технологическая карта урока по теме "Что такое фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Наталья Степановна Гончаренко

В ходе урока учащиеся  знакомятся с понятием фразеологизмы, учатся различать свободные словосочетания и устойчивые, синтаксически неделимые  сочетания слов, находить фразеологизмы в предложении, определять их синтаксическую роль. Данный материал позволяет расширить словарный запас учащихся, обогатить его, а также прививает любовь к родному языку и вызывает интерес к его изучению. Обычно уроки по данной теме интересны учащимся, поскольку позволяют посмотреть на изучение русского языка с другой стороны, ведь употребление фразеологизмов в речи делает её более яркой, эмоциональной, раскрывает смысл многих выражений  неожиданным образом. Создание рисунков, иллюстрирующих устойчивые выражения, развивает творческие способности учащихся, их фантазию и  воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Технологическая карта урока

Класс

6

Предмет

русский язык  

Тема

 Что такое  фразеологизмы  

Планируемые результаты урока

Предметные:  знают определение фразелогизмов, синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении; отличают фразеологизмы от свободных сочетаний слов

Метапредметные:

  • коммуникативные УУД: умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе с одноклассниками, учителем
  • познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы по теме «Фразеологизмы»; строят речевые высказывания с использованием фразеологических оборотов
  • регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей  
  • Личностные:  проявляют познавательный интерес к учебному материалу, осознают необходимость изучения фразеологизмов для расширения своего кругозора и обогащения собственного словарного запаса

Деятельностные приёмы и формы работы, методы,  используемые на занятии

Формы – фронтальная, парная, групповая, индивидуальная; приёмы – коммуникативная задача, «Отсроченная отгадка», «Четвёртое лишнее», синквейн, методы активного чтения (инсерт), поиск ответа на поставленный в первой части урока вопрос.

Образовательные ресурсы

учебник  «Русский язык. 6 класс.» В 2 ч. Авторы:  Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева,    Е.С.Антонова. (1-я часть)

Оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Этапы урока (от мотивационного до рефлексивного: рефлексия способов деятельности

Деятельность учителя и учащихся  

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

 Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»

  1. Мотивация к деятельности

Приём «Отсроченная отгадка»

- Англичане говорят о таком человеке, что он занят, как пчела, французы – он стреляет из четырёх ружей. А знаете ли вы, как в этом случае говорят русские?

Учащиеся готовятся к работе, дают ответы, предлагают различные варианты.

- Ответ на этот вопрос мы сегодня и постараемся выяснить в течение урока.  

     2.Этап  актуализации знаний

Вопросы:
-
Что такое словосочетание? 
-
 Из чего складывается значение словосочетания?

Приём «Четвёртое лишнее».
Выпишите из каждой группы словосочетаний на экране  «лишнее».(презентация, слайд 1)  
Учащиеся анализируют задание, удерживают в памяти условие учебной задачи; выписывают словосочетания, обмениваются тетрадями, осуществляют взаимопроверку, комментируют результат.

 

     3.Этап выявления места и причины затруднения. Целеполагание, постановка проблемы.

- Все ли словосочетания выписали верно? Что вызвало затруднения? Почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают предположения.
- Можно ли заменить или изменить в данных словосочетаниях хоть одно слово? Что произойдёт?

-Такие словосочетания называются фразеологизмами. Сформулируйте цель нашего урока.

Учащиеся формулируют цель (узнать, что такое фразеологизмы, научиться находить их в тексте), определяют проблему (как отличать свободные словосочетания от фразеологизмов)

    4. Этап поиска путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений.

Учитель выдвигает коммуникативную задачу.(слайд 2)

Учащиеся внимательно слушают, анализируя задание, строят речевое высказывание, аргументируют свой ответ.

- В каком значении употребляли выражение потерять голову мама и Лёлька? Каким членом предложения будет это словосочетание – одним или разными?

Учащиеся приходят к выводу, что выражение потерять голову – фразеологизм, т.к. употреблено не в прямом, а в переносном значении, и является одним членом предложения.

  - Откройте стр.106-107 учебника. Прочитайте материал параграфа, пользуясь значками   «v», «+», « - », «?», отметьте их на полях.

Учащиеся на основании материала §17 стр.106-107 учебника подтверждают правильность выводов, приводят примеры.

