Мастер-класс "Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку
Мастер-класс отражает алгоритм авторской системы работы учителя в использовании на уроках русского языка и литературы интерактивных методов обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Стратегии интерактивного обучения»
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Структура проведения «Мастер-класса»:
- Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит); активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения [4].
На сегодняшний день основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Термин «интерактивное обучение» является сравнительно новым в педагогике. Он появился в педагогическом лексиконе в 1990-ых годах, когда пространство педагогики стало интенсивно осваиваться смежными науками. Относительно появления данного термина существуют различные версии. В научной литературе достаточно часто встречается упоминание о том, что идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-ых годов с началом развития сети Интернет [2]. В связи с этим ряд авторов связывают интерактивное обучение с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн и т.д. Одновременно существует точка зрения, не связывающая интерактивное обучение конкретными сроками появления, и, как следствие, более широкое толкование термина, которое рассматривает его как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (например, человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивность обучения реализуется на двух уровнях: на уровне взаимодействия учителя и учеников и учеников между собой, и на уровне взаимодействия учащихся с используемыми ими средствами обучения, в основном электронными. Поэтому можно утверждать, что обучение стало действительно «интерактивным» именно после создания глобальной всемирной сети Интернет (1991 год) и появления первого веб-браузера (1994 год). С этого момента начинается использование термина “интерактивное обучение”.
Однако следует отметить, что самостоятельной теории интерактивного обучения как таковой не существует, так как развитие интерактивного обучения происходило спонтанно, и теоретические исследования, призванные осмысливать его особенности и обеспечивать развитие, отстали от деятельности практиков. Разработки элементов интерактивного обучения находим в работах В. Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80-х годов (Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенковой и др.).
Само слово «интерактивный» происходит от английского (inter – «между», «взаимный»; act — «действие»). Дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся, воспитанников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся, воспитанникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность обучающихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения [3].
- Интерактивное обучение позволяет решить сразу несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, обеспечивает реализацию воспитательных задач, поскольку заставляет работать в команде, прислушиваться к мнению каждого. Организация интерактивных методов обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации
- Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
- 1.Презентация педагогического опыта
- Предъявление противоречивых фактов, побуждение к осознанию противоречия.
Мы на уроке оказываемся в такой ситуации, когда пытаемся создать определенную модель обучения. Посмотрите, пожалуйста, на две схемы. Расшифруйте их. (Педагоги раскрывают содержание схем). Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос? Какая схема наиболее соответствует требованиям современного образования? (Вторая). Почему? (Вторая схема обеспечивает мотивированное включение обучающихся, построенное на взаимодействии обучающихся и учителя, в познавательную деятельность с целью самостоятельного добывания знаний.)
В связи с нашими умозаключениями к каким действиям нас сегодня может побудить данная схема? Попробуем определить перспективы в нашей совместной деятельности?
(Участники озвучивают тему мастер-класса).
Как учитель, я столкнулась с проблемой, что ученики показывают стабильные предметные результаты, тем не менее, теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстро меняющемся мире необходимо. Отсюда можно сделать вывод, что надо повышать не только их активность (внешний фактор), но и самостоятельность (внутренние изменения), что даст необходимый развивающий эффект. Именно коммуникация и сотрудничество в условиях современной политической, экономической и культурной интеграции стран способствуют достижению высокого обучающего эффекта, являются универсальными навыками, способствующими успешной адаптации человека в быстро изменяющемся мире. Это достигается посредством применения системно - деятельностного подхода, который обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся.
Поэтому я обратилась к поиску эффективных путей формирования значимых компетенций обучающихся в рамках преподавания уроков русского языка и литературы. С этой целью я акцентировала свое внимание на следующих вопросах:
- Какими способами можно формировать заявленные компетенции?
- Как эту работу сделать разнообразной и значимой для обучающихся?
Исходя из этого, я пришла к определенному решению использовать в своей практике интерактивные методы и формы организации учебной деятельности.
Интерактивность обучения реализуется на двух уровнях: на уровне взаимодействия учителя и учеников и учеников между собой, и на уровне взаимодействия учащихся с используемыми ими средствами обучения. Само слово «интерактивный» происходит от английского (inter – «между», «взаимный»; act — «действие»). Дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Модель интерактивного обучения
- самостоятельный поиск и осмысление информации;
- проявление творчества;
- создание нового продукта;
- взаимообучение (коллективная деятельность и дискуссионная форма);
- обсуждение плана действий и достигнутого результата.
Особенность – процесс происходит в групповой совместной деятельности.
Актуальные методы:
- мозговой штурм;
- организационно-деятельностная игра «Карусель»;
- СОПЛ
- ассоциации (паутинка)
Степень активности обучающихся на уроке является реакцией на методы и приемы, используемые в учебном процессе.
В интерактивном обучении присутствует такой важный этап как этап работы с источником информации. Поскольку текст может содержать информацию разнообразного характера, учащиеся должны ориентироваться в видах информации, чтобы уметь правильно и безошибочно находить ее в тексте. Поэтому моя задача как учителя - сделать эту работу успешной и продуктивной, чтобы ребенок стал активным, проявившим индивидуальность, критичность мышления и умеющим в ситуации поиска добыть себе знания.
А сейчас я обращусь к моим коллегам. Даю вам иллюстрацию с изображением растения. Через несколько секунд ответьте, пожалуйста, что на ней изображено и какие ассоциации, образы при этом у вас могут возникнуть.(Ответы педагогов). Хорошо, в основном в вашем представлении проплывают положительные образы, ассоциации. Когда Вы смотрите на липу, вам хорошо на душе? Желаете узнать об этом замечательном дереве еще больше? С этой целью вы должны мне помочь в одном эксперименте. Я зачитаю вам некое утверждение, связанное с этим образом: « У наших предков липа считалась почитаемым деревом». Разбейтесь на пары и тройки придумайте по одному, два вопроса, которые хотели бы задать в связи с данным утверждением, чтобы найти ответ. Даю две минуты. ( Участники придумывают по одному вопросу).
Итак, проверяем готовность. На мой хлопок отзовитесь синхронным хлопком, свидетельствующим о том, что вы готовы. Мы вместе проверяем, что получилось (Вопросы записываю на доске, повторяющиеся объединяю). Итак, вопросы собраны, классифицированы. Теперь дело за ответами.
Вывод: Я думаю, что вы готовы на этом этапе воспринять новую информацию. СОПЛ (именно в этой стратегии мы сейчас с вами работали) легко приспособить к любому информационному источнику. Если вы найдете ответы на собственные вопросы, запишите их в тетради.
В связи с этим предлагаю ознакомиться со второй стратегией. «Карусель» Этот источник представляет собой текстовую информацию. Я попрошу участников мне помочь. Описание «Карусели»
Суть метода:
Обучающиеся получают интеллектуальное задание, требующее осмысления, обобщения, изложения различных вариантов по определенному вопросу. Работая в малых группах, дети ищут на него ответ, при этом размышляя, высказывая свои идеи.
Форма работы
Ученики разделены на группы, которые либо передвигаются по классу от доски к доске (от стенда к стенду или от стола к столу), где находятся учебные плакаты, либо сидят на местах, а учебные плакаты передают от группы к группе.
Алгоритм работы
Каждая группа получает плакат (лист бумаги формата А3), где сверху написан тематический вопрос, требующий ответа. Вопросы на плакатах не повторяются.
Кроме того, каждая группа должна писать ручками (фломастерами) определенного цвета, который отличается от цветов других групп.
Учитель устанавливает регламент для написания ответов на поставленный вопрос. В отведенное время ученики в группах обсуждают вопрос, записывают свои ответы.
По истечении времени каждая группа переходит к следующему плакату с другим вопросом. Учащиеся знакомятся с ответами предыдущей группы, высказывают свое согласие или несогласие, помечая свое мнение на плакате. Для согласия можно использовать знак "+", для несогласия "-". При этом последнее необходимо письменно прокомментировать, то есть обосновать свое несогласие. Затем ученики записывают собственные мысли по поставленному вопросу.
Такая "карусель" продолжается до тех пор, пока группы не познакомятся со всеми вопросами и не заполнят все плакаты.
В конце учитель должен сделать обобщение по каждому вопросу, дополнить, прокомментировать ответы учеников.
(Организовав работу с помощью метода "Карусель", учитель добьется максимально положительного эффекта: будет изучена и тщательно проработана тема, организовано общение, созданы условия для развития навыков дискуссии и командной деятельности.) Мастер работает. Что мы можем выстроить, держа в руках ответ. Вопросы нашли свои ответы?
Мы сейчас посмотрим. Коллеги озвучивают карту решений и приходят к основной мысли текста. Обсуждают полученные результаты, соотносят полученные ответы с вопросами, заданными в рамках стратегии «Сопл».
Информация получена, ответы есть. Но что не хватает? Информация без подкрепления, безосновательна. Следует ее спроецировать. Что с этим будем делать? Верно. Проецировать ее. Результатом нашей деятельности будут являться коллективные проектные работы. На слайдах варианты проектных работ. Как можно применить эти знания? Исследование, по итогам которого, презентовать результаