Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме " Наречие".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

 

КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯМИ.

 

 Цель:повторить, углубить  и обобщить знания по теме «Наречие»

Задачи:

Образовательные:

·        закрепить умения узнавать наречия, аргументировать свою точку зрения;

·        учить отличать наречия от омонимичных словоформ;

·        обеспечить усвоение учащимися основных грамматических признаков наречий;

·        расширить   представления  учащихся о роли наречий в художественном тексте;

·        учить строить связные высказывания на грамматическую тему.

Развивающие:

·        развивать творческие способности учащихся;

·        расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий.

Воспитательные:

·        воспитывать интерес к изучению предмета;

·        воспитывать культуру речи.

Оборудование: раздаточный материал (приложения), кроссворд по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_narechiyu.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯМИ.

 Цель: повторить, углубить  и обобщить знания по теме «Наречие»

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепить умения узнавать наречия, аргументировать свою точку зрения;
  2. учить отличать наречия от омонимичных словоформ;
  3. обеспечить усвоение учащимися основных грамматических признаков наречий;
  4. расширить   представления  учащихся о роли наречий в художественном тексте;
  5. учить строить связные высказывания на грамматическую тему.

Развивающие:

  1. развивать творческие способности учащихся;
  2. расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению предмета; 
  2. воспитывать культуру речи.

Оборудование: раздаточный материал (приложения), кроссворд по теме урока.

                                               ХОД УРОКА.

     

  1. Приветствие.
  2. Лексическая разминка  (задание по группам).
  1. Замените данные фразеологические обороты наречиями-синонимами:

Встать ни свет ни заря----------, жить душа в душу ---------, рукой подать --------, негде яблоку упасть -------, хоть пруд пруди -------, мчаться во весь дух -------, учиться с грехом пополам ------.

  1. Из предложения выпишите словосочетание с наречием, устно докажите  принадлежность слова к данной части речи:

  Жарко веет ветер душный,

   Солнце руки обожгло.

                            (А.Ахматова)

  1. Проверка домашнего задания.

 Учитель производит индивидуальную проверку выполнения домашнего упражнения, учащиеся в это время выполняют варианты творческих  заданий в рамках дифференцированного  обучения  (см. приложение 1):  

  1. Прочитайте выразительно предложенный текст. Понравился ли он вам? Что можно сделать, чтобы текст стал другим - ярче, выразительнее? Запишите его в исправленном виде (можно работать сразу на листах, корректируя текст).

  1. Сегодня утром выпал первый снег.... По данному началу напишите сочинение-миниатюру, используя наречия, так, чтобы у вас получилось описание состояния природы  (человека) – усложненное творческое задание.

По окончании  работы заслушивается и при необходимости комментируется несколько работ обоих вариантов.

Учитель: итак,  кто может сделать вывод об использовании наречий?

(наречия делают нашу речь образной, изящной, красивой, они необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие, и признак и передать наше отношение к ним)

  Как вы считаете, а на других уроках вам могут понадобиться эти умения и знания о наречиях?   А на математике?

  1. Актуализация знаний.

 

Учитель: ребята, обратите внимание на центральную часть доски, где написаны два предложения.   Сопоставьте их и попробуйте сформулировать задачи,  стоящие перед вами на сегодняшнем уроке. Пользуйтесь опорными словами:  

 

  1. Расширить и углубить… ( знания о наречиях)
  2. Учиться находить их… (в тексте) и…. (отличать от других слов-омонимов)
  3. Уточнить, с чем …(сочетаются), на какие вопросы…  и чем …. (являются)  в  предложении.

        Предложения, написанные на доске:

  (В)дали раскинулись необозримые поля.  (В)дали моря виднелись корабли. (В)пустую бочку налили воды. Не нужно разговаривать (в)пустую.

Учитель: действительно, перед нами слова-омонимы ( при необходимости повторить  значение термина), и  вы совершенно точно определили нашу основную задачу: научиться различать омонимичные словоформы, для того чтобы  не допускать орфографических ошибок  в  письменной речи. Знания эти очень важны, так как  будут проверяться на выпускном экзамене в 11 классе.   Но прежде чем мы раскроем скобки в этих предложениях и определим морфологическую принадлежность слов, познакомьтесь самостоятельно с материалами статьи учебника на стр. 85 и сделайте выводы: что нового вы узнали о наречиях?

      (учащиеся обобщают прочитанную информацию, делают выводы о том, что наречия следует опознавать прежде всего по значению, т.к. они обозначают признак действия, признак предмета или признак признака и соответственно относятся к разным частям речи, что наречия не изменяются и не могут иметь при себе определений, что в предложении обычно являются обстоятельствами, могут быть определениями)

 

       Учитель: эту информацию вы запишите в свои опорные конспекты, и это будет вашим первым домашним заданием.

 

      Учитель: ребята, наречие – часть речи довольно молодая, и таких четких правил, как, скажем, у причастий или деепричастий она не имеет. Здесь существуют только рекомендации и наблюдения за лексическим значением.   Рассмотрим слова -омонимы  в данных словосочетаниях, сделаем выводы (объясняет учитель):

                                      (на) встречу

  1. идем   навстречу    -  наречие
  2. шли навстречу ветру  -  производный предлог
  3. иду на встречу с другом -  существительное

   Продолжается работа с записанными ранее на доске предложениями           (работают ученики): ставится вопрос, определяется   синтаксическая роль и морфологическая принадлежность слов-омонимов, правописание наречий можно при необходимости подсказать, т.к. эта тема еще не изучена.

