Программа дополнительного образования "Живое слово"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Вся жизнь и деятельность человека проходит в коллективе, в обществе людей. Основным средством общения между людьми является речь. С помощью речи человек может выражать свои мысли, чувства, узнавать мысли и чувства других людей. Чтобы полнее выразить свои мысли, передать свои чувства, проявить свою волю, нужно найти наиболее точные и действенные слова, грамматически правильно построить фразы, правильно передавать интонацию. Правильное произношение, хорошая дикция, красивый голос превращают речь в искусство.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живое слово» способствует постепенному формированию грамотно построенной речи, четкого произношения, понимания принципов работы с литературным произведением, контроль звучности и силы голоса, умение находить подтекст произведения. Программа «Живое слово» направлена на развитие речевого дыхания, воспитание фонематического слуха, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие ощущений артикуляционных движений и коррекцию нарушений устной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 110.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 Азовского района
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического / Директор (обр. организации)
методического совета Е.В.Павлятенко_____________ (ФИО)
Протокол от «___» ______ 2023 г. Приказ от «___» ______ 2023 г.
№ ____ №____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественная направленность
Живое слово
Подвид программы: разноуровневая
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): от 11 до 15 лет
Срок реализации: 1 год, 34 часа
Форма обучения: очная
Разработчик: учитель Сабадашева А.И.
п. Овощной
2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка (основные характеристики программы)
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
- Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база
- Федеральный Закон от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный Закон от г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных услуг в социальной сфере».
- Федеральный закон РФ от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
- «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ Минпросвещения России от N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Письмо Минобрнауки России от № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Письмо Минобрнауки России от № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
- Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №19 Азовского района.
Направленность программы: художественная.
Вся жизнь и деятельность человека проходит в коллективе, в обществе людей. Основным средством общения между людьми является речь. С помощью речи человек может выражать свои мысли, чувства, узнавать мысли и чувства других людей. Чтобы полнее выразить свои мысли, передать свои чувства, проявить свою волю, нужно найти наиболее точные и действенные слова, грамматически правильно построить фразы, правильно передавать интонацию. Правильное произношение, хорошая дикция, красивый голос превращают речь в искусство.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живое слово» способствует постепенному формированию грамотно построенной речи, четкого произношения, понимания принципов работы с литературным произведением, контроль звучности и силы голоса, умение находить подтекст произведения. Программа «Живое слово» направлена на развитие речевого дыхания, воспитание фонематического слуха, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие ощущений артикуляционных движений и коррекцию нарушений устной речи.
На занятиях дети должны овладеть основами правильного дыхания, чёткого произношения, основами логики речи, а также расширить свой голосовой диапазон.
Актуальность программы состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны. Единство речи, игры и движения –универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека.
Теоретической и методологической основой обучения являются положения, разработанные в отечественной и зарубежной дефектологии, логопедии, вокальной практике и сценическом искусстве Л.С. Выготским, В.З. Левиной, С.М. Чарелли, Д.К. Вильсон, З.Н. Бугаевой, К.С. Станиславским и др.
Отличительные особенности программы данной программы от уже существующих:
-дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников;
-поиск эффективных приемов и методов для воспитания внимания, памяти, ритмического чувства и большого количества различных ощущений: эмоциональных, мышечных, акустических и интонационных. Для воспитания этих качеств и навыков целесообразно идти от игры и формирования стойкого интереса к исполнительству и, что очень важно, к самому процессу обучения.-
здоровьесберегающий аспект, позволяющий отслеживать в какой стадии развития находится голосовой аппарат ребенка: развития; формирования; в той или иной степени оформившийся.
В процессе обучения воспитанникам прививаются навыки фонационного дыхания, совершенствуется их речевой голос, укрепляется и обогащается диапазон , устраняются речевые недостатки , снимаются психологические и физические зажимы, мешающие свободному голосовому звучанию, прививается навык употребления литературной речи, владения языковыми нормами, формируется общая культура речи.
Педагогическая целесообразность программы. Применение игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Все это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Адресат программы: адресована детям от 11 до 15 лет. Дети данного возраста способны выполнять предлагаемые задания. Программа включает как серьезные, профессиональные, так и игровые тренинги. Подбор материала осуществляется с учетом психологических характеристик и интересов детей. Обучение по программе не предполагает специальный отбор детей. Дети принимаются в группы после собеседования с родителями и по личному заявлению родителей.
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу (продолжительность учебного часа – 45 мин.).
Объем и срок освоения программы: 34 часа,1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Сроки, объем и уровень реализации программы: срок реализации программы – 1 учебный год (учебный год 34 недели). Общее количество учебных часов на весь период обучения – 34
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса: образовательный процесс проходит в традиционной форме (представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации).
Виды (формы) занятий: занятия могут проводиться индивидуально, по группам или всем составом. Группы формируются из обучающихся одного возраста
Перечень форм подведения итогов: аналитическая справка, конкурс, концерт, итоговое занятие.
- Цель и задачи программы
Цель - развитие природных речевых и голосовых возможностей учащихся, культуры речи и привитие навыков правильного произношения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.
Задачи:
развивающие (личностные):
-уметь договариваться о распределении функций в совместной деятельности,
-приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-проявлять чувство коллективизма, сотворчества;
воспитательные (метапредметные):
-развить речь, голос, дыхание, дикцию, художественный вкус;
-проявлять индивидуальные творческие способности на основе исполняемых стихотворений, личной и сценической культуры, коммуникативных способностей;
-применять знания в области ораторского искусства в выступлениях и в различных ситуациях;
-иметь представление о мерах собственного здоровьесбережения.
образовательные (предметные):
-знание основных приемов техники речи;
-умение совершенствовать артикуляционный аппарат;
-умение работать с литературным текстом;
-сознательно выполнять поставленные задачи, видеть свои недостатки и стремиться исправить их;
-правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
-выработать дыхание, с ощущением «опоры»;
-должен находить и выделять главное слово, несущее логическое ударение и применять при чтении.
- Содержание программы
5 класс – 34 часа
Мониторинг на начало года – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1 час.
Анкета «Любим ли мы читать?»
- Учащиеся в письменной форме отвечают на вопросы
Диагностика уровня сформированности смыслового чтения обучающихся
- Проверка техники чтения
1 раздел. Книга, здравствуй! – 3 ч
Роль книги в жизни человека.
ТЕОРИЯ – 1 час
Учебная книга и её справочный аппарат.
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
ПРАКТИКА – 1 час
Учащиеся вспоминают известные пословицы, объясняют смысл. Выбирают пословицы о книге и учении. Придумывают оформление рукописной книги.
Библиотека. Библиотечный формуляр.
ПРАКТИКА – 1 час
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Самостоятельный выбор книги.
2 раздел. Крупицы народной мудрости – 3 ч
Малые жанры фольклора. Считалки. Потешки.
ТЕОРИЯ – 1 час
Читают тексты потешек, считалок, закличек. Определяют жанр. Инсценируют.
Пословицы. Темы пословиц.
ПРАКТИКА – 1 час
Каждый учащийся с помощью педагога работает над оформлением книжки с пословицами на школьную тему.
Загадки. Темы загадок.
ТЕОРИЯ – 1 час
Учащиеся знакомятся с понятием «загадка». С помощью схемы определяют тему, вид загадки, сравнивают загадки разных видов и узнают их особенности.
3 раздел. Писатели-сказочники – 5 ч
#1055;исатели-сказочники.
ТЕОРИЯ – 1 час
Беседа о жизни и творчестве писателей-сказочников. Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки
По страницам книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино».
ТЕОРИЯ – 1 час
Знакомство с творчеством А.Н.Толстого. По вопросам учителя анализируют Сказку «Приключения Буратино».
ПРАКТИКА – 1 час
Работа в командах. Викторина по сказкам.
«Нарисуй сказку»
ПРАКТИКА – 1 час
Создание выставки рисунков
«Читаем сказку»
ПРАКТИКА – 1 час
Экскурсия в библиотеку. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
4 раздел. Книги о детях – 4 ч
Герои книг В. Осеевой.
ТЕОРИЯ – 1 час
Рассказы, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.
Книги Н. Носова. «Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях».
ТЕОРИЯ – 1 час
Знакомство с творчеством Н.Носова. Учащиеся вспоминают произведения , которые читали в начальной школе.
ПРАКТИКА – 1 час
Просмотр мультфильма «Незнайка на луне». Оформление выставки рисунков.
Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
ТЕОРИЯ – 1 час
Выставка книг-сборников о детях и для детей (В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков)
5 раздел. Книги-сборники. Басни и баснописцы – 4 ч
История басни.
ТЕОРИЯ – 1 час
Работа с таблицей, учащиеся знакомятся со структурой басни. Обзор выставки книг.
Герои басен.
ТЕОРИЯ – 1 час
Чтение басни «Мышь и Крыса». Анализ басни.
ПРАКТИКА – 1 час
Работа в группах. Инсценирование басен.
О чем говорят образы в баснях.
ТЕОРИЯ – 1 час
Оформление альбома с рисунками «Басни И.А.Крылова».
VI раздел. Книги о родной природе – 4 ч
Родные поэты. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.
ТЕОРИЯ- - 1 час
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Природа в картинах наших земляков
ПРАКТИКА – 1 час
Знакомство с творчеством В.Ватагина. Экскурсия в художественную школу.
«Краски и звуки поэтического слова».
ПРАКТИКА – 1 час
Групповая работа. Создание проекта.
Край, родимый край!
ПРАКТИКА – 1 час
Участие в конкурсе чтецов.
VII раздел. Животные – герои детской литературы – 4 ч
Книги-сборники произведений о животных
ТЕОРИЯ – 1 час
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
«Каштанка» А.П.Чехов.
ТЕОРИЯ – 1 час
Знакомство с произведением. Анализ произведения по вопросам учителя.
Мои четвероногие друзья.
ПРАКТИКА – 1 час
Мини-сочинение о домашнем животном по составленному плану.
ПРАКТИКА – 1 час
Конкурс рисунков о животных.
VIII раздел. Книги о детях войны – 3 ч
Книга Л. Воронковой «Девочка из города»
ТЕОРИЯ – 1 час
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Дети войны
ТЕОРИЯ – 2 часа
Подвиг пионеров –героев. Создание рефератов.
Литературная гостиная «По страницам любимых книг».
ПРАКТИКА – 1 час
Работа с таблицей, литературная игра «Кто быстрее», разгадывание кроссворда, выступление чтецов.
Мониторинг на конец года – 1 час
- Проверка читательского кругозора.
- Диагностика сформированности смыслового чтения обучающихся.
- класс
Мониторинг на начало года – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1 час.
Анкета «Как мы читаем?»
- Учащиеся в письменной форме отвечают на вопросы
Диагностика уровня сформированности смыслового чтения обучающихся
- Проверка техники чтения
1 раздел. Проект «Что за прелесть эти сказки» – 8 ч.
;Сказка – ложь, да в ней намек».
ТЕОРИЯ – 1 час
Дать понятие «сказки». Сказка – это произведение о вымышленных героях, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда.) Какие бывают сказки? (народные и авторские). Что такое народные сказки? (Сказки, которые придумал народ, не конкретное лицо.) Что такое авторские сказки? Сказки волшебные, бытовые, сказки о животных.
ПРАКТИКА – 1 час
Экскурсия в библиотеку
Волшебные, бытовые, сказки о животных.
ТЕОРИЯ – 2 час
Чтение, анализ сказок «Барин и плотник», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Лисичка-сестричка и Серый Волк»
ПРАКТИКА – 2 час
Рисуют рисунки по прочитанным сказкам, оформляют выставку рисунков, изготовляют маски животных для дальнейшей работы (инсценирование сказок, басен)
Сказочный турнир.
ТЕОРИЯ – 1 час
Проведение игры-соревнования по прочитанным сказкам
Праздник сказки.
ТЕОРИЯ – 1 час
Конкурсная программа с участием родителей «В некотором царстве, в некотором государстве».
2 раздел. Проект «Басни И.А.Крылова»– 8 ч.
История возникновения басни.
ТЕОРИЯ – 1 час
Познакомить с первыми баснописцами, жившими в Древней Греции в VI-V ст. до н. э, с автором сатирических произведений римлян, с талантливым баснописцем Франции Жаном де Лафонтеном. В России самым известным сочинителем нравоучительных поэтических произведений был Иван
Андреевич Крылов (1769-1844).
#1041;иография И.А.Крылова.
ПРАКТИКА – 1 час
Знакомство с биографией и творчеством, некоторыми занимательными фактами жизни И.А.Крылова.
