конспект урока Односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

технологическая карта урока по технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: дать понятие об односоставных предложениях., формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения

 Задачи  урока: 

•        Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

•        Углубить представление учащихся об односоставных предложениях. •        Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

•        Изучить новую терминологию.

•        Формировать культуру речи учащихся.

•        Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся.

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-распознавать односоставные  предложения в тексте;

- классифицировать односоставные  предложения по их значению и структурным особенностям;

- строить речевые  высказывания с употреблением односоставных предложений разного вида

- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  

- учиться работать в паре, группе;

 -умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

- уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

 -осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной  речи;

- понимать эмоции других людей, сопереживать;

 

Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Форма организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

(познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов  урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

I Стадия вызова

I. Мотивация к учебной деятельности.

включение в учебную деятельность

психологический настрой на работу.

Фронтальная работа

Групповая работа.

Здравствуйте, все! Здравствуйте кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Желаю успехов! Улыбнитесь друг другу и сегодняшнему дню.

Разминка. Синтаксический разбор.

-Запишем предложение.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

-Как вы понимаете  данное предложение?

-Под этим девизом проведём урок

Осуществляет контроль усвоения изученного материала, готовность обучающихся к уроку.  

Повторяем теоретические и практические вопросы с помощью приема «Ромашка Блума». На доске ромашка. На каждом лепестке написаны задания (предложения).

 -«Перед вами листы оценивания вашей деятельности на уроке. В течение урока каждому из вас предстоит оценить свою работу на уроке, Последние графы заполню я  и выставлю вам оценку за урок и выведу общую, итоговую отметку.»

(Выполняют синтаксический разбор предложения.

Капитаны групп по очереди отрывают листочки, обсуждая со своей группой, отвечают на вопросы.

Повторят теоретический материал, необходимый для изучения нового материала.

Закрепляют умение делать синтаксический разбор

К–оформлять мысли в устной речи с учетом речевых ситуаций.

II Активизация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение

Фронтальная – повторяют  грамматическую основу предложения

Организует повторение, осуществляет контроль результатов учебной деятельности  обучающихся

 1  лепесток. Найти грамматическую основу в предложении:  «Мы долго по берегу реки и смотрели на плавающих уток».

2.лепесток.  Найти грамматическую основу в предложении «На востоке ярким пламенем алеет край неба»

3.лепесток.  Найти грамматическую основу в предложении:  «Выхожу из дому рано утром»

4.лепесток.  Найти грамматическую основу в предложениях: «Из песни слов не выкинешь».

5. лепесток.   Найти грамматическую основу в предложении: «Зимой рано смеркается».  

Умеют находить основу предложения, определять, какой частью речи выражены главные члены предложения

Р – обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с преподавателем

III. Формулирование темы урока, постановка цели.

Фронтальная – обсуждают «затруднение», формулируют тему урока.

Помогает учащимся сформулировать цели урока.

Ребята, у кого возникли затруднения в определении основы предложения?  

 -Почему?

-Разве могут существовать предложения с одним главным членом предложения?

Постановка учебной цели урока.

Почему у нас возникли затруднения?

Что должны сегодня узнать?

-Чем может быть выражен главный член предложения в односоставных предложениях? (Слайд 2)

- Где употребляются односоставные предложения?

 Выявляют место и причины затруднения

Личностные УУД: воспитывать интерес к решению новых учебных задач.

Стадия осмысления содержания

IV. Изучение нового

Изучить новую терминологию.

Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

Парная работа  (учебнику. (параграф 30) парная работа

Индивидуальная

Контролирует продвижение каждого ученика

-изучите параграф 30, составьте кластер.

 

 

План работы:

I. Обучающиеся самостоятельно, помогая друг другу записывают новый теоретический материал в тетрадь, (прием « Кластер»). Работают в парах, читают материал учебника и рассказывают друг другу  об односоставных предложениях.

 II. Проверка полученных знаний. Заполнение таблицы Знаю-Хочу узнать-Узнал.  

На экране вы видите предложения, спишите их в тетради, найдите среди  них односоставные предложения. (Слайд 3).

Береги честь смолоду.

  1. На небе показалась стая журавлей.
  2. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  3. К вечеру похолодало.
  4. Провожающие махали вслед.
  5. Вечерело.

Тянуло осенней прохладой.

Зимний вечер.

Установились морозные  безветренные дни.

Люблю тебя, Петра творенье!

В дверь постучали.

Умение работать по учебнику, отбирать нужный материал.

Работают самостоятельно

Учатся сравнивать свой результат с эталоном Оценивают свою работу

Р – учатся работать по предложенному плану.

