Оценивание образовательных результатов
статья по русскому языку
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, выступая за гуманизацию процесса проверки и оценки знаний и умений учащихся, ратовал за то, чтобы каждый ребенок «ощущал свой рост, переживал радость успеха». Действующая система контроля, учета и оценки успешности ориентирована исключительно на конечный результат, не связанный с отслеживанием динамики учащихся в процессе их работы с учебным материалом. Роль учителя на данном этапе выражается не только в умении разработать или правильно подобрать критерии оценки учебных достижений детей, но и научить их оценивать свои действия и результат собственной учебной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 72.61 КБ | |
| 32.29 КБ | |
| 22.64 КБ | |
| 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание образовательных результатов
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов ведутся в форме неперсонифицированных результатов всего класса, которые фиксируются в процентах (в целом весь коллектив)
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Оценка метапредметных результатов
Лист наблюдения
Познавательные УУД
Кол – во баллов | Виды работы на уроке | Фамилии уч-ся( уровень) | ||||||||
А.Н.Н. | ||||||||||
1. Восприятие информации | ||||||||||
1.1 Устную инструкцию воспринимает: | ||||||||||
4 | С первого предъявления | |||||||||
3 | Нуждается в дополнительных разъяснениях | |||||||||
2 | Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | |||||||||
1 | Не воспринимает устную инструкцию | |||||||||
1.2 Письменную инструкцию воспринимает: | ||||||||||
4 | Самостоятельно | |||||||||
3 | Нуждается в разъяснениях | |||||||||
2 | Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | |||||||||
1 | Не воспринимает письменную инструкцию | |||||||||
2. Интеллектуальная обработка информации | ||||||||||
2.1 Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | ||||||||||
3 | Способен выделять самостоятельно | |||||||||
2 | Нуждается в дополнительных (наводящих вопросах) | |||||||||
1 | Испытывает значительные затруднения | |||||||||
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале: | ||||||||||
3 | Способен выделять самостоятельно | |||||||||
2 | Нуждается в помощи | |||||||||
1 | Испытывает значительные затруднения | |||||||||
2.3 Темп интеллектуальной деятельности | ||||||||||
3 | Выше, чем у других учащихся класса | |||||||||
2 | Такой же, как у других учащихся класса | |||||||||
1 | Значительно снижен | |||||||||
3. Результативность интеллектуальной деятельности | ||||||||||
3.1 Результат получает: | ||||||||||
4 | Успешно (рационально) воспроизводит предложенный алгоритм | |||||||||
3 | Оригинальным, творческим способом | |||||||||
2 | Нерациональным путем | |||||||||
1 | Путем подгонки под ответ | |||||||||
3.2 Предъявление результата: | ||||||||||
4 | Способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение | |||||||||
3 | Способен дать правильный ответ, но не может его аргументировать | |||||||||
2 | Приходится «вытягивать» ответы | |||||||||
1 | Необходимость отвечать вызывает серьезные затруднения | |||||||||
3.3 Самооценка результата работы: | ||||||||||
3 | Способен дать объективную оценку результату работы, так как понимает суть допущенных ошибок | |||||||||
2 | Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | |||||||||
1 | Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | |||||||||
3.4 Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения | ||||||||||
3 | Способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки | |||||||||
2 | Для освоения программы требуется система дополнительных занятий | |||||||||
1 | Освоение программы по различным причинам затруднено | |||||||||
Общий балл: | ||||||||||
Ключ к обработке данных
Кол – во баллов | Статус | Уровень |
9 - 15 | Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как не видит своих ошибок. | НИЗКИЙ |
16 - 23 | Воспринимая учебную информацию, как устную так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным путем. Давая правильный ответ, не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. | СРЕДНИЙ |
24 - 31 | Успешно воспринимает учебную информацию, как письменную. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности высокий. Успешно воспроизводит предложенный алгоритм, может действовать творческим способом. Способен дать развернутый ответ, аргументировать свою позицию. Может дать объективную оценку результату своей работы. | ВЫСОКИЙ |
Лист наблюдения
Регулятивные УУД
Кол – во баллов | Виды работы на уроке | Фамилии уч-ся | ||||
1. Получив задание | ||||||
3 | Планирует работу до её начала | |||||
2 | Планирует действия в ходе работы | |||||
1 | Вообще не составляет плана | |||||
2. Вопросы, уточняющие задания | ||||||
4 | Не нуждается в дополнительных пояснениях | |||||