Герои басен Крылова.
ТЕОРИЯ – 2 час
Определить отличительные черты героев басен И.А.Крылова: лиса – хитрости; осёл – глупости; волк – жадности; заяц – трусости.
ПРАКТИКА – 2 часа
Оформление выставки «По страницам басен», заучивание отрывков, чтение наизусть отрывков к своему рисунку.
«Мораль сей басни такова».
ПРАКТИКА – 2 часа
Выбор басен для инсценировки, подготовка к выступлению перед ребятами начальной школы.
3 раздел. Проект «Пословица недаром молвится» – 8 ч
Народный фольклор: скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки.
ТЕОРИЯ – 1 час
Познакомить с разными малыми фольклорными жанрами русского народа.
Пословица – недаром молвится.
ПРАКТИКА – 2 часа
Анкета- исследование для детей, родителей, педагогов школы «Пословицы в русском языке». (Дети самостоятельно проводят опрос педагогов, обучающихся 7-9 классов)
«Волшебный мир пословиц и поговорок»
ПРАКТИКА – 1 час
В игровой форме раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, обратить особое внимание на их сходство и различие.
пословиц и поговорок, обратить внимание на их сходство и различие.
«Использование пословиц и поговорок»
ПРАКТИКА – 2 час
Проведение дидактической игры «Пословицы - мудрость народов», «Живые буквы», «Загадки, загаданные пословицами».
Экскурсия в библиотеку.
Изготовление книжки-малышки
ПРАКТИКА – 2 час
Изготовление, оформление книжки-малышки о пословицах
4 раздел. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» – 8 ч
«Какая профессия самая важная?».
ТЕОРИЯ – 1 час
Беседа- презентация, чтение профориентационных сказок И.П.Арефьева .
Разнообразие профессий.
ПРАКТИКА – 1 час
В игровой форме рассказать детям о разнообразии профессий, их роли в жизни людей . Просмотр мультипликационных фильмов.
«Труд моих родителей».
ТЕОРИЯ – 2 час
Организовать встречу с родителями: Смирнова О.А.(ветеринар), Баринова О.Е.(мл. мед работник), Калмыкова Р.Л.(животновод)
Написать под руководством взрослых сочинение о труде. своих родителей
ПРАКТИКА – 1 час
Организовать фотовыставку «Профессии наших родителей»
«Пословицы, поговорки, загадки о профессиях».
ТЕОРИЯ – 1 час
Подобрать пословицы и поговорки о труде, найти загадки о профессиях, провести конкурс на лучшего знатока пословиц о профессиях
Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие.
ПРАКТИКА – 1 час
Познакомить детей с профессиями этого предприятия
«Ярмарка вакансий».
Игровая развлекательная программа с привлечение родителей, учащихся 6 класса
Мониторинг на конец года – 1 час
Проверка читательского кругозора. Диагностика сформированности смыслового чтения обучающихся.
Мониторинг на начало года – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1 час.
Анкета «Какие книги мы читаем?»
- Учащиеся в письменной форме отвечают на вопросы
Диагностика уровня сформированности смыслового чтения обучающихся
- Проверка техники чтения
1 раздел. Страницы старины седой – 4 ч.
Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.
ТЕОРИЯ – 1 час
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме.
Книги Древней Руси.
ТЕОРИЯ – 1 час
История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия. Библейские предания.
ТЕОРИЯ – 1 час
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
История книги.
ПРАКТИКА – 1 час
Экскурсия в библиотеку.
2 раздел. Крупицы народной мудрости – 4 ч.
Героические песни о героях России. Песня-слава.
ТЕОРИЯ – 1 час
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
С.Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах.
ТЕОРИЯ – 1 час
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Русь великая в произведениях фольклора.
ПРАКТИКА – 1 час
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
День народного единства.
ПРАКТИКА – 1 час
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
3 раздел. Мифы народов мира – 2 ч.
Мифы народов мира.
ТЕОРИЯ – 1 час
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Мифологические герои.
ПРАКТИКА – 1 час
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
4 раздел. Русские писатели- сказочники – 5 ч.
Мир сказок: народные сказки.
ТЕОРИЯ – 1 час
Чтение, анализ народных сказок
. Мир сказок: авторские сказки.
ТЕОРИЯ – 1 час
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Книги со сказками русских писателей.
ТЕОРИЯ – 1 час
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
«Песнь о Вещем Олеге».
ТЕОРИЯ – 1 час
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
«Сказка, приходи!».
ПРАКТИКА – 1 час
Просмотр мультипликационных фильмов.
5 раздел. Книги, книги, книги – 4 ч.
Библиотека. Первые библиотеки.
ПРАКТИКА – 1 час
Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги.
ТЕОРИЯ – 1 час
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги. Типы книг.
ТЕОРИЯ – 1 час
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Творческая мастерская.
ТЕОРИЯ – 1 час
Книги-сборники «Басни И. Крылова». Проект «Басни Крылова»: сбор материала, чтение басен.
6 раздел. Книги о детях и для детей – 3 ч.
Дети- герои книг писателей XIX века.
ТЕОРИЯ – 2 часа
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
ПРАКТИКА – 1 часа
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,
А. Волкова.
В.Драгунский «Сестра моя Ксения»
ТЕОРИЯ – 1 часа
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.
7 раздел. «Словари, справочники, энциклопедии» – 3 ч.
«Хранители слов- словари».
ТЕОРИЯ – 1 часа
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедия.
ТЕОРИЯ – 1 часа
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Сто вопросов Почемучек.
ПРАКТИКА – 1 часа
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
8 раздел. Проект «Родные поэты» – 4 ч.
Книги-сборники поэтов о природе.
ТЕОРИЯ – 1 часа
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
ПРАКТИКА – 1 часа
Иллюстрирование обложки книги.
Стихи о природе.
ТЕОРИЯ – 1 часа
Страницы русской классики: Ф.Тютчев, И.Суриков.
Читаем, слушаем стихотворения о Родине.
ТЕОРИЯ – 1 часа
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Читаем стихи о Родине и о родной природе.
ПРАКТИКА – 1 часа
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
9 раздел. Мир книг – 3 ч.
Э.Сетон-Томпсон «Герои - животные».
ТЕОРИЯ – 1 часа
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Детские газеты и журналы.
ТЕОРИЯ – 1 часа
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Библиотечная мозаика «Что я люблю читать».
