Программа спецкурса «Сочинения разных жанров»
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Программа спецкурса «Сочинения разных жанров» составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) для учащихся 10-11 классов.
Обучение написанию сочинений – одна из ключевых проблем в методике преподавания. Она особенно актуальна в условиях итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста.
Предлагаемый курс имеет свои цели:
- овладение теорией текста;
- овладение навыками анализа, редактирования и рецензирования текста;
- овладение навыками самостоятельной работы с текстами художественной литературы и со справочной литературой.
Задачи курса:
- обучение теории конкретных жанров устной и письменной речи;
- обучение работе по анализу, редактированию, рецензированию чужого и собственного текста:
- обучение работе по классификации речевых ошибок и их анализу;
- формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствование и развитие умения понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, понимание поставленных в тексте проблем;
Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических).
Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №25»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ПРОГРАММА
спецкурса «СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
для учащихся 10-11 классов
Автор: Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ |
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса «Сочинения разных жанров» составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) для учащихся 10-11 классов.
Обучение написанию сочинений – одна из ключевых проблем в методике преподавания. Она особенно актуальна в условиях итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста.
Предлагаемый курс имеет свои цели:
- овладение теорией текста;
- овладение навыками анализа, редактирования и рецензирования текста;
- овладение навыками самостоятельной работы с текстами художественной литературы и со справочной литературой.
Задачи курса:
- обучение теории конкретных жанров устной и письменной речи;
- обучение работе по анализу, редактированию, рецензированию чужого и собственного текста:
- обучение работе по классификации речевых ошибок и их анализу;
- формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствование и развитие умения понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, понимание поставленных в тексте проблем;
Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических).
Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
-использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
-использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
-создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
-выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; -подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
-правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
-создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
-сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
-использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
-анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
-извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
-преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
-выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
-соблюдать культуру публичной речи; -соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
-оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; -использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Содержание курса
Классификация сочинений по тематике и жанрам
Эпистолярный жанр (сочинение – письмо)
Виды писем (личное, деловое, благодарственное, поздравительное)
Письмо – признание в любви. Из истории письма XIX века
Письмо – диалог. Письмо литературному герою
Пишут «великие». Анализ писем писателей
Сочинение – дневник
Сочинение – исповедь
Сочинение - этюд
Литературный обзор как один из жанров сочинения - рассуждения
Сочинение – читательский отзыв
Сочинение в жанре литературно-критической статьи
Синквейн как средство творческого самовыражения
Классификация сочинений по проблематике
Тема – частная проблема
Тема – общая проблема
Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений
Редактирование и рецензирование сочинений
Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений
Защита учащимися сочинений разных жанров
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема занятия | Виды деятельности | |
план | факт | |||
1-2. | Классификация сочинений по тематике и жанрам | Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. | ||
3 | Эпистолярный жанр (сочинение – письмо) | |||
4-5 | Виды писем (личное, деловое, благодарственное, поздравительное) | |||
6 | Письмо – признание в любви. Из истории письма XIX века | |||
7 | Письмо – диалог. Письмо литературному герою | Практическое занятие | ||
8 | Пишут «великие». Анализ писем писателей | Составление кластера | ||
9-10 | Сочинение - дневник | Участие в проблемной лекции | ||
11-12 | Сочинение – исповедь | |||
13 | Сочинение - этюд | Практическое занятие | ||
14-15 | Литературный обзор как один из жанров сочинения - рассуждения | Участие в проблемной лекции | ||
16-17 | Сочинение – читательский отзыв | Участие в проблемной лекции | ||
18-19 | Сочинение в жанре литературно-критической статьи | Дискуссия | ||
20-21 | Синквейн как средство творческого самовыражения | Практическое занятие | ||
22 | Классификация сочинений по проблематике | Участие в проблемной лекции | ||
23-24 | Тема – частная проблема | Участие в коллективном диалоге, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. | ||
25-26 | Тема – общая проблема | |||
27-28 | Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений | |||
29-30 | Редактирование и рецензирование сочинений | |||
31-32 | Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины | Составление кластера | ||
33-35 | Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений | |||
36-39 | Защита учащимися сочинений разных жанров | Выступление перед аудиторией. | ||
40 | Итоговое занятие | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс
Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....
Программа "Обучение сочинениям разных жанров"
Программа рассчитана на 2 года, является хорошим подспорьем для подготовки старшеклассников к экзаменам...

Программа факультатива "Сочинения разных жанров"
Программа факультативного курса рассчитана на учеников 8 класса и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) . Программа отвечает следующим образовательно-воспитательным задачам:- приобщает к самос...
