ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
статья по теме

Сантьева Лариса Валерьевна

Центральным вопросом повышения качества образования является проблема управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении. Принципиально важную роль в процессе управления играет полная и достоверная информация о состоянии образовательного процесса, для этого необходима система контроля, отслеживания, наблюдения, т.е. система мониторинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка эффективности

управления качеством образования:

мониторинг развития педагогического коллектива

Сантьева Л.В.

МОУ «СОШ №196»

Центральным вопросом повышения качества образования является проблема управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении. Принципиально важную роль в процессе управления играет полная и достоверная информация о состоянии образовательного процесса, для этого необходима система контроля, отслеживания, наблюдения, т.е. система мониторинга.  

Администрация МОУ «СОШ № 196» и проблемная творческая группа педагогов,  работая  над повышением качества образования, разработала программу мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении. Главная цель Программы - создание модели мониторинга качества образования в нашей школе, который будет использоваться в качестве фундаментальной основы механизма управления этим качеством. Под мониторингом качества образования можно понимать комплексную систему наблюдений состояния и изменений, оценки и прогноза всех объектов и субъектов данного процесса.

Мониторинговые исследования проходят по следующим направлениям:

  1. мониторинг условий, обеспечивающих успешную работу ОУ;
  2. мониторинг результатов образовательной деятельности;
  3. мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Данные мониторинга позволяют судить о том, насколько эффективно функционирует каждая подсистема школы, то есть насколько качественно организован образовательный и воспитательный процесс.

Мониторинг условий, обеспечивающих успешную работу школы,  включает в себя  мониторинг  развития педагогического коллектива, мониторинг работы школы с семьей и общественностью, мониторинг материально-технического и финансового обеспечения, мониторинг эффективности управления.

Остановимся подробнее на мониторинге развития педагогического коллектива, который  включает в себя  следующие показатели:

  1. всего учителей на 1 сентября;
  2. образовательный уровень; данные по стажу;
  3. данные по возрасту;
  4. данные по разрядам оплаты труда;
  5. уровень квалификации (категории);
  6. повышение квалификации;
  7. использование различных форм методической работы;
  8. мониторинг влияния факторов, стимулирующих творческое развитие учителей;
  9. мониторинг влияния факторов, препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей;
  10. работа с молодыми специалистами;
  11. мониторинг личностных достижений педагогов.

Рис.1  Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов

Задачи повышения качества образования целенаправленно решают все взрослые участники образовательного процесса, но именно учитель как ключевая фигура образовательного процесса играет ведущую роль в реализации основных идей образования, поэтому в нашей программе, наряду с обучающимися, основными субъектами мониторинговых исследований являются методические объединения, временные творческие, проблемные группы и отдельные педагогические и руководящие работники.

Функционирование методической подсистемы направлено на  повышение качества образования, на создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся через обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для развития школы. Существенную роль в повышении качества образования играет уровень квалификации педагогов. Методическая служба школы  при планировании работы по повышению квалификации педагогических кадров опирается на данные мониторинга развития педагогического коллектива. В конечном итоге, аттестация профессиональной деятельности педагогических работников влияет на качество учебно-воспитательного процесса, на его результативность, обеспечивает осуществление инновационных процессов и ведет к саморазвитию управляющей системы  учреждения.

Рис.2  Процентное соотношение кадрового состава в зависимости от квалификационной категории.

Данные мониторинга свидетельствуют о продолжающейся тенденции роста числа педагогов высшей и первой квалификационной категорий и сокращении за счет этого педагогов со второй квалификационной категорией и без категории, позволяют  организовать дифференцированную работу с педагогическими кадрами. В течение года ведется работа с молодыми учителями в рамках «Школы молодого учителя», с основным контингентом учителей  организуется  как фронтальная, так и групповая и индивидуальная работа.

Также мониторинг развития педагогического коллектива включает в себя и сбор информации о повышении квалификации педработников.

Предметом мониторинга являются количественные и качественные показатели: отслеживается своевременность прохождения курсовой переподготовки, место прохождения курсов, а также их тематика. Данные исследования и наблюдения позволяют проводить теоретические и обучающие семинары для всего педагогического состава в рамках общеобразовательного учреждения и планировать дальнейшую работу по данному направлению.

Мониторинг развития педагогического коллектива включает в себя изучение  личностных качеств педагогов, его интересов, практических возможностей, творческих способностей, коммуникабельности – умения общаться и работать в коллективе, позволяет выявить  затруднения педагогов.

