ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
учебно-методический материал (9 класс)

Исупова Наталья Николаевна

Из опыта работы: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" 

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных методик и технологий обучения и воспитания. Результаты работы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исупова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ СОШ с.Заево Нагорского района Кировской области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Я стараюсь свои уроки сделать интересными, что бы дети проявляли интерес, что бы  каждое занятие было событием в жизни моих учеников. Чем их можно заинтересовать? Как сделать так, чтобы они с радостью шли ко мне на уроки. 

Давно известно, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика. Я уверена, что применение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках, позволит ускорить формирование учебно-познавательной  компетенции обучающихся и добиваться повышения качества обучения. Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом процессе и дома и в школе. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ. Авторитет учителя падает, если он не владеет современными технологическими технологиями.

Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

      Также меняется и роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится его активным участником. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

Компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как помощник в учебном процессе.
Технологизация учебного процесса, внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяет человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом их работа может быть обучающей, тренировочной и контролирующий. 
Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. В изучении школьного курса русского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
  • система тестового контроля
  • изучение теории на уроках русского языка и литературы
  • изучение основных разделов лингвистики

На современном уроке не только учитель может проверить знания ученика, а используя систему тестирования, он сам может контролировать степень усвоения материала. Компьютер ему ставит оценку.

Я постоянно использую готовые электронные продукты, что позволяет повысить качество обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Это могут быть биографии поэтов, писателей, изучение теоретического материала по русскому языку.
         Пользуюсь мультимедийными презентациями. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. 
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия ребенка, что позволяет заложить информацию в долговременную память.
       Все компьютеры в моем классе подключены к
сети Интернет. Она несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам, видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Работа с ИКТ не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и способствует повышению познавательного интереса к предмету, содействует росту успеваемости учащихся по предмету,                                                                позволяет учащимся проявить себя в новой роли,                                                         формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности,                        способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.                                              ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Учителю применение ИКТ дает экономию времени на уроке,  повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других занятиях, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...