Технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Игнаткина Анастасия Юрьевна

"Употребление наклонений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

1.Тема урока: «Употребление наклонений».
2. УМК:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2014,  рекомендовано Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО.
3. Класс: 6 «б»
4. Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепление).
5. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная и групповая.
6. Цели урока:

Деятельностная цель: отрабатывать умение находить в тексте глаголы, определять их наклонение, развивать навыки правописания глаголов в разных наклонениях, формировать умение высказывать свои мысли связно и логично с использованием глаголов в разном наклонении.

Содержательная цель: продолжить формирование языковой компетенции, систематизировать и обобщить знания по теме «Наклонение глаголов», применять полученные знания, создавая текст.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, коррекция, саморегуляция.

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: литература, словообразование, культура речи.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, электронная доска, проектор, компьютер, презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал.

10. Оформление доски:

Число.
Классная работа.

11. Ход урока.

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный этап

(3 мин.)

- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада Вас видеть сегодня на занятии. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На столе должно быть все необходимое: учебник, тетрадь, словарь, канцелярские принадлежности.
Присаживайтесь, кроме дежурных.

- Говорят, что каждый свой день лучше начинать с улыбки, тогда все чудесным образом будет складываться благополучно.
- Посмотрите, пожалуйста, на своего соседа и подарите ему искреннюю улыбку. Молодцы.

Ученики приветствуют учителя, проверяют готовность  к уроку, садятся за парты.


Дежурные докладывают об отсутствующих и выполнении домашнего задания обучающимися класса. Присаживаются за рабочие места.

Нравственно-этическая ориентация (Л).


Постановка цели. Актуализация знаний

(7 мин.)

- В течение нескольких уроков русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно прошедших событиях, картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глаголов и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

- Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.

- Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа. Посмотрите на слайд. Перед нами высказывания разных авторов. Прочитаем их выразительно.

.

- Что объединяет все высказывания?

- В каких наклонениях употреблены глаголы?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?

- Отлично! Запишем число, классная работа и тему урока «Употребление наклонений». 

Ученики внимательно слушают, затем смотрят на экран. Ребята по очереди читают предложения.

Великие мысли великих людей.

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное». Ф.М.Достоевский.

«Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все».
Франсуа Фенелон.

«От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом». Г.Ф.Александров

Ученик: «Эти предложения объединяет любовь к чтению, дружелюбное отношение к книге».

Ученик: «Глаголы в предложениях различны по наклонению. В первом предложении – повелительное наклонение, во втором – условное, в третьем – изъявительное».

Ученик: «Мы будем говорить об употреблении наклонений в речи».

Общеучебные (П)

Логические (П)

Смыслообразование (Л)

Постановка и решение проблемы (П)

Цели и задачи. Мотивация.
(5 мин.)


-
Обозначим цели нашего урока.

- Для того чтобы понять, насколько хорошо мы умеем различать наклонения глаголов, проведем небольшую работу. В тетради обозначьте цифры от 1 до 3. Ваша задача - сопоставить термин «название наклонения» и то, что глагол в этом наклонении обозначает.

  1. Глаголы в этом наклонении обозначают действия, которые  кто – то просит или требует выполнить.
  2. Глагол в этом наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить в действительности.
  3. Глаголы в этом наклонении обозначают действия, которые обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

- Ответы на экране. Проверьте, пожалуйста, свою работу. Поднимите руки те, кто не допустил ошибку.

- Молодцы. Двигаемся дальше.


Ученик: «
уметь находить в тексте глаголы, определять их наклонение, развивать навыки правописания глаголов в различных наклонениях; развивать речевую культуру, формировать умения высказывать свои мысли связно и логично; воспитывать ценностное отношение к слову, его значению; прививать любовь к родному языку».

Дети записывают в столбик цифры. Работают над терминологическим диктантом.


Ответы учеников:

1) Повелительное.

2) Изъявительное.

3) Условное.

Дети сверяют ответы. Поднимают руки.

Смыслообразование(Л)

Целеполагание(Р)

Контроль (Р)

Коррекция  (Р)

Постановка и решение проблемы (П)

Применение знаний  и умений в новой ситуации

(5 мин.)

Первичное закрепление
(в знакомой ситуации).

 - Вы очень дружные. Предлагаю проверить, как вы можете работать в паре. Перед вами несколько предложений. Ваша задача вместе, сообща определить в каком наклонении находится глагол в тексте и доказать свою точку зрения.

  1. Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы (Изъявительное).
  2. Я сыграл бы на рояле, коль умел бы. (Условное)
  3. Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет? (Условное) 
  4. Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо. (Повелительное)
  5. Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы. (Изъявительное)

- Проверим, что получилось. На ваших партах есть сигнальные карточки («И», «У», «П»), которые обозначают наклонения глаголов. Согласованно, по просьбе учителя поднимайте вверх карточки с ответами. Молодцы. Справились с заданием.

Обучающиеся раздумывают над предложениями.

Класс выполняют проверку.

Смыслообразование (Л)

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

Нравственно-этическая ориентация (Л)

Общеучебные (П)

Физкультминутка
(3 мин.)

Молодцы. Встаньте, пожалуйста, со своих рабочих мест. Объявляется физкультминутка, но не простая, а интеллектуальная. Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянитесь к солнцу;

─ если услышите глагол в условном наклонении – хлопайте;

─ если в повелительном наклонении - наклоняйтесь вниз:

 бегут, торопятся ручьи (тянутся)

 мы бы убрали, если б не устали (хлопают)

 покрась напротив меня (вниз)

 побелили деревья (тянутся)

 если бы вы не бросали мусор, то было бы чисто (хлопают)

 появляется травка (тянутся)

 потянитесь к солнцу (вниз)

Ребята встают со своих мест, внимательно слушают условия задания. Начинают разминку.

