Технологическая карта урока "Витамины из разных стран"
учебно-методический материал по географии (5 класс)

Сайфутдинова Муслима Варисовна

Урок был проведен в рамках  проекта "Витаминная корзина" для параллели 5-9 классов. Проект  разработан учителями методического объединения естественно-математического цикла и включает 4 урока: "Витамины из разных стран"-география, "Витамины и здоровье-биология", "Количественное определение витамина С в ягодах и фруктах"-химия, "Витаминная корзина"-информатика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Витамины из разных стран98 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: М.В. Сайфутдинова, А.А. Урбан.

Технологическая карта урока

Предмет:  география

Класс:      5

Автор УМК: А.И.Алексеев

Тема урока: Витамины из разных стран

Цель: Планируемые результаты:

Личностные: формирование способностей работать с теоретическим материалом и картами атласа ,настенными картами;

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели, задачи; умение взаимодействовать в паре и группе, работать с атласом; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: умение применять навыки работы с картами атласа  для  соотнесения с научным текстом.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: групповая.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, атласы, раздаточный материал.

На стене- политическая карта мира, магнитики; столы расставлены для 4-х команд. На столах- фрукты:

1 стол-киви и банан

2 стол-апельсин и груша

3 стол-яблоко и лимон

4 стол-хурма и мандарин

У двери в кабинет перед уроком детей встречает учитель, предлагает выбрать картинку  фрукта.

№п/п

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1

Оргмомент

Ребята, садимся за тот стол, где находится фрукт, который  вы выбрали.

Занимают свои места

2

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраиваются на успешную работу

3

Актуализация знаний

Ребята, какие ягоды и фрукты вы и ваши родители  покупаете в магазине?

А откуда их привозят в Пыть-Ях?

Перечислят названия ягод и фруктов.

Делают предположения по поводу происхождения ягод и фруктов .

Затем ученики получают задание, для решения которого недостаточно имеющихся умений

4

Целеполагание, постановка проблемы

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

В совместной работе выявляются причины за- труднения, выясняется проблема. Ученики само- стоятельно формулируют тему и цель

5

Поиск путей решения проблемы

Консультирует

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по пла- ну. Групповая работа по решению практических задач

6

Решение проблемы

Консультирует

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

7

Физкультминутка

8

Коррекция

Помогает, советует, консультирует

Проверяют решение, выявляют, все ли справи- лись с заданием, формулируют затруднения

9

Рефлексия учебной деятельности

Благодарит учеников за урок

Учащиеся называют тему урока, его этапы, пере- числяют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

10

Оценивание

Консультирует, обосновывает оценки

Учащиеся самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

11

Объяснение домашнего задания

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Записывают домашнее задание

Приложение 1. Раздаточный материал

Задания для 1 группы

1.Прочитать статью о киви и банане

2.Найти в Интернете загадку об этих фруктах

3.Приготовить слайд об этих фруктах для выступления

4.Ответить на следующие вопросы:

А.Какие особенности киви и банана вы выяснили?

Б. В каком виде употребляют эти фрукты?

В.Какая страна или регион является родиной этих плодов?

5.Найти родину киви и банана на карте атласа и настенной карте.

Задания для 2 группы

1.Прочитать статью о апельсине и груше

2.Найти в Интернете загадку об этих фруктах

3.Приготовить слайд об этих фруктах для выступления

4.Ответить на следующие вопросы:

А.Какие особенности апельсина  и груши вы выяснили?

Б. В каком виде употребляют эти фрукты?

В.Какая страна или регион является родиной этих плодов?

5.Найти родину апельсина и груши  на карте атласа и настенной карте.

Задания для 3 группы

1.Прочитать статью о яблоке и лимоне

2.Найти в Интернете загадку об этих фруктах

3.Приготовить слайд об этих фруктах для выступления

4.Ответить на следующие вопросы:

А.Какие особенности апельсина вы выяснили?

Б. В каком виде употребляют эти фрукты?

В.Какая страна или регион является родиной этих плодов?

5.Найти родину яблока и лимона  на карте атласа и настенной карте.

Задания для 4 группы

1.Прочитать статью о хурме и мандарине

2.Найти в Интернете загадку об этих фруктах

3.Приготовить слайд об этих фруктах для выступления

4.Ответить на следующие вопросы:

А.Какие особенности хурмы и мандарина вы выяснили?

Б. В каком виде употребляют эти фрукты?

В.Какая страна или регион является родиной этих плодов?

5.Найти родину хурмы и мандарина на карте атласа и настенной карте.

Приложение 2. Раздаточный материал

Яблоко

Как выглядит яблоко, знает каждый. Это и неудивительно. Яблоко среди фруктов, что картофель среди овощей. Яблоневые сады на нашей планете занимают пять миллионов гектаров. Это самое распространенное плодовое дерево.