Физкультминутка

- Ну-ка, встали, потянулись
И соседу улыбнулись.
Вправо, влево повернулись,
Друга за плечо коснулись.
Одной, другой рукой взмахнули…
Тихо сели. Отдохнули?

     5.Первичное закрепление

- Определите, в каких предложениях есть фразеологизмы, а в каких – свободные словосочетания. Подчеркните словосочетания и фразеологизмы как члены предложения. (слайд 3)

Учащиеся выполняют  задание, строят речевое  высказывание, работают в парах. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её достижения. Проверка по образцу.

   6. Самостоятель-ная работа с использованием полученных знаний.

1) - К каждому толкованию подберите фразеологизм. Составьте с 2-3 фразеологизмами предложения. Определите синтаксическую роль фразеологизмов. (слайд 4)

Учащиеся работают индивидуально, выполняют задание в соответствии с поставленной задачей. Проверяют работу, сравнивают с эталоном.
2) Работа в группах (класс делится на 3 группы)
Творческое задание на составление текста с использованием фразеологизмов.

   7.Объяснение домашнего задания.

- Домашнее задание на выбор (дифференцированное): нарисовать картинку к любому фразеологизму или выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов с одним словом (рука, нога, голова и др.)

Учащиеся записывают задание, учитель отвечает на возникающие  вопросы.

   8. Рефлексия.

 - Как вы считаете, добились мы  поставленной в начале урока цели?
- Можете ли сейчас ответить на вопрос, заданный в начале урока? (Ответ: русские говорят - крутится как белка в колесе).
- Было ли вам интересно на уроке?
- Что вызывало затруднения?
-Где могут пригодиться полученные знания? Поделитесь своим настроением: у каждого из вас на парте лежат три смайлика   (интересно - улыбающийся смайлик,   было скучно - грустный,  настроение не изменилось в течение урока –   равнодушный смайлик). Спасибо.

Приём «Синквейн».

- Составьте синквейн по теме урока.

Учащиеся анализируют свою работу на уроке, оценивают себя  с помощью «Листа самооценки», формулируют высказывания.

В ходе урока учащиеся  знакомятся с понятием фразеологизмы, учатся различать свободные словосочетания и устойчивые, синтаксически неделимые  сочетания слов, находить фразеологизмы в предложении, определять их синтаксическую роль. Данный материал позволяет расширить словарный запас учащихся, обогатить его, а также прививает любовь к родному языку и вызывает интерес к его изучению. Обычно уроки по данной теме интересны учащимся, поскольку позволяют посмотреть на изучение русского языка с другой стороны, ведь употребление фразеологизмов в речи делает её более яркой, эмоциональной, раскрывает смысл многих выражений  неожиданным образом. Создание рисунков, иллюстрирующих устойчивые выражения, развивает творческие способности учащихся, их фантазию и  воображение.

 

 

                                               

                                              Пояснительная записка

Работа представлена по гуманитарному направлению, тема урока «Что такое фразеологизмы».  Материал изучается  в 6 общеобразовательном классе. В работе используется программа, разработанная в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования, а также с учетом примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru), содержания учебника  «Русский язык. 6 класс.» В 2 ч. Авторы:  Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева,    Е.С.Антонова. Урок проводится в рамках раздела «Фразеология»,  на изучение которого отводится 9 часов (6,5 ч в неделю).

                                            Сценарий урока

Тип – ввод новых знаний с опорой на изученный ранее материал

2.Этап актуализации знаний
 
«Четвёртое лишнее».
Выпишите из каждой группы словосочетаний на экране «лишнее». (Смотреть по сторонам, смотреть в оба, смотреть направо, смотреть за младшими; ломать голову, ломать ветку, ломать ногти, ломать каблук;  точить карандаши, точить нож, точить лясы, точить коньки; от корки до корки, от стены до стены, от берега до берега, от конца до конца ).  

Ответ: смотреть в оба, ломать голову, точить лясы, от корки до корки


4. Этап поиска путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений.

  Коммуникативная задача.
- Прочитайте текст и объясните, какой смысл вкладывает в высказывание каждый из говорящих. «В последние дни мама говорит, что с этой командировкой она прямо голову потеряла. Лёлька не поняла и удивилась:   «Как же ты, мама, потеряла голову, если она тут?» (Н.Дубов)

5.Первичное закрепление 

- Определите, в каких предложениях есть фразеологизмы, а в каких – свободные словосочетания. Подчеркните словосочетания и фразеологизмы как члены предложения.

