Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение по теме "Имя существительное"»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Повторение и обобщение по теме "Имя существительное" представлена к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и соответствует ФГОС третьего поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
с. Тугулук Грачевского муниципального округа
Ставропольского края
Технологическая карта урока
русского языка в 5 классе
«Повторение и обобщение по теме
"Имя существительное"»
Автор разработки: Кизилова Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ 8 с. Тугулук
Грачевского муниципального округа
Ставропольского края
2025 год
Тема урока: | Повторение и обобщение по теме "Имя существительное" |
Класс: | 5 |
Тип урока: | урок общеметодологической направленности |
Цель урока: | обобщить и систематизировать знания по теме: «Имя существительное». |
Задачи урока: | образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках существительных, развивать умения определять число, род, падеж существительных; развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. воспитательные: прививать любовь к Родине; чувство ответственности за будущее нашей страны, а также умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку. |
Планируемые результаты: | Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное". Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты Коммуникативные: развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение. Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре. |
Используемые технологии: | здоровьесберегающие, игровые технологии, технология дифференцированного обучения |
Оборудование: | раздаточный материал, мультимедиа (презентация), учебник |
Содержание учебной деятельности
№ п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. — Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: самоопределение, осуществление гражданской идентификации личности. Регулятивные: Целеполагание, принятие учебной задачи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем |
2 | Мотивация учебной деятельности | Учитель просит учащихся рассмотреть содержимое слайда 1, на котором изображены картинки. (Гнездо, улей, комната, дом, школа, класс, село Тугулук). Затем - назвать предметы и определить, какие слова могут объединять данные понятия (слайд 2-3) - Ребята, скажите, а что вы понимаете под словами «дом», «Родина»? (В классе на столе лежат словари С.И.Ожегова) -Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и узнаем, какие значения имеются у слов «родина» и «дом». Родина, -ы, ж. (слайд 4) Дом, -а (-у), мн. -а, -ов, м. (слайд 5) 1. Жилое (или для учреждения) здание. 2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. 3. Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. 4. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нужды. 5. Династия, род. - Назовите слова, которые возникают у вас в памяти со словом «Родина». Подберите однокоренные слова к данному слову. Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род. - Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу) - Как вы думаете, с чего начинается наша Родина? Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего села, со всего, что с ними связано, т.е. с малой родины. Создает проблемную ситуацию: - К какой части речи относятся названные вами слова? А все - остальные? Кто уже определил тему сегодняшнего урока? | Рассматривают картинки. Дают название каждому понятию. Подбирают обобщающее слово (Дом, Родина) Высказывают своё мнение. Работают со словарём С. И. Ожегова Размышляют, высказывают свою точку зрения. Вспоминают, какую часть речи изучали. Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3 | Целеполагание | Задает вопросы: - Ребята, вы завершили изучать тему «Имя существительное», и сегодня цель нашего урока, какая? Кто подскажет? (слайд 7) (повторить, обобщить, систематизировать полученные вами знания по этой теме и, конечно, понять, что значит для вас слова « дом», « Родина», и как они важны в сегодняшнее время. На доске прикреплена корзина. Перед вами «корзина» – она пуста, в течение урока мы должны вспомнить все, что изучили по теме, и заполнить признаками существительного. - А для начала вспомните определение имени существительного. Молодцы! - На какие вопросы отвечает существительное? А чтобы вы подробнее рассказали обо всех признаках существительного, вам предстоит поработать с текстом В. Пескова «Чувство Родины» и выполнить групповые задания. | Пробуют самостоятельно сформулировать цель урока. Дают определение имени существительного. | Коммуникативные: формирование своего мнения. |
4 | Повторение и обобщение сведений об имени существительном