Общеучебные (П)

Применение знаний  и умений в новой ситуации

        (10 мин.)

Первичное закрепление (в измененной ситуации).

- Чтобы закрепить умение видеть в текстах глаголы в изъявительном наклонении поработаем с текстом пословиц. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении по вариантам: 1 вариант выписывает глаголы 1 спряжения, 2 вариант – 2 спряжения. Укажите вид, время и спряжение. У доски поработает Макарова Полина (1 вариант), Фролова Алина (2 вариант).

- Первые две рабочих тетради со сделанной работой, возьму, чтобы оценить.

На слайде:

Книга в счастье украша..т, а в несчастье утеша..т. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.

- Проверим написанное (Выставляются отметки).

Как часто мы можем встретить изъявительное наклонение глагола в речи?

Ученик у доски: «украшает» - сов. вид., будущее время, 1 спряжение; «утешает» - несов. вид., наст. вр., 1 спряжение; «скажешь» - сов. вид., будущее время, 1 спряжение; «воротишь» - сов. вид., будущее время, 2 спряжения; «напишешь» - сов.вид., будущее время, 1 спряжение; «отрубишь» - сов.вид., будущее время, 2 спряжение;
«не привстанешь» - сов.вид, будушее время, 1 спряжение; «учит» - несов.вид., наст. время, 2 спряжение; «сияет» - несов.вид., наст. время, 1 спряжение.

Ребята вместе с учителем проверяют работу у доски.
Ученик: «Изъявительное наклонение мы используем повсеместно, это самое распространенная для употребления форма глагола».

Смыслообразование (Л)

Общеучебные (П)

Логические (П)

Творческое применение и добывание знаний
(5 мин.)

- Ребята, а какое наклонение больше всего любят фантазеры?  

- Прочитаем выразительно стихотворение итальянского детского писателя Джанни Родари «Я решил бы, я сказал бы…».

«Я решил бы, я сказал бы, 
Поспешил бы, написал бы…»
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
…В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
«Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы, 
Если мог бы, полетел бы».

- Предлагаю пофантазировать и вам. Упражнение называется «Парк мечтателей». Представьте, что вы не ученики 6 класса, а взрослые люди совершенно разных профессий. Предложите продолжение предложений.

- 1 ряд продолжит предложение: «Если бы я был путешественником,…», 2 ряд - «Если бы я был президентом,…», 3 ряд - «Если бы я был волшебником,…».

- Зачитаем получившиеся предложения.

- Вы настоящие мечтатели.
Как часто в речи мы употребляем условное наклонение?

Ученик: «Фантазеры любят условное наклонение, потому что оно отражает нереальное действие, событие, которое может произойти только при определенных условиях».

Один из учеников озвучивает стихотворение вслух.

Ребята по рядам сочиняют предложения.

Некоторые из обучающихся зачитывают предложения вслух.

Ученик: «Условное наклонение мы используем реже, но употребляем его, когда не чувствуем силы в том, что доведем  действие до конца, или не имеем возможности».

Смыслообразование (Л)

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

Контроль (Р)

(7 мин.)

- Друзья, продолжаем свою работу. Скажите, в каком наклонении находятся глаголы в данных предложениях?

  1. Возвратиться немедленно!
  2. Не могли бы вы возвратиться поскорее!
  3. Возвратитесь поскорее, пожалуйста!
  4. Посмотри - ка!

- Верно, они употреблены в повелительном наклонении.

- Скажите, не отличаются ли эти предложения оттенками побуждения к действию?

- Выразите разными способами просьбу о том, чтобы а) вам вернули книгу, б)закрыли дверь.

- Но не забывайте о вежливых словах, они расположены на слайде.

Будьте добры,
пожалуйста,
прошу прощения,
будьте любезны,
прошу вас,
извините,
простите
и т.д.

- Проверим, что получилось.

- Умницы! Скажите, как часто мы употребляем повелительное наклонение в речи?

(Оценки за работу на уроке).

Ребята внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Ученик: «Все глаголы употреблены в повелительном наклонении».

Ученик: «Отличаются,  первое предложения напоминает собой строгий приказ, глагол находится  в инфинитиве, во втором предложении глагол в условном наклонении, действие носит характер просьбы, в третьем предложении глагол в форме повелительного наклонения, но вежливое слово смягчает его, оттенок просьбы, в четвертом  предложении повелительное значение выражается при помощи повелительного наклонения и суффикса -ка-, значение совета».

Ученики сочиняют предложения.

Некоторые из обучающихся зачитывают получившиеся предложения.

Контроль (Р)

Общеучебные (П)

Логические (П)

Информация о домашнем задании.
(2 мин.)

- Чтобы закрепить материал, обсуждаемый на уроке, попробуйте самостоятельно сочинить текст с использованием глаголов всех наклонений, сегодня это у вас получалось замечательно. Запишем: «упражнение 565».

Ученики слушают информацию о задании, записывают его в дневник.

Логические (П)

Смыслообразование (Л)

Рефлексия.

 (3 мин.)

- Наше занятие получилось плодотворным. Подведем итоги. На слайде мы видим несколько вопросов. Ответим на них.

Достигли ли мы поставленных целей?

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Показалось трудным…

Мое настроение…

(цветовые ассоциации).        

- Большое спасибо за урок. Можете быть свободны.  

Обучающиеся делятся впечатлениями от урока.

Самоопределение (Л)

Контроль (Р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...