К –оформлять мысли в устной и                             письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют выполнять различные роли при работе в группе

V.  Физминутка  

снятие усталости и напряжения,- внесении эмоционального заряда...

Фронтальная

Если слышите односоставное предложение – поднимите вверх левую руку, если двусоставное – обе руки.

- На морозном воздухе было трудно дышать.

- Мне не хотелось возвращаться.

-На востоке синело.

- За окном виднелось уже вспаханное поле.

- Дело словом не заменишь.

- Свод неба был тих и чист.

- От листьев пахло осенью.    

-Мне нельзя ошибаться.

 - Я не ошибся.

-Прошу повторить вопрос.    

С удовольствием перечитываем ваш роман.

Выполняют физминутку, выбирая вид предложения.

Учатся соотносить вилы предложений

Л-: проявляют интерес к способам решения новых учебных задач

VI Закрепление

Формировать культуру речи учащихся.

Индивидуальная работа.

- Сейчас поработаем с учебником. Внимательно прочитайте задание упражнения № 171.и выполните его письменно.

Учитель помогает закрепить правило.

Учитель работает со слабыми учащимися у доски.

(взаимопроверка и оценивание работы)  

 Учащимся предлагается выполнить № 171.

  1.  

Учатся, пользуясь правилом,  выполнять упражнение.

 Оценивают свою работу

Р- контроль с эталоном, коррекция действий.

Л-: проявляют интерес к способам решения новых учебных задач

VII..   Обобщение материала

Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся

Работа в парах 

 

-Закрепим наши знания, выполнив самостоятельную работу по карточкам.)

Учитель контролирует работу учащихся, оказывает при необходимости помощь.

Фиксирует затруднения учащихся.

Ученики выполняют задания по карточкам (1).  Проводят проверку друг у друга.( слайд 4)

I вариант.

Распространите односоставные предложения:

  1. Тишина.
  2. Темнеет.
  3. Не спрячешься.
  4. Сижу и читаю.
  5. Дружба.
  6. Похолодало.

II вариант.

 Распространите односоставные предложения:

 1. Утро.

2. Сквозит.

3. Смеркается.

4. Мороз.

5. Вечереет

6. Не укроешься

Научатся выделять главный член предложения в односоставных предложениях.

Оценивают свою работу друг у друга

 П - преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область.

  К – умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами.

 Стадия рефлексии.

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке, подача д/задания.

Фронтальная

Индивидуальная

( карточка)

Фронтальная работа  

-Какова роль односоставных предложений в тексте?

Работа с текстом: выбрать номера односоставных  предложений поставить +. 1.Зимняя ночь. 2.Она длинна, особенно в деревне, где ложатся  рано. 3.Бока пролежишь, дожидаясь белого дня.  4.Просыпаюсь часа за два до зари.5. Больше я не могу уснуть

 «Ребята, наше занятие подходит к концу. Мы многое успели. И теорию односоставных предложений, и практическое применение полученных знаний сумели продемонстрировать

-Удалось ли нам добиться поставленных целей?

-Довольны ли мы результатом урока?

Оцените свои знания по теме (выскажись одной фразой):

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Я понял, что…

4.Было трудно…

5.Теперь я могу…

Высказываются по желанию

Заполните свои листы самооценки.

Заполните «корзину грецких орехов»

-Что на уроке у вас вызвало затруднения, запишите на кружочках . (Слайд6)

Д/З.  составить алгоритм определения односоставных предложений в тексте, или написать текст «Зима» , используя односоставные предложения

 Самостоятельно работают по карточке (2)

( проверка на слайде 5)

Оценивают свои знания по теме урока

Заполняют листы самооценки

Прием «Корзина грецких орехов»

Обучающиеся записывают на кружочках свои затруднения по изученной теме.

Выбирают самостоятельно вид домашнего задания

.

Дифференцированное  задание

Оценивают свои знания по повой теме

Заполняют таблицу в карточке

 К - оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

Личностные: понимают причины успеха и неуспеха учебной деятельности, проводят самооценку результатов своей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Односоставные предложения"

Данный конспект урока русского языка предназначен для учиелей, работающих в 8 классах. Это урок обобщения по теме "Односотавные предложения"...

Модульный урок "Односоставные предложения".

Модульный урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс. Кроме модульной технологии используются тестовые технологии, групповая технология (работа в парах), дифференцированный подход к и...

План-конспект урока "Односоставные предложения"

План- конспект урока в малокомплектном классе 9,8 (СКК 7 вида) по темам: "Односоставные предложения" (8кл), "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными" (9кл) содержит карточки для ...

Конспект урока "Односоставные предложения"

Урок закрепления материала...

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...

Конспект урока "Односоставные предложения".

Технологическая карта урока "Односоставные предложения"....