Подготовка к школьному этапу ВсОШ по русскому языку 5-6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Бондарева Надежда Анатольевна

Данные презентации помогут учителю русского языка для подготовки детей 5-6 классов к ВсОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.pptx57.35 КБ
Файл zanyatie_2.pptx59.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1, вариант 1 Прочитайте начало стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Задание. Все ли звуки слова лось встречаются в приведенном отрывке? Запишите транскрипцию этого слова и укажите, сколько раз каждый звук слова лось встречается в этом отрывке?

Слайд 2

Задание 1, вариант 2 Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно Задание. Сколько раз каждый звук слова лось встречается в этом отрывке? Напишите фонетическую транскрипцию этого слова и запишите, какое количество полученных звуков Вам удалось найти в представленном тексте.

Слайд 3

Задание 1, вариант 3 Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Задание. Все ли звуки слова день можно найти в приведенном отрывке? Сколько раз каждый звук слова день встречается в этом отрывке?

Слайд 4

Задание 2, вариант 1 Прочитайте отрывок из повести В. Железникова «Чудак из 6б». Найдите слова, состоящие из приставки, корня, двух суффиксов и окончания. Я остановился у дверей второго «А». Не так-то легко было войти к этим второклашкам. Отошел к окну, облокотился на подоконник и сделал вид, что глубоко задумался. А на улице светило солнце, стояли последние погожие деньки. В коридор выглянула одна из тех двух девочек, которые приходили за мной, и закричала пронзительным голосам: — Ребята, Боря пришел!

Слайд 5

Задание 2, вариант 2 Прочитайте отрывок из повести Л.Толстого «Хаджи-Мурат». Найдите в тексте однокоренные слова, выпишите их. Запишите корень этого слова. Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук, Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета.

Слайд 6

Задание 2, вариант 3 Прочитайте отрывок из повести Л.Толстого «Хаджи-Мурат». а. Найдите и запишите слово, состоящее из двух приставок и корня. б. Найдите и запишите слово, в состав которого входят два корня. в. Найдите слово, которое соответствует схеме- приставка, корень, два суффикса и окончание. г. Найдите слово, по форме похожее на предыдущее, но имеющее в составе только один суффикс. Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным черноземным полем. Я шел наизволок по пыльной дороге. Это поле было помещичье, очень большое, так что с обеих сторон дороги и вперед в гору ничего не было видно, кроме черного, ровно взборожденного пара. Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки, — все было черно.

Слайд 7

Задание 3, вариант 1 Разделите приведенные слова на два столбика на основе сходства морфемного членения: бочок, волок, едок, восток, поток, игрок, пророк, прыжок.

Слайд 8

Задание 3, вариант 2 Разделите приведенные слова на два столбика на основе сходства морфемного членения: бочок, волок, ездок, восток, поток, моток, пророк, шажок.

Слайд 9

Задание 4, вариант 1 В каком значении употреблено слово рукоять в следующем контексте: [Он] повеле изобильно накормити слоны рукоятьми [зерна]. 1. «Часть предмета, механизма, инструмента, за которую держатся рукой при пользовании им или берутся рукой для приведения в движение» (то же, что рукоятка). 2. «Всё то, что можно взять, охватить обеими руками». 3. «Охапка, пригоршня, пучок, горсть».

Слайд 10

Задание 4, вариант 2 Вспомните значение слова довольный в современном русском языке. В церковнославянских текстах встречается выражение довольный дождь . Что оно значит? Аргументируйте свой ответ.

Слайд 11

Задание 4, вариант 3 В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли . ● Что оно означает? _______________капли_ ● От какого слова образовалось это имя прилагательное._" тучный " от __- ● Какое дополнительное значение можно предположить у этого словосочетания, какое явление оно могло обозначать? (впишите одно слово) _____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1 Найдите соответствия слов и их значений. 1 . Ланита А . Плечи 2. Выя Б . Ладонь, рука 3. Перст В . Щека 4. Перси Г . Грудь 5. Десница Д . Левая рука 6 . Шуйца Е . Правая рука 7. Длань Ж . Шея 8. Рамена З . Палец 9 Чресла И . Бедра

Слайд 2

Задание 2 Напишите номера рядов, в которых все слова являются этимологически родственными: 1. Терраса, террариум, территория, террорист, терракота. 2 . Слово, слава, слыть, слух, пресловутый. 3. Слеза, слезать, слизь, облезать, облизать. 4 . Оболочка, нáволочка , облако, облечь, влачить. 5. Гуляш, гулять, гýлкий , гýльбище , гýльден . 6 . Грядка, грудь, грýда , грýбый , грубить.