ПРАКТИКА – 1 часа
Выставка, конкурсы, игры.
Мониторинг на конец года – 1 час
Проверка читательского кругозора. Диагностика сформированности смыслового чтения обучающихся.
Учебный план
5 класс
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего часов | Количество часов | Формы контроля | |
Теория | Прак тика | ||||
1 | Мониторинг на начало года | 1 | 1 | Анкетирование «Любим ли мы читать?» Диагностика сформированности смыслового чтения обучающихся | |
1 раздел. Книга, здравствуй! – 4 ч | |||||
Роль книги в жизни человека. | 1 | 1 | Презентация, беседа. | ||
История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 2 | 1 | 1 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. | |
Библиотека. Библиотечный формуляр. | 1 | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. Игра «Я — библиотекарь». | ||
2 раздел. Крупицы народной мудрости – 3 ч | |||||
Малые жанры фольклора. Считалки. Потешки. | 1 | 1 | Презентация, беседа, заучивание наизусть. ИнсценированиеРабота по таблице. | ||
Пословицы. Темы пословиц. | 1 | 1 | Создание мини-книжек с пословицами. | ||
Загадки. Темы загадок. | 1 | 1 | Конкурс «Отгадай загадку». | ||
3 раздел. Писатели-сказочники – 5 ч | |||||
Писатели-сказочники. | 1 | 1 | Беседа, презентация. Выставка книг. | ||
По страницам книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино». | 2 | 1 | 1 | Рассматривание книги, чтение отрывков. Просмотр мультипликационного фильма. Викторина «Узнай героя». | |
«Нарисуй сказку». | 1 | 1 | Конкурс рисунков. Выставка рисунков. | ||
«Читаем сказки». | 1 | 1 | Экскурсия в районную библиотеку. | ||
4 раздел. Книги о детях – 4 ч | |||||
Герои книг В. Осеевой. | 1 | 1 | Выяснение значения и обсуждение таких понятий как «уважение к старшим», «терпение», «равнодушие». | ||
Книги Н. Носова. «Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях». | 2 | 1 | 1 | Знакомство с произведением Н.Носова, чтение отрывков, чтение по ролям. Беседа, просмотр и анализ мультфильма. | |
Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | 1 | Знакомство с биографией С.Михалкова. Выставка книг. Чтение произведений. | ||
5 раздел. Книги-сборники. Басни и баснописцы – 4 ч | |||||
История басни. | 1 | 1 | Понятие «басня» как литературный жанр. Название структурных частей басни (заголовок, рассказ, мораль). | ||
Герои басен. | 2 | 1 | 1 | Чтение басни по ролям. Практическое занятие: инсценирование басен. | |
О чем говорят образы в баснях. | 1 | 1 | Создание выставки рисунков. | ||
6 раздел. Книги о родной природе – 4 ч | |||||
Родные поэты. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 | 1 | Знакомство с русскими поэтами, беседа-презентация. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки. | ||
Природа в картинах наших земляков. | 1 | 1 | Экскурсия в художественную школу. | ||
«Краски и звуки поэтического слова». | 1 | 1 | Создание группового проекта. | ||
Край, родимый край! | 1 | 1 | Конкурс стихов о родном крае. | ||
7 раздел. Животные – герои детской литературы – 4 ч | |||||
Книги-сборники произведений о животных. | 1 | 1 | Знакомство с авторами произведений о животных. Чтение, коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. | ||
«Каштанка»А.П.Чехов. | 1 | 1 | Анализ произведении. Работа над характеристикой персонажей. | ||
Мои четвероногие друзья. | 2 | Мини-сочинение о домашнем животном. | |||
8 раздел. Книги о детях войны – 3 ч | |||||
Книга Л. Воронковой «Девочка из города». | 1 | 1 | Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. | ||
Дети войны. | 2 | 2 | Подвиги пионеров-героев. Просмотр фильма «Сын полка». | ||
| По страницам любимых книг. | 1 | 1 | Литературная игра «Эрудит». Разгадывание кроссворда. | |
| Мониторинг на конец года. | 1 | 1 | Проверка читательского кругозора. Диагностика сформированности смыслового чтения обучающихся. | |
6 класс – 34 часа
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего часов | Количество часов | Основные виды деятельности | |
Теория | Практика | ||||
| Мониторинг на начало года | 1 | 1 | Анкетирование «Как мы читаем?» Диагностика сформированности смыслового чтения обучающихся. | |
1 раздел. Проект «Что за прелесть эти сказки!» – 8 ч | |||||
«Сказка – ложь, да в ней намек». | 2 | 1 | 1 | Презентация, беседа . Экскурсия в библиотеку. | |
Волшебные, бытовые, сказки о животных. | 4 | 2 | 2 | Чтение сказок, презентация. Конкурс рисунков. Изготовление маски животного для инсценировки. | |
Сказочный турнир. | 1 | 1 | Командное соревнование. | ||
Праздник сказки. | 1 | 1 | Литературная гостиная. | ||
2 раздел. Проект «Басни И.А.Крылова» – 8 ч | |||||
История возникновения басни. | 1 | 1 | Презентация, беседа, Работа по таблице. | ||
Биография И.А.Крылова. | 1 | 1 | Экскурсия в читальный зал детской библиотеки. | ||
Герои басен Крылова. | 4 | 2 | 2 | Чтение басен. Заучивание наизусть отрывков. Оформление выставки рисунков. Защита иллюстраций к басням. | |
«Мораль сей басни такова». | 2 | 2 | Выбор басен для инсценировки. Выступление перед детьми нач. школы | ||
3 раздел. Проект «Пословица недаром молвится» – 8 ч | |||||
Народный фольклор: скороговорки, чистоговорки, потешки. | 1 | 1 | Беседа, презентация. Выставка книг. | ||
Пословица - народная мудрость. | 2 | 2 | Опрос педагогов, детей школы, родителей «Знаем ли мы пословицы». Классификация пословиц. | ||
«Волшебный мир пословиц и поговорок». | 1 | 1 | Игра-путешествие. | ||
«Использование пословиц и поговорок». | 2 | 2 | Игровая программа. Соревнование. | ||
Изготовление книжки-малышки пословиц. | 2 | 2 | Подбор эскиза обложки будущей книжки. Оформление книжки-малышки | ||
4 раздел. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» – 8 ч | |||||
«Какая профессия самая важная?». | 1 | 1 | Выяснение значения и важности различных профессий. | ||
Разнообразие профессий. | 1 | 1 | Познавательная игра. | ||
«Труд моих родителей». | 3 | 2 | 1 | Встреча с родителями. Защита мини-сочинений. Оформление фотовыставки «Профессии наших родителей». | |
«Пословицы, поговорки, загадки о профессиях». | 1 | 1 | Интеллектуальная игра. | ||
Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие. | 1 | 1 | ЧП «Веселов» г.Урень. | ||
«Ярмарка вакансий». | 1 | 1 | Игровая развлекательная программа . | ||
