Урок русского языка в 5 классе "Интонация и ее функции"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Бумбошкина Виктория Базаровна

Урок русского языка в 5 классе "Интонация и ее функции"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 «б» классе.

Тема: «Интонация, ее функции»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с интонацией как одним из средств выразительности речи, показать функции и роль интонации в речи, основные элементы интонации.

Планируемые результаты

обучающийся узнают, какую важную роль в речи играет интонация, научатся использовать интонационные средства языка на практике, выразительно читать текст, объяснять языковые явления, работать в парах, узнают основные элементы интонации;

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- обучающийся научится организовывать свою деятельность, ставить цель, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

- обучающийся получит возможность оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Познавательные УУД:

- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах; развитие логических операций.

Коммуникативные УУД:

- обучающийся научится работать в группе, эффективно сотрудничать;

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Базаровна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Давайте улыбнемся друг другу. Пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения. И пусть наш урок принесет всем нам радость общения.

Ребята, открываем свои тетради и запишем число и классная работа.

Вы завершаете изучение интересного раздела языкознания – фонетику. Давайте проверим ваши знания. Я приготовила для вас небольшой тест. Прошу не выкрикивать, а поднимать руку.

  1. Актуализация знаний
  1. Отметьте слово, в котором верно выделена буква, обозначающая мягкий согласный звук
  1. кашне
  2. партер
  3. библиотека
  4. кафе
  1. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв
  1. слюда
  2. заяц
  3. подъём
  4. поешь
  1. Укажите слово, в котором все согласные звуки звонкие
  1. город
  2. мимоза
  3. любить
  4. молоко
  1. Отметьте то слово, в котором ударение падает на второй слог.
  1. торты
  2. досуг
  3. магазин
  4. договор

-Ребята, какие слова вызвали затруднения при постановке ударения?

У меня для вас есть интересная техника запоминания - мнемотехника, с помощью которой легче запоминать правильную расстановку ударений в словах. Сейчас мы с вами придумаем двустишье к слову, которое вызвало затруднение, чтобы запомнить его правильное произношение.

  1. Много ели тОрты, не влезаем в шоОрты!
  2. Позову своих подруг, Вместе проведём досУг.
  3. Добрый грузин пришел в магазИн
  4. Чтобы вдруг не вышел спор, Заключите договОр.

Я думаю, теперь вы не забудете где нужно поставить ударение в данных словах.

  1. Целеполагание

Сегодня мы с вами поговорим об одном важном языковом явлении, которое невозможно отразить на бумаге, которое проявляется со всей отчетливостью только в устной речи, но от которого может целиком зависеть смысл высказывания.

Ребята, представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, их тоже разбрасываете. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: «Так, мне это нравится!». Как вы думаете, ей действительно это нравится?

Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок? (У нее голос строгий)

- как называется изменение голоса?

- Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации.

-А теперь скажите, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (об интонации)

Слайд

Слово «интонация» в переводе с латинского языка означает «громко произносить».

В толковом словаре С. И. Ожегова даётся следующее значение этого термина:

Интонация - 1. Повышение и понижение тона голоса при произношении. И. речи. Вопросительная и. Повествовательная и.

2. Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Властная и. Насмешливая и.

3. Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении. Правильная и. Фальшивая и.

- Ребята, а как вы думаете, какова сегодня цель нашего урока? (выслушиваем варианты учеников.)

- Итак, сегодня мы изучим элементы интонации, будем учиться использовать их на практике, для того чтобы выразительно читать, то есть правильно передавать смысл высказывания, узнаем какие функциями выполняет интонация.

- Интонация – понятие объёмное. Оно включает в себя несколько элементов.

  1. Работа по учебнику

Теперь поработаем с учебником. Открываем п 44, на стр 122,123, читаем теоретический материал.

Итак, что вы узнали нового? О каких элементах интонации вы узнали?

Хорошо, а теперь поупражняемся в определении элементов интонации.

#1052;елодика – это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания.

Упр 232 . Ученики читают предложения с нужной интонацией сначала про себя, потом вслух. Поправляют друг друга, если это требуется.

