Сложносокращённые слова
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Сложносокращённые слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnosokr_6_novoe.docx177.48 КБ
Office presentation icon 6slozhnosokrashchennye.ppt1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Составитель

Предмет

Русский язык.

Класс

6 класс

Раздел

Морфемика. Словообразование.

Тема

Сложносокращённые слова

Тип урока

изучение нового материала

Форма

Традиционная.

Цель

создать условия для  усвоения новых знаний

Задачи

Образовательные:

  • познакомить учащихся  со сложносокращенными именами существительными и их особенностями на основе имеющихся знаний о существительных;
  • научиться применять полученные знания на практике;
  • вспомнить способы  образования существительных.

Развивающие:

  • формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  •  формировать навыки устной и монологической речи;
  • умение работать с таблицей и алгоритмом.

Воспитательные:

  • формировать познавательный интерес к изучаемой теме и предмету в целом, воспитывать любовь кслову.

Формировать УДД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,

постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска; поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • сформировать представление о сложносокращенных существительных и аббревиатуре;
  • совершенствовать умение понимать и использовать их.

Метапредметные:

регулятивные: самостоятельно анализировать  условия и пути достижения цели; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; предполагать, как можно использовать полученную информацию;

коммуникативные: самостоятельно планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь работать в группе.

Личностные: осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка, ответственность за написанное, развивать интерес к изучению языка, стремиться к речевому совершенствованию.

Основные понятия

сложносокращённые имена существительные, аббревиатуры, способы словообразования.

Внутрипредметные связи

Орфография (работа над правильным написание слов).

Оборудование

компьютер, мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

Организация пространства

фронтальная, индивидуальная, групповая (самостоятельная работа, фронтальная работа, словарная и лексическая, самопроверка, взаимопроверка, индивидуальная, работа с учебником).

План урока

Этап урока

время

Методы и приёмы

1. Орг. этап.

1 мин

Слово учителя

2. Актуализация знаний.

5 мин

Слово учителя, беседа

3. Создание проблемной ситуации.

5 мин

Слово учителя, наблюдение над языковым материалом.

4. Формулирование темы и цели урока. Изучение нового материала.

7 мин

Слово учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, работа с таблицей, составление опорного конспекта.

5. Физкультминутка

1 мин

Разминка

6. Первичное закрепление.

14 мин

Беседа, работа с упражнениями, выполнение индивидуальных карточек.

7. Контроль знаний.

4 мин

Цифровой диктант.

8. Итог урока.

5 мин

Беседа.

9. Информация о домашнем задании.

2 мин

Слово учителя.

10. Оценивание.

1 мин

Слово учителя.

Эскиз доски

Одиннадцатое апреля

Классная работа

?

Ход урока

Этап урока

Время

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающегося

1. Орг. этап

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – пятерки, учителю – радость!».

Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Оставьте две строки для записи темы урока, которую мы зафиксируем чуть позже.

Урок мне хочется начать с лингвистической загадки.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.

-Что это?

А какую еще словообразующую морфему вы помните?

Правильно, ребята! Мы с вами знаем, что эти морфемы нужны нам для…

-Какие морфемные способы образования слов знаем?

Внимательно слушают

Суффикс

Приставка

Образования новых слов.

Морфемные способы: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный

2. Актуализация знаний

5 мин

Слайд 2.  Но мы с вами знаем, что новые слова появляются не только благодаря этим морфемам. Посмотрите внимательно на слайд. Как вы думаете, что объединяет все эти слова?

Гром…отвод, дожд…мер, груз…подъемник, каш…вар, нефт…провод, машин…строение, лед…ход, земл…трясение, книг…печатание, черн…морец.

Давайте вставим пропущенные буквы и распрделим слова на 2 группы. А по какому признаку мы их распределим?

Выполняем задание.

Давайте проверим себя.

Слайд 3

Вы все правильно справились с заданием. Все эти слова вам знакомы, но скажите, а что вам известно о книгопечатании?

Правильно! Прочитайте на слайде краткую историю о появлении первой печатной книги на Руси. (слайды 4 – 6)

Что нового вы узнали о книгопечатании?

Это слова, образованные с помощью соединительной гласной.

Слова с соединительной гласной О и соединительной гласной Е

ГромОотвод, грузОподъемник, машинОстроение, ледОход, книгОпечатание, чернОморец.

ДождЕмер, кашЕвар, нефтЕпровод, землЕтрясение.

