Разработка открытого урока по русскому языку 10 класс "Виды грамматических ошибок", 2019 год
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Дуброва Оксана Ивановна

Виды грамматических ошибок -тема сложная, требующая отдельного внимания учителя и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.02.2019_otkrytyy_urok_rya.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка    10 класс

                                                         

Дуброва Оксана Ивановна учитель русского языка и литературы

Класс: 10. Открытый урок. Неделя МО учителей гуманитарного цикла. Дата проведения: 28.02.2019

Урок  №  21  Тема урока:  Виды грамматических ошибок (Задание 8 ЕГЭ).

Тип урока:            урок-закрепление, систематизации знаний.

Дидактическая цель:  обеспечить условия для формирования умений определять вид грамматической ошибки, исправлять её,  создать условия для развития мыслительных способностей учащихся при решении возникших проблем.

Цели по содержанию:

обучающие:

расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно; расширить знания о грамматических и речевых ошибках ; совершенствовать орфографические, пунктуационные, речевые, орфоэпические навыки;  

развивающие:

развивать умения анализировать,  обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;

развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь, кругозор, прививать любовь к русскому слову; развивать умение проводить сравнение, вести наблюдение, развивать любознательность и интерес к учению; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля;

воспитательные:

способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям,  развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения; развивать умение слушать, умение концентрироваться на задании

Методы: активные методы обучения, дифференцированный подход

По источникам знаний:

Словесные: беседа;  наглядные: использование опорной таблицы; практические: использование раздаточного материала, тестов

По степени взаимодействия учитель-ученик:

Беседа, создание ситуации выбора, создание условий для самоконтроля, контроль, приём превращения таблицы в текст

Относительно дидактических задач:

закрепление знаний, умений, формирование навыков;

Относительно характера познавательной деятельности:

проблемный, частично-поисковый;

Место проведения:

учебный кабинет 33

Оборудование:

опорная схема «Виды грамматических ошибок», раздаточный материал, мультимедиа, компьютер, шаблоны ответов для самопроверки

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент

2 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради. «Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Проверьте всё ли у вас готово к уроку? Давайте пожелаем себе и друг другу сегодня успеха  и хорошего результата!  Тема урока «Виды грамматических ошибок»,

Зачем нам нужно знать виды грамматических ошибок?

 А это значит, что сегодня на уроке каждый из вас должен научиться……

Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам.

Ответы детей: Правильно строить предложения, набрать 5 баллов на ЕГЭ, находить грамматические ошибки, определять вид ошибки

  1. Обозначение темы урока и постановка цели на урок

2 минуты

На доске предложение: Определив эти величины из астрономических и геодезических

наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли.

Задания:

Прочитайте предложение, определите правильность его построения.

Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

Ошибки в построении предложения или словосочетания называются грамматическими ошибками. Сегодня мы рассмотрим «Виды грамматических ошибок»

Участвуют в беседе, записывают тему урока.

  1. Постановка учебной задачи на урок

5 минуты

Слайд с образцом 8 задания.

Прочитайте задания, что необходимо сделать?

Правильное выполнение 8 задания может принести вам 5 баллов, поэтому важно научиться его выполнять.

Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:
— к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.
— к предложениям без ошибки (такое тоже встречается).

Алгоритм выполнения:

  1. Для правильного выполнения задания 8, нужно научиться видеть слова-маркеры.
  2.  Информация сгруппирована по названиям ошибок.

Какими знаниями вам необходимо владеть, чтобы выполнить это задание безошибочно?

 Во-первых, вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение, находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи, знать глагольное управление,  и предложно-падежное управление.

Читают задание, отвечают: необходимо установить соответствие

Необходимо понимать все термины и понятия, знать правила построения предложений, словосочетаний.

  1. Самодиагностика.

«Давайте проведём небольшой тест самопроверки ваших практических навыков.

Задание 7.  Распределите предложения в соответствии с их характеристикой.

Оцените свои практические навыки, используя подсчёт баллов: каждый правильный ответ 1 балл

Рефлексия: Какие пробелы вы увидели в своих знаниях?

Это ваша цель самостоятельной работы – устранить пробелы.

Выполняют тест, проверяют себя по правильным ответам на слайде. Оценивают свои знания при помощи баллов

  1. Этап повторения теоретических знаний

2 мин.

Работа с опорной схемой «Виды грамматических ошибок»  Детям предлагается таблица, которую они должны дополнить сами.

Заполняют таблицу, делают выводы, ставят перед собой цель на урок.

  1. Закрепление теоретического материала

5 минут

«Итак, вы по-разному оценили свои практические навыки, поэтому сегодня мы должны улучшить свои результаты. Сегодня на уроке мы займемся закреплением умения  определять виды  грамматических ошибок.

Тесты 8 задание. Дифференцированное задание.

1 стопка: кол-во предложений соответствует кол-ву ошибок

2 стопка: вариант ЕГЭ

Выполняют тесты. Самооценивание. Итоги работы

  1. Рефлексия

3 минуты

«Ребята, выскажитесь о своей работе на уроке. Кто считает, что он сделал шаг вперёд, кто удовлетворён своей работой?»

Подводят итоги своей работы на уроке:

Я научился…., я понял……, теперь я умею…… и т.д.

  1. Комментирование домашнего задания.

2 минуты

Домашнее задание: выполнение задания 8 по сборникам ЕГЭ и тестам на дом.

