Доклад: "Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе"
статья ( класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_v_marte.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Отношения "по вертикали" - административные
отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе
Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых — асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. Тон здесь, безусловно, задает лидер, руководитель, и поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъявляются основные требования:
- умение работать с людьми;
- готовность рисковать и брать ответственность на себя;
- способность «генерировать идеи»;
- умение при необходимости менять стиль управления;
- специальная управленческо-менеджерская подготовка;
- поддержка и понимание семьи.
Также необходимо наличие следующих свойств, умений и навыков:
- высокой коммуникабельности;
- умения управлять людьми, влиять на них;
- умения делегировать полномочия и распределять роли в коллективе;
- способности самостоятельно принимать решения;
- аналитических способностей;
- гибкого поведения;
- умения правильно распределять время - свое и подчиненных;
- знания своего дела.
Соответствие этим требованиям и создает руководителю авторитет — признание его лидерства не только по должности, но и по его человеческим качествам, готовность сотрудников подчиняться ему не по обязанности, а по личной склонности.
Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный
Основные стили руководства — директивный и коллегиальный (табл. 1).
Таблица 1.
Авторитарный стиль | Демократический стиль |
Базируется на принципах авторитарной этики, стремлении к единовластию. | Базируется на принципах гуманистической этики и демократии. |
Жестко регламентирует задачи деятельности подчиненных. | В решении производственных задач подчиненным предоставляется свобода, хотя последнее слово остается за руководителем. |
Решение вопросов осуществляется централизованно и авторитарно. | Предпочитается коллегиальное решение вопросов, информирование сотрудников, определение общих целей и задач, делегирование полномочий. |
Предпочтение отдается не самостоятельно мыслящим сотрудникам, а верным и преданным исполнителям. | В первую очередь оценивается профессионализм сотрудника, затем его личные качества и отношения. |
Возможно безжалостное подавление инициативы и творческой мысли. | Стимулируется развитие инициативы и творчества сотрудников. |
Характерна мелочная опека, стремление к сверхконтролю, желание лично отвечать за все. | Отсутствие мелочной опеки, предоставление самостоятельности и контроля. |
Выше всего ценится формальная дисциплина и идеальный порядок. | Служебные дисциплина и порядок - не самоцель, а средство. |
Проявляются бестактность, грубость, склонность к произволу. | Применяется принцип свободной дискуссии и взаимной критики. |
Соблюдается дистанция и официальная форма общения с подчиненными, ведущая к отчуждению. | Наблюдается стремление к созданию в коллективе обстановки сотрудничества и взаимопонимания. |
Существует еще один стиль руководства - либеральный. Для него характерно:
- вопросы управления передаются подчиненным;
- руководитель самоустраняется от решения острых вопросов и конфликтов;
- руководитель стремится избежать оценки работы подчиненных (и похвалы, и критики), не замечает нарушений, не высказывает запретов;
- практикуется постоянная ссылка на распоряжения вышестоящих инстанций, стремление избежать ответственности и риска.
Приведенные характеристики схематичны и односторонни. В реальной действительности все гораздо сложнее. Поэтому, будучи приверженным конкретному стилю управления, руководитель должен иметь в виду, что, во-первых, у каждого стиля есть свои плюсы и минусы, и, используя плюсы данного стиля, он должен избегать минусов: и во-вторых, самое оптимальное — в зависимости от ситуации уметь менять стили управления, т.е. обладать необходимой гибкостью в руководстве коллективом.
Морально-этические аспекты деятельности руководителя и подчиненного
Основные принципы руководства в современных условиях - принципы справедливости и демократизма. Переплетаясь между собой, они реализуются в конкретных нормах поведения руководителя:
- вежливость;
- доброжелательность и приветливость;
- предупредительность и тактичность;
- корректность;
- скромность;
- толерантность;
- критичность и самокритичность;
- справедливость;
- требовательность;
- обязательность и точность.
«Правила поведения» для директора:
- убеждая сотрудника, не торопитесь применять власть, пока не исчерпаны все остальные средства;
- не делайте замечаний подчиненным в присутствии посторонних;
- объектом критики должна быть плохо выполненная работа, а не работник;
- будьте объективны в оценке предложений, исходящих даже от неприятного вам лица;
- будьте внимательны к «бесполезным» предложениям: грубо отвергнуть их сегодня - значит, лишиться возможности получить полезный совет завтра;
- если хотите, чтобы подчиненные обладали качествами, необходимыми для дела, выработайте их сначала у себя;
- распоряжения лучше отдавать не в виде приказаний, а в виде просьбы или пожелания;
- помните, что от вашего настроения и поведения зависят настроение, поведение и работоспособность других;
- будьте начальником лишь на работе.
Этика «вертикальных» отношений предъявляет требования не только к поведению руководителя. Другая сторона общения «по вертикали» — нормы отношения подчиненных к руководителю.
«Правила поведения» для подчиненных:
- дисциплинированность, вежливость, чувство субординации;
- инициативность и самостоятельность суждений;
- смелость и твердость в защите собственного мнения;
- недопустимость слепого повиновения, заискивания, подхалимажа;
- доверие и уважение к опыту и знаниям руководителя, понимание его ответственности;
- умение подчинить свой личный или узкопрофессиональный интерес более широкому видению руководителем общих задач коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление конфликтами в педагогическом коллективе
Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Характер и содержание п...
Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе
Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы может стать для образовательного учреждения мощным стимулом активизации его деятель...
Управление педагогическим коллективом в условиях модернизации образования (внедрения ФГОС НОО)
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и в...
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Центральным вопросом повышения качества образования является проблема управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении. Принципиально важную роль в процессе управления играет полн...
Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"
Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива
системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива...
Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива как условие развития школы
В статье рассмотрены теоретические и практические основы инновационных процессов в образовании....