Вспоминают про Ивана Федорова.

-На Руси любили и почитали чтение;

Первые книги появились при Иване Грозном;

Иван Федоров был образованным человеком;

Работа над первой книгой «Апостол» длилась год и т.д.

3. Создание проблемной ситуации

5 мин.

А теперь посмотрите на следующий слайд 7. Что вы тут видите? И сейчас мы с вами тоже где?

А кто сможет дать полное название нашей  школы?

Посмотрите на слайде 8 полное название нашей школы. Прочитайте его, пожалуйста.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №666

Как еще можно назвать нашу школу?

Правильно.

Посмотрите на следующий слайд 9. Чем они отличаются от наших слов в таблице?

Завхоз, медсестра, пластмасса, спортзал,            физкультура, вуз

Как образованы слова второго столбика?

Это школа

Тоже в школе!

Школа №666

ГБОУ СОШ №666

Они образованы без соединительной гласной.

Берется часть одного слова и соединяется с частью другого слова или целым словом

4.Формулиро

вание темы

и цели

урока.

Изучение

нового

материала.

7 мин

И вот сейчас давайте подумаем. Используя две подсказки: название школы и слова ниже, назовите тему сегодняшнего урока?

Если затрудняетесь сформулировать тему, загляните в учебник, назовите тему урока.

Ребята, тема для нас новая или знакомая? Что мы уже знаем по теме?

-Какую цель урока поставим?

Обратимся к учебнику, стр.129, §45.

-Прочитайте и проверьте, правильно ли вы объяснили, что такое сложносокращенные слова? Запишите новый термин в справочник.

Почему  слова назвали сложносокращенными?

Теперь нам предстоит серьезная работа: мы должны понять, какими еще способами образуются сложносокращенные слова?  Сколько таких способов?

Обратимся к учебнику, стр. 130.

Обратите внимание на то, что ударение в сложносокращенных словах завуч  и завхоз падает на разные слоги, несмотря на то, что первые части слов одинаковы. Предупредим частые ошибки в сложносокращенных словах с этой же первой частью: завбазой – заведующий (чем?) базой (не завбазы!), завкафедрой – заведующий (чем?) кафедрой (не завкафедры).

Общим в заключении сложносокращенных слов является их официальность. Они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а поэтому понятные. Расшифровка сложносокращенных слов порой довольно громоздка, и поэтому язык приспособился к таким кратким вариантам.

Составим схему образования сложносокращенных слов. слайд 10

В чем разница способов образования сложных слов с помощью букв и звуков?

Есть еще одна трудность в сложносокращенных словах. Мы знаем слова МЧС, ГИБДД.

Как мы называем людей, которые работают в этих организациях?

-Запишите ваши варианты слов.

На самом деле эмчеэсник и гибэдэдэшник – слова разговорного стиля, но они существуют в нашем языке. Правильно будет сказать (и написать)  эмчеэсовец

Как видите, не все так просто в нашем русском языке. Такое явление (сокращение слов) называется иностранным словом «аббревиатура». Познакомимся с этим понятием.  Прочитайте определение на слайде и запишите в справочник. (сл.11)

Порой очень часто сложносокращенные слова трудно расшифровать, давайте попробуем:

МВД –

ЖКХ –

Спецкор –

СМИ –

Минобр –

Универмаг –

Завхоз –

Сложносокращенные слова.

Тема новая, но знаем, что такое сложные слова.

Узнать, что такое сложносокращенные слова.

Научиться правильно писать такие слова.

Уметь образовывать сложносокращенные слова

Сложносокращенные слова – это слова, которые состоят из сокращенных основ. МГУ, завхоз

Слова так названы, п.ч. они одновременно сложные и сокращенные. Основы слов не полные, усеченные

3 способа

Буквы мы произносим так, как они произносятся в алфавите: эМГэУ, а звуки произносим как звуки: вуз

МЧСник, мчсник, эмчеэсник, ГИБДДшник

Аббревиатура (от латинского слова «abbreviate» –сокращенно излагать) – слово, составленное путем  сокращения двух или нескольких слов. ЕГЭ, завхоз, завуч

Министерство Внутренних Дел

Жилищное Коммунальное Хозяйство

специальный корреспондент  средства массовой информации

Министерство образования

универсальный магазин

заведующий хозяйственной частью

5. Физминутка

1 мин

- Я читаю слова, если слово сложное – хлопаем над головой в ладоши, простое – подпрыгиваем… Слайд 12 

Пешеход, магистраль, КВН, сенокос, бездорожье, автопортрет, энциклопедия, водопровод, Газпром, электричество, электросеть.