- Какова же мелодика вопросительных предложений?

- А повествовательных?

Ребята делают выводы.

Вывод: в первом предложении голос идёт вниз, понижается. Во втором предложении голос, наоборот, повышается, идёт вверх. Внимание учащихся обращаем на вопросительный знак в конце этого предложения, им сообщается, что на знаке вопроса голос повышается.

#1057;ила звучания - реальная энергия звука, измеряемая в децибелах.

Произнесите фразу тихо шепотом, а теперь громко

Я сегодня получил пятерку

#1058;емп – скорость произношения, темп может быть спокойным, замедленным, ускоренным

Послушай стихи и вспомните, из какого произведения эти строки.

Но жуки - червяки

Испугалися,

По углам, по щелям разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать –

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется…

в среднем темпе

в среднем темпе

темп возрастает

в быстром темпе

в быстром темпе

в быстром темпе

в быстром темпе

в быстром темпе

в среднем темпе

в медленном темпе

в медленном темпе

К.Чуковский Муха-Цокотуха. Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся? О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких- медленно? Как ты думаешь почему?

Обратить внимание на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении.

4. Ритм – последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов) через определенные промежутки времени.

Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.

Аты-баты — шли солдаты,

Аты-баты — на базар.

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — покажите,

Аты-баты — не хочу —

Аты-баты — спать хочу!

(Шуточная народная песенка)

#1055;аузы – остановка в звучании, бывают короткими и длинными; могут передавать неуверенность, грусть, сомнение, придавать многозначительность и т.д.

Упр 237

6. Логическое ударение – выделение какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных, чем подчеркивается важность этого слова.

Упр 233

Каковы же функции интонации? Для чего она нужна ? Проверим ваши предположение. Читаем теоретический материал на стр 125.

  1. Закрепление изученного

Упр 240 –письменно

Упр 241

  1. Проанализируйте рассказ В. Голявкина «Не везёт». Какие чувства героев скрыты в подтексте?

Текст

Чувства

Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать ещё: «Почему ты мрачный, почему задумчивый?»

Отец говорит:

- Что это он так поёт?

А мама говорит:

- У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт.

Отец говорит:

- Наверное, пятёрку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь.

Я как это услышал, так ещё громче запел.

Тогда отец говорит:

- Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник.

Тут я сразу петь перестал.

- Зачем?

- Я вижу, - говорит отец, - тебе оень хочется дневник показать.

Берёт у меня дневник, видит двойку и говорит:

- Удивительно, получил двойку и поёт! Что он с ма сошёл? Ну-ка, ВоваЮ иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?..

- Нет у меня, - говорю, - никакой температуры…

Отец развёл руками и говорит:

- Тогда нужно тебя наказать за это пение.

Вот как мне не везёт!

Веселье.

Удивление.

Неуверенность.

Неуверенность, переходящая в радость.

Поддельная радость.

Просьба.

Удивление.

Просьба.

Удивление.

Раздражение.

Гнев.

Грусть.

  1. Подведение итогов –рефлексия

В конце урока подумай над вопросами и сделай для себя выводы

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)…

2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?)

#1053;аучилась лучше делать (что?)

#1057;амым неожиданным для меня стало (что?)

5. Я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?)

6. Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? / какой ученицей?)

7. Мои планы на будущее:…?

1-ый ученик. Сегодня на уроке я узнал, что такое интонация. Интонация – это изменения голоса, тона в зависимости от того, что хочешь сказать. Думаю, что я хорошо овладел навыками правильного чтения и выразительной речи. Самым неожиданным для меня стало то, что люди, речью которых мы восторгаемся и слушаем с удовольствием, тоже тренируются. Значит, я тоже смогу удивлять своих родителей красивой речью.

2-ой ученик. Я хочу дополнить ответ Саши. Мы ещё узнали о том, что интонация отражает любые чувства человека. Можно говорить тихо, громко, шёпотом, можно просить или приказывать. Знак препинания –часто восклицательный знак. Виды предложения: повествовательный, вопросительный, побудительный. Я понял, что в правильной речи надо тренироваться. Мне запомнились Правила «Умейте слушать собеседника!». Ими я буду руководствоваться.