Эффективное развитие успешности педагога, его профессиональной образованности и культуры личности зависит от наличия у него  оптимального мотивационного комплекса. Таким образом, профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор формирования самоотношения личности учителя. Для  выявления влияния мотивационной сферы учителя на его самоотношение и успешность, методической службой школы изучена мотивация профессиональной деятельности учителя  по методике Замфир К. в модификации Реана А., по которой учителя дали оценку значимости мотивов профессионально- педагогической деятельности по пятибалльной шкале. Данное исследование позволяет установить связь между потребностно-мотивационной сферой и позитивным самоотношением личности учителя.

Результаты проведенного исследования представлены в таблице и диаграмме:

Мотивационные комплексы учителей

Позитивный > чем негативный

ВМ=ВПМ<ВОМ

Наилучший


ВМ>ВПМ>ВОМ  ВМ=ВПМ>ВОМ

Негативный > чем позитивный

ВМ<ВПМ=ВОМ и ВМ<ВПМ>ВОМ

Наихудший


ВОМ > ВПМ > ВМ  

6 чел.- 14 %

29 чел.- 69 %

4 чел.- 10 %

3 чел.-7 %


Возможность полной самореализации в педагогической деятельности, удовлетворение от результатов деятельности, потребность в достижении признания и уважения со стороны других, стремление достичь вершин профессионализма, удовлетворенность собой и профессией учителя.

Стремление избежать критики со стороны руководителя, стремление избежать наказания со стороны руководителя, профессиональная и эмоциональная неустойчивость. Неудовлетворенность собой и профессией учителя.

Изучение профессионального уровня учителя позволяет администрации школы выявить затруднения каждого педагога,  способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. В то же время педагогическая диагностика помогает определить и сильные стороны учителя, наметить пути и конкретные способы их закрепления и развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Личностные достижения педагогов школы,  участие в профессиональных и творческих конкурсах, становление их профессиональной карьеры является неотъемлемой частью системы школьного мониторинга.  На основе данных мониторинговых наблюдений и исследований развития педагогического коллектива осуществляется рейтинговая оценка труда учителя как система мотивации педагогов.

Мониторинг результативности методической работы показал, что ряд учителей успешно внедряют новые формы, методы работы, эффективные педагогические технологии, в том  числе метод проектов, компьютерные технологии и интегральную технологию, и обобщают свой опыт применения перечисленных технологий на различных уровнях. За прошедший учебный год более 80% (в прошлом учебном году 60%) педагогов школы приняло участие в профессиональных конкурсах.

Как видно из диаграммы в этом учебном году увеличилось участие педагогов в мероприятиях межрегионального и всероссийского уровня, что говорит о   профессиональном росте педагогического коллектива.

Педагогическая деятельность по самой своей природе носит творческий характер. Многообразие и неповторимость педагогических ситуаций требует от учителя умения самостоятельно переосмысливать теоретические знания, переводить их на язык практических действий, находить наиболее эффективные способы в решении возникающих проблем. И большинство педагогов нашей школы с этим успешно справляются. Свидетельством тому является их активное участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня.

Участие педагогов в профессиональных конкурсах (мероприятиях) отслеживается как в целом по всему педагогическому составу, так и в отдельности по МО и персонально.

В нашей школе достаточно высокий кадровый потенциал, большинство педагогов являются творческими личностями, стремящимися передать накопленные знания, впечатления не столько в виде репродукции, сколько с элементами собственной интерпретации.

Анализируя результативность  работы педагогического коллектива нельзя не обратить внимание на успешность и социальный опыт обучающихся. В течение всего учебного года в работе школьных МО решалась такая задача, как развитие творческих способностей детей через организацию: кружковой работы, предметных олимпиад, участие в международных играх,  в городских творческих конкурсах и др. образовательных событиях.

Для более полного и объективного анализа участия обучающихся классным руководителям следует проводить мониторинг по классам, что позволит выявить процентное соотношение участия по возрастной группе, по уровню мероприятий, по участию классов, а главное - отследить группы не задействованных учащихся.

Таким образом, мониторинг развития педагогического коллектива в течение года фиксируется в виде диаграмм, таблиц, индивидуальных карт и позволяет отследить результаты работы как всего коллектива в целом, так и отдельных педагогов, что ведет к повышению ответственности, творческому росту, и соответственно, к  стабильным конечным результатам работы учителей школы, а, следовательно, и к повышению качества образования.

Список литературы:

  1. Рудинский В.А. "Стратегия формирования школьного мониторинга в системе дополнительного образования детей".
  2. Дулова Г.В. Управление качеством образования на основе мониторинга с применением компьютерных технологий.

Повышение квалификации

Кадры

Личностные достижения

Аттестация

Профессиональные затруднения

  1. Участие в профессиональных конкурсах;
  2. Публикации;
  3. Формирование инновационных компетентностей

Условия

Результаты образовательной деятельности

Состояние

здоровья

Направления мониторинга качества образования