Технологическая карта урока русского языка "Такие разные обращения "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Скляренко Ирина Аркадьевна

Урок -игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка «Такие разные обращения »

Тема урока

Такие разные обращения (на основе сказок А.С.Пушкина).

Цель деятельности учителя:

  1. деятельностная:
  2. образовательная:
  3. воспитательная:

 развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности;

 познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением;

 воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока

урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные : знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением  знаков выделения;

 уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением;  

Метапредметные :    способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,    

 Личностные:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная ,  игровые технологии 

Образовательные ресурсы

htth: // www.uroki. net

htth: // www. zavuch.info

htth://www. intergu.ru

htth://www. akademius.narod.ru /vibor – rus. html

htth://www.  festival.1september.ru/subjects

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Обращение

Организационная структура  урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Мотивация к учебной деятельности

Постановка цели и задач урока.  

4 мин.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

 Слайд 1 Создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся

   Возьмите ту картинку, которая передает ваше настроение в данную минуту. (Учащиеся показывают картинки).- Ну что ж, в начале нашего урока преобладают различные чувства. Попробуем сделать так, чтобы к концу учебного занятия ваше настроение улучшилось.

Слайд 2 Наш урок мы проведем в форме игры « Кто хочет стать пятиардером?»

Слайд 3. Разминка.

Я предлагаю вам игру "Отгадай слово”:

- первая буква в этом слове обозначает второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы "Где?”, "Куда?”, "Откуда?” и другие (обстоятельство);

 - Итак, назовите, что у вас получилось. Скажите, когда мы произносим слово "обращение”, какие ассоциации возникают у вас. (Ответы учащихся).

- Да, слово "обращение” многозначное. Но сегодня мы будем говорить об обращении как о слове или группе слов, называющих лицо или предмет. Ведь человек постоянно обращается к кому-либо: к окружающим его людям, родным и близким, знакомым и незнакомым. Обращается в домашней обстановке и официальной, устной и письменной форме. И каждый раз обращение будут разным.

- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся).

- Тема нашего учебного занятия – "Такие разные обращения”. Сегодня мы узнаем,   Знаете ли вы, что в русском языке обращение считалось таким важным, что существовал даже 7-й, звательный падеж. Пример существительного в звательном падеже – слово "старче”. Вы помните: именно так обращалась к старику рыбка в сказке А.С.Пушкина

Вывод : (понятие «обращение)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Выдвигают варианты формулировок темы урока.

Групповая, игровая

Личностные:

-самоопределение;

-смыслообразова

ние.

Коммуникативные:

-планирование; учебного сотрудничества с учителем.

Регулятивные- настраивать себя на продуктивную работу.

2.Актуализация и пробное учебное действие

8мин.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Продолжение показа презентации.

 Слайд 4.  Правила игры «Кто хочет стать пятиардером?»:

Три команды участвуют в игре.

Она состоит из трех этапов:

1этап. Представление презентаций творческих групп.

(Учащиеся получили опережающее задание: найти предложения с обращениями   в сказках А. С. Пушкина . (Работа проводилась тремя творческими группами.) Проверка ответов групп в сопровождении презентаций с иллюстрациями 

 2 этап. Составь предложение с обращением по заданной ситуации (работа в командах)

3 этап  Инсценирование  ситуаций по заданному тексту (Учащиеся показывают инсценировки (упражнение №82 из учебника "Школьная риторика” под редакцией Т.А.Ладыженской)

Результаты игры будут вывешиваться на доске. За каждую победу команда будет получать по одному  «миллиону». В течение всей игры  «миллионы» будет распределять один из учащихся.

Вы готовы к игре« Кто хочет стать пятиардером ?»

1этап. Представление презентаций творческих групп.

Итоги первого этапа появляются в «кошельке»

C:\Users\KAB-402\Desktop\01_01_00 - копия.jpeg

Вывод: Обращения выделяются интонацией, бывают распространенные и нераспространенные.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Активизирует все мыслительные операции (сравнение, анализ мышления), познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Активизирует все мыслительные операции (сравнение, анализ мышления), познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Групповая, игровая

 Познавательные:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-мыслительные операции;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

-планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

-осуществлять самоконтроль;

-выполнять пробные учебные действия;

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отстаивать свою точку зрения;

3. Выявление места и причины затруднения

2 мин

Эвристическая беседа, рассказ учителя

-        Есть ли разница в обращении героев друг к другу? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми.)

- Какие добрые слова вы знаете?  

