Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах
статья по русскому языку (5 класс)
В статье представлены особенности формирования творческих способностей учащихся основной общеобразовательной школы, показаны эффективные методы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах
Кизилова Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ 8 с.Тугулук Грачевского муниципального округа
Ставропольского края
Аннотация: в статье представлены особенности формирования творческих способностей учащихся основной общеобразовательной школы, показаны эффективные методы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах.
Ключевые слова: русский язык, литература, развитие,творческие способности.
Современный мир предъявляет всё более высокие требования к личности: он нуждается в людях творческих, самостоятельных, активных, способных не только реализовывать собственные амбиции и желания, но и эффективно решать сложные общественные задачи. Эта потребность нашла свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) III поколения, который ставит во главу угла развитие личности школьника, акцент на формирование и стимулирование его творческого потенциала [4]. Главная цель работы по развитию творческих способностей учащихся – создание благоприятной образовательной среды, стимулирующей проявление творческой активности, обеспечивающей условия для полноценной самореализации каждого ребенка.
Роль учителя в этом процессе выходит за рамки простого транслирования знаний. Его задача гораздо сложнее и многограннее: педагог должен не только обеспечить глубокое и всестороннее усвоение учебного материала, но и стать настоящим проводником в мир творчества, помочь каждому ученику раскрыть свой уникальный потенциал, выявить и развить те качества, которые лежат в основе творческого мышления, что включает в себя формирование умения управлять творческим процессом на всех его этапах: от свободного фантазирования и поиска оригинальных идей до глубокого понимания закономерностей, умения анализировать, синтезировать информацию и находить нестандартные решения сложных проблемных ситуаций.
Важно понимать, что творческие способности – это не врожденный дар, доступный лишь избранным. Это способности к творчеству как к виду деятельности, которые поддаются развитию и совершенствованию. Современная педагогическая и психологическая наука убедительно доказывает, что каждый ученик, независимо от уровня его интеллектуального развития, способен на творчество. Ключевым фактором здесь является создание правильной атмосферы обучения и воспитания [1].
Уже с первых уроков, включающих творческие задания, необходимо заложить фундамент уважительного отношения к детскому труду. Особое внимание следует уделять позитивному подкреплению, акцентируя внимание на достоинствах детских «творений», а не на ошибках и недостатках. Критика, конечно, необходима, но она должна быть конструктивной, направленной на помощь и развитие, а не на подавление инициативы.
Задача педагога – не подавлять детскую интуицию, а, напротив, воспитывать уверенность в себе, стимулировать положительные эмоции, поощрять готовность к риску и экспериментированию, развивать самостоятельность мышления и принятия решений. Учитель должен стать не только источником знаний, но и вдохновителем, помогающим детям преодолевать трудности, верить в свои силы и находить радость в процессе творчества. Это предполагает создание такой образовательной среды, где ребенок чувствует себя комфортно, защищено и может свободно выражать свои мысли и идеи, не боясь осуждения. Только в таких условиях возможно полноценное развитие творческого потенциала каждого ученика, формирование гармонично развитой личности, готовой к жизни в сложном и постоянно меняющемся мире [5].
Реализация данной задачи требует от педагога не только профессиональных знаний, но и высокого уровня педагогического мастерства, способности понимать и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, умения находить индивидуальный подход к школьнику и создавать условия для его успешной самореализации.
В этой связи, на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах следующие целесообразно применять различные методы развития творческих способностей учащихся.
Один из ключевых методов – «Свободное сочинительство», реализованное через ведение личных творческих тетрадей под названием «Мои заметки». Эта простая, на первый взгляд, инициатива, даёт впечатляющие результаты. Ученики 5-7 классов получают возможность записывать всё, что их поразило, восхитило или просто заинтересовало в окружающем мире: описание необычного облака, захватывающей игры света и тени, впечатление от встречи с незнакомцем, анализ собственных эмоций после просмотра фильма или прослушивания музыки – всё имеет значение [2]. Формат оформления тетради абсолютно свободен: ученики могут использовать коллажи, рисунки, засушенные цветы, вырезки из журналов – всё, что подсказывает им фантазия.
На начальном этапе записи в тетрадях, как правило, достаточно просты и не отличаются особой оригинальностью. Это естественно, ведь школьники только учатся сосредотачиваться на деталях, видеть красоту в обыденном. Однако уже к концу учебного года заметна кардинальная трансформация: заметки становятся значительно объемнее, более глубокими по содержанию, насыщенными яркими образами и необычными наблюдениями [3].
Учащиеся начинают улавливать тонкости восприятия, учатся выражать свои чувства и мысли более богато и выразительно. Регулярное зачитывание наиболее интересных заметок на уроке (с согласия авторов) поощряет творческую активность и создаёт атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки.
Исключительно важно при этом избегать критики и фокусироваться исключительно на положительных моментах, подчеркивая индивидуальность и уникальность каждой работы. Любое негативное замечание может погубить «хрупкий росток» творческого самовыражения, заставив ученика сомневаться в своих способностях и закрыться от дальнейшего творчества. Позитивная оценка учителя, в этом контексте, становится не просто формулой оценки, а стимулом для дальнейшего развития.
Следующий эффективный метод – «Художественный метод», который гармонично вплетается в учебный процесс. Учащиеся с большим удовольствием рисуют иллюстрации к прочитанным произведениям, создают визуальные образы жизни литературных героев, иллюстрируют свои собственные сочинения. Интересные задания включают создание рисунков к пословицам, фразеологизмам, что способствует более глубокому пониманию их значения и эмоциональной насыщенности.
Метод «Малая типография» предоставляет уникальную возможность реализации творческого потенциала учащихся 5-8 классов в практической деятельности. Учащиеся самостоятельно создают мини-книги, журналы, буклеты [4].
Например, при изучении определённо-личных предложений они могут создавать кулинарные рецепты, оформленные в виде небольших брошюр. Работа над словариками жаргонных слов развивает лингвистическую наблюдательность, способность анализировать языковую реальность.
Однако наиболее значимым проектом в рамках этого метода является создание собственных сказок. Этот процесс не только развивает фантазию и воображение, но и способствует сближению с природой, стимулирует наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства и делает учебный процесс более живым и интересным.
Написание сказок также способствует расширению словарного запаса, совершенствованию навыков письменной речи и формированию умения чётко и логично излагать свои мысли.
В процессе создания собственных сказок школьники учатся работать с сюжетом, персонажами, развивают композиционные навыки, упражняются в подборе образных выражений и создании ярких эмоциональных картин. Они учатся видеть необычное в обычном, придумывать новые сюжеты и развивать уже существующие. Это увлекательный процесс, который позволяет каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал и получить удовольствие от учебного процесса. Педагогам важно помнить, что каждая такая работа – это не просто школьное задание, а результат индивидуального творческого поиска, который заслуживает внимания, поощрения и поддержки.
Список литературы
- Аринушкина М.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы // Русский язык: прил. к газ. «Первое сент.» 2022. № 29. С. 6-9.
- Иванькова М.А. Творческое и личностное развитие на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2023. № 1. С. 28-29.
- Ксенофонтова Н.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время // Альманах педагога. 2017. №4. С.21-25.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287.
- Хохлова С.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия как необходимое условие развития речевой культуры и творческих способностей обучающихся // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя: науч.-метод. журн. 2018. №1. С. 2-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Методическая статья и презентация....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
Данный материал содержит обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