Яблоко известно людям с давних времен. Упоминание об этом фрукте есть в Библии. Ева сорвала с дерева познания добра и зла именно яблоко.

Родиной домашней яблони считают Древнюю Грецию. Древние греки и римляне считали яблоко символом любви и посвящали его богине красоты.

Древние германцы были уверены, что яблоки – любимый фрукт богов. Они сажали вокруг своих домов яблони, надеясь, что злой бог бури не будет метать в них стрелы молний.

В России разводить яблоню стали уже в XI веке. В 1051 году в Киево-Печерской лавре был заложен яблоневый сад. В Подмосковье первые яблоневые сады появились в XII в. по указу Юрия Долгорукого.

19 августа на Руси отмечали Яблочный Спас. До этого времени яблоки собирать не полагалось. В этот день с яблонь собирали созревшие плоды и освящали их в храмах. Яблоками угощали нищих и бездомных. Чем больше нищих угостишь, тем полнее урожай на будущий год будет. Хозяйки пекли в этот день яблочный пирог.

В России известно несколько сотен сортов яблок. Их делят на летние, осенние и зимние. Во второй половине сентября собирали яблоки зимних сортов: антоновку, семеринку. Кожица у этих сортов толстая, с особым восковым налетом, который защищает плод от гниения. Хранить их можно до весны.

Яблоки едят свежими, сушеными, мочеными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад, желе.

Яблоки очень полезны. Не случайно русский народ сложил сказку о молодильных яблочках. Съешь их и будешь молодым и здоровым. В яблоках содержатся витамины, сахара, соли железа, калия и магния.

Груша

О популярности и занимаемым площадям груша находится на третьем месте после яблони и вишни.

Возделывать грушу стали давно. Родиной груши является Италия. Древнеримский писатель Катон Старший в трактате «О земледелии», написанном более двух тысяч лет назад, давал рекомендации, как правильно выращивать груши. Плиний Старший в своей работе описывал 35 сортов груш. В отличие от современных сортов в Древнем Риме груши были твердыми. Мягкими они стали в конце XVIII века благодаря усилиям французских и бельгийских селекционеров. Один из них, Ван Моне вывел 400 сортов груши, 40 из них популярны и поныне.

Сейчас количество сортов груши перевалило за несколько тысяч.

Грушу выращивают в садах, она также растет на опушках, на вырубках в лиственных лесах. Хорошо себя чувствует на горных каменистых склонах, так как не требовательна к почве, переносит засуху и небольшие морозы. Грушевые деревья начинают приносить плоды на 5–7 год. Правда, поначалу урожай на них невелик. Зато, когда дерево наберется сил, – с гектара получают до 200 центнеров.

Живут груши довольно долго, до 300 лет. Самым старым плодовым деревом в мире считается груша, посаженная в 1630 году в черте американского города Денвера.

Плод груши на 97 % состоит из мякоти, 2,5 % приходится на кожицу и лишь 0,5 % на семена. В нем содержатся витамины D и С, соли калия, магния, железа.

Груши едят свежими, из них готовят множество вкусных блюд, варят варенье, джемы, компоты, груши сушат и маринуют.

 

Хурма

УРМА

Этот фрукт стали выращивать не так давно. В 1855 году американский адмирал Мэтью Пери привез из Японии незнакомый до этого времени фрукт – хурму. В Америке, правда, был известен другой сорт – хурма виргинская. Индейцы использовали его в лечебных целях. Из листьев заваривали чай, косточки высушивали, измельчали и делали кофе. С хурмой японской этот сорт имеет мало общего. Родиной же японской хурмы, как ни удивительно, является Китай. Там это дерево и сейчас растет в диком виде. В Японии и Китае к хурме относятся столь же почтительно, как у нас к яблоку.

Постепенно хурма распространялась по всему миру. В 1896 году коллекция японской хурмы – 12 саженцев, была доставлена на Кавказ, в Батуми. Сегодня хурму выращивают в Китае, Италии, Испании, Египте, в ряде арабских стран, в странах Юго-Восточной Азии и Америки с субтропическим и тропическим климатом, а также гораздо севернее, где она выдерживает зимой даже минусовые температуры.

Морозостойкие листопадные субтропические деревья хурмы достигают высоты 5–8 метров, но иногда вырастают до 20 метров. Плодоносить хурма начинает довольно рано, первые плоды появляются на 3–4-летнем дереве. Способность к плодоношению деревья сохраняют на протяжении 50–60 лет.