Выполняют упражнения

6. Первичное

закрепление

14 мин

Слайд 13. Как можно сократить эти слова?

Российская Федерация

Общественное российское телевидение

Московский государственный университет

Организация объединенных наций

Научно-исследовательский институт

Министерство чрезвычайных ситуаций

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Высшее учебное заведение                          

Молодцы!

Но сложносокращенные слова встречаются не только в названиях организаций, но и в профессиях. Давайте посмотрим!

Задание № 1 «Ремёсла» Как одним словом называют людей по роду их деятельности?

варит кашу, сечёт дрова,ходит в море, чистит трубы, дует стекло, считает звёзды,

пишет басни.        

Задание №2  по группам: расшифровать аббревиатуры. (Аббревиатуры на доске)

  1. НЛО
  2. СМИ  
  3. ПК
  4.  США  

           

А как же определить род аббревиатур?

Давайте проверим себя – слайд 14

Задание №3. Допишите глаголы, согласуя их со сложносокращенными словами.

1. ТЮЗ показал… новый спектакль для малышей. (театр юного зрителя м.р)

2. АЭС начал… вырабатывать энергию. (Атомная электростанция ж.р)

3. СМИ сообщил.. о победителях конкурса. (мн. ч)

4. ПТУ пригласил…  учащихся на День открытых дверей.

А теперь задание посложнее.

Итак, откройте учебник на стр.131, в тетради запишите упр. 175

Никита, прочитай задание.

Саша, читай первое предложение.

Какие слова здесь будут сложносокращенными?

Катя, прочитай второе предложение.

Есть ли в этом предложении сложносокращенные слова?

Миша, читай следующее предлежние.

Есть ли в этом предложении сложносокращенные слова?

Что значит слово комдив?

Галя, читай предложение №4

Какое сложносокращенное слово мы здесь нашли?

Арина, запиши на доске способ образования слова минометчики.

Настя, выполни синтаксический разбор сложного предложения.

   

РФ,  ОРТ,  МГУ,  ООН, НИИ, МЧС, ГИБДД, Вуз

                     

Кашевар, дровосек, мореход, трубочист, стеклодув, звездочёт, баснописец

1. Неопознанный летающий объект

2. Средства массовой информации

3. Персональный компьютер        

4. Соединённые Штаты Америки

Род определяем по главному слову. Например, ОРТ – общественное российское телевидение, какое слово главное? телевидение, а телевидение какой род? значит средний род.

1. ТЮЗ показал новый спектакль для малышей. (театр юного зрителя- м.р)

2. АЭС начала вырабатывать энергию. (Атомная электростанция- ж.р)

3. СМИ сообщили о победителях конкурса. (мн. ч)

4. ПТУ пригласил  учащихся на День открытых дверей.

Читает текст из упражнения 638 (слайд  15)

2022-05-27_19-36-12.png

1. Командир дивизии (словар.) сразу после ранения (рана) категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП.

Медпункт − медицинский пункт.

КП − командный пункт.

2. На огибавшей (гибкий) развалины тропке появился адъютант генерала.

Нет

Он шел от миномётчиков (мина). «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу.

Да, минометчики, комдив.

Комдив − командир дивизии.

4. Дверь распахнулась (с перед глух. согл.), и в подвал ввалился (ввалится) комбат, старший лейтенант Рябченко.

(К. Симонов)

Комбат − командир батальона.

Минометчиков − миномёт − мина + о + метать.

Дверь распахнулась‚ и в подвал ввалился комбат, старший лейтенант Рябченко.

[−−− ===], и [=== −−−, −−−].

7. Контроль знаний

4 мин

А сейчас, чтобы закрепить новую тему, ответим сначала на вопросы. Слайд 16

Сложными называются слова, образованные из ______ целых слов и состоящие из двух (реже трёх) ______.

Соединительными могут быть гласные __ , __ . Например, _______.

Сложносокращённые слова образуются путём соединения усечённых ______, начальных ______ или ______.

Аббревиатура – это _______________.

Слайд 17. Прочитайте историю сложносокращенных слов.

Сложными называются слова, образованные из основ целых слов и состоящие из двух (реже трёх) корней.

Соединительными могут быть гласные О, Е.  Например, мореход.