3 | Задает вопросы до начала работы | |||||
2 | В ходе работы | |||||
1 | Не задает вопросов, хотя и нуждается в помощи | |||||
3. Выполняя задание | ||||||
4 | Точно придерживается плана | |||||
3 | Отступает от плана в деталях | |||||
2 | Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий | |||||
1 | Работает хаотично, без плана | |||||
4. Завершая задание | ||||||
3 | Обязательно добивается запланированного результата | |||||
2 | Не доводит работу до логического завершения | |||||
1 | Довольствуется любым результатом | |||||
4. Закончив работу | ||||||
4 | Проверяет результат, находит и исправляет ошибки | |||||
3 | Результат не проверяет | |||||
2 | Результат не проверяет, так как убежден в его правильности | |||||
1 | Результат проверяет, но ошибок не видит | |||||
5. Помощь в работе | ||||||
4 | Не нуждается | |||||
3 | Нуждается и принимает | |||||
2 | Нуждается, но не умеет пользоваться | |||||
1 | Нуждается, но не обращается | |||||
Общий балл: | ||||||
Ключ к обработке данных
Кол – во баллов | Статус | Уровень |
6 - 10 | Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, может довольствоваться ошибочным результатом. Даже проверяя результат, ошибок не видит. Не способен обратиться за помощью, не умеет пользоваться оказанной помощью | НИЗКИЙ |
11 - 16 | В ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы, отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в правильности его, или довольствуется любым результатом, в случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться. | СРЕДНИЙ |
17 - 22 | Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированным алгоритмом работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Завершив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости, способен обратиться за помощью и воспользоваться ею. | ВЫСОКИЙ |
Лист наблюдения
Коммуникативные УУД
Кол – во баллов | Виды работы на уроке | Фамилии уч-ся | ||||||
1. Изложение собственных мыслей | ||||||||
3 | Может самостоятельно донести свою мысль до других | |||||||
2 | Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов | |||||||
1 | Не может донести мысль даже с помощью наводящих вопросов | |||||||
2. Ведение дискуссии | ||||||||
2.1 Способность отвечать на вопросы | ||||||||
4 | Отвечает развернутым ответом | |||||||
3 | Дает краткий (неполный) ответ | |||||||
2 | При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности слов | |||||||
1 | Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы | |||||||
2.2 Способность задавать опросы | ||||||||
3 | Самостоятельно формулирует корректные вопросы | |||||||
2 | Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений | |||||||
1 | Не может формулировать вопросы, понятные собеседнику | |||||||
2.3 Способность корректно возражать оппоненту | ||||||||
3 | Возражает оппоненту корректно | |||||||
2 | Не всегда корректно | |||||||
1 | Как правило, не соблюдает корректность | |||||||
3. Взаимодействие в учебной группе | ||||||||
3.1 Способность аргументированно отстаивать собственную позицию | ||||||||
3 | Аргументированно отстаивает свою позицию | |||||||
2 | Не всегда аргументированно | |||||||
1 | Не может аргументировать | |||||||
3.2 Способность гибко менять свою позицию | ||||||||
4 | Может гибко менять свою позицию в случае необходимости | |||||||
3 | Не всегда может менять свою позицию | |||||||
2 | Не может менять свою позицию, даже если понимает необходимость | |||||||
1 | Не понимает необходимости менять свою позицию | |||||||
3.3 Способность подчиняться решению группы для успеха дела | ||||||||
3 | Может подчиняться решению группы | |||||||
2 | Не всегда может подчиняться | |||||||
1 | Не подчиняется | |||||||
4. Соблюдение социальной дисциплины | ||||||||
3 | Удерживает социальную дисциплину в ходе общения | |||||||
2 | Не всегда удерживает | |||||||
1 | Игнорирует | |||||||
Общий балл | ||||||||
Ключ к обработке данных
Кол – во баллов | Статус | Уровень |
8 - 13 | Не способен самостоятельно формулировать собственные мысли и ответы на вопросы. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимости этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не учитывает статус собеседника и ситуацию при общении. | НИЗКИЙ |
14 - 20 | Испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей в связи с ограниченным словарным запасом либо волнением. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменить ее, подчиниться решению группы для успеха дела. Может нарушить социальную дисциплину. | СРЕДНИЙ |
21 - 26 | Может самостоятельно донести свою мысль до других. Способен корректно отвечать на вопросы и формулировать их. Может подчиниться решению группы Умеет аргументировать свою позицию и гибко менять ее в случае необходимости. Всегда удерживает социальную дисциплину в ходе общения. | ВЫСОКИЙ |
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).
