«Оценка качества образования. Мониторинг функциональной грамотности - 2020».
статья

В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические зада­­­­­­чи развития Российской Федерации на период до 2024 года. В целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения.

Последние десятилетия характеризуются объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения и в проведении международных сравнительных исследований, которые дают ценную информацию о состоянии образования, позволяют сравнивать подготовку учащихся с международными стандартами, осуществлять мониторинг качества образования в мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Оценка качества образования.

Мониторинг функциональной грамотности - 2020.

Учитель: Васильченко Надежда Сергеевна,

I квалификационная категория.

ГБОУ лицей 387 имени Н.В.Белоусова

Кировского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019 – 2020 учебный год

В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. В целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения.

Последние десятилетия характеризуются объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения и в проведении международных сравнительных исследований, которые дают ценную информацию о состоянии образования, позволяют сравнивать подготовку учащихся с международными стандартами, осуществлять мониторинг качества образования в мире. 

Лидирующая роль в проведении подобных исследований принадлежит нескольким признанным организациям: Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements), Службе тестирования в сфере образования ETS (Educational Testing Service), проекту международного сравнительного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study), a также Организации экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Cooperation and Development), осуществляющей проект PISA (Programme for International Student Assessment).

В таких исследованиях принимают участие около 50 стран мира, в которых оценивается образовательный уровень подрастающего поколения. Для России особый интерес представляют концептуальные подходы различных государств к национальной системе оценки качества как общего, так и профессионального образования. Поэтому наша страна, начиная с 1988 года, приняла участие в ряде международных обследований: международного исследования достижений в области образования – IAEP-II (1988-1991), международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (с 1991 г.), международного исследования по иностранным языкам LES (1995-1997), международного исследования по обществоведческому образованию CIVIC (с 1996 г.), второго международного исследования по информационным технологиям в обучении – SITES (1997-2007), международного исследования PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» (с 2000 г.), международной программе по оценке учебных достижений – OECD-PISA (c 1998 г.), в том числе функциональной грамотности 15-летних школьников в области чтения и понимания текстов ("грамотность чтения"), математики ("математическая грамотность") и естествознания ("естественнонаучная грамотность").

Все эти исследования год за годом подтверждают, что российские учащиеся 15-летнего возраста (выпускники основной школы) сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям, а также они показывают невысокий уровень овладения общеучебными умениями - поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов.

То есть, по мнению Института стратегии развития образования, явно просматривается выраженная академическая направленность обучения, но не уделяется должного внимания формированию практико-ориентированных знаний и умений, повышению уровня функциональной грамотности учащихся.

Что же такое функциональная грамотность? По мнению Алексея Алексееевича Лео́нтьева, доктора психологических наук и доктора филологических наук, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Задача системы образования 21 века состоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

В связи с этим, одной из задач Министерства Просвещения становится разработка учебно-методических материалов, направленных на формирование у учащихся навыков, необходимых выпускникам школ для активной жизни в современном обществе; а так же организация мониторинга формирования способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач (функциональной грамотности). Все это актуально для реализации задач, поставленных президентом РФ.

Данный мониторинг по оценке функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по 6-ти составляющим: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению пройдет в нашем лицее в феврале 2020 года. Полученные результаты будут использованы для совершенствования российской системы образования. Апробация прошла уже в 24 регионах нашей страны.

На сайте Института стратегии развития образования можно найти всю актуальную информацию по мониторингу, которая, несомненно, будет интересна каждому учителю. Так же там представлены демонстрационные материалы по каждому виду читательской грамотности.

Работа для 5 и 7 классов составлена в 12 вариантах по каждой параллели.

Концептуальные рамки для мониторинга ФГ разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга, но с ориентацией на рамки международного исследования PISA-2021.

Апробационная работа для каждой параллели состоит из 2-х частей. На её выполнение отводится два урока. Выполняется работа с перерывом. Учащиеся работают за компьютерами.

Всего в каждом варианте работы 4 блока, связанных с разными составляющими функциональной грамотности.

 Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.

Компоновка блоков в работе: - В каждый вариант работы 7 класса включён блок по математической грамотности и блок по креативному мышлению. - В каждый вариант работы 5 класса включен блок по естественнонаучной грамотности и блок по креативному мышлению. Блоки по остальным видам грамотности, а также задания по глобальным компетенциям распределены по всем вариантам.

Основой для разработки банка заданий, как правило, являются различные ситуации реальной жизни. Тексты и ситуации для мониторинга ФГ подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся 5 и 7 классов, релевантности для жизни, интереса учащихся и развития познавательной активности учащихся. По каждой ситуации разрабатываются задания, оценивающие различные компетенции.

На экране вы видите примеры заданий из диагностических работ для учащихся 5 и 7 классов, характеристику заданий и систему оценивания.

После выполнения работы учащиеся могут ознакомиться с результатами выполнения отдельных заданий.

Результаты выполнения работы определяются по каждому блоку и по работе в целом.

Все материалы (например, учебно-методические), которые будут разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности, после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования. 

Таким образом, подводя итоги своего выступления, хочется сказать, что во всем мире спрос на образование высокого качества, соответствующее требованиям времени, растет, что заставляет систему образования откликаться на этот спрос. Применение различных инструментов оценки и мониторинга, основанных на успешном мировом опыте, представляет собой оптимальный и сбалансированный подход к улучшению качества образования и повышению соответствия требованиям.

Поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире.

И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценка качества образования Мониторинг функциональной грамотности

Слайд 2

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека постановляю: 1. Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года: а) … з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов; Логотип

Слайд 3

Международные сравнительные исследования качества общего образования

Слайд 5

Общий анализ результатов международных исследований российские школьники обладают большим багажом знаний (академическая направленность обучения) у российских школьников не сформированы умения применять знания на практике (практико-ориентированное обучение)

Слайд 6

Функциональная грамотность А. А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Слайд 7

Работа с информацией ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА запоминать накапливать ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА самостоятельно добывать критически оценивать использовать в новой ситуации

Слайд 8

Задачи Министерства Просвещения разработка учебно-методических материалов, направленных на формирование у учащихся навыков, необходимых выпускникам школ для активной жизни в современном обществе; организация мониторинга формирования способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач (функциональной грамотности).

Слайд 9

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Слайд 10

skiv.instrao.ru

Слайд 11

skiv.instrao.ru

Слайд 12

Компоновка блоков в работе 7 класс : в каждый вариант работы включен блок по математической грамотности и блок по креативному мышлению. 5 класс : в каждый вариант работы включен блок по естественнонаучной грамотности и блок по креативному мышлению. Блоки по остальным видам грамотности, а также задания по глобальным компетенциям распределены по всем вариантам.

Слайд 13

Особенности заданий В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило , близкая и понятная учащемуся. Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний. Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения. Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны. Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.).

Слайд 14

Математическая грамотность. Демоверсия. 7 класс

Слайд 16

Естественнонаучная грамотность. Демоверсия. 5 класс.

Слайд 18

Креативное мышление. Демоверсия. 5 класс.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Центральным вопросом повышения качества образования является проблема управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении. Принципиально важную роль в процессе управления играет полн...

Мониторинг оценки качества образования в учреждении дополнительного образования

Данная статья будет интересна для методистов системы дополнительного образования.  Сегодня  педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННО – ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. ЕГО РОЛЬ В МОНИТОРИНГЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье говорится о введении института государственно-общественного управления, то есть создание условий для реформирования  образовательной организации  в реальный институт гражданского об...

Приказ Отдела по образованию № 19 от 04.02.2022 Об организации и проведении мониторингов по оценке качества образования в 2022 году

Приказ Отдела по образованию № 19 от 04.02.2022 Об организации и проведении мониторингов по оценке качества образования в 2022 году...

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс 2019-2020

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс...

Формирование функциональной структуры внутренней системы оценки качества образования

Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в школе для принятия обоснованных и своеврем...