1)Орнитолог из засады считал пролетавших ворон. – Сейчас, когда ему нужны были знания, он ругал себя за то, что на уроках считал ворон.

2)Во время летних каникул бабушка кормила внука сытными завтраками, а потом он уходил на целый день к реке. – Поручение он никак не мог выполнить, всё откладывал, а  начальство кормил  завтраками.

Ответ: 1)считал (сказуемое) ворон (дополнение) –считал ворон (сказуемое)
2)кормила (сказуемое) завтраками (дополнение) –кормил завтраками (сказуемое)

6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.
 
1)-  К каждому толкованию подберите фразеологизм. Составьте с 2-3 фразеологизмами предложения. Определите синтаксическую роль фразеологизмов.

Документ, не имеющий никакой силы; много получать, зарабатывать, наживать; низкого роста человек; опытный человек, которого трудно обмануть; падающий снег; умышленно запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху (Для справок: мутить воду, филькина грамота, от горшка два вершка, белые мухи, грести лопатой, тёртый калач)
 
Предложения выборочно зачитываются.

   2) Творческая работа в группах.
     - Составьте небольшой текст, используя приведённые фразеологизмы.
       1-я группа – ни свет ни заря, засучив рукава, валиться с ног, не покладая рук;
       2-я группа – денег куры не клюют, кот наплакал, как сыр в масле, хоть шаром покати;
       3-я группа – бить баклуши, гонять лодыря, ни сном ни духом, сгореть со стыда.

8. Итоги урока, рефлексия.
Вывод: сегодня мы только начали изучение фразеологизмов, но вы уже смогли убедиться, что их использование в речи делает её намного ярче, выразительнее, и , кроме того, мы увидели, что не только в русском языке употребляются высказывания, которые украшают язык, привлекают к нему внимание и неподдельный  интерес. Надеюсь, теперь вы чаще станете употреблять фразеологизмы в живой разговорной речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Что такое фразеологизмы»

Слайд 2

«Четвёртое лишнее». – Выпишите из каждой группы словосочетаний на экране «лишнее». Смотреть по сторонам, смотреть в оба, смотреть направо , смотреть за младшими ; ломать голову, ломать ветку, ломать ногти, ломать каблук; точить карандаши, точить нож, точить лясы, точить коньки; от корки до корки, от стены до стены, от берега до берега, от конца до конца .

Слайд 3

Коммуникативная задача . Прочитайте текст и объясните, какой смысл вкладывает в высказывание каждый из говорящих. « В последние дни мама говорит, что с этой командировкой она прямо голову потеряла. Лёлька не поняла и удивилась: «Как же ты, мама, потеряла голову, если она тут?» (Н.Дубов)

Слайд 4

Определите, в каких предложениях есть фразеологизмы, а в каких – свободные словосочетания. Подчеркните словосочетания и фразеологизмы как члены предложения. 1)Орнитолог из засады считал пролетавших ворон. – Сейчас, когда ему нужны были знания, он ругал себя за то, что на уроках считал ворон . 2)Во время летних каникул бабушка кормила внука сытными завтраками , а потом он уходил на целый день к реке. – Поручение он никак не мог выполнить, всё откладывал, а начальство кормил завтраками.

Слайд 5

К каждому толкованию подберите фразеологизм. Составьте с 2-3 фразеологизмами предложения . Определите синтаксическую роль фразеологизмов. Документ , не имеющий никакой силы; много получать, зарабатывать, наживать; низкого роста человек; опытный человек, которого трудно обмануть; падающий снег; умышленно запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху ( Для справок : мутить воду, филькина грамота, от горшка два вершка, белые мухи, грести лопатой, тёртый калач )

Слайд 6

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизмы 6 класс (технологическая карта урока)

Представлен вариант технологической карты урока с учётом требований ФГОС. Урок разделён на этапы, также дано подробное описание УУД на каждом из периодов урока. Цель урока: формирование представлен...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе. Фразеологизмы.

технологическая карта урока русского языка в 6 классе: фразеологизмы...

технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАПредмет _русский язык_____           Класс__5а_____________________Урок № ___1______________      ...

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Технологическая карта урока информатики «Что такое алгоритм» 6 класс

Урок по теме "Что ткое алгоритм" разработан для учащихся 6 класс, обучаюихся по учебнику Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л.  Это первый урок в разде...