Нормы оценок предметных образовательных результатов
- Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е
д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместоработает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
- описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
- ошибка на правило, не изучаемое в школе;
- ошибка в переносе слова;
- ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
- ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
- в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различения не и ни;
- в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
- при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность |
2 | 3 |
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4» |
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: • 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых); • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки |
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
- употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
- неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
- нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
- употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
- пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
- стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
- неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
- неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей;
- смешение лексики разных исторических эпох;
- употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
- бедность и однообразие синтаксических конструкций;
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
- стилистически неоправданное повторение слов;
- неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
- неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
- Словообразовательные,состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизми т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
- Морфологические,связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложит и т.д.)
- Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических.Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо ююпо правилу написано другое.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»
(5 КЛАСС)
- Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры итоговой диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Русский язык».
- Форма работы – диктант и тест.
- Структура КИМ
Ведущие целевые установки изучения русского языка, закрепленные в ФГОС ООО: формирование культуры устной и письменной речи, навыка грамотного письма, развитие лингвистических представлений учащихся - предопределили структуру работы по русскому языку. Она состоит из диктанта и заданий, выполняемых с опорой на текст диктанта.
Основным назначением и целью диктанта является оценка способности ученика применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенного текста. Назначением заданий является оценка уровня освоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний по русскому языку, которые проявляются в способности ученика решать учебные и практические задачи по русскому языку. Выбор диктанта как центральной части проверочной работы связан, с одной стороны, со значимостью овладения навыком грамотного письма, с другой стороны - с необходимостью проверки умения работать с языковыми единицами на уровне текста, поскольку диктант представляет собой связный текст. Кроме оценки грамотности написания диктанта оценивается и функциональная грамотность - умение грамотно оформить собственное высказывание.
Каждый вариант проверочной работы включает текст диктанта и 7 заданий с опорой на написанный текст, выполняемых учащимися после написания и проверки диктанта. Диктант представляет собой связный текст соответствующей возрасту (начало 5 класса) тематики, включающий в себя доступную лексику и достаточно простые по структуре предложения. В текст диктанта включены слова, в которых встречается значительное количество орфограмм, определенных программой для изучения в начальной школе, в предложениях присутствуют конструкции на изученные правила пунктуации. Следует при этом отметить, что разница в повторяемости различных орфограмм в тексте довольно значительна, но при этом наиболее частотные орфограммы являются самыми характерными для начальной школы (на их отработку затрачивается значительное количество времени в учебном процессе).
Большая часть времени при проведении проверочной работы по русскому языку отводится на написание диктанта и его проверку.
Следствием временных ограничений является небольшое количество заданий (7 заданий), невозможность охватить значительное количество планируемых результатов. Систематичность проведения проверочных работ позволит использовать ротацию планируемых результатов с обязательной возможностью сравнения результатов по годам.
Среди семи заданий, выполняемых после диктанта, два задания связаны со смысловой переработкой текста, ответами на вопросы по его содержанию, одно задание направлено на проверку планируемого результата раздела «Фонетика», два задания на оценку планируемых результатов раздела «Состав слова», одно задание на оценку планируемого результата раздела «Синтаксис», одно задание на оценку умения выражать собственное мнение, аргументировать его.
Наличие в работе заданий на оценку осознанности чтения текста обусловлено несколькими причинами. Работе с текстами уделяется большое внимание на уроках русского языка и литературы, кроме того, смысловое чтение является одним из основных метапредметных результатов.
В таблице 1 приведено примерное распределение заданий в работе.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым планируемым результатам
Код проверяемых результатов | Число заданий в варианте |
Часть 1. Диктант | |
1.3, II.2 | Текст диктанта, включающий 75 слов |
Часть 2. Задания к тексту диктанта | |
1.4 | 2 |
V.4 | 1 |
V.6 | 2 |
V.14 | 1 |
1.7 | 1 |
Результаты выполнения проверочной работы (как диктанта, так и заданий к нему) позволяют не только оценить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся и их способность решать различные типы учебно-практических и учебно-познавательных задач, но и дифференцировать продемонстрированные способности по уровню достижений (базовый или повышенный уровни).
