Программа спецкурса «Сочинения разных жанров»
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна

Программа спецкурса «Сочинения разных жанров» составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) для учащихся 10-11 классов.

Обучение написанию сочинений – одна из ключевых проблем в методике преподавания. Она особенно актуальна в условиях итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста.

Предлагаемый курс имеет свои цели:

- овладение теорией текста;

- овладение навыками анализа, редактирования и рецензирования текста;

- овладение навыками самостоятельной работы с текстами художественной литературы и со справочной литературой.

Задачи курса:

- обучение теории конкретных жанров устной и письменной речи;

- обучение работе по анализу, редактированию, рецензированию чужого и собственного текста:

- обучение работе по классификации речевых ошибок и их анализу;

- формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствование и развитие умения понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, понимание поставленных в тексте проблем;

Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических).

Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_sochineniya_raznyh_zhanrov.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №25»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

ПРОГРАММА

спецкурса «СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

для учащихся 10-11 классов

Автор: Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна,

учитель русского языка и литературы   высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкурса «Сочинения разных жанров» составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) для учащихся 10-11 классов.

Обучение написанию сочинений – одна из ключевых проблем в методике преподавания. Она особенно актуальна в условиях итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста.

Предлагаемый курс имеет свои цели:

- овладение теорией текста;

- овладение навыками анализа, редактирования и рецензирования текста;

- овладение навыками самостоятельной работы с текстами художественной литературы и со справочной литературой.

Задачи курса:

- обучение теории конкретных жанров устной и письменной речи;

- обучение работе по анализу, редактированию, рецензированию чужого и собственного текста:

- обучение работе по классификации речевых ошибок и их анализу;

- формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствование и развитие умения понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, понимание поставленных в тексте проблем;

Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических).

Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.

Планируемые результаты

Личностные результаты.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

 Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

 – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

 -использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

-использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

-создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

-выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; -подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

-правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

-создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

-сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

-использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

-анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

-извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

-преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

-выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

-соблюдать культуру публичной речи; -соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

-оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; -использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Содержание курса

Классификация сочинений по тематике и жанрам

Эпистолярный жанр (сочинение – письмо) 

Виды писем (личное, деловое, благодарственное, поздравительное)

Письмо – признание в любви. Из истории письма XIX века

Письмо – диалог. Письмо литературному герою

Пишут «великие». Анализ писем писателей

Сочинение – дневник

Сочинение – исповедь

Сочинение - этюд

Литературный обзор как один из жанров сочинения - рассуждения

Сочинение – читательский отзыв

Сочинение в жанре литературно-критической статьи

Синквейн как средство творческого самовыражения

Классификация сочинений по проблематике

Тема – частная проблема

Тема – общая проблема

Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений

Редактирование и рецензирование сочинений

Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины

Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений

Защита учащимися сочинений разных жанров

Календарно- тематическое планирование

п/п

дата

Тема занятия

Виды деятельности

план

факт

1-2.

Классификация сочинений по тематике и жанрам

Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

3

Эпистолярный жанр (сочинение – письмо)

4-5

Виды писем (личное, деловое, благодарственное, поздравительное)

6

Письмо – признание в любви. Из истории письма XIX века

7

Письмо – диалог. Письмо литературному герою

Практическое занятие

8

Пишут «великие». Анализ писем писателей

Составление кластера

9-10

Сочинение - дневник

Участие в проблемной лекции

11-12

Сочинение – исповедь

13

Сочинение - этюд

Практическое занятие

14-15

Литературный обзор как один из жанров сочинения - рассуждения

Участие в проблемной лекции

16-17

Сочинение – читательский отзыв

Участие в проблемной лекции

18-19

Сочинение в жанре литературно-критической статьи

Дискуссия

20-21

Синквейн как средство творческого самовыражения

Практическое занятие

22

Классификация сочинений по проблематике

Участие в проблемной лекции

23-24

Тема – частная проблема

Участие в коллективном диалоге, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

25-26

Тема – общая проблема

27-28

Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений

29-30

Редактирование и рецензирование сочинений

31-32

Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины

Составление кластера

33-35

Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений

36-39

Защита учащимися сочинений разных жанров

Выступление перед аудиторией.

40

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"

Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений,  формирование умений анализировать предложе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс

Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....

Программа "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа рассчитана на 2 года, является хорошим подспорьем для подготовки старшеклассников к экзаменам...

Программа факультатива "Сочинения разных жанров"

Программа факультативного курса рассчитана на учеников 8 класса и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) . Программа отвечает  следующим образовательно-воспитательным задачам:- приобщает к самос...