ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО) 8 класс
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Василенко Ольга Олеговна

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

урок русского языка в 8 классе

Цели:

образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

развивающая: способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, интерес к русскому языку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфоэпическая разминка (ЕГЭ №4 Орфоэпические нормы) Задание. Слова записать, поставить ударение. Найти ошибки. Прочитать хором. Торты, банты, свекла, поручни, красивее, оптовый, сливовый, баловать, звонит, согнутый, закупорив, донельзя. За безошибочное выполнение задания – 1 балл, есть ошибки – 0 баллов.

Слайд 2

Проверь себя! Т о рты, б а нты, св ё кла, п о ручни, крас и вее, опт о вый, сл и вовый, балов а ть, звон и т, с о гнутый, зак у порив, дон е льзя.

Слайд 3

Лингвистическая задача «Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота. Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…» Ответ : «… поставить статую , золотую пику держащую »

Слайд 4

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО) 8 класс

Слайд 5

«Всё дело в шляпе» Что такое обособление? Для чего обособляют второстепенные члены предложения? Расскажите об обособлении определений. Расскажите об обособлении обстоятельств. Расскажите об обособлении уточняющих членов предложений.

Слайд 6

«Взялся за гуж – не говори, что не дюж» Задание. Прочитать предложения; выписать, расставляя знаки препинания и объясняя графически : 1) В лесу ещё сыром и не шумном весело распевали ранние птички . 2) Судно взявшее меня на борт называлось «Нырок». 3) Раскрасневшаяся от волнения она изумлённо глядела на огромный букет роз. 4) Усыпанные листьями поляны были полны солнца. 5) Измученные долгой дорогой дети мгновенно уснули.

Слайд 7

Проверь себя! 1) В лесу , ещё сыром и не шумном , весело распевали ранние птички.(согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами) 2) Судно , взявшее меня на борт , называлось «Нырок». (причастный оборот, стоящий после определяемого слова) 3) Раскрасневшаяся от волнения , она изумлённо глядела на огромный букет роз. (согласованное определение, относящееся к личному местоимению) 4) Усыпанные листьями поляны были полны солнца. (причастный оборот не обособляется, так как стоит перед определяемым словом) 5) Измученные долгой дорогой , дети мгновенно уснули. (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, значение причины)

Слайд 8

«Сказано – сделано» Работа в парах Задание. Вспомнить алгоритм написания предложений с деепричастным оборотом. Подобрать правильное продолжение предложений. Каждой паре по 2 тестовых задания.

Слайд 9

Проверь себя! Карточка №1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Поднявшись на смотровую площадку, 1) можно увидеть весь город. 2) открывается чудесный вид на город. 3) город виден как на ладони. 4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Создавая экологический прогноз, учитывается состояние окружающей среды нашего города. оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями. требуются специальные знания. учеными обработан большой статистический материал. 1) 1 2) 2

Слайд 10

Карточка № 2. 1 . Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Используя языковые средства выразительности, речь наполняется яркими красками. писатель в образной форме решает проблему наполеонизма . подчеркивается индивидуальность стиля. мысль автора выглядит более убедительно. 2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничто не волновало. дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно. на рыбацких суднах воцарилось спокойствие. жителей поселка ожидала другая напасть. 1) 2 2) 2

Слайд 11

Карточка № 3. 1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион. игра сопровождалась одобрительными или возмущенными криками зрителей. у зрителей был прекрасный обзор всего поля. можно было наблюдать за ходом соревнований. 2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Высказав мысль о необходимости разностороннего образования, она очень слабо аргументирована. ученый не счел нужным комментировать ее. ее аргументация практически отсутствует. в статье поднимается очень актуальный вопрос. 1) 4 2) 2

Слайд 12

Карточка № 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая растения средней полосы, у меня появился интерес к этой проблеме. некоторые из них используются для озеленения участков. они были собраны в гербарий. обратите внимание на их отличия от растений других зон. 2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Начав заниматься музыкой, у вас остается мало времени для развлечений. в значительной степени развиваются творческие способности. у меня появилось много интересных знакомых. я познакомился с нотной грамотой. 1) 4 2) 4

Слайд 13

Карточка № 5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Разбивая виноградники, крестьяне учитывали рельеф местности. большое значение имеют географические факторы. учитывается состав почвы. торговцами определялись потребности в винограде. 2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Потребляя небольшое количество топлива, сберегаются энергоресурсы. машина может развивать высокую скорость. решается задача энергосбережения. одно из достоинств машины – экономичность. 1) 1 2) 2

Слайд 14

«Без труда не вынешь рыбку из пруда» Упражнение 129 Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Выделите уточняющие и уточняемые слова.

