НПК "В мире фразеологии"
проект по русскому языку (9 класс)
В ученическом проекте по русскому языку "В мире фразеологии" ученица разработала пособие-игру по теме "Фразеология", которая всецело совершенствует навык распознавания фразеологизмов и их значений в тексте, а также выяснила основные признаки фразеологизма как единицы языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор работы:
Свинобоева Юнна Васильевна
Руководитель проекта:
Син Хой Ольга Ивановна
Класс:
9
В процессе работы над исследовательским проектом по русскому языку на тему "В мире фразеологии" была поставлена цель разработать практическое пособие-игру по теме "Фразеология" для совершенствования навыка распознавания фразеологизмов.
В ученическом проекте по русскому языку "В мире фразеологии" ученица разработала пособие-игру по теме "Фразеология", которая всецело совершенствует навык распознавания фразеологизмов и их значений в тексте, а также выяснила основные признаки фразеологизма как единицы языка.
В своей работе над проектом по русскому языку на тему "В мире фразеологии" ученица 9 класса определила значение понятия "фразеологизм", выяснила его основные признаки, охарактеризовала основные источники появления фразеологизмов, разработала пособие-игру, совершенствующую навык распознавания фразеологизмов в тексте, а также провела анкетирование среди учащихся 9-11 классов школы.
В художественном строе русского языка находятся истинные сокровища русского народа: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и многое другое. Не последнее место занимают и фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. С помощью этих выражений наша речь становится более выразительной, эмоциональной и живой. Изучение фразеологизмов развивает наш ум, даёт возможность посмотреть на некоторые вещи с другой стороны.
Одним из критериев совершенства речевого мастерства и достаточного уровня языковой культуры является не только знание фразеологизмов, но и уместное употребление в речи этих высказываний.
П на раздел «Фразеология» по русскому языку отводится недостаточное количество часов, необходимых для более глубокого осознания этой темы. Тем не менее, в ОГЭ и ЕГЭ есть задания, которые подразумевают поиск фразеологизмов в тексте. В настоящее время школьники плохо знают различные фразеологизмы и их значения.
Г словарный запас учеников 9-11 классов насчитывает небольшое количество фразеологических единиц.
Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью которого является фразеология. Успешное выполнение заданий экзамена по теме «Лексика. Фразеология» напрямую зависит от постоянных тренировок в этой области.
Ц разработать практическое пособие – игру по теме «Фразеология» для совершенствования навыка распознавания фразеологизмов и их значений в тексте.
Для реализации цели проекта были поставлены следующие
- Определить значение понятия «фразеологизм».
- Выяснить основные признаки фразеологизма как единицы языка.
- Охарактеризовать основные источники появления фразеологизмов. Провести анкетирование учащихся 9-11 классов.
- Проанализировать анкеты учащихся.
- Разработать карточную игру «Найди Пару» для подготовки к заданию № 12 ОГЭ «Лексический анализ» и заданию № 25 ЕГЭ «Лексическое значение слова» по русскому языку: 1) Найди вторую часть фразеологизма. 2) Найди значение фразеологизма.
В настоящее время существует множество определений понятия «фразеологизм». Рассмотрим некоторые из них.
Фразеологизм – свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав [1, с. 145].
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий [4, с. 26].
Источники возникновения фразеологизмов
Известно несколько источников появления фразеологизмов:
- Традиции и обычаи древних славян.
- Устное народное творчество.
- Художественная литература.
- Профессиональная лексика.
- Мифология.
- Библия.
- События из жизни.
1. Содержание и анализ анкетирования
Для определения качества знаний школьников по теме «Фразеология» мы решили
провести анкетирование. Учащимся 9-11 классов были предложены следующие задания:
- Продолжите фразу: Фразеологизм – это ______________________________________.
- Укажите значение фразеологизмов:
фразеологизм | значение | фразеологизм | значение |
лошадиная доза | убивать время | ||
гора с плеч | строить воздушные замки | ||
положа руку на сердце | медведь на ухо наступил | ||
глас вопиющего в пустыне | хватать звёзды с неба | ||
вилами по воде писано | ждать у моря погоды |
3. Найдите в предложениях фразеологизмы и подчеркните их:
1) Чтобы выучить и знать все теоремы и аксиомы на зубок, ему пришлось вставать ни свет ни заря. 2) Одним словом, Вася в физике не разбирался. 3) Он быстро выпил кофе и остался один на один с геометрией. 4) После родительского собрания мой друг не успел прийти в себя. 5) Взгляды на обучение в школе у мальчиков сильно отличались, но в одном они всегда сходились: у их учителей было большое сердце.6) Если кто-то из класса не делал домашнее задание, они брали ученика под своё крыло и выясняли, в чём причина.7) Друзья болтали уже битый час, как вдруг раздался звонок. 8) «Будь что будет!» - и поспешил на экзамен.
