрольная работа для 5 класса по русскому языку в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс.

Включает задания по морфемике, морфологии, словообразованию и т.д. Задания составлены по фоорме части А ЕГЭ по русскому языку. Может быть диагностической в конце курса 10 класса....

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5 классе (в формате ВПР). Время выполнения работы 60 минут

Итоговая контрольная работа по русскому языку (ФГОС) 5  класс (в формате ВПР)(Время выполнения работы 60 минут)...