Хурма – один из самых полезных фруктов – кладезь питательных и очень нужных организму веществ. Не случайно на латыни ее название звучит как «пища богов». Это очень сладкий плод. Глюкоза и фруктоза составляют четвертую часть. В большом количестве в хурме содержится провитамин А, витамин P, С, соли магния, калия, железа, натрия, кальция.

Содержит хурма и танин – дубильное вещество, которое придает ей вяжущий, терпкий вкус. Чтобы избавиться от терпкости, плод нужно заморозить или, наоборот, в течение 5–6 часов выдержать в теплой воде.

В настоящее время известны и менее терпкие сорта хурмы. Например, королек или хурма шоколадная. У королька мякоть темно-коричневая, тогда как у обычной хурмы плод целиком оранжевый, у королька плод слегка приплюснутый, а у хурмы вытянутый. Но главное – у королька отсутствует вяжущий вкус, он всегда сладкий, и морозить его не нужно.

АПЕЛЬСИН

Конечно, вы догадались, это апельсин: круглый плод с ярко-оранжевой кожурой. Очистишь кожуру и обнаружишь под ней сочные дольки, покрытые тонкой белой пленкой. Фрукт этот вкусный, сочный, сладкий. Родиной апельсинов является Китай.

Первые упоминания об апельсинах найдены в китайских летописях II–I вв. до н. э. И слово апельсин переводится как «китайское яблоко».

Есть упоминание об апельсинах и в древнегреческой мифологии. Царь Еврисфей приказал Гераклу принести из садов Гесперид золотые яблоки, которые обладали секретом молодости. Речь идет именно об апельсинах. Из-за сходства формы древние греки называли апельсины яблоками.

В Европу апельсины попали в XV веке. Вкус «золотых яблок» пришелся европейцам по душе. Их подавали на десерт как редкий деликатес.

Апельсин быстро завоевывал популярность. В XVIII веке князь Александр Меньшиков построил дворец с оранжереями, где выращивали апельсины. Кстати, слово «оранжерея» произошло от французского «оранж», что означает апельсин.

Ныне лидерство в выращивании апельсинов принадлежит Бразилии. Там же были выведены так называемые пупочные сорта апельсинов, у которых на верхушке сидит еще один маленький апельсинчик. Из-за этого апельсины при созревании становятся похожими на грушу. Селекционеры выводят сорта с малым содержанием семян или вовсе без них. В Средиземноморье культивируют апельсины-корольки, которые имеют ярко-красную мякоть. Количество витаминов и других полезных веществ в кожуре втрое больше, чем в мякоти.

Собирают апельсины, как и другие цитрусовые, вручную. Плодоножка цитрусовых в отличие, например, от плодоножек яблони, крепко соединена с веткой, поэтому апельсины приходится не срывать, а срезать.

МАНДАРИН

Не так давно существовал обычай украшать новогоднюю елку мандаринами, а на праздничный стол непременно ставили вазу с этими ароматными плодами.

Мандарины и апельсины являются очень близкими родственниками, и тот и другой относятся к семейству цитрусовых. Помните, как выглядит мандарин? Маленький, круглый, покрыт ярко-оранжевой кожурой. Похож на апельсин? Да. Только размером поменьше. Раньше считали, что мандарины – сорт мелких апельсинов. И до сих пор среди ботаников нет единодушия. Одни считают, что все сорта мандаринов принадлежат к одному виду, другие выделяют до 13 видов мандарина.

Родом мандарины из Индии. В Европу они попали лишь в XIX веке.

Растут мандарины на невысоких деревьях с раскидистой кроной. Листья у них очень гладкие, блестящие, зеленые в любое время года. Плоды созревают довольно быстро, уже в ноябре их можно собирать. Мандарины дают самый большой урожай среди цитрусовых. В благоприятные годы с одного дерева за сезон собирают по 5–6 тысяч плодов.

Вкус мандарина наверняка знаком каждому. Сочные, сладкие мандарины богаты витамином С, каротином, в них содержится до 1 % кислот, преимущественно лимонной. Одно из достоинств мандаринов – мякоть неплотно пристает к кожуре, благодаря чему плоды легко очищаются. В мандариновой кожуре много эфирных масел, которые используются в пищевой промышленности, в медицине и косметике.

ЛИМОН

Родиной лимона считают Индию и Пакистан, где его выращивали за 2200 лет до нашей эры. В Европе это вечнозеленое дерево оказалось благодаря арабам, которые завезли его из Западной Азии. В настоящее время лимон выращивают практически во всей субтропической зоне нашей планеты.

В наших краях лимоны выращивают в теплицах и даже на подоконниках. Около двух столетий назад первый урожай лимонов, растущих в горшках, был получен жителями города Павлова Новгородской области. Сорт таких лимонов стали называть «павловским». Вырастить лимон в домашних условиях несложно. Достаточно посадить лимонное семечко в горшок и ухаживать за ним. Через 8–10 лет на таком лимоне могут появиться плоды.