Слайд 15

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть!» (ОГЭ 9) 1. Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша. – (20)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку. 19

Слайд 16

2. Среди предложений 21−28 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. (21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. – (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет. (25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны , он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. 21

Слайд 17

3. Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. (18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше. (20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна. 20

Слайд 18

Лексическая разминка Без труда не вынешь рыбку из пруда Кто грамоте горазд, тому не пропасть!

Слайд 19

«Знаки препинания служат нотами при чтении» А.П.Чехов

Слайд 20

Домашнее задание: Повторить § 38, 40,42; Задание №9 стр.119.



Предварительный просмотр:

87. Тема: ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

Цели: 

образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

развивающая: способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, интерес к русскому языку.

Подготовка к ГИА: ЕГЭ №4, ОГЭ №9.

Оборудование: презентация, листы с заданиями, карточки.

Эпиграф: « Знаки препинания служат нотами при чтении» А.П.Чехов

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Орфоэпическая разминка (ЕГЭ №4 Орфоэпические нормы)

Задание. Слова записать, поставить ударение (один учащийся комментирует). Найти ошибки. Прочитать хором.

      Торты, банты, свекла, поручни, красивее, оптовый, сливовый, баловать, звонит, согнутый, закупорив, донельзя.

За безошибочное выполнение задания – 1 балл, есть ошибки – 0 баллов.

  1. Работа по теме урока.

1. Целеполагание.

  • Прослушйте притчу и постарайтесь решить лингвистическую задачу, в которой зашифрована тема нашего урока.

     «Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота.

Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»

  • Как он это сделал?

Ответ: Путешественник переставил запятую «…поставить статую, золотую пику держащую»

  • Что можно сказать об этом с точки зрения пунктуации?
  • Какую большую тему мы с вами изучали? (Обособленные члены предложения)
  • О чём мы будем говорить сегодня? (Об обособлении)
  • Запишите тему урока.
  • Зачем современному человеку изучать обособленные члены предложения, знать правила обособления? (Определение цели и задач урока)
  • Каковы цели нашего урока?

2. Актуализация знаний. Игра «Всё дело в шляпе» (фронтальный опрос)

 Задание. Выбрать задание. Дать ответ, подтверждая его примерами (примеры на слйдах). (участвуют 4 уч.)

  • Что такое обособление? Для чего обособляют второстепенные члены предложения?
  • Расскажите об обособлении определений.
  • Расскажите об обособлении обстоятельств.
  • Расскажите об обособлении уточняющих членов предложений.

3. Практическая часть.

3.1. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж» (Обособленные определения)

Задание. Прочитать, выписать 1-3 предложения, расставляя знаки препинания и объясняя графически:

     Один учащийся работает у доски (инд.задание: составить схемы этих предложений). 1-2 учащихся объясняют постановку знаков препинания.

1) В лесу, ещё сыром и не шумном, весело распевали ранние птички.(согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами)

2) Судно, взявшее меня на борт, называлось «Нырок». (причастный оборот, стоящий после определяемого слова)

3) Раскрасневшаяся от волнения, она изумлённо глядела на огромный букет роз. (согласованное определение, относящееся к личному местоимению)

4) Усыпанные листьями поляны были полны солнца. (причастный оборот не обособляется, так как стоит перед определяемым словом)

5) Измученные долгой дорогой, дети мгновенно уснули. (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, значение причины)

ФИЗМИНУТКА

(зрительная)

3.2. «Сказано – сделано» (Обособленные обстоятельства)

Работа в парах

Задание. Вспомнить алгоритм написания предложений с д/о. Подобрать правильное продолжение предложений с деепричастным оборотом. Каждой паре по 2 тестовых задания. Оцениваются первые 3 пары, справившиеся раньше других с заданием (на скорость выполнения). Самопроверка

Карточка №1.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

      Поднявшись на смотровую площадку,

  1. можно увидеть весь город.
  2. открывается чудесный вид на город.
  3. город виден как на ладони.
  4. охватывает волнение при виде открывшихся просторов.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

       Создавая экологический прогноз,

  1. учитывается  состояние окружающей среды нашего города.
  2. оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.
  3. требуются специальные знания.
  4. учеными обработан большой статистический материал.