Слайд 3

Терраса (открытая площадка), террариум (ёмкость для содержания животных), территория (часть поверхности суши), террорист (тот, кто совершает акты террора), терракота (разновидность керамики).

Слайд 4

Слово (единица языка), слава (широкая известность), слыть (считаться кем-либо), слух (способность воспринимать звук), пресловутый (известный, знаменитый).

Слайд 5

Слеза (жидкость глаза), слезать (спускаться вниз), слизь (тягучая жидкая масса), облезать (терять верхний слой), облизать (провести языком по поверхности)

Слайд 6

Оболочка (слой, обтягивающий что-либо), нáволочка (часть постельного белья), облако (продукт конденсации водяного пара), облечь (обхватить со всех сторон), влачит (тащит, тянет)

Слайд 7

Гуляш (густой суп из тушёных кусочков мяса), гулять (совершать прогулку), гýлкий (громкий), гýльбище (прогулка на свежем воздухе), гýльден (устаревшая денежная единица Австрийской империи).

Слайд 8

Грядка (плодородная полоса земли), грудь (часть туловища), грýда (гора, большой объём), грýбый (недостаточно культурный), грубить (говорить грубости).

Слайд 9

Задание 3 Переведите слова белорусского языка на русский язык. Белорусский язык Русский язык малако салёны лясы сяло дзец i дзэн цень ціхі

Слайд 10

Задание 3 Переведите слова белорусского языка на русский язык. Белорусский язык Русский язык малако молоко Салёны солёный лясы леса сяло село дзец i дети дзэн день цень тень ціхі тихий

Слайд 11

Задание 4 Переведите слова белорусского языка на русский язык. Белорусский язык Русский язык кислата гарада лясы сяло адзін дзец i часц i ца ціхі

Слайд 12

Задание 4 Переведите слова белорусского языка на русский язык. Белорусский язык Русский язык кислата кислота гарада города лясы леса сяло село адзін один дзец i дети часц i ца частица ціхі тихий

Слайд 13

Задание 5 Приведенные слова распределите в три столбика в зависимости от способа правописания: 1)слова с морфологическим принципом правописания (то есть те, написание которых можем объяснить их строением и принадлежностью к определенной части речи) 2)слова с фонетическими написаниями ( написание таких слов близко к их произнесению) 3)слова с традиционными (историческими) написаниями (написание таких слов объясняется процессами, которые давно завершились в языке, и объяснение написания таких слов с современной точки зрения сложно или невозможно) Чу в ства, в речк е , з а ря, ж и знь, водя н ой, с ы грать, л е сник, ц и ркуль, ра с писать, ш и пы.

Слайд 14

Ответ: В речке, водяной, лесник Заря, сыграть, расписать Чувства, жизнь, циркуль, шипы

Слайд 15

Задание 6 Слова в русском языке могут выходить из активного употребления и становиться устаревшими по причине исчезновения тех понятий, какие этими словами обозначались, или по причине того, что явление осталось в жизни людей, но стало обозначаться новым словом. Первые слова получили название историзмов, вторые архаизмов. Разделите слова на две группы: историзмы и архаизмы: выя, вежды, городовой, драгун, ланиты, гайдук, денница, рало, халиф, шелом.

Слайд 16

Ответ: историзмы: городовой (низший чин полицейской стражи), драгун (воин кавалерии), гайдук (вооружённый крестьянин), халиф (заместитель), рало (земледельческое орудие) Архаизмы: выя (шея), вежды (веки), ланиты (щёки), денница (правая рука), шелом (шлем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)

Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним....

Школьный этап олимпиады по русскому языку.7-8 класс.

Представлены вопросы и ответы к школьному этапу олимпиады по русскому языку.7-8 класс...

Результаты проведения школьного/муниципального этапа ВсОШ по русскому языку и литературе

Результаты проведения школьного/муниципального этапа ВсОШ по русскому языку и литературе...

Психологическая подготовка к школьному этапу ВсОШ

Стартует школьный этап Всероссийской олимпиады школьников нового учебного года! И если с интеллектуальной подготовкой в принципе всё понятно, то остается открытым вопрос: как психологически настроитьс...

Олимпиадные задания для школьного этапа ВСОШ по английскому языку

Олимпида  по английскому языку для 9 класса для школьного этапа ВСОШ раасчитана еа 90 минут. Состоит из 4 разделов . В комплет входит: задания, ключи, аудиофайл, скрипт , лист ответов и керитерии...