| Создает проблемную ситуацию: Ребята, прочитайте свои тексты и сформулируйте основную мысль. Просит учащихся сформулировать основную мысль текста. (Необходимо заботиться об облике нашей земли, начиная со своей малой родины. (Тексты лежат на парте у учащихся). Контролирует работу в группах. 1 группа - распределите существительные по склонениям и сделайте вывод. 1 склонение - Родина, речка, березами, тропинкой, опушка, грушей. 2 склонение - чувство, род, родник, зернышка, детстве, ивняк, косогор, поле. 3 склонение - степь 2 группа распределите слова на 2 группы: собственные и нарицательные. Собственные: Родина, Луна, Москва, Земля Нарицательные: тропинка, ручей, ракета, птицы, север, домом, дворов, деревеньки, имена, людей, названия, машин, городах. 3 группа – распределите имена существительные из текста на одушевленные и неодушевленные и сделайте вывод. Неодушевлённые: право, тревога, красота, земля, клочке, березам, куча, мусор, сеялка, мешки, удобрение, берег, колесо, ящики. 4 группа - выпишите и определите падеж и число у 10 имён существительных: забота (и.п.), об облике (п.п.), земли (р.п.), истоки (и.п.), чувства (р.п.), к Отчизне (р.п.), дом(и.п.), уголках (п.п.), дело (и.п.), совести (р.п.), культуры (р.п.) долга (р.п.) - Группы готовы? Тогда попрошу лидеров защитить работы. Очень хорошо. - А сейчас проверим, как вы знаете орфограммы. Один учащийся выходит к доске. Орфографический диктант. Играть с мячом, красным карандашом, сидеть над задачей, тёмной тучей, добрым лучом, любуюсь птицей, ждать скворцов. -Выделить изученную орфограмму, определить тип подчинительной связи. Индивидуальная работа. Один учащийся выполняет задание «Лови ошибку!» у доски (слайд 8). Матчь, печ, ключ, малыш, дич, полночь, тишь, мелоч, дачь, много рощ. - Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте работу (слайд 9). | Читают текст. Ведут поиск нужной информации. Демонстрируют работу лидеры групп. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст. Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя и своих одноклассников. Личностные: воспитание любви к Родине и ответственности за её сохранение. |
5 | Физминутка | Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно повторив грамматическую категорию рода. - Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Когда услышите имена существительные женского рода - поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное мужского рода – присядете, среднего – вытянете руки перед собой. М.р: дом, мир, труд Ср.р: уважение, согласие, понимание | Выполняя упражнения на снятие статического напряжения, тренируются на слух воспринимать слова и определять род имен существительных. Настраиваются на позитивную дальнейшую работу. | |
6 | Повторение изученного (продолжение работы) | Предлагает вспомнить, какую синтаксическую роль выполняют существительные в предложении. - Определите, какую синтаксическую роль играет слово «дом» в приведенных предложениях. Родина – наш общий дом.(1 группа) Дом – это место, где живут люди. (3 группа) Заказ доставлен на дом. (4 группа)
- А кто попытается объяснить значение данных пословиц. - Молодцы! | Определяют синтаксическую роль существительного в тексте, выражая ее графически. Через пословицы еще раз закрепляют, что дом и Родина – это самое дорогое, что есть в жизни человека. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли (устно и письменно), выражать свое отношение к проблеме. Личностные: воспитание высоких нравственных качеств. Регулятивные: умение находить и графически выделять члены предложения. |
7 | Подведение итогов урока, рефлексия | А чтобы узнать, на какую оценку сработал каждый из вас, прошу решить тест «Проверь себя!» по теме: «Имя существительное» (слайд 11-12)
А) синтаксис Б) словообразование В) морфология
А) действие предмета Б) предмет В) признак предмета
А) спряжение Б) одушевленность/неодушевленность В) время
А) Родина Б) родиться В) родительский. 5. Выберите существительное, соответствующее характеристике: собственное, неодушевлённое, 2 скл., м.р, им.п., ед.ч.: А) Москва Б) Тугулук В) Грачёвка 6. Выделенное существительное является дополнением в предложении: А) Мы увидели корзину с яблоками, Б) В театре мы встретили школьных друзей, В) Я часто вспоминаю о своём доме. ( Самопроверка) (слайд 13) - Удивительны слова «дом», «родина» (слайд 14) Произносишь их, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей, которых не забудешь никогда. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. А что значит для вас дом, Родина? Прошу ответить на этот вопрос искренне. (Примерные варианты ответов: тепло, уют, покой, любовь близких). Выставление оценок за работу. - А понравился ли вам урок, я узнаю по смайлику, который вы нарисуете на полях тетради. | Ребята сами анализируют свою работу на уроке, выполняя тест. Происходит взаимопроверка работ, выставление оценок. | Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности. Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли |
8 | Дифференци-рованное домашнее задание | (слайд 15) Объясняет технологию выполнения дифференцированного домашнего задания: 1 уровень (повышенный) - написать сочинение на тему «Мой дом - моя крепость», 2 уровень (базовый) - сочинить четверостишие со словом «Родина», определить морфологические признаки имён существительных. - Благодарю Вас за урок! | Получают указания к выполнению. Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные:самоопределение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторение по теме «Лексика»
Технологическая карта дана в помощь учителю русского языка и литературы. В ней даны задания, которые помогут обобщить знания учеников по теме "Лексика"....