  1. Закрепление изученного.

   

 

  1. Работа у доски – комментированная запись предложений:

По весеннему небу плывут облака. Яркое солнце светит по-весеннему. Она вконец запуталась в решении задачи. Нужно встать в конец очереди.

  1. Самостоятельная запись под диктовку и объяснение предложений          ( опрос по цепочке):

Зло надо искоренять. Ему казалось, что все назло пристают к нему. На лицо мальчика упала тень. Успех оказался налицо.

Учитель: а теперь усложняем задачу, я буду диктовать предложения не парами, а по одиночке, а вы  определите, какой части речи будет омонимично данное слово и подберите соответствующий пример:

На силу его мы уже не надеялись.  Я впервые увидел солнечное затмение. Сначала подумай, потом отвечай. Не нужно говорить туманно. Поведение его вызывающе.   Во время урока я слушаю внимательно.  Попробуй взглянуть на его поступок по-новому.            Во время каникул я много прочитал.

Домашнее задание №2: продолжить аналогично упражнение 203.

Учитель: ребята, и в завершение  взгляните на это предложение ( написать на доске)      Всем было радостно.      Как вы думаете, какой частью речи и каким членом предложения является в данном случае слово  радостно?     (Предполагаемый ответ – наречием.)  Так вот, я открою вам секрет - это не так; оказывается, наречия омонимичны еще одной части речи – категории состояния. Но с этим мы познакомимся на следующем уроке.

  1. Диагностика  усвоения нового материала.

 Учитель предлагает учащимся проверить свои знания, по желанию выбрав текстовый или тестовый материал ( см. приложение 2).

  Работы сдаются учителю на проверку также по желанию.

  1. Подведение итогов. 

 Беседа с учащимися по вопросам: все ли было понятно на уроке, сложным ли показался сегодняшний материал, была ли интересна тема урока, важна ли она для них.  В свою очередь учитель благодарит учащихся за активную работу на уроке, выставляет и комментирует отметки.

 

 

Приложение 2.

Тестовая работа

  1. Укажите неверное утверждение:

а\ Наречия могут  обозначать признак признака, признак действия.

б\ Наречия изменяются по числам.

в\ Наречия могут сочетаться с существительными.

г\ В предложении наречия  бывают сказуемыми.

  1. В каких предложениях выделенное слово – наречие:

а\  Все собрались на\встречу с писателем.

б\ В\дали нарастал рев паровоза.

в\Почти тот\час выскочила собака.

г\ Во\время отдыха мы купались.

д\ Мы направились в\глубь ждунглей.

 

      3. Подчеркни номер предложения с кратким прилагательным.

 а\  Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.

      б\ В небесах торжественно и чудно.    

 в\ Печаль моя светла.

 г\  Легко на сердце от песни весёлой.

 Приложение 2.

                                          Работа с текстом

Вариант 1

Цветы на лугу пахнут по\разному. Мы пойдем по\разным путям. Одет он был по\старинному.   В Африке люди живут по\другому. Он пришел по\другому пути.   Он не скучал по\прежнему житью. По\моему, мы здесь уже были. По\моему следу мы  нашли дорогу назад.  Ель с\верху   унизана шишками.    Берег реки т…нулся куда\то   в\даль. Туристы взошли на\верх высокой горы.    Спряталась за\тем шкафом.  За\тем пришлось идти пешком.  По\тому он заболел, что ходил без шапки.  По\тому краю обрыва тянулись кустарники.  

Вариант 2

Помогать по\дружески, опаздывать по\прежнему, не\тратить сил по\напрасну, работать по\сменно,  по\прежнему пути мы не пошли, заботиться по\матерински, получать заплату по\квартально,  по\пустому месту не горюют, читать по\французски, надеяться по\пусту, сказать по\просту, ссориться по\пустому, думать по\разному,  по\видимому, это правильно, работать по\боевому, сделать по\больше, по\видимым причинам поход отложили, экскурсия по\боевому маршруту.

 

Приложение 3

Кроссворд по теме «Наречие»

По горизонтали:  

По вертикали:

1. Надеть рубашку…  

1. Надеть фуражку…

3. Самолет прибыл…  

2. Раскалить металл…

4. Аппаратура действует…  

3. Сварить яйцо…

6. Распахнуть двери…  

5. Переходить реку…

7. Заготовить продукты…  

7. В походе питались…

8. Сарай сгорел…  

9. Первый тайм игры кончился….

9. Разбить тарелку…  

10. Ракета взвилась…

11. Всадник понесся…  

 

Слова для справок:

Вовремя, впрок, вдребезги, набекрень, вкрутую, вброд, ввысь, настежь, навыворот, докрасна, безотказно, дотла, вничью, всухомятку, вскачь.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему : " Словообразование" ( по ФГОС).

данная технологическая карта может быть использована учителями русского языка, работающими в классе по ФГОС, в помощь при подготовке к уроку по теме :словообразование, -  в качестве опорного конс...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему "Наречие. Закрепление знаний"

Урок на тему "Наречие. Закрепление знаний" для обучающихся 9 классов ОУ, осуществляющих деятельность по АООП. Форма урока - деловая игра....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...