Знакомство с домашним заданием, запись домашнего задания в дневник

  1. Оценивание работы учащихся на уроке, выставление оценок

2 минуты

«Сегодня на уроке хорошо поработали….., заметный шаг вперёд сделали ……., умниками и умницами можно назвать…….. «5» получают ……., «4» ……………… Остальным даём ещё шанс на исправление ситуации».

Подносят дневники для выставления оценок.

 Самоанализ урока в 10 классе  «Виды грамматических ошибок»

  В данном классе у обучающихся  хорошо виден различный уровень ЗУН и  УУД, преобладает слабая мотивация обучения. Сильные учащиеся – 10%, средний уровень – 50 %, низкий уровень – 40%, поэтому, считаю необходимым   дифференцированный подход.  Данный урок – урок-закрепление, систематизации знаний. Цель  данного урока - повторить основные знания о видах грамматических ошибок  и закрепить умение находить их, видеть способы исправления.

Этапы урока и методы,  применяемые на уроке, вытекают из цели, служат и работают на её достижение.

№ п/п

Этапы урока

Основные цели

Основные методы и приёмы

Использование ТСО

1

Оргмомент

Создать условия для активного включения в урок

Пожелание успеха на уроке, АМО, вопрос

2

Обозначение темы

Активизировать мыслительную деятельность уч-ся, развивать логическое мышление

Активные методы обучения: вопросы, создание проблемной ситуации

Предложение на доске.

3

Постановка учебной задачи, цели урока

Создать условия для самопостановки цели на урок.

Образец задания 8. Вопросы

4

Самодиагностика

Создать условия для проверки своих знаний

Тест( приложение 1)

Шаблон на слайде

5

Этап повторения теоретических знаний

Создать условия для повторения информации, необходимой для дальнейшей работы

Беседа, работа с опорной схемой, заполнение недостающих колонок (приложение 2)

Памятка  «Виды грамматических ошибок». Данная таблица также служит ребятам опорой для выполнения следующего задания.

6

Закрепление

Создать условия для закрепления знаний, для выработки практических умений: находить грамматические ошибки в построении предложений, определять смысловые отношения между предложениями, видеть союзы и союзные слова, определять вид предложения.

Указание на целесообразность приобретенных навыков и умений: данные умения необходимы при выполнении 8 задания ЕГЭ.

Активные методы обучения: Самоопределение учащегося в выборе уровня задания. Учащимся предлагается 2 комплекта заданий: 1 комплект – 5 ошибок – 5 предложений, 2 комплект 5 ошибок – 9 предложений (полноценный вариант ЕГЭ). Оценивание по 1 комплекту мах 4 балла, оценивание по 2 комплекту мах 5 баллов. Самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом, самопроверка по эталону, самооценивание.( Приложение 4)

Раздаточный материал с учетом дифференциации по сложности выполнения задания. Шаблон правильных ответов для самопроверки.

7

Рефлексия

Создать условия для анализа своей деятельности на уроке.

Вопросы, приём «продолжи выражение»

8

Комментирование домашнего задания

Организация обсуждения заданного упражнения. Дополнительное задание для «сильных» учащихся

Чтение задания, этапы работы над упражнением

Учебник

9

Оценивание работы учащихся на уроке, выставление оценок

Отметить успехи учащихся, подбадривание, выставление оценок для сохранения мотивации.

          На данном уроке применяются активные методы обучения – приём «Вопросы по теме», метод самоопределения  ( по результатам вводного теста дети оценивают свои знания, умения и делают выводы о своих пробелах или недочетах), проблемная ситуация,  беседа с учащимися, умение оценивать свои знания, и ставить перед собой цель урока, определение предметных задач: умение сравнивать, анализировать различные виды предложений, находить искомое. Наглядные методы- использование презентации для проведения теста, использование памятки «Виды грамматических ошибок».  Данный метод помогает развить в детях умение смыслового чтения, вдумчивого сопоставления, анализа. А также помогает обобщить и систематизировать большой объём научной информации в одной таблице, что даёт детям представление о системе, они учатся  выделять частное из общего и наоборот. На этапе повторения детям предлагается творческий подход к заучиванию норм ударения в словах – стишки.

        На основном этапе – этапе закрепления дети поставлены в условие выбора, им необходимо решить, какой уровень сложности они выберут.  Обучающимся  даны на выбор 2 уровня по сложности выполнения заданий:

  • 1 комплект средний уровень (5 ошибок – 5 предложений)
  • 2 комплект высокий уровень (5 ошибок – 9 предложений)

При выполнении этого задания используется  активный метод обучения – создание ситуации выбора. Обучающимся предлагается  выбрать искомые виды ошибок , распределить их, классифицировать. Также применяется самопроверка и самооценка, что оказывает особое влияние на мотивацию обучающихся, на актуализацию мыслительных процессов, на заинтересованность в работе.

На этом этапе урока учитель указывает на целесообразность приобретенных знаний, умений и навыков.

На следующем этапе дети делают выводы о том, чему они научились, что узнали.

Обязательным считаю момент оценивания. Причем, считаю, что нужно  не только выставлять оценки за урок, но и хвалить детей за определённые успехи, или подбадривать детей, у которых сегодня не всё получилось. Считаю, что дети на уроке  достигли поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме " Наречие".

КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯМИ.  Цель:повторить, углубить  и обобщить знания по теме «Наречие»Задачи:Образовательные:·        закрепить умения у...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Разработка открытого урока по русскому языку в 8, 10 классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен урок на тему "Текст, его признаки и стили", в котором использованы различные приёмы ТРКМЧП....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...