Открытый урок: " Виды грамматических ошибок".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
На данном уроке применяются активные методы обучения – приём «Вопросы по теме», метод самоопределения ( по результатам вводного теста дети оценивают свои знания, умения и делают выводы о своих пробелах или недочетах), проблемная ситуация, беседа с учащимися, умение оценивать свои знания, и ставить перед собой цель урока, определение предметных задач: умение сравнивать, анализировать различные виды предложений, находить искомое. Наглядные методы- использование презентации для проведения теста, использование памятки «Виды грамматических ошибок». Данный метод помогает развить в детях умение смыслового чтения, вдумчивого сопоставления, анализа. А также помогает обобщить и систематизировать большой объём научной информации в одной таблице, что даёт детям представление о системе, они учатся выделять частное из общего и наоборот. На этапе повторения детям предлагается творческий подход к заучиванию норм ударения в словах – стишки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка 10 класс
Озерова Наталья Павловна учитель русского языка и литературы
Тип урока: урок-закрепление, систематизации знаний. | ||||||||||||
Дидактическая цель: обеспечить условия для формирования умений определять вид грамматической ошибки, исправлять её, создать условия для развития мыслительных способностей учащихся при решении возникших проблем. | ||||||||||||
Цели по содержанию:
| ||||||||||||
Методы: активные методы обучения, дифференцированный подход
|
Этап урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
| 2 мин | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради. «Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Проверьте всё ли у вас готово к уроку? Давайте пожелаем себе и друг другу сегодня успеха и хорошего результата! Тема урока «Виды грамматических ошибок», Зачем нам нужно знать виды грамматических ошибок? А это значит, что сегодня на уроке каждый из вас должен научиться…… | Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам. Ответы детей: Правильно строить предложения, набрать 5 баллов на ЕГЭ, находить грамматические ошибки, определять вид ошибки |
| 2 минуты | На доске предложение: Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. Задания: Прочитайте предложение, определите правильность его построения. Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Ошибки в построении предложения или словосочетания называются грамматическими ошибками. Сегодня мы рассмотрим «Виды грамматических ошибок» | Участвуют в беседе, записывают тему урока. |
| 5 минуты | Слайд с образцом 8 задания. Прочитайте задания, что необходимо сделать? Правильное выполнение 8 задания может принести вам 5 баллов, поэтому важно научиться его выполнять. Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться: Алгоритм выполнения:
Какими знаниями вам необходимо владеть, чтобы выполнить это задание безошибочно? Во-первых, вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение, находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи, знать глагольное управление, и предложно-падежное управление. | Читают задание, отвечают: необходимо установить соответствие Необходимо понимать все термины и понятия, знать правила построения предложений, словосочетаний. |
| «Давайте проведём небольшой тест самопроверки ваших практических навыков. Задание 7. Распределите предложения в соответствии с их характеристикой. Оцените свои практические навыки, используя подсчёт баллов: каждый правильный ответ 1 балл Рефлексия: Какие пробелы вы увидели в своих знаниях? Это ваша цель самостоятельной работы – устранить пробелы. | Выполняют тест, проверяют себя по правильным ответам на слайде. Оценивают свои знания при помощи баллов | |
| 2 мин. | Работа с опорной схемой «Виды грамматических ошибок» Детям предлагается таблица, которую они должны дополнить сами. | Заполняют таблицу, делают выводы, ставят перед собой цель на урок. |
| 5 минут | «Итак, вы по-разному оценили свои практические навыки, поэтому сегодня мы должны улучшить свои результаты. Сегодня на уроке мы займемся закреплением умения определять виды грамматических ошибок. Тесты 8 задание. Дифференцированное задание. 1 стопка: кол-во предложений соответствует кол-ву ошибок 2 стопка: вариант ЕГЭ | Выполняют тесты. Самооценивание. Итоги работы |
| 3 минуты | «Ребята, выскажитесь о своей работе на уроке. Кто считает, что он сделал шаг вперёд, кто удовлетворён своей работой?» | Подводят итоги своей работы на уроке: Я научился…., я понял……, теперь я умею…… и т.д. |
| 2 минуты | Домашнее задание: выполнение задания 8 по сборникам ЕГЭ и тестам на дом. | Знакомство с домашним заданием, запись домашнего задания в дневник |
| 2 минуты | «Сегодня на уроке хорошо поработали….., заметный шаг вперёд сделали ……., умниками и умницами можно назвать…….. «5» получают ……., «4» ……………… Остальным даём ещё шанс на исправление ситуации». | Подносят дневники для выставления оценок. |
Самоанализ урока в 10 классе «Виды грамматических ошибок»
В данном классе у обучающихся хорошо виден различный уровень ЗУН и УУД, преобладает слабая мотивация обучения. Сильные учащиеся – 10%, средний уровень – 50 %, низкий уровень – 40%, поэтому, считаю необходимым дифференцированный подход. Данный урок – урок-закрепление, систематизации знаний. Цель данного урока - повторить основные знания о видах грамматических ошибок и закрепить умение находить их, видеть способы исправления.
Этапы урока и методы, применяемые на уроке, вытекают из цели, служат и работают на её достижение.
№ п/п | Этапы урока | Основные цели | Основные методы и приёмы | Использование ТСО |
1 | Оргмомент | Создать условия для активного включения в урок | Пожелание успеха на уроке, АМО, вопрос | |