С этой целью при оценке диктанта предлагается достаточно широкий диапазон критериев, а среди заданий есть задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют овладение основополагающими умениями, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Задания базового уровня конструируются на наиболее значимых элементах содержания курса. Задание повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности учащегося для успешного продолжения образования. Такой подход позволяет дифференцировать учащихся по уровню учебных достижений и оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.
Распределение заданий по уровню сложности в работе представлено в таблице 2.
Таблица 2. Распределение заданий по уровням сложности
Уровни сложности | Число заданий |
Базовый | 6 |
Повышенный | 1 |
Итого: | 7 |
- Критерии оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
В работе используются задания различных типов:
- Запись текста диктанта.
- Задания с кратким ответом: в таких заданиях учащемуся необходимо записать одно или несколько слов.
3) Задания с развернутым ответом: в таких заданиях учащемусянеобходимо записать небольшой текст (1-2 предложения).
Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется проверяемым содержанием и общим временем, отведенным на работу.
Правильность написания текста диктанта оценивается от 5 до 1 балла в зависимости от количества допущенных ошибок.
За верное выполнение заданий к диктанту учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов. К каждому заданию приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляются баллы. Кроме правильности выполнения заданий 1-7, дополнительно учитывается грамотность записи ответов: если при записи ответов на задания 1-7 ошибок нет - к общему количеству баллов прибавляются 2 балла; если при записи ответов на задания 1-7 допущено не более 2 ошибок - к общему количеству баллов прибавляется 1 балл; если при записи ответов на задания 1-7 допущено более 2 ошибок - к общему количеству баллы не прибавляются. Таким образом, максимальное количество баллов, которое ученик может получить за выполнение всей работы, - 14 баллов.
Индивидуальная оценка определяется суммарным баллом, набранным учащимся по результатам выполнения всей работы. На основании суммарного балла фиксируются результаты по трем уровням подготовки:
0-5 баллов - недостаточный уровень;
6-11 баллов - базовый уровень;
12-14 баллов - повышенный уровень.
Достижение базового уровня свидетельствует о достижении требований ФГОС, достаточных для продолжения обучения по предмету. Повышенный уровень демонстрирует высокие потенциальные возможности ученика для продолжения образования на ступени основного общего образования.
Обобщённый план работы
№№ | Объект оценивания | Код планируемого результата1 | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение | Примерное время выполнения | |||
Часть 1. Диктант | ||||||||
Умение писать под диктовку тексты объемом 75 слов в соответствии с изученными правилами правописания Умение проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки | 1.3. 1.4.1, 1.3.7 | Б/Пв зависимости от качества выполнения | 5 | 25 | ||||
№№ | Объект оценивания | Код планируемого результата1 | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение | Примерное время выполнения |
Часть 2. Задания к тексту диктанта | |||||
1 | Умение формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте | 1.1 1.4.1, 1.4.2,
| Б | 1 | 2 |
2 | Умение интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию | 1.4. 1.4.1, 1.4.2,
| Б | 1 | 2 |
3 | Умение различать звуки и буквы. Умение сравнивать звуковой и буквенный состав слова | V.4 2.1.1 | Б | 1 | 2 |
4 | Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить слово, соответствующее предложенной схеме состава слова | V.6 2.2.1, 2.2.2 | Б | 1 | 3 |
5 | Умение находить в тексте родственные слова. Умение различать формы слова и родственные слова. Умение различать родственные слова и слова с омонимичными корнями | V.7 2.2.1, 2.2.2 | Б | 1 | 3 |
6 | Умение находить предложение с заданным количеством однородных членов | V.14 2.5.2 | Б | 1 | 3 |
7 | Умение выражать собственное мнение. Умение писать небольшие тексты | 1.7 1.3.1, 1.3.2 | П | 1 | 5 |
ИТОГО: диктант и 7 заданий, максимальный балл - 14 (с учетом 2 дополнительных баллов за грамотное оформление собственных ответов). | |||||
- Общее время выполнения - 45 минут
Вариант № 1 Инструкция по выполнению работы
Дорогие ребята!
Работа, которую Вам предстоит выполнить, состоит из диктанта и заданий к тексту диктанта.
Вначале учитель диктует текст, который Вам необходимо записать грамотно, соблюдая правила орфографии и пунктуации.
Затем, опираясь на текст написанного диктанта, Вам предстоит выполнить 7 заданий.
