Повторение о обобщение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Повторение о обобщение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.2 КБ | |
| 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Составитель | |||
Предмет | Русский язык. | ||
Класс | 5 класс | ||
Раздел | Фонетика. Орфоэпия | ||
Тема | Повторение о обобщение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия» | ||
Тип урока | урок рефлексии | ||
Форма | Нетрадиционная (урок – путешествие) | ||
Цель | повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | ||
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Формировать УДД: Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку; потребность сохранять чистоту родного языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование заданий. | ||
Планируемые результаты | Предметные: повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации, о порядке фонетического разбора слов; правильно называть буквы в словах и указывать звуки, которые они обозначают. Метапредметные: регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, взаимопроверка, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; коммуникативные: самостоятельно планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь работать в группе. Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; | ||
Основные понятия | Фонетика, графика, орфоэпия, омофоны | ||
Внутрипредметные связи | Орфография (работа над правильным написание слов). | ||
Оборудование | оборудование и наглядные средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки). | ||
Организация пространства | наблюдение за языковыми явлениями, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная. | ||
План урока | |||
Этап урока | время | Методы и приёмы | |
1. Орг. этап. | 1 мин | Слово учителя | |
2. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. | 2 мин | Слово учителя, беседа | |
3. Актуализация знаний. | 5 мин | Слово учителя, беседа | |
4. Создание проблемной ситуации. | 5 мин | Слово учителя, наблюдение над языковым материалом. | |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. | 10 мин | Слово учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, работа с таблицей, составление опорного конспекта. | |
6. Физкультминутка | 1 мин | Упражнение | |
7. Обобщение и ситематизация знаний. | 9 мин | Беседа, работа с упражнениями, выполнение индивидуальных карточек. | |
8. Контроль знаний. | 4 мин | Цифровой диктант. | |
9. Итог урока. | 5 мин | Беседа. | |
10. Информация о домашнем задании. | 2 мин | Слово учителя. | |
11. Оценивание. | 1 мин | Слово учителя. | |
Эскиз доски | |||
Десятое октября Классная работа Повторение и обобщение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия» | |||
Ход урока
Этап урока | Время | Содержание деятельности учителя | Деятельность обучающегося | ||||||||||
1. Орг. этап | 1 мин | Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сочиним урок! Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, что мы сегодня дружно и активно поработаем. Желаю вам успехов и хороших оценок. Запишите сегодняшнее число и тему урока. Тема урока «Повторение и обобщение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия» Слайд 1 | Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. | ||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. | 2 мин | - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Бывать в походах? На экскурсиях?
Я думаю, что трудно отыскать человека, которому бы это не нравилось. Ведь именно в путешествиях, походах, на экскурсиях мы узнаем для себя что-то новое, открываем неизвестное. Како раздел мы с вами изучали посдедние несколько уроков? - Что обычно мы делаем после изучения темы? - Предлагаю вам отправиться в путешествие по памятным местам городов Фонетика и Орфоэпия на нашем экскурсионном автобусе. слайд 2 - Работать мы будем по группам и индивидуально, за каждый правильный ответ получаете балл, а в конце урока мы подведем итог. - В любое путешествие отправляются с определенной намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по городам под названием Фонетика, Орфоэпия? Совершенно верно: повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели. - С какими разделами науки о языке связана наша тема? слайд 3 | да, конечно да Мы завершили изучение темы «Фонетика. Орфоэпия». Проверяем, как усвоили материал. Повторить изученные сведения по фонетике и орфоэпии Графика, орфоэпия, орфография. | ||||||||||
3. Актуализация знаний | 5 мин | Наша 1-ая станция «Теоретическая». Слайд 4. 1. Что изучает фонетика? 2. На какие группы делятся звуки речи? 3. Чем отличаются гласные звуки от согласных? 4. На какие группы делятся согласные звуки?
