Доклад: "Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе"
статья ( класс) на тему

Сас Татьяна Геннадьевна
Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых — асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_v_marte.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Отношения "по вертикали" - административные

отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе

Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых — асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. Тон здесь, безусловно, задает лидер, руководитель, и поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъявляются основные требования:

  • умение работать с людьми;
  • готовность рисковать и брать ответственность на себя;
  • способность «генерировать идеи»;
  • умение при необходимости менять стиль управления;
  • специальная управленческо-менеджерская подготовка;
  • поддержка и понимание семьи.

Также        необходимо наличие следующих свойств, умений и навыков:

  • высокой коммуникабельности;
  • умения управлять людьми, влиять на них;
  • умения делегировать полномочия и распределять роли в коллективе;
  • способности самостоятельно принимать решения;
  • аналитических способностей;
  • гибкого поведения;
  • умения правильно распределять время - свое и подчиненных;
  • знания своего дела.

Соответствие этим требованиям и создает руководителю авторитет признание его лидерства не только по должности, но и по его человеческим качествам, готовность сотрудников подчиняться ему не по обязанности, а по личной склонности.

Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный

Основные стили руководства — директивный и коллегиальный (табл. 1).

Таблица 1.

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Базируется    на    принципах    авторитарной    этики, стремлении к единовластию.

Базируется на принципах гуманистической этики и демократии.

Жестко      регламентирует      задачи деятельности подчиненных.

В решении производственных задач подчиненным предоставляется свобода, хотя последнее слово остается за руководителем.

Решение вопросов осуществляется

централизованно и авторитарно.

Предпочитается коллегиальное решение вопросов, информирование сотрудников, определение общих целей и задач, делегирование полномочий.

Предпочтение отдается не самостоятельно мыслящим сотрудникам, а верным и преданным исполнителям.

В   первую   очередь   оценивается   профессионализм сотрудника, затем его личные качества и отношения.

Возможно безжалостное подавление инициативы и творческой мысли.

Стимулируется развитие инициативы и творчества сотрудников.

Характерна  мелочная  опека,      стремление к сверхконтролю, желание лично отвечать за все.

Отсутствие  мелочной  опеки, предоставление самостоятельности

и  контроля.

Выше всего ценится формальная   дисциплина и идеальный порядок.

Служебные дисциплина и порядок - не самоцель, а средство.

Проявляются бестактность, грубость, склонность к произволу.

Применяется принцип свободной    дискуссии и взаимной критики.

Соблюдается дистанция и официальная форма общения с подчиненными, ведущая к отчуждению.

Наблюдается стремление к созданию в коллективе обстановки сотрудничества и взаимопонимания.

Существует еще один стиль руководства - либеральный. Для него характерно:

  • вопросы управления передаются подчиненным;
  • руководитель самоустраняется от решения острых вопросов и конфликтов;
  • руководитель     стремится     избежать     оценки     работы     подчиненных     (и похвалы, и критики), не замечает нарушений, не высказывает запретов;
  • практикуется постоянная ссылка на распоряжения вышестоящих инстанций, стремление избежать ответственности и риска.

Приведенные характеристики схематичны и односторонни. В реальной действительности все гораздо сложнее. Поэтому, будучи приверженным конкретному стилю управления, руководитель должен иметь в виду, что, во-первых, у каждого стиля есть свои плюсы и минусы, и, используя плюсы данного стиля, он должен избегать минусов: и во-вторых, самое оптимальное — в зависимости от ситуации уметь менять стили управления, т.е. обладать необходимой гибкостью в руководстве коллективом.

Морально-этические аспекты деятельности руководителя и подчиненного 

Основные принципы руководства в современных условиях - принципы справедливости и демократизма. Переплетаясь между собой, они реализуются в конкретных нормах поведения руководителя:

  • вежливость;
  • доброжелательность и приветливость;
  • предупредительность и тактичность;  
  • корректность;
  • скромность;  
  • толерантность;  
  • критичность и самокритичность;
  • справедливость;

  • требовательность;  
  • обязательность и точность.  

«Правила поведения» для директора:

  • убеждая сотрудника, не торопитесь применять власть, пока не исчерпаны все остальные средства;
  • не делайте замечаний подчиненным в присутствии посторонних;
  • объектом критики должна быть плохо выполненная работа, а не работник;
  • будьте объективны в оценке предложений, исходящих даже от неприятного вам лица;
  • будьте внимательны к «бесполезным» предложениям: грубо отвергнуть их сегодня - значит, лишиться возможности получить полезный совет завтра;
  • если хотите, чтобы подчиненные обладали качествами, необходимыми для дела, выработайте их сначала у себя;
  • распоряжения лучше отдавать не в виде приказаний, а в виде просьбы или пожелания;
  • помните, что от вашего настроения и поведения зависят настроение, поведение и работоспособность других;
  • будьте начальником лишь на работе.

Этика «вертикальных» отношений предъявляет требования не только к поведению руководителя. Другая сторона общения «по вертикали» — нормы отношения подчиненных к руководителю.

«Правила поведения» для подчиненных:

  • дисциплинированность, вежливость, чувство субординации;
  • инициативность и самостоятельность суждений;
  • смелость и твердость в защите собственного мнения;
  • недопустимость слепого повиновения, заискивания, подхалимажа;
  • доверие    и    уважение    к    опыту    и    знаниям    руководителя,    понимание    его ответственности;
  • умение   подчинить   свой   личный   или   узкопрофессиональный   интерес   более широкому видению руководителем общих задач коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление конфликтами в педагогическом коллективе

Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Характер и содержание п...

Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

Управление педагогическим коллективом в условиях модернизации образования (внедрения ФГОС НОО)

          Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и в...

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Центральным вопросом повышения качества образования является проблема управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении. Принципиально важную роль в процессе управления играет полн...

Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"

Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...

Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива

системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива...

Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива как условие развития школы

В статье рассмотрены теоретические и практические основы инновационных процессов в образовании....