Ответы записывайте в БЛАНК ОТВЕТА. Первый бланк подпишите под руководством учителя. Если Вы будете использовать несколько бланков, подпишите каждый из них. На бланке ответа слева в столбце «Задание №» запишите номер задания, а в столбце «Ответы на задания» запишите ответ, соответствующий этому номеру задания. Ответ оформляйте согласно требованиям задания. Между ответами пропускайте ОДНУ строку.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
- Напишите текст под диктовку и выполните задания к нему. Пишите аккуратным, разборчивым почерком.
Этот зимний вечер не был похож на остальные. Падал снег. Его большие хлопья казались белыми цветами. Я вошёл в дом. Взрослые сразу зажгли ёлку. Свечи на ёлке весело потрескивали. Около ёлки лежала толстая книга. Это были прелестные сказки! Я начал читать и зачитался. На нарядную ёлку я не обращал внимания. Я прочёл сказки о Снежной королеве, стойком солдатике, девочке со спичками. Удивительная человеческая доброта исходила от страниц книги. Эта доброта была похожа на дыхание цветов. (По К.Г. Паустовскому)
Внимательно прочитайте записанный Вами текст и выполните задания к нему.
2
К какому празднику готовились персонажи текста? Напишите название праздника.
Ответ:
Почему мальчик перестал обращать внимание на нарядную ёлку? Напишите краткий ответ на вопрос.
Ответ:
4
В каком из записанных ниже слов количество звуков и букв совпадает? Выпишите это слово.
ёлка
толстая
хлопья
нарядную
читать
Ответ:
5
Найдите во втором абзаце текста диктанта любое слово, состав которого соответствует схеме
Ответ:
- Найдите в тексте диктанта два любых однокоренных слова. Запишите их в шары.
Ответ:
- Найдите в тексте диктанта предложение, с однородными членами. Составьте его схему.
- Какого человека можно назвать ДОБРЫМ? Напишите свой ответ 1-2 предложениями. Начните свой текст так:
Добрый человек - это человек, который...
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы
для проведения
итогового этапа промежуточной аттестации
по предмету «Русский язык»
6 класс
- Назначение КИМ
Контрольно – измерительные материалы позволяют установить уровень освоения обучающимися 6 класса программы по русскому языку.
- Документы, определяющие содержание аттестационной работы:
Содержание контрольного диктанта соответствует ФГОС ООО
- Форма работы –контрольный диктант с грамматическим заданием.
- Структура работы
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной (годовой) аттестации по русскому языку
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 | Пунктуация | Знаки препинания в сложном предложении |
Знаки препинания при однородных членах предложения Знаки препинания в сложном предложении. | ||
2 | Орфография | - не с именами прилагательными - правописание проверяемых безударных гласных; - правописание непроверяемых безударных гласных; - правописание окончаний прилагательных и существительных; - написание не с глаголом; - правописание приставок на з-с; -написание о-ё после шипящих; |
3 | Выделение | -разрядов местоимений -разрядов прилагательных -синтаксический разбор предложения -разбор слова по морфемам |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на промежуточной (годовой) аттестации
Правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с орфограммами, изученными в 6 классе. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор.
Распределение заданий по основным разделам предмета русский язык за курс 6 класса представлено в таблице:
Содержательные разделы | Количество орфограмм |
Знаки препинания в простом осложненном предложении | 2 |
Правописание слов с корнями с чередованием | 8 |
Правописание словарных слов | 3 |
Правописание не с глаголом | 1 |
Орфограмма | 10 |
Правописание гласных о, е в суффиксах, корнях, окончаниях существительных после шипящих | 3 |
Правописание ь и ъ | 4 |
В контрольно – измерительном материале представлены задания базового уровня.
5. Критерии оценивания
Контрольный диктант Грамматическое задание
Отметка | Критерии | критерии |
«5» | Допускается: 1 негрубая орфографическая ошибка или 1 негрубая пунктуационная ошибка. | Выполнение всех 4 заданий верно (или незначительные ошибки в 1 задании) |
«4» | Допускается: 2 орфографические ошибки 2 пунктуационные ошибки Или 1 орфографическая 3 пунктуационных ошибки Или 4 пунктуационных, 0 - орфографических | Выполнение 3 заданий верно (или незначительные ошибки в 2 заданиях) |
«3» | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки Или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных | Выполнение 2 заданий верно(или незначительные ошибки в 3 заданиях) |
«2» | Свыше 8 ошибок | Неверное выполнение 3 заданий и более. |
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
6. Требования к оборудованию. Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольного диктанта. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
7. Время выполнения. 40 минут
Контрольно-измерительные материалы
для проведения
итогового этапа промежуточной аттестации
по предмету «Русский язык»
6 класс
Поход в лес.
Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.
Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица. (110 сл.)
Грамматические задания.
- вариант.
- Выписать из 1 абзаца 1личное и 1 указательное местоимение, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.
- Выписать из 1 предложения 2 абзаца прилагательные, определить их разряд.
- Синтаксический разбор предложения
Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой.
- Разбор по составу слов разгоралась, наслаждались, радостное.
2 вариант.
1. Выписать из 2 абзаца 1личное и 1 указательное местоимение, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.
2. Выписать из последнего предложения прилагательное, определить его разряд.
3. Синтаксический разбор предложения
Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом.
4. Разбор по составу слов подгорела, счастливые, расположились.
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы
для проведения
итогового этапа промежуточной аттестации
по предмету «Русский язык»
8 класс
- Назначение КИМ
Контрольно – измерительные материалы позволяют установить уровень освоения обучающимися 8 класса программы по русскому языку, оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 8-х классов к основному государственному экзамену.
- Форма работы – тест
- Структура работы
Работа по русскому языку состоит из теста и выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 10 заданий.
Ответами к заданиям 1–10 являются цифра (число), слово (несколько слов), словосочетание или последовательность цифр (чисел). Ответ записывается в поле ответа на бланке работы.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. На выполнение контрольной работы отводиться 40 минут.
Баллы, полученные обучающимися за выполненные задания, суммируются.
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Типы заданий |
Часть 1 | 10 (задания 1 – 10) | 10 | Задание с кратким ответом |
Итого | 10 | 10 | 0 |
Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
Код требования | Умения, проверяемые на контрольной работе |
1 | Различные виды анализа |
1.1. | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. |
1.2. | Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента. |
1.3. | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы. |
2 | Аудирование и чтение |
2.1. | Адекватно понимать информацию письменного сообщения |
2.2. | Читать тексты разных стилей и жанров |
2.3. | Владеть разными видами чтения |
3 | Письмо |
3.8. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
5. Критерии оценивания.
За верное выполнение каждого задания работы ученик получает 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 10.
Шкала перевода баллов в оценку
Оценка «5» - 9-10 баллов
Оценка «4» - 7-8 баллов
Оценка «3» - 5-6 баллов
Оценка «2» - 4 и менее баллов
Итоговая контрольная работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8 классе
Инструкция по выполнению работы
Итоговая контрольная работа состоит из части 1, включающей в себя 10 заданий.
На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 40 минут.
Часть 1 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 10 заданий.
Ответы к заданиям 1–10 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в бланке работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
На контрольной работе запрещено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс
Вариант 1
Прочитайте текст
(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.
(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.
(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.
(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.
(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
(20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
(21)С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. (24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
(По К.Г.Паустовскому)
Ответами к заданиям 1 - 10 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа бланка.
1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой«зачитался» сказками «Андерсена»?
1) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.
2) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
3. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - "неполнота действия"
4. Из предложений 21–23 найдите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».
5. Замените слово КАРТИНОК в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОТА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
8. Среди предложений 12–16 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Тогда я еще не знал,(1) конечно,(2) двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал,(3) что в каждой детской сказке заключена вторая,(4) которую в полной мере могут понять только взрослые.
10 Укажите количество грамматических основ в предложении 25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС
Компьютерная презентация, мастер-класс стажерской площадки для школы молодого специалиста "Ориентир"....

Основные направления системы оценивания образовательных результатов в период реализации ФГОС
Работа содержит презентацию по теме"Современные средства оценивания по русскому языку в процессе изучения темы"Правописание гласных в корне слова".Раздел "Орфография"5класс...

Психологическая игра в рамках педсовета по теме: "Контроль качества образования и оценивание образовательных результатов школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
Психологическая игра в рамках педсовета.Цели игры:· создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовет...

Создание целостной системы оценивания образовательных результатов в образовательных учреждениях
Разработка инструментария оценки знаний. индивидуальных учебных достижений учащихся на разных ступенях образования....
Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов
Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока....

Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся
Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...