Карточка № 2.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

       Используя языковые средства выразительности,

  1. речь наполняется яркими красками.
  2. писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.
  3. подчеркивается индивидуальность стиля.
  4. мысль автора выглядит более убедительно.

2.  Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

        Отогнав акул далеко в море,

  1. спасателей уже ничто не волновало.
  2. дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.
  3. на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.
  4. жителей поселка ожидала другая напасть.

Карточка № 3.

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

       Расположившись на земляной насыпи,

  1. зрителям был виден весь стадион.
  2. игра сопровождалась одобрительными или возмущенными криками зрителей.
  3. у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
  4. можно было наблюдать за ходом соревнований.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

       Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,

  1. она очень слабо аргументирована.
  2. ученый не счел нужным комментировать ее.
  3. ее аргументация практически отсутствует.
  4. в  статье поднимается очень актуальный вопрос.

Карточка № 4.

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

       Изучая растения средней полосы,

  1. у меня появился интерес к этой проблеме.
  2. некоторые из них используются для озеленения участков.
  3. они были собраны в гербарий.
  4. обратите внимание на их отличия от растений других зон.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

       Начав заниматься музыкой,

  1. у вас остается мало времени для развлечений.
  2. в значительной степени развиваются творческие способности.
  3. у меня появилось много интересных знакомых.
  4. я познакомился с нотной грамотой.

Карточка № 5.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

       Разбивая виноградники,

  1. крестьяне учитывали рельеф местности.
  2. большое значение имеют географические факторы.
  3. учитывается состав почвы.
  4. торговцами определялись потребности в винограде.

2.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

       Потребляя небольшое количество топлива,

  1. сберегаются энергоресурсы.
  2. машина может развивать высокую скорость.
  3. решается задача энергосбережения.
  4. одно из достоинств машины – экономичность.

3.3. «Без труда не вынешь рыбку из пруда» (Уточняющие члены предложения)

Упражнение 129.

  • Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Выделите уточняющие и уточняемые слова.

(Пишем 1-3 предложения; 1 учащийся работает у доски)

3.4. «Кто грамоте горазд, тому не пропасть!» (Подготовка к ОГЭ №9, простое осложнённое предложение)

  • Что такое ОГЭ? (Основной государственный экзамен)

Тест. Самопроверка.

1. Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

– (20)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

Ответ: 19

2. Среди предложений 21−28 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

Ответ: 21

3. Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

Ответ: 20

3.4. Лексическая разминка.

  • Некоторые наши задания сопровождались русскими народными пословицами. Объясните их смысл.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда
  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть!

  1. Подведение итогов и рефлексия
  • Итак, подтвердим ещё раз, что обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов.
  • Для чего нужно обособлять некоторые второстепенные члены предложения? (Чтобы придать им некоторую самостоятельность в предложении, сделать их более значимыми, увеличить их смысловую нагрузку)
  • Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку послужили слова А.П.Чехова:    « Знаки препинания служат нотами при чтении»?

Самооценка.

  • Подсчитайте полученные баллы. (Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов)

Домашнее задание: повторить § 38, 40,42; задание №9 стр.119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные члены предложения. Обобщение

Урок разработан по методике "Пары сменного состава" на основе материалов  о жизни и творчестве  художника-пейзажиста XIX века Ф.А.Васильева...

Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).

Урок - открытие в  изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс....

Урок русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Урок русского языка на тему Второстепенные члены предложения. Обобщение. 8 класс....

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

Как помочь учащимся не путать причастие и деепричастие.причастный и деепричастный оборот...

Знаки препинания при обособленных членах предложения в 11 классе

Эти материалы помогут учителю построить урок русского языка в 11 классе....

Презентация "Однородные члены предложения. Обобщение изученного" 8 класс

Презентация "Однородные члены предложения. Обобщение изученного" 8 класс...