5.Что изучает графика? Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Идем дальше. Нам надо переправиться через мост. Для этого необходимо выполнить следующее задание. Поставить ударения в словах. Слайд 5. Алфавит, звонит, щавель, свёкла, красивее, документ, торты. Проверяем себя. Слайд 6 Работаем в группах. Вам предлагается задание «Закончи фразу». слайд 7 1 группа: 1.Звуки мы…, а буквы …. 2.Все звуки речи делятся на … и …. 3.В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные. 2 группа: 1.Не обозначают звуков буквы…. 2.Согласные звуки делятся на … и … , … и … 3.Сонорные звуки – это … 3 группа: 1.Мягкость согласных обозначается …, а также буквами …. 2. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях : … . 3.Не образуют пары по глухости – звонкости следующие согласные …, по твердости – мягкости … - Итак, ребята, вы справились. Что же изучает фонетика? | Звуки речи и буквы Гласные и согласные. Гласные звуки состоят только из голоса, а в согласных звуках есть шум. Звонкие и глухие. Могут быть мягкими и твердыми. Графика – раздел науки о языке, изучающая способы обозначения звуков на письме. Алфави́т, звони́т, щаве́ль, свё́кла, краси́вее, докуме́нт, то́рты. 1.Звуки мы говорим, а буквы пишем. 2.Все звуки речи делятся на гласные и согласные. 3. В русском языке 33 буквы, из них 10 обозначают гласные звуки, а 21 – согласные. 1.Не обозначают звуков буквы Ъ и Ь 2.Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. 3.Сонорные звуки – это непарные звонкие согласные. 1.Мягкость согласных обозначается мягким знаком, а также буквами Е,Ё,Ю,Я. 2. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях : в начале слова, после гласной, после мягкого знака. 3.Не образуют пары по глухости – звонкости следующие согласные х, ц,ч, щ. По твердости- мягкости ж, ш,ц, ч, й, щ. звуки речи | ||||||||||
4. Создание проблемной ситуации | 5 мин. | Вот мы в городе Фонетика на площади Звуков и Букв. Чтобы без препятствий пройти по этой площади, нам необходимо выполнить несколько заданий. Слайд 8 Задание 1. Помоги словам найти свой дом. Даны слова: ёлка, мяч, вьюга, съёмка, поют, яма, соль, кольцо. В первый домик – слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв. Проверяем себя. слайд 9 Что нужно знать, чтобы правильно распределить слова? Задание 2. Выполните фонетический разбор слов по группам: 1-юбка, 2- жизнь, 3-льёт. Даша у доски выполняет слово «юбка» Никита – «жизнь» Максим – «льет» Но посмотрите- ка! На нашем пути встретилась непонятная преграда! Слово ПРУ* От того какая буква пропущена, зависит наш дальнейший маршрут! Слайд 10 Правильно! Конечно же, на нашем пути маленький прут. Слайд 11. А это разве преграда для нашего путешествия? Но что это за слова такие похожие? Праввильно! Слова, похожие по звучанию. И сейчас мы с вами поработаем с такими словами. Задание 3. Творческий диктант (составить из предложенных слов словосочетания так, чтобы образовались пары одинаково звучащих слов). Слова на карточках. Образец: пруд/т – заросший пруд, тонкий прут. Рог/к, стог/к, плод/т, код/т. - Что было бы, если бы мы не умели различать звуки и буквы? | 1 домик: мяч, съёмка, вьюга. 2 домик: соль, кольцо. 3 домик: ёлка, поют, яма. Правила фонетического разбора Юбка [Й́́упка], Жизнь [жызн́ ], Льёт [л́ й́от] ПруТ! Нет Омофоны Бараний Рог – тяжелый рок, стог сена – сток воды, Сладкий плод - построить плот, секретный код – ласковый кот. Мы бы не знали о чем идет речь, была бы путаница. | ||||||||||
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. | 10 мин | Прочитайте на слайде стихи прекрасного русского поэта Сергея Есенина. Слайд 12 О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу. О чем эти строки? Пусть каждая группа зашифрует одну из строчек, записав ее в транскрипции. 1 группа – О, Русь, малиновое поле 2 группа – И синь, упавшая в реку, 3 группа – Люблю до радости и боли 4 группа – Твою озерную тоску Проверяем. слайд 13 Легко ли было шифровать стих? Попробуйте теперь выполнить работу наоборот. Слайд 14 [Трой'ка мч'ица трой'ка скач'ит В'й'оца пыл' испаткапыт Калакол'ч'ик громка плач'ит То хахоч'ит то виж'ит] [Марос ы сонцэ д'эн' ч'уд'эсный' Иш'о ты др'эмл'иш друк пр'ил'эсный' Пара красав'ица прас'н'ис' Аткрой' самкнуты н'эгай' взоры Нафстр'эч'у с'эв'ирнай' авроры Зв'издой'у с'эв'ира яв'ис'] [Тр`и д`ив`ицы пад акном Пр`ал`и позно в`эч`ирком Кабы й`а была царица Гавар`ит адна д`эв`ица То на в`эс` кр`ищ`оный мир Пр`игатов`ила п й`а п`ир Кабы й`а была цар`ица Гавар`ит й`эй`о с`истр`ица й`а п дл`а бат`ушк`и цар`а рад`ила багатыр`а] Известный писатель 19 века Николай Васильевич Гоголь восхищался красотой русского языка и говорил: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Как вы поняли, мы приблизились к городу Алфавитск. Сколько жителей в нем живет? Кто они? Жители города Алфавитск приготовили вам интересное задание. Расположи по алфавиту. Слайд 15 1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта. 2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель. 3 вариант: Стричь, зажечь, дочь, видишь, рожь, печь. 4 вариант: вьюга, листья, соловьи, перья, шьёт, пьеса. Взаимопроверка по слайду.