  Кстати, а знаете ли вы, что отчество, образованное от имени отца, - это русская национальная традиция, которой нет в европейской культуре. В западных странах в официальной обстановке принято называть друг друга по должности (господин профессор, господин президент) или социальному статусу (сэр, мадмуазель, мистер, мадам) и т.д.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации

Групповая, индивидуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Физкультминутка

Цель:   снять напряжение и усталость  . 2 мин

 

 Мы сидели и писали, Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули. Повернулись вправо, влево. Стало гибким наше тело. И на стуле скок, скок, скок.  Ну как будто колобок! А теперь попляшут ножки

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

4. Целеполагание и построение проекта выхода

из затруднения

8 мин

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы

-        Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках, поговорили о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми.  

2 этап Создание предложений  с обращениями по заданной теме

(на слайдах - фотографии по теме заданной ситуации).

Вызываются 3 представителя от группы по очереди, записывают по предложению)

-Составьте предложения с обращениями, запишите их на доске и в тетрадях.

1.Каждое утро десятки наших педагогов переступают порог школы, чтобы передать вам свои знания. (Слайд 5.)

2.На каждой перемене случаются баталии между мальчишками.(Слайд 6.)

 Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность
обучающихся

По результатам этапа игры выявляются лидеры команд для участия в следующем этапе.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы, обсуждают пути решения проблемы.

Фронтальная, индивидуальная

Работа с дополнительным материалом, частично-поисковой, практический метод.

Личностные: способны  рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи  с трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников,  Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания.    

4 мин.

Работа с учебными пособиями — проверка знаков препинания по схемам

Работа с учебником. ( стр. 98.упр.215) (перестановка  обращений  в предложении, постановка знаков препинания, составление схем)

 

  Под руководством педагога осуществляют проверку

Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля

5. Творческая практическая деятельность

8  мин.

Инсценирование, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа

 - Каких же обращений следует избегать, чтобы не обидеть человека? (Ответы учащихся).

- Не секрет, что правильное обращение друг к другу воспитывается прежде всего в семье. Давайте посмотрим  сценки  .

3 этап  Инсценирование  ситуаций по заданному тексту

 (Учащиеся показывают инсценировки (упражнение №82 из учебника "Школьная риторика” под редакцией Т.А.Ладыженской)

C:\Users\KAB-402\Desktop\пушкин - копия.jpg

По результатам этапа игры выявляются   команда-лидер для  награждения (пятиардером)

- Ребята, о каких обращениях сегодня на уроке мы еще не говорили?  о прозвищах. Как вы думаете, зачем люди придумывают прозвища?  Как вы сами относитесь к прозвищам? 

Не случайно народная мудрость гласит: "Хорошо там и тут, где по имени зовут”. 

- Кстати, как вы понимаете это выражение? (Ответы учащихся) 

 . (В.Солоухин. Стихотворение "Слово о словах”)

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Групповая, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

6 мин.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника  

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса (письма по группам)

Выполняют упражнения

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

7. Включение в систему знаний и повторение

2 мин.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

-        Просмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы:

1.        Где может стоять обращение: в начале, середине или конце
предложения?

2.        Сколько слов может включать обращение? (Обращение может состоять как из одного слова, так и из нескольких.)

3.        Какую форму имеет обращение? (Форму именительного падежа.)

4.        В какой речи чаще всего употребляются обращения?
(В устной речи.)

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.  

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

1 мин.

Заключительная беседа по вопросам

-        Что нового узнали на уроке?

-        Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-        Как вы их преодолевали?

-        Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-        Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

 Дают оценку своей деятельности на уроке.

 

Демонстрация  итогов -собранных «миллионов»

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

 

                                                            Список источников

1.Рабочая программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., М.: Просвещение, 2013.

2.«Технологические карты уроков русского языка .5 класс.» Т.А.  Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ,М.: Просвещение2013

        3.Учебник Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –  М.: Просвещение, 2013.

5. Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

6.Волков И.П. Педагогические технологии. - М., Просвещение ,1990. -381 с.

        7.Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. – С. 97.

        8.Игра – обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. – М.: Новая школа, 2006. – 163 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Предложения с обращениями.

Тип урока: Урок рефлексии.Цель урока: систематизация  и повторение  сведений об  обращении.Задачи урока:Образовательные (содержательные): повторить с учащимися понятие «Обращ...

Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс

Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...

Технологическая карта урока "Витамины из разных стран"

Урок был проведен в рамках  проекта "Витаминная корзина" для параллели 5-9 классов. Проект  разработан учителями методического объединения естественно-математического цикла и включ...

Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...