Лимоны растут на невысоких вечнозеленых деревьях. У представителей большинства сортов на ветвях есть колючки. Листья у лимона крупные блестящие, содержат эфирное масло. Плоды лимона собирают вручную и обычно в перчатках, чтобы не повредить плод и самому не поцарапаться. Чтобы лимоны дольше сохранялись, их собирают недозрелыми, когда они имеют зеленый цвет. Желтеют лимоны позже. При этом содержание питательных веществ в них остается неизменным.

Бананы являются самыми популярными в мире фруктами. Родиной банана является Малайзия.

Бананы бывают не только желтые, но и красные.

Есть мнение, что бананы растут на пальме, что крайне не верно, так как бананы являются травянистыми растениями с мощной корневой системой.

Люди выращивают бананы на протяжении многих тысяч лет.

Гроздь бананов, иногда называют "рукой", а один банан - "пальцем".

Средний банан весит около 125 граммов.

Бананы содержат около 75% воды.

Бананы имеют высокую питательную ценность.

Бананы под названием дамский пальчик, имеют сладкий вкус и сравнительно маленький размер, и тонкую кожуру.

Плоды диких бананов содержат большое количество семян,иногда их объем может быть значительно больше, чем самой мякоти. Те же бананы, к которым мы с вами привыкли, не имеют семян.

Индия является ведущим производителем бананов.

Бананы, которые отправляют за рубеж, собирают зелеными. Из волокон некоторых банановых растений изготавливает одежду.

Киви является одним из самых вкусных фруктов. Киви — субтропический фрукт. 

Он родом из Китая. Свое название этот фрукт получил за сходство своей формы с телом птички киви, обитающей в Новой Зеландии. Иногда его еще называют китайским крыжовником.

Плоды киви небольшие, имеют овальную форму. Их коричневатая, шершавая на ощупь кожура скрывает под собой зеленую мякоть.

Киви выращивают во многих странах с теплым климатом. Особенно распространен этот фрукт в Италии и Чили. Оттуда киви развозят по всему миру. В нашей стране плантации этого растения есть на Черноморском побережье Краснодарского края.

Приложение 3.Физкультминутка

Сбор фруктов

Мы идем в фруктовый сад. (маршируют на месте)
Вдыхаем яблок аромат. (дыхательное упражнение)
Хотим сорвать яблоки с дерева. (поднимаются на носочки, тянут руки)
Может быть, допрыгнем до них? (прыгают)
Нужно поставить лестницу. (имитируют подъем по лестнице)
Срываем яблоки и кладем в корзину. (имитируют сбор яблок)
Яблоки собрали, теперь отдохнем. (садятся)

Приложение 4.Загадки о фруктах

1.Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.

(Яблоко)

2.На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами.
 (Груши)

3.Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…

(Лимон)

4. С виду он, как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин —
Это спелый…

(Апельсин)

5.Фрукт ворсисто-бархатистый

Снимешь шкурку-сладко кислый

Снаружи с картофелем схож

Внутри на крыжовник похож?

( Киви)

6.Этот фрукт под Новый Год
Каждый в дом к себе зовет.
Им и елку украшают,
И детишек угощают.

(Мандарин)

7.

 Высоко они растут,

И с трудом их достают.
Любят сильно обезьяны
Эти жёлтые...

(Бананы)

8. Она – южанка, витаминами богата,

Медовый вкус и мякоть нежная, как вата.

Когда неспелая, то терпкости полна,

Эта оранжевая, круглая …

(Хурма).

Приложение 5. Таблица самооценки и оценки учителя

№п/п

Критерии оценивания

Наша оценка

Оценка учителя

1группа

2группа

3группа

4группа

1группа

2группа

3группа

4группа

1 .

Загадки о фруктах

2.

Демонстрация слайда

3.

Умение находить нужную информацию в тексте

4.

Рассказ о фруктах

5.

Умение работать с картами атласа и настенными картами


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Погода в разных странах"

Данная технологическая карта урока разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. Урок предполагает проведение входного теста, текст теста прилагается....

Технологическая карта "Жизнь на разных материках"

Технологическая карта урока по природоведению, составлена в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока «Части света, страны». Изучающее чтение по теме «Великобритания» в 6 классе

Технологическая карта урока «Части света, страны». Изучающее чтение по теме «Великобритания» в 6 классе...

Технологическая карта урока "Алиса в стране чудес"

Материал для урока "Алиса в стране чудес"...

Технологическая карта урока "Обычаи англоязычных стран и России"

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе "Обычаи англоязычных стран и России", УМК Биболетова М.З....