Сложносокращённые слова образуются путём соединения усечённых основ, начальных букв или звуков.

Аббревиатура – это слово, составленное путем  сокращения двух или нескольких слов. ЕГЭ, завхоз, завуч.

8. Итог урока

 5 мин

Какую тему вы сегодня изучали?

А что такое сложносокращенные слова?

Почему  слова назвали сложносокращенными?

Сколько способов сложного сокращения вы узнали?

Какие это способы?

Приведите примеры.

Для чего нам нужны сокращения?

В чем разница способов образования сложных слов с помощью букв и звуков?

Сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова – это слова, которые состоят из сокращенных основ. МГУ, завхоз

Слова так названы, п.ч. они одновременно сложные и сокращенные. Основы слов не полные, усеченные

3 способа

Сокращение с усечением основ, по первым буквам и по начальным звукам

Завхоз, МГУ, ОРТ

Они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а поэтому понятные. Расшифровка сложносокращенных слов порой довольно громоздка, и поэтому язык приспособился к таким кратким вариантам.

Буквы мы произносим так, как они произносятся в алфавите: эМГэУ, а звуки произносим как звуки: вуз

9. Информация о домашнем задании

2 мин.

Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 130(выучить правило).

Упр. 176. Прочитайте задание.

Слайд 18

Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов. Графически обозначьте вставленные орфограммы. Для чего можно использовать данные слова и словосочетания?

Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной к..лендарь, льняной скат..ртью, длинной бахромой, в глинян..м гр..фине, пр..крыть салфеткой, карниз над окном, б..тарея ц..нтрального отопления, п..ркетный пол, д..ревянную кр..вать, вых..д на б..лкон, огр..дительная р..шётка‚ пр..красную квартиру, аб..жур под потолком.

2022-05-27_20-18-13.png

10. Оценивание

1 мин

Отметки за урок:

Всем спасибо, урок окончен. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе Сложносокращённые слова

Слайд 2

Разминка Гром…отвод, дожд…мер, груз…подъемник, каш…вар, нефт…провод, машин…строение, лед…ход, земл…трясение, книг…печатание, черн…морец.

Слайд 3

Проверяем себя! Соединительная О Соединительная Е ГромОотвод дождЕмер грузОподъемник кашЕвар машинОстроение нефтЕпровод ледОход землЕтрясение книгОпечатание чернОморец

Слайд 4

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию. Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле — Иван Федоров. Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

Слайд 6

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья. Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания. Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги. Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова. Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Слайд 8

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №666

Слайд 9

Завхоз, медсестра, пластмасса, спортзал, физкультура, вуз

Слайд 10

Сложносокращенные слова Сложение Сложение Сложение сокращенных начальных начальных основ букв звуков завхоз МГУ ООН

Слайд 11

А бб ревиатура (от латинского слова «abbreviate» –сокращенно излагать) – слово, составленное путем сокращения двух или нескольких слов. ЕГЭ, завхоз, завуч

Слайд 13

Как определить род сложносокращённых слов?

Слайд 14

Российская Федерация Общественное российское телевидение Московский государственный университет Организация объединенных наций Научно-исследовательский институт Министерство чрезвычайных ситуаций Государственная инспекция безопасности дорожного движения Высшее учебное заведение

Слайд 16

«Подведём итог» Сложными называются слова, образованные из ______ целых слов и состоящие из двух (реже трёх) ______. Соединительными могут быть гласные __ , __ , реже - __. Например, _______. Сложносокращённые слова образуются путём соединения усечённых ______, начальных ______ или ______. Аббревиатура – это _______________.

Слайд 17

Знаете ли вы, что… … сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались. В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “ Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ “ ВЦИК” и т. п. ?

Слайд 18

ДЗ Теория параграфа № 34. Упражнения 176. Понаблюдайте за окружающим миром. Найдите сложносокращенные слова дома, в школе, на улице, в магазине и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Модульный урок на тему: "Сложносокращённые слова"

В презентации к уроку предусмотрены такие этапы: разминка (пре-и при-), самостоятельное изучение нового материала, проговаривание нового, практическое закрепление на материале учебника. К каждому этап...

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Сложносокращённые слова"

Разработка открытого урока русского языка в 6 классе на тему "Сложносокращённые слова"...

Презентация. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова. Урок русского языка в 6 классе.

Мультимедийный урок русского языка в 6 классе. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова....

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Сложносокращённые слова\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Сложносокращённые слова'' (6 класс)...