Виды системных отношений в лексике. Антонимические отношения.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Лингвистический анализ произведения Н.С. Лескова "Левша".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levsha_3.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

1. 3. Виды системных отношений в лексике. Антонимические отношения

Лексический уровень русского языка, как и любого другого, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц. В трудах различных исследователей рассматривались вопросы смысловой и формальной соотнесенности лексических единиц. «В далекой древности ученые заметили, что в системной организации лексики отражается предметно-вещественное многообразие и разнообразие окружающего мира, характеризуемое также определенной системностью» [Сологуб, Альбрехт 2003: 91]. В формирование лексикологии внесли вклад многие ученые ХХ века: Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Б.А. Ларин, Н.М. Шанский и др. Они рассматривали функционирование лексических единиц как системное проявление.

Лексическая система – это «внутренне организованная совокупность языковых элементов, закономерно связанных между собой относительно устойчивыми отношениями и постоянно взаимодействующих» [Фомина, 1983, c. 170].

Слова объединяются в различные группы на основании определенных формальных или смысловых признаков. Группы слов, связанных общностью (или противоположностью) значения; сходных (или противопоставленных) по стилистическим и иным свойствам, охватывают целые классы слов. Значимость каждого отдельного слова может быть выявлена только с учетом всех его «вхождений» в те или иные классы слов» [Кузнецова 1982, c. 84].

Ю.А. Гвоздарёв, говоря о языковой системе, полагает: «Язык рассматривается как система, даже как система систем. Общенаучное понятие системы содержит представление о некотором объединении однопорядковых единиц, находящихся между собой в определенных связях» [Гвоздарёв 2008: 19]. К языковым единицам относится и слово, которое не может существовать изолированно, вне связи с другими словами, поэтому лексический состав языка представляет собой упорядоченную совокупность элементов, т.е. лексическую систему.

В основе любого объединения (класса) слов лежит принцип сходства слов по каким-либо общим компонентам. Типы классов слов чрезвычайно разнообразны и взаимосвязаны.

«Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются в различные группы, причем основание для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению» [Покровский 1959: 82]– указывал один из основоположников системного изучения лексики М.М. Покровский. Критерием для объединения служит наличие/отсутствие сходных и различительных признаков семантической структуры. В рамках лексико-семантических групп они обязательно противопоставлены друг другу. Противопоставленность есть необходимое условие существования языка как знаковой системы. Как правило, она дробится на множество микросистем. Простейшими из них являются пары слов, связанные противоположностью значений, т. е. антонимы. Такие парадигматические связи слов лежат в основе лексической системы любого языка. По экспрессивному потенциалу антонимические проявления в сравнении с другими системными отношениями наиболее колоритны. Л.А. Новиков считал: «Можно без всякого преувеличения сказать, что противопоставленность как понятие («наивное» или строго научное) является одним из характерных проявлений природной склонности человеческого ума и лежит в основе различных представлений» [Новиков 1984: 7].

Антонимия подробно освещается и в учебниках по языкознанию, лексикологии и семантике, авторами которых являются многие известные лингвисты (Н. Ф. Алефиренко, Ш. Балли, Л. А. Булаховский, Л. М. Васильев, И. Р. Гальперин, Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев и др.).

О роли антонимических отношений в речи свидетельствуют и многочисленные аспектные словари (антонимов), в том числе словари Л. А. Введенской, Н. П. Колесникова, М. Р. Львова и др.

На современном этапе развития языка учение об антонимах отличается высоким уровнем разработанности исследуемых проблем. Сформировались различные направления семантической и грамматической категории исследований: логико-понятийное, структурно-семантическое, функционально-стилистическое и др. В начале ХХ1 столетия как в зарубежной, так и в отечественной лингвистике ведутся исследования антонимов в когнитивном аспекте. Отмечено, что в предметах и явлениях частотно проявляются внутренние свойства противоположности, т.е. «антонимия в языке так или иначе детерминирована явлениями объективной реальности» [Миллер 1990: 205]. Названные выше свойства по мере их осмысления человеком включаются им в систему общепринятых норм, с помощью которых осуществляется оценка этих предметов и явлений с различных точек зрения, имеющих культурную, социальную, практическую значимость.