4. Замените подчёркнутые слова фразеологизмами.
1) Учитель объяснял задания, но Миша не слушал.______________________
2) Кирилл целый день бездельничал. __________________________________
3) Мы догадывались, что он нас обманывает. ___________________________
4) Первого января Женя проснулась очень рано. ________________________
Мы проанализировали работы школьников и сделали следующие выводы.
Первое задание не вызвало особых затруднений: все учащиеся имеют представления о фразеологических единицах. Самый популярный ответ школьников – «фразеологизмы – это устойчивые выражения».
Второе задание показало, что больше половины школьников знают значение фразеологизмов «лошадиная доза» и «положа руку на сердце». Ученики так определяли значение этих фразеологизмов: лошадиная доза – «очень много», «большое количество», положа руку на сердце – «честно», «откровенно». Большая часть школьников столкнулась со сложностью определения значения следующих выражений: «глас вопиющего в пустыне», «хватать звёзды с неба» и «строить воздушные замки». 2 человека смогли правильно выполнить второе задание и верно определить значения всех фразеологизмов.
Третье задание оказалось достаточно простым для учеников 9-11. Ребятам необходимо было найти 9 устойчивых сочетаний. 9 и 11 класс показали хорошие результаты: все справились с заданием на 100%. Двое учащихся из 10 класса не отметили фразеологизмы «одним словом» и «один на один».
В четвёртом задании нужно было поменять свободные сочетания слов на фразеологизмы. Были даны такие ответы:
Не слушал – «пропускал мимо ушей», «ловил ворон», «летал в облаках».
Бездельничал – «бил баклуши», «убивал время».
Обманывает – «водить за нос».
Очень рано – «ни свет ни заря».
11 классу удалось правильно выполнить это задание. 9 и 10 класс испытали некоторые трудности с подбором фразеологизмов к словосочетаниям «очень рано», «очень рано».
Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:
Многие учащиеся имеют некоторые представления о фразеологизмах, однако их знания ограничиваются на фразе «устойчивые сочетания».
Школьникам известны многие устойчивые сочетания слов, с которыми они познакомились на уроках русского языка и литературы.
Для расширения словарного запаса учащимся необходимо чаще работать с фразеологическими оборотами, чаще употреблять их в своей речи.
Разработка игры по теме «Фразеология»
После анализа результатов анкетирования мы приступили к разработке карточной игры.
Игра называется «Найди пару» и состоит из двух частей:
Найди вторую часть фразеологизма.
Соедини фразеологизм с его значением.
Игра представляет собой набор паззлов, которые необходимо соединить между собой в пары. Материалы игры – паззлы – мы создавали в программе Canva. Электронный вариант карточек выглядит следующим образом (см. приложение):
На жёлтых и зелёных паззлах расположены разрозненные части фразеологизмов.
На голубых карточках написаны фразеологизмы, а на красных – их значения.
Для первой части игры, в которой нужно собрать целый фразеологизм, было использовано 25 устойчивых выражений, для второй части – 15. При выборе фразеологизмов для нашей игры мы взяли за основу материалы «Фразеологического словарика для ОГЭ (ФИПИ)» (см. приложение).
Предполагается, что перед использованием игры на уроках, карточки необходимо будет напечатать и разрезать соответствующим образом. Работать с паззлами можно как в индивидуальном порядке, так и в парах, в группах. Материалы игры можно использовать на уроках словесности в разных классах, давая паззлы в качестве самостоятельной или домашней работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В мире фразеологии"
формирование умения определять лексическое значение фразеологизмов, научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"
формирование умения определять лексическое значение фразеологизмов, научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"
формирование умения определять лексическое значение фразеологизмов, научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"
формирование умения определять лексическое значение фразеологизмов, научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"
формирование умения определять лексическое значение фразеологизмов, научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

В мире фразеологии
Презентация предназначена для учащихся 6 класса и может быть использована на уроке русского языка при изучении темы "Фразеология"....
Лингвистическая игра «В мире фразеологии».
Содержит различные конкурсы...