Мониторинг на конец года. | 1 | 1 | Проверка читательского кругозора. Диагностика сформированности смыслового чтения обучающихся. | ||
7 класс – 34 часа
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего часов | Количество часов | Основные виды деятельности | |
Теория | Практика | ||||
| Мониторинг на начало года | 1 | 1 | Анкетирование «Какие книги мы читаем?» Диагностика сформированности смыслового чтения обучающихся. | |
1 раздел. Проект «Страницы старины седой» – 4 ч | |||||
Былины. Былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | 1 | 1 | Знакомство с понятием «Былина». Чтение, заучивание отрывков. | ||
Книги Древней Руси. | 1 | 1 | Знакомство с первопечатником Иваном Федоровым. | ||
Библия. Библейские предания. | 1 | 1 | Выяснение значения и обсуждение таких понятий как «уважение к старшим», «терпение», «равнодушие». | ||
История книги | 1 | 1 | Экскурсия в библиотеку. | ||
2 раздел. Проект «Крупицы народной мудрости» – 4 ч | |||||
Героические песни о героях России. Песня-слава | 1 | 1 | Презентация, беседа, чтение песен. | ||
С.Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах». | 1 | 1 | Беседа-дискуссия. Выделение для себя нравственных качеств. | ||
«Русь Великая» в произведениях фольклора. | 1 | 1 |
| Подбор пословиц и поговорок | |
День народного единства | 1 | 1 | Оформление стенда «Герои России». | ||
3 раздел. «Мифы народов мира» – 2 ч | |||||
Мифы народов мира. | 1 | 1 | Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. | ||
Мифологические герои | 1 | 1 | Игра-путешествие. | ||
4 раздел. «Русские писатели-сказочники» – 5 ч | |||||
Мир сказок: народные сказки. | 1 | 1 | Беседа и рассуждение по прочитанному. | ||
Мир сказок: авторские сказки. | 1 | 1 |
| Чтение сказок, презентация. Конкурс рисунков. | |
Книги со сказками русских писателей | 1 | 1 |
| Чтение, заучивание отрывка, иллюстрирование понравившегося эпизода. | |
А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». | 1 | 1 |
| Литературное слушание. Анализ произведения. | |
«Сказка, приходи!» | 1 | 1 | Командное соревнование. | ||
5 раздел. Проект «Книги, книги, книги…» – 4 ч | |||||
Библиотека. Первые библиотеки. | 1 | 1 | Экскурсия в библиотеку. | ||
Книга. Элементы Книги. | 1 | 1 | Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: обложка, страница, иллюстрация, заглавие. | ||
Книги. Типы книг. | 1 | 1 | Выставка книг. Рассматривание книг, выразительное чтение. | ||
Творческая мастерская | 1 | 1 | Выразительное чтение, иллюстрирование понравившегося произведения. | ||
6 раздел. «Книги о детях и для детей» – 3 ч | |||||
Дети-герои книг писателей XIX века. | 2 | 1 | Рассуждение о прочитанном, сравнение с реальными жизненными ситуациями. | ||
В.Драгунский «Сестра моя Ксения». | 1 | 1 | Дискуссия «Моё отношение к героям произведения». | ||
7 раздел. Словари, справочники, энциклопедии – 3 ч | |||||
Хранители слов- словари. | 1 | 1 | Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля. | ||
Справочники и энциклопедии. | 1 | 1 | Находить в большом потоке информации интересующую информацию | ||
Сто вопросов Почемучек. | 1 | 1 | Литературная игра «Почемучка» | ||
8 раздел. Проект «Родные поэты» – 4 ч | |||||
Книги-сборники поэтов о природе. | 2 | 1 | 1 | Знакомство с понятиями «рифма», «строфа», «олицетворение», «сравнение», «эпитет» стихосложения | |
Читаем, слушаем стихотворения о Родине. | 1 | 1 |
| Создание классного сборника стихотворений «Моя Родина -Россия!» | |
Читаем стихи о Родине и о родной природе. | 1 | 1 | Конкурс чтецов | ||
9 раздел. Проект «Родные поэты» – 3 ч | |||||
Э.Сетон-Томпсон «Герои-животные» | 1 | 1 | Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг». | ||
Детские газеты и журналы. | 1 | 1 | Знакомство с журналом «Юный натуралист» и др. | ||
Библиотечная мозаика «Что я люблю читать». | 1 | 1 | Литературная игра «Угадай произведение, зачитай отрывок» | ||
Мониторинг на конец года. | 1 | 1 | Проверка читательского кругозора. Диагностика сформированности смыслового чтения обучающихся. | ||
Содержание учебного плана
5 класс
№ п/п | Название раздела | Общее количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Мониторинг на начало года | 1 | 1 | - | Анкетирование «Любим ли мы читать?» | |
1. | Книга, здравствуй! | 4 | 2 | 2 | Конкурс «Пословицы о книге и учении» |
2. | Крупицы народной мудрости. | 3 | 2 | 1 | Создание мини-книжек с пословицами |
3. | Писатели-сказочники. | 5 | 2 | 3 | Конкур рисунков |
4. | Книги о детях. | 4 | 3 | 1 | Выставка книг |
5. | Книги-сборники. Басни и баснописцы. | 4 | 2 | 2 | Инсценирование басен |
6. | Книги о родной природе. | 4 | 1 | 3 | Конкурс стихов о родном крае |
7. | Животные – герои детской литературы. | 4 | 2 | 2 | Мини-сочинение |
8. | Книги о детях войны. | 3 | 3 | - | Обсуждение прочитанных произведений |
По страницам любимых книг | 1 | 1 | - | Литературная игра | |
Мониторинг на конец года | 1 | 1 | - | Проверка читательского кругозора | |
Итого: | 34 | 20 | 14 | ||
6 класс
№ п/п | Название раздела | Общее количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Мониторинг на начало года | 1 | 1 | - | Анкетирование «Как мы читаем?» | |
1. | Что за прелесть эти сказки! | 8 | 5 | 3 | Командное соревнование |
2. | Басни И.А.Крылова. | 8 | 4 | 4 | Выставка рисунков |
3. | Пословица недаром молвится. | 8 | 1 | 7 | Игра-путешествие |
4. | Все профессии важны, все профессии нужны. | 8 | 4 | 4 | Выставка книг |
Мониторинг на конец года | 1 | 1 | - | Проверка читательского кругозора | |
Итого: | 34 | 16 | 18 | ||
7 класс
№ п/п | Название раздела | Общее количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Мониторинг на начало года | 1 | 1 | - | Анкетирование «Какие книги мы читаем?» | |
1. | Страницы старины седой | 4 | 3 | 1 | Заучива ние отрывков |
2. | Крупицы народной мудрости. | 4 | 3 | 1 | Оформление стенда |
3. | Мифы народов мира. | 2 | 1 | 1 | Игра- путешествие |
4. | Русские писатели-сказочники. | 5 | 4 | 1 | Конкурс рисунков |
5. | Книги, книги, книги... | 4 | 2 | 2 | Экскурсия |
6. | Книги о детях и для детей. | 3 | 2 | 1 | Дискуссия |
7. | Словари, справочники, энциклопедии. | 3 | 2 | 1 | Работа с толковыми словарями |
8. | Родные поэты. | 4 | 2 | 2 | Создание сборника стихов |
9. | Мир книг. | 3 | 2 | 1 | Выставка книг |
Мониторинг на конец года. | 1 | 1 | - | Проверка читательского кругозора | |