Антонимия свойственна всем языкам и имеет место во всех зонах лексической системы, где встречаются слова, обозначающие действия, предметы, качества, свойства, признаки, явления, противопоставленные по интегральной, как правило, гиперсеме. Это свойство лексических единиц является универсальным, оценивается, как правило, по градуируемой шкале типа «хороший — плохой», «добро - зло», «умнеть - глупеть» и т. п. Этот же принцип лег в основу семантической дифференциации антонимов, на основе чего принять выделять контрарные (градуальные), комплементарные (контрадикторные) антонимы, векторные антонимы и антонимы- конверсивы (Л. А. Новиков); контрарные (противоположные), комплементарные и векторные антонимы (Л. М. Васильев); анализируется градуальная и контрадикторная антонимия (Э. И. Родичева); квалитативы (градуальные отношения) и комплементативы (бинарные отношения) (В. А. Михайлов); абсолютные антонимы (градуальные и привативные оппозиции) и относительные антонимы (конверсивы) (А. А. Уфимцева). Один из членов антонимической пары рассматривается как положительный, а второй — как отрицательный коррелят.

Исходя из структурного состава антонимы делятся на разнокорневые (зима - лето) и однокорневые (прилетать - улетать,). Разнокорневые относятся к типу лексических антонимов, однокорневые - лексико-грамматических. У последних противоположность семантики мотивирована, как правило, префиксами, эксплицирующие антонимические отношения на уровне морфем; ср.: закрыть – открыть, уходить – приходить и др. Однако в словопроизводстве качественных прилагательных и наречий приставки не-, без- , как правило, придают значение не ярко выраженной противоположности (хозяйственный - нехозяйственный), противоположность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается несколько «приглушенной». Поэтому к антонимам можно отнести те, что выступают крайними членами антонимической парадигмы: сильный - бессильный.

Антонимы, как известно, представляют собой парную оппозицию в языке. Это не значит, что слово может иметь только один антоним. Отношения противопоставленности показывают противоположность понятий и в антонимическом пространстве.

Универсальный характер антонимии позволяет использовать ее при лексикографировании лексических единиц в толковых словарях при дефинициях с отрицательным значением (белый – противоположный черному и т.д.).

Одним из ярких критериев антонимичности выступает общность сочетаемости лексических единиц. Для антонимов характерно вхождение в антонимические блоки и употребление в антонимических контекстах, а также употребление их в синонимических парадигмах.

Лексемы с противоположным значением представлены также с высокой степенью частотности и в паремиях, где играют важную роль и служат материалом для создания различных стилистических фигур.

Изучение истории разработки проблем антонимии выявляет сходство и различие позиций языковедов и свидетельствует об отсутствии унифицированного подхода к решению этих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме:"Типы антонимических отношений в современном английском языке"

В данной статье рассмотрены 2 типа антонимии: лексическая и фразеологическая и употребеление данных антонимов в речи....

Доклад: "Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе"

Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых — асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. ...

Конспект урока русского языка "Системные отношения в лексике", 10 класс

Конспект урока русского языка "Системные отношения в лексике", 10 класс...

Конспект урока на тему «Системные отношения в лексике»

Тип урокаПовторительно-обобщающий урок.Цели урокасистематизировать знания об омонимах и паронимах;наблюдать за употреблением данных языковых единиц в речи. Задачи урока:- закрепить определение по...

Конспект урока на тему «Системные отношения в лексике»

Тип урокаПовторительно-обобщающий урок.Цели урокасистематизировать знания об омонимах и паронимах;наблюдать за употреблением данных языковых единиц в речи. Задачи урока:- закрепить определение по...

СИНОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЗНАЧЕНИЯ «ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ» В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ

Настоящий доклад (статья) посвящен результатам исследования синонимических отношений внутри лексико-грамматической группы слов значения «представитель иной языковой культуры»....