Учитель. Молодцы ребята! Мы с вами сегодня очень продуктивно поработали.

Предлагаю вам записать домашнее задание.

Д/З п 44 повторить, упр 242

Оценки за урок

Спасибо за хорошую, активную работу на уроке! До свидания!

  1. Проанализируйте рассказ В. Голявкина «Не везёт». Какие чувства героев скрыты в подтексте?

Текст

Чувства

#1054;днажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать ещё: «Почему ты мрачный, почему задумчивый?»

#1054;тец говорит:

- Что это он так поёт?

#1040; мама говорит:

- У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт.

#1054;тец говорит:

- Наверное, пятёрку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь.

#1071; как это услышал, так ещё громче запел.

#1058;огда отец говорит:

- Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник.

#1058;ут я сразу петь перестал.

- Зачем?

Я вижу, - говорит отец, - тебе очень хочется дневник показать.

#1041;ерёт у меня дневник, видит двойку и говорит:

- Удивительно, получил двойку и поёт! Что он с ума сошёл? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?..

Нет у меня, - говорю, - никакой температуры…

#1054;тец развёл руками и говорит:

- Тогда нужно тебя наказать за это пение.

Вот как мне не везёт!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отметьте слово, в котором верно выделена буква, обозначающая мягкий согласный звук 1. каш н е 2. пар т ер 3. библио т ека 4. ка ф е

Слайд 2

Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв 1.слюда 2.заяц 3.подъём 4.поешь

Слайд 3

Укажите слово, в котором все согласные звуки звонкие 1.город 2.мимоза 3.любить 4.молоко

Слайд 4

Отметьте то слово, в котором ударение падает на второй слог. 1.торты 2.досуг 3.магазин 4.договор

Слайд 5

Слово «интонация» в переводе с латинского языка означает «громко произносить». В толковом словаре С. И. Ожегова даётся следующее значение этого термина: Интонация – 1. Повышение и понижение тона голоса при произношении. И. речи. Вопросительная и. Повествовательная и. 2. Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Властная и. Насмешливая и. 3. Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении. Правильная и. Фальшивая и.

Слайд 6

Слово «интонация» в переводе с латинского языка означает «громко произносить». В толковом словаре С. И. Ожегова даётся следующее значение этого термина: Интонация – 1. Повышение и понижение тона голоса при произношении. И. речи. Вопросительная и. Повествовательная и. 2. Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Властная и. Насмешливая и. 3. Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении. Правильная и. Фальшивая и.

Слайд 7

Произнесите фразу шепотом, а теперь громко Я сегодня получил пятерку

Слайд 8

Послушайте стихи и вспомните, из какого произведения эти строки. Но жуки - червяки Испугалися , По углам, по щелям разбежалися : Тараканы Под диваны, А козявочки Под лавочки, А букашки под кровать – Не желают воевать! И никто даже с места Не сдвинется…

Слайд 9

Выполните движения в медленном и умеренном темпе Аты-баты — шли солдаты, Аты-баты — на базар. Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар. Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля. Аты-баты — покажите, Аты-баты — не хочу — Аты-баты — спать хочу! (Шуточная народная песенка)

Слайд 10

Подведем итоги 1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)… 2. Сегодня на уроке я научился ( лась ) (чему?) 3.Научилась лучше делать (что?) 4.Самым неожиданным для меня стало (что?) 5. Я мог( ла ) бы сделать лучше (что сделать?) 6. Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? / какой ученицей?) 7. Мои планы на будущее:…?

Слайд 11

Домашнее задание $ 44 повторить Упр 242


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"

Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Урок русского языка в 8 классе по теме «Функции инфинитива в предложении"

Тема урока : Функции инфинитива в предложении.Цели урока:  Обучающие: дать представление о роли инфинитива в процессе работы над предложением; учить определять инфинитив как член предложения, пов...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...