2 | Обозначение темы | Активизировать мыслительную деятельность уч-ся, развивать логическое мышление | Активные методы обучения: вопросы, создание проблемной ситуации | Предложение на доске. |
3 | Постановка учебной задачи, цели урока | Создать условия для самопостановки цели на урок. | Образец задания 8. Вопросы | |
4 | Самодиагностика | Создать условия для проверки своих знаний | Тест( приложение 1) | Шаблон на слайде |
5 | Этап повторения теоретических знаний | Создать условия для повторения информации, необходимой для дальнейшей работы | Беседа, работа с опорной схемой, заполнение недостающих колонок (приложение 2) | Памятка «Виды грамматических ошибок». Данная таблица также служит ребятам опорой для выполнения следующего задания. |
6 | Закрепление | Создать условия для закрепления знаний, для выработки практических умений: находить грамматические ошибки в построении предложений, определять смысловые отношения между предложениями, видеть союзы и союзные слова, определять вид предложения. Указание на целесообразность приобретенных навыков и умений: данные умения необходимы при выполнении 8 задания ЕГЭ. | Активные методы обучения: Самоопределение учащегося в выборе уровня задания. Учащимся предлагается 2 комплекта заданий: 1 комплект – 5 ошибок – 5 предложений, 2 комплект 5 ошибок – 9 предложений (полноценный вариант ЕГЭ). Оценивание по 1 комплекту мах 4 балла, оценивание по 2 комплекту мах 5 баллов. Самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом, самопроверка по эталону, самооценивание.( Приложение 4) | Раздаточный материал с учетом дифференциации по сложности выполнения задания. Шаблон правильных ответов для самопроверки. |
7 | Рефлексия | Создать условия для анализа своей деятельности на уроке. | Вопросы, приём «продолжи выражение» | |
8 | Комментирование домашнего задания | Организация обсуждения заданного упражнения. Дополнительное задание для «сильных» учащихся | Чтение задания, этапы работы над упражнением | Учебник |
9 | Оценивание работы учащихся на уроке, выставление оценок | Отметить успехи учащихся, подбадривание, выставление оценок для сохранения мотивации. |
На данном уроке применяются активные методы обучения – приём «Вопросы по теме», метод самоопределения ( по результатам вводного теста дети оценивают свои знания, умения и делают выводы о своих пробелах или недочетах), проблемная ситуация, беседа с учащимися, умение оценивать свои знания, и ставить перед собой цель урока, определение предметных задач: умение сравнивать, анализировать различные виды предложений, находить искомое. Наглядные методы- использование презентации для проведения теста, использование памятки «Виды грамматических ошибок». Данный метод помогает развить в детях умение смыслового чтения, вдумчивого сопоставления, анализа. А также помогает обобщить и систематизировать большой объём научной информации в одной таблице, что даёт детям представление о системе, они учатся выделять частное из общего и наоборот. На этапе повторения детям предлагается творческий подход к заучиванию норм ударения в словах – стишки.
На основном этапе – этапе закрепления дети поставлены в условие выбора, им необходимо решить, какой уровень сложности они выберут. Обучающимся даны на выбор 2 уровня по сложности выполнения заданий:
- 1 комплект средний уровень (5 ошибок – 5 предложений)
- 2 комплект высокий уровень (5 ошибок – 9 предложений)
При выполнении этого задания используется активный метод обучения – создание ситуации выбора. Обучающимся предлагается выбрать искомые виды ошибок , распределить их, классифицировать. Также применяется самопроверка и самооценка, что оказывает особое влияние на мотивацию обучающихся, на актуализацию мыслительных процессов, на заинтересованность в работе.
На этом этапе урока учитель указывает на целесообразность приобретенных знаний, умений и навыков.
На следующем этапе дети делают выводы о том, чему они научились, что узнали.
Обязательным считаю момент оценивания. Причем, считаю, что нужно не только выставлять оценки за урок, но и хвалить детей за определённые успехи, или подбадривать детей, у которых сегодня не всё получилось. Считаю, что дети на уроке достигли поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды грамматических ошибок. Задание 7 ЕГЭ
В презентации излагается необходимый теоретический материал для подготовки выпускников к выполнению задания 7 (грамматические нормы) части I ЕГЭ по русскому языку....

Виды грамматических ошибок
Справочный и дидактический материал по классификации грамматических ошибок...
Вопрос № 8 в ЕГЭ по русскому языку. Виды грамматических ошибок.
В данном материале даны тесты для тренировки решения 8-го вопроса ЕГЭ по русскому языку "Виды грамматических ошибок" с ответами. Пригодится для учителей русского языка и репетиторов, занимаю...

Разработка открытого урока по русскому языку 10 класс "Виды грамматических ошибок", 2019 год
Виды грамматических ошибок -тема сложная, требующая отдельного внимания учителя и обучающихся....

Готовимся к ЕГЭ. Виды грамматических ошибок - задание 8
Больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому языку — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»! Целых пять первичных баллов — столько не в...
Презентация "Виды грамматических ошибок"
Грамматические ошибки. Задание №8 ЕГЭ. В презентации представлены виды грамматических ошибок (теоретический материал с примерами), упражнения для закрепления. Материал рекомендуется использовать на ур...

Урок русского языка в 10 классе "Виды грамматических ошибок"
Урок с применением активных методов обучения - создание ситуации выбора. Обучающимся предлагается выбрать искомые виды ошибок, распределить их, классифицировать. Ткже применяется самопроверка и самооц...