Слайд 16 Вы так хорошо работаете в нашем путешествии, что следующее задание будет очень легким для вас! Слайд 17. Спишите слова, обозначьте орфограмму. Вставьте пропущенные буквы на листе , расскажите, каким правилом вы руководствовались. 1гр. Гла..кий, дер..кий, лё..кий, мя..кий, хру..кий. 2 гр. Вкус..ный, влас..ный, жалос..ный, радос..ный, ужас..ный. 3 гр. З..рно, н..сти, пл..чо, св..рло, х..дьба. 4 гр. Ж..знь, ч…ща, ч…довище, щ…пальце, ш…нель. Проверка по слайду 18 | Поэт пишет о любви к Родине, обращается к Родине, любуясь ее великолепными пейзажами, богатейшей природой. [О Рус́ мал́ инавойи пол́э И син́ упавшай́а в р́ику л́убл́у да радасти и боли твай́у аз́орнуй́у таску] Только знание правил помогло выполнить задание. 1. Тройка мчится, тройка скачет, Вьётся пыль из-под копыт, Колокольчик громко плачет, То хохочет, то визжит 2. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! 3. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещёный мир Приготовила б я пир».- «Кабы я была царица,- Говорит её сестрица,- Я б для батюшки-царя Родила богатыря». ( 1 вариант: барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка) ( 2 вариант: весть, ель, кость, лошадь, песнь, трость) (3 вариант: видишь, дочь, зажечь, печь, рожь, стричь). (4 вариант: вьюга, листья, перья, пьеса, соловьи, шьёт) 1гр. ГлаДкий, дерЗкий, лёГкий, мяГкий, хруПкий. Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук. 2 гр. Вкусный, власТный, жалосТный, радосТный, ужасный. Непроизносимые согласные можно определить, подбирая проверочные слова. Вкусный – вкусен, властный – власТь 3 гр. Зерно, нЕсти, плЕчо, свЕрло, хОдьба. По правилу правописания о и е. В корне слова после пишется «ё», если можно подобрать однокоренное в котором после — е. 4 гр. Жизнь, чАща, чУдовище, щУпальце, шИнель. Правило на Жи- Ши, Ча-Ща | ||||||||||
6. Физкультминутка | 1 мин | Слайд 19. Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – друг другу улыбнуться. Семь – на место сесть опять. | Выполняют упражнения | ||||||||||
7. Обобщение и ситематизация знаний. | 9 мин | А теперь с новыми силами предлагаю вам выполнить задание на карточке: Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков. Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать. Задание: 1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте. 2) Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков. 2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. 4) Сделайте фонетический разбор слова. (1в – снег, 2в – подъезд ) Текст проверяем на слайде 20. Задания устно и у доски. С проспекта Алфавита наш экскурсионный автобус сворачивает в переулок Ударений. -Назовите раздел науки о языке, который изучает правила ударения. - Что такое ударение? -В этом переулке нас ждут новые задания, с которым, я думаю, вы справитесь легко. Задание 1. Выписать слова и поставить ударение. 1 группа. С ударением на последнем слоге. 2 группа. С ударением на первом слоге 3. группа. Все остальные алфавит, звонит, каучук, квартал, облегчить, торты, понял, форзац, черпать, ворота, красивее, кедровый, цепочка, выздороветь, конечно Взаимопроверка по эталону. Слайд 21 - Но орфоэпия – это не только правильно поставленное ударение в слове. Орфоэпия – это и правильное произношение звуков. В целом, орфоэпия – это правила образцового литературного произношения. Для чего нам надо знать правила орфоэпии? Наше путешествие подходит к концу. Мы подъезжаем к самому красивому месту города – парку Художественный, где можно посидеть с любимой книжкой, отдохнуть, помечтать и пофантазировать. Перед вами небольшой отрывок из произведения известного поэта. Прочитайте выразительно и ответьте на вопрос: какой волшебной силой обладают звуки в данном отрывке. Задание 2. Назвать звуки, помогающие услышать звуки грома в стихотворении Ф. Тютчева. Слайд 22 Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Групповая работа с текстом) - Какую роль играют звуки речи в художественных произведениях? К какому выводу вы пришли, выполнив задания? - Как называется это средство выразительности? | Каштанка беспомощно бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари. Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому – то подъезду и стала плакать. Задание: 1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте. 2) Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков (мостовую, Каштанкою, лошадиные, отчаяние) 2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков (становилось, зажглись, извозчиков, прижалась, плакать) 4) Сделайте фонетический разбор слова. (1в – снег, 2в – подъезд) [сн’эк] с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный) е — [э] — гласный, ударный г — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) В слове 4 буквы и 4 звука. [падй’эст] п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) о — [а] — гласный, безударный д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный) ъ — не обозначает звука е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко) [э] — гласный, ударный з — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) д — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) В слове 7 букв и 7 звуков. Орфоэпия произношение одного из слогов с большей силой и продолжительностью. алфавИт, звонИт, каучУк, квартАл, облегчИть, тОрты, пОнял, фОрзац, чЕрпать, ворОта, красИвее, кедрОвый, цепОчка, вЫздороветь, конЕчно Соблюдение орфоэпических норм является показателем общей культуры человека. [Гр] – мы слышим звуки грома. определенный подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи и превращают наш язык в певучий, мелодичный и красивый. Звукопись | ||||||||||
8. Контроль знаний | 4 мин | 1) Сколько звуков и букв в русском языке? 2) В чем отличие звука от буквы? 3) Сколько согласных звуков в русском языке? 4) Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. 5) Какие гласные могут обозначать два звука? 6) Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина? 7) В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? 8) В каких словах по 100 согласных? 9) Назовите сонорные согласные звуки. 10) Сколько гласных звуков в русском языке? 11) Когда гласный звук стоит в слабой позиции? 12) Какая позиция является сильной для согласных звуков? 13) Какие буквы не обозначают звуков? 14) Какой фонетический процесс произошел в слове косьба? А в словах бег, дуб, мороз? Мини-тест. 1. Найдите слово с ударением на первом слоге: А. Алфавит Б. Каучук В. Свекла 2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие: А. [ж], [ш], [щ], [ч] Б. [ч], [щ], [й] В. [x], [щ], [ж], [й] 3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. А. Стоял Б. Солнышко В. Полька 4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. А. Ярмарка Б. Подъезд В. Снег 5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного? А. Сговор Б. Подставить В. Царевна | 1) Сколько звуков и букв в русском языке? (42 и 33) 2) В чем отличие звука от буквы? 3) Сколько согласных звуков в русском языке? (36) 4) Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц) 5) Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я) 6) Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина? (нет: а, и, а - а, ы, а) 7) В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? (оазис) 8) В каких словах по 100 согласных? (столетие, столичный, стометровый, столетник, столица, Столыпин, простокваша) 9) Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты) 10) Сколько гласных звуков в русском языке? (6) 11) Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения) 12) Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными) 13) Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь) 14) Какой фонетический процесс произошел в слове косьба? (озвончение) А в словах бег, дуб, мороз? (оглушение). 1. В 2. Б 3. В 4. А 5.Б | ||||||||||
9. Итог урока | 5 мин | Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вернемся к теме нашего урока. - Какова была тема нашего урока? - Какую цель ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее? - Сегодня, ребята, вы замечательно поработали, показали свои знания, умения по теме на всех этапах урока. Спасибо всем! Вы поработали на славу, справились со всеми заданиями. И напоследок небольшие загадки! Слайд 23 - 36 | Повторение темы «Фонетика» Да, мы все вспомнили и повторили | ||||||||||
10. Информация о домашнем задании | 2 мин. | Составить задания игрового характера на тему «Фонетика». | |||||||||||
11. Оценивание | 1 мин | Отметки за урок: Всем спасибо, урок окончен. До свидания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонетика Графика Орфография Орфоэпия Алфавит
Станция «Теоретическая»
Алфавит, звонит, щавель, свёкла, красивее, документ, торты.
Алфави́т, звони́т, щаве́ль, свё́кла, краси́вее, докуме́нт, то́рты.
«Закончи фразу» 1 группа: 1.Звуки мы…, а буквы …. 2.Все звуки речи делятся на … и …. 3.В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные. 2 группа: 1.Не обозначают звуков буквы…. 2.Согласные звуки делятся на … и … , … и … 3.Сонорные звуки – это … 3 группа: 1.Мягкость согласных обозначается …, а также буквами …. 2. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях : … . 3.Не образуют пары по глухости – звонкости следующие согласные …, по твердости – мягкости …
Задание 1. Помоги словам найти свой дом . Даны слова: ёлка, мяч, вьюга, съёмка, поют, яма, соль, кольцо. В первый домик – слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
мяч, съёмка, вьюга соль, кольцо. ёлка, поют, яма.
ПРУ* Т Д
О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу. О чем эти строки?
[О Рус́ мал́ инавойи пол́э И син́ упавшай́а в р́ику л́убл́у да радасти и боли твай́у аз́орнуй́у таску]
й`а п дл`а бат`ушк`и цар`а рад`ила багатыр`а ] [ Трой'ка мч'ица трой'ка скач'ит В'й'оца пыл' испаткапыт Калакол'ч'ик громка плач'ит То хахоч'ит то виж'ит] [Марос ы сонцэ д'эн' ч'уд'эсный' Иш'о ты др'эмл'иш друк пр'ил'эсный' Пара красав'ица прас'н'ис' Аткрой' самкнуты н'эгай' взоры Нафстр'эч'у с'эв'ирнай' авроры Зв'издой'у с'эв'ира яв'ис'] [Тр`и д`ив`ицы пад акном Пр`ал`и позно в`эч`ирком Кабы й`а была царица Гавар`ит адна д`эв`ица То на в`эс` кр`ищ`оный мир Пр`игатов`ила п й`а п`ир Кабы й`а была цар`ица Гавар`ит й`эй`о с`истр`ица
Б Л Ш К Р Й 1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта. 2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель. 3 вариант : Стричь, зажечь, дочь, видишь, рожь, печь. 4 вариант: вьюга, листья, соловьи, перья, шьёт, пьеса.
Б Л Ш К Р Й 1 вариант: барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка 2 вариант: весть, ель, кость, лошадь, песнь, трость 3 вариант: видишь, дочь, зажечь, печь, рожь, стричь 4 вариант: вьюга, листья, перья, пьеса, соловьи, шьёт
Спишите слова, обозначьте орфограмму. Вставьте пропущенные буквы на листе , расскажите, каким правилом вы руководствовались. 1гр. Гла..кий, дер..кий, лё..кий, мя..кий, хру..кий. 2 гр. Вкус..ный, влас..ный, жалос..ный, радос..ный, ужас..ный. 3 гр. З..рно, н..сти, пл..чо, св..рло, х..дьба. 4 гр. Ж..знь, ч…ща, ч…довище, щ…пальце, ш…нель.
1гр. ГлаДкий, дерЗкий, лёГкий, мяГкий, хруПкий. 2 гр. Вкусный, власТный, жалосТный, радосТный, ужасный. 3 гр. Зерно, нЕсти, плЕчо, свЕрло, хОдьба. 4 гр. Жизнь, чАща, чУдовище, щУпальце, шИнель.
Каштанка беспомощно бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари. Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому – то подъезду и стала плакать.
алфавИт, звонИт, каучУк, квартАл, облегчИть, тОрты, пОнял, фОрзац, чЕрпать, ворОта, красИвее, кедрОвый, цепОчка, вЫздороветь, конЕчно
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
С б мучительной бываю, С м одежду пожираю, С р актёру я нужна, С с я повару важна. ( Б оль — М оль — Р оль — С оль)
Хоть и мала я ,но вгляни: Весь мир в себе я отражаю. Но к и ц перемени - Я по болоту зашагаю. ( К апля - Ц апля)
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
Закричал охотник: «Ой! Звери гонятся за мной!»
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно грачей .
Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке!
Посмотрите-ка, ребятки, Маки выросли на грядке!
Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом!
Старый дедушка Пахом На коне скакал верхом!
На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву.
На пожелтевшую траву Роняет лес свою листву.
Синеет море перед нами, Летают майки над волнами.
Синеет море перед нами, Летают чайки над волнами.
Домашнее задание Составить задания игрового характера на тему «Фонетика ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение и закрепление изученного по теме "Фонетика.Орфоэпия"
Данный урок позволяет актуализировать информацию, полученную учащимися в ходе изучения темы "Фонетика.Орфоэпия", и подготовиться к контрольной работе. Мультимедийная презентация позволит учителю...

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Повторение и обобщение знаний по теме "Фонетика"
Урок повторения + презентация позволит повторить и систематизировать знания по теме "Фонетика"....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"
В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...

Урок-игра по русскому языку в 5 классе. Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Цель деятельности учителя:1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.2.Развивать мышление учащихся.3.Формировать уме...

Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография" (5 класс)
Технологическая карта урока + презентация для интерактивной доскиФорма урока - урок-путешествие (игровая технология). Цели урока: выявление степени владения обучающими теоретическими знаниями и п...
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Урок русского языка 5 класс.Тема:Повторение по теме фонетика.Обобщение и систематизация изученных теоретическихсведений по фонетике.Закрепление умений и навыков производить фонетический разбор с...