Итого: | 34 | 23 | 11 | ||
- Планируемые результаты
Личностные:
-уметь договариваться о распределении функций в совместной деятельности,
-приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-проявлять чувство коллективизма, сотворчества;
Метапредметные:
-развить речь, голос, дыхание, дикцию, художественный вкус;
- проявлять индивидуальные творческие способности на основе исполняемых стихотворений, личной и сценической культуры, коммуникативных способностей;
-применять знания в области ораторского искусства в выступлениях и в различных ситуациях;
-иметь представление о мерах собственного здоровьесбережения.
Предметные:
-знание основных приемов техники речи;
-умение совершенствовать артикуляционный аппарат;
-умение работать с литературным текстом;
- сознательно выполнять поставленные задачи, видеть свои недостатки и стремиться исправить их;
- правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- выработать дыхание, с ощущением «опоры»;
-должен находить и выделять главное слово, несущее логическое ударение и применять при чтении.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Живое слово»
__________________________________
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | «Сказка – ложь, да в ней намек». | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Презентация, беседа. | ||
2 | Волшебные, бытовые, сказки о животных. | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. | ||
3 | Сказочный турнир. | 1 | Конкурс-викторина | Школьная библиотека | Экскурсия в школьную библиотеку. Игра «Я — библиотекарь». | ||
4 | Праздник сказки. | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Презентация, беседа. | ||
5 | Малые жанры фольклора. Считалки. Потешки. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Презентация, беседа, заучивание наизусть. Инсценирование. Работа по таблице. | ||
6 | Пословицы. Темы пословиц. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Создание мини-книжек с пословицами. | ||
7 | Загадки. Темы загадок. | 1 | практическая работа, конкурс | кабинет школы | Конкурс «Отгадай загадку». | ||
8 | Писатели-сказочники. | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Беседа, презентация. Выставка книг. | ||
9 | По страницам книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино». | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Рассматривание книги, чтение отрывков. Просмотр мультипликационного фильма. Викторина «Узнай героя». | ||
10 | «Нарисуй сказку». | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Конкурс рисунков. Выставка рисунков. | ||
11 | «Читаем сказки». | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Экскурсия в районную библиотеку. | ||
12 | Герои книг В. Осеевой. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Выяснение значения и обсуждение таких понятий как «уважение к старшим», «терпение», «равнодушие». | ||
13 | Книги Н. Носова. «Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях». | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Знакомство с произведением Н.Носова, чтение отрывков, чтение по ролям. Беседа, просмотр и анализ мультфильма. | ||
14 | Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Знакомство с биографией С.Михалкова. Выставка книг. Чтение произведений. | ||
15 | История басни. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Понятие «басня» как литературный жанр. Название структурных частей басни (заголовок, рассказ, мораль). | ||
16 | Герои басен. | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Чтение басни по ролям. Практическое занятие: инсценирование басен. | ||
17 | О чем говорят образы в баснях. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Создание выставки рисунков. | ||
18 | Родные поэты. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Знакомство с русскими поэтами, беседа-презентация. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки. | ||
19 | Природа в картинах наших земляков. | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Экскурсия в художественную школу. | ||
20 | «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Создание группового проекта. | ||
21 | Край, родимый край! | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Конкурс стихов о родном крае. | ||
22 | Книги-сборники произведений о животных. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Знакомство с авторами произведений о животных. Чтение, коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. | ||
23 | «Каштанка»А.П.Чехоов. | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Анализ произведении. Работа над характеристикой персонажей. | ||
24 | Мои четвероногие друзья. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Мини-сочинение о домашнем животном. | ||
25 | Книга Л. Воронковой «Девочка из города». | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. | ||
26 | Дети войны. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Подвиги пионеров-героев. Просмотр фильма «Сын полка». | ||
27 | По страницам любимых книг. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Литературная игра «Эрудит». Разгадывание кроссворда. | ||
28 | «Сказка – ложь, да в ней намек». | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Презентация, беседа . Экскурсия в библиотеку. | ||
29 | Волшебные, бытовые, сказки о животных. | 2 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Чтение сказок, презентация. Конкурс рисунков. Изготовление маски животного для инсценировки. | ||
30 | Сказочный турнир. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Командное соревнование. | ||
31 | Праздник сказки. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Литературная гостиная. | ||
32 | История возникновения басни. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Презентация, беседа, Работа по таблице. | ||
33 | Биография И.А.Крылова. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Экскурсия в читальный зал детской библиотеки. | ||
34 | Герои басен Крылова. Подведение итогов. | 1 | Беседа, практическая работа | кабинет школы | Чтение басен. Заучивание наизусть отрывков. Оформление выставки рисунков. Защита иллюстраций к басням. |
Материально-техническое оснащение
- Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 – 15 человек (парты, стулья, доска, шкаф для УМК).
- Оборудование для реализации программы: компьютер (ноутбук), аудио колонка; микрофоны (стационарные, радио), литературные произведения.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу «Живое слово» может педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности. Для проведения диагностики психического развития обучающихся к работе по программе привлекается психолог, владеющий методиками работы с детьми.
Методическое обеспечение
словесные методы (рассказ, объяснения, беседа);
наглядные методы (показ упражнений, пособий, схем, таблиц, видео уроков и презентаций);
практические методы (выполнение отдельных упражнений, самостоятельных практических работ).
- Формы аттестации
Программа предусматривает наблюдение и контроль развития умений и навыков обучающихся.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
- анкетирование на начало и конец года обучения;
- наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
- урок-викторина;
- урок-соревнование;
- тестовые задания;
- участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;
- активность в проектах;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
- Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Форма подведения итогов | Содержание | Критерий оценки | Система оценки |
Итоговое зачётное занятие | Самостоятельная практическая работа | 1 балл: до 20% правильно выполненной работы 2 балла: 20-40% правильно выполненной работы 3 балла: 40-60% правильно выполненной работы 4 балла: 60-80% правильно выполненной работы 5 баллов: 80-100% правильно выполненной работы | 0-2 балла – низкий уровень освоения программы; 3 балла – средний уровень освоения программы; 4-5 баллов – высокий уровень освоения программы; |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Живое слово» художественной направленности, которая способствует развитию творческих способностей, формированию ценностных эстетических ориентиров, индивидуального художественного вкуса обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения, обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, предполагает личностное развитие, приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.
Возраст детей- 11-15 лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Формы деятельности – беседы, выставки, конкурсы, чаепитие, экскурсии, квест-игра, ярмарка.
Цель и задачи воспитания
Цель: личностное развитие обучающихся, их способностей к творчеству и самоопределению.
Задачи:
- воспитывать:
- бережное отношение к историческому наследию предшествующих поколений;
- трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
- формировать коммуникативную компетентность, способность к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе.
Достижению поставленных задач будет способствовать следующие направления работы:
- реализовывать воспитательные возможности учебных занятий;
- поддерживать активное участие обучающихся в жизни Дома творчества;
- организовывать для обучающихся экскурсии, досуговые мероприятия и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовать работу с родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития.
Планируемые результаты.
- адаптация ребенка в новом детском коллективе;
- выявление и развитие потенциальных общих и специальных возможностей и способностей обучающегося
- формирование в ребенке уверенности в своих силах, стремления к постоянному саморазвитию;
- удовлетворение его потребности в самоутверждении и признании, создание «ситуации успеха»;
- формирование у обучающихся основ гражданской позиции;
- приобщение к духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе;
- формирование сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
- устойчивая мотивация к изучению наследия народного творчества и занятиям по программе
«Живое слово»;
Приоритетными направлениями в воспитательной работе являются:
- гражданско-патриотическое воспитание
- экологическое воспитание;
- духовно-нравственное направление;
- нравственно-эстетическое воспитание,
- воспитание семейных ценностей;
- здоровьесберегающее направление;
- социокультурное направление.
Календарный план воспитательной работы.
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель | Краткое содержание | Форма проведения | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | «Давайте знакомиться» | Культурологическое и эстетическое воспитание | Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность | Игра-конкурс | Сентябрь | Учитель дополнительного образования |
2. | «В гостях у вежливости» | Нравственное и духовное воспитание | Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению | Беседа | Сентябрь | Учитель дополнительного образования |
3. | «Конкурс стихотворений о природе» | Культурологическое и эстетическое воспитание | Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность | Прогулка | Октябрь | Учителя русского языка и литературы |
4. | «Краски осени» | Нравственное и духовное воспитание | Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению | Конкурс | Октябрь | Учитель дополнительного образования |
5 | Проект «Изображение семьи в произведениях русских классиков» | Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | Развитие воспитательного потенциала семьи. | Массовое мероприятие | Ноябрь | Учитель дополнительного образования |
6 | Профилактическая беседа с детьми «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой». | Воспитание у обучающихся чувства ответственности, безопасности | Сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, организация безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. | Беседа | Декабрь | Учитель дополнительного образования |
7 | «Литературная гостиная» | Культурологическое и эстетическое воспитание | Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению | Мини-выставка | Январь | Учителя русского языка и литературы |
8 | Русские писатели о природе | гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию | Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность | Беседа | Январь | Учитель дополнительного образования |
9 | Праздник «День защитника Отечества» | Воспитание у обучающихся чувства чувства патриотизма | Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность | Массовое мероприятие | Февраль | Учитель дополнительного образования |
10 | «Живая классика» | Культурологическое и эстетическое воспитание | Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность | Заучивание прозаических текстов наизусть | Март | Учителя русского языка и литературы |
11 | «Литературная гостиная» | гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию | Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению | Беседа | Март | Учителя русского языка и литературы |
12 | Проект «Экологические проблемы в литературе» | Экологическое воспитание | Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность | Викторина | Апрель | Учитель дополнительного образования |
13 | Беседа о правилах дорожного движения | Воспитание у обучающихся чувства ответственности, безопасности | Сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, организация безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. | Беседа | Апрель | Учитель дополнительного образования |
14 | «Письмо для ветеранов» | Воспитание у обучающихся чувства чувства патриотизма | Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность | Участие в акции | Май | Учитель дополнительного образования |
15 | «Помню, горжусь» | Воспитание у обучающихся чувства чувства патриотизма | Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность | Массовое мероприятие | Май | Учитель дополнительного образования |
- Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности. Курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Живое слово» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
#1040;ртоболевский Г.В. Художественное чтение. – М.: 1978. #1041;уяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М.: 1986.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
- Гайворонская И.И. Чтобы понимать, надо творить // Детская библиотека, 2001, No3. – С.29 – 35.
- Гин, А.А. Приёмы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность: Пособие для учителей / А.А. Гин. –Гомель: ИПП «Сож», 1999. – 88 с.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. –М.: 1975. #1043;раудина Л.А. Теория и практика русского красноречия. -М.: 1991.
#1047;авадская Т.Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростков. – М.:1968. #1050;овалько В.И. Школа физкультминуток(1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. #1050;озаржевский, А.Ч. Мастерство устной речи лектора. / А.Ч. Козаржевский. - М. : Издательская группа URSS,2012. - 80 с.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2006. – 368 с.
- Коровяков, Д.Д. Искусство выразительного чтения: Опыт систематического изложения теоретических основ и приемов преподавания. / Д.Д. Коровяков. - М. : Издательская группа URSS,2012. - 168 с.
- Корсунский Е.Н. Развитие литературных способностей школьников. -Л.: 1985. - 90с. #1050;убасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М.: 2004.
#1051;адыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. - М.: Педагогика,1990. #1051;адыженская Т.А. Живое слово. – М.: 1986.
- Ландау Э.Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Академия, 2002. – 144 с.
- Левин В.А. Воспитание творчеством.– Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1987. – 96 с.
- Мишкина Л. Талант, раскройся! // Библиотека. – 1999. – No3. – С.41-43.
- Некрасова-Коротеева О.Л. Детское творчество: культура, понимание, поддержка и развитие взрослыми //Детское чтение: феномен и традиции в конце ХХ столетия. –СПб, ; С.35-41.
- Новлянская З. О способностях к литературному творчеству // Искусство в школе.–1996.
– No4. – С.35-40.
- Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М.: 1978.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Е.Л. Мельникова, О.В. Чиндилова – М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. -1990. - No3 - с. 16 -21.
- Речь и культура общения. /Сост. Т.А.Ладыженская, Г.И. Сорокина / Начальная школа, 1990, No 8.
- Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977.
- Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико- экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980.
- Фолсом Ф. Книга о языке. - М.: 1974.
- Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. -1989 - No7 - С. 24-27. #1064;маков С. А. Игры– шутки, игры – минутки. - М.: Новая школа, 1993.
Литература для обучающихся
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рисунках и рассказах. Учебная тетрадь для ученика. В 2 частях. - М.: 1993-2000
- Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рассказах и рисунках. (1-4 класс). -М.: 1994-2000.
- Степанов В. Русские пословицы и поговорки от АдоЯ: Словарь-игра. -М.:Аст-Пресс, 2005.
- Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению: Кн. Для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1994. – 96с. (Чтение и литература)
Приложение
Материал для оценки личностного развития Диагностическая карта изучения уровня воспитанности учащихся
Показатели воспитанности | Признаки проявления воспитанности | |||
ярко проявляются-5 баллов | проявляются- 4 балла | слабо проявляются- 3балла | не проявляются-2балла | |
Культура поведения (общения) | знание норм нравственности, этики взаимоотношений и общения; мотивы поведения, определяющие действия и поступки; уровень выработанных привычек культуры поведения; доброжелательность, вежливость, деликатность; умение оценить свое поведение, принести извинения за бестактность, некорректное отношение с собеседником; умение сдерживать себя, не показывая плохое настроение, неуважительное отношение к личности по каким-либо причинам; умение выслушать, способность уважать мнение собеседника | |||
Долг и ответственность | умение добросовестно и качественно исполнять решения коллективных органов; правила внутреннего распорядка, педагогов, родителей; способность выполнять трудные, но посильные задания, как и любые другие, своевременно; умение сочетать исполнительность с самостоятельностью и инициативой | |||
Организо ванность | умение немедленно включаться в работу; способность рационально использовать рабочее время; пунктуальность, собранность, умение владеть своим вниманием; умение планировать свой день, основные дела на неделю, месяц; способность выделить главное в своей деятельности и жизни, ставить цели и достигать их; стремление ежедневно реализовывать не только свои цели, но и сочетать их с выполнением целей коллектива; осознание обязанностей; умение сознательно выполнять правила и требования | |||
Трудолюбие | добросовестное отношение к выполнению общественно-полезного труда, всякого рода поручений и просьб; помощь окружающим по личной инициативе | |||
Интерес к знаниям | осознанная потребность в знаниях; добросовестное отношение к учебным обязанностям; повышение культуры умственного труда в процессе самообразования; помощь учащимся по личной инициативе | |||
Общественная активность | оперативное включение по принятию решений в вопросах организации учебной жизни, формирования коллектива; проявление на выдумки, изобретательности и творческой активности в разноплановых делах коллектива; активное участие в общественной жизни объединения | |||
Честность | верен своему слову; правдив со всеми; добровольно признается в своих поступках | |||
Скромность | прост и скромен; одобряет эти качества у других | |||
Отзывчивость | добрый, заботливый; охотно помогает другим; побуждает на добрые дела товарищей | |||
Обработка результатов: признаки проявления воспитанности оцениваются по пятибалльной системе.
Оценки заносятся в таблицу. Далее считается средний арифметический балл (сумму баллов разделить на 9).
Если среднеарифметический балл от 4,5 до 5 – высокий уровень воспитанности; от 3,9 до 4,4 – достаточный уровень воспитанности;
от 2,9 до 3,8 - средний уровень воспитанности; от 2,8 и ниже – низкий уровень воспитанности
По шкале уровень воспитанности оценивается в процентном соотношении, что позволяет видеть динамику развития учащихся. Диагностическая карта составлялась по материалам Шиловой М.И. «Учителю о воспитанности школьников».
Оценка уровня воспитанности обучающихся
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Культура поведения (общения) | Ответственност ь | Организованнос ть | Трудолюбие | Интерес к знаниям | Общественная а ктивность | Честность | Скромность | Отзывчивость | Уровень воспитанности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Мастерская слова"
Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (истор...
Программа дополнительного образования детей «Умейте владеть словом» Для обучающихся 15 – 17 лет
Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. За послед...

программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"
Программа дополнительного образования может быть использована в рамках реализации ФГОС в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...

программа дополнительного образования "Путь к слову"
программа дополнительного образования для обучающихся 14-15 лет...

Рабочая программа дополнительного образования «Ораторское искусство – сила уверенного английского слова» 5- 6 класс
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, интересующихся английским языком и демонстрирующих высокую успеваемость в рамках школьной программы. Программа направлена на обеспечение дополнительной по...

Рабочая программа дополнительного образования "Родное слово"
Программа кружка "Родное слово" направлена на подготовку учащихся 7-8 классов к итоговому собеседованию по русскому языку...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Тайна русского слова».
Информационная карта Дополнительная образовательная программа Отдел: Центр дополнительного образования детей. Учебное объединение: детское творческое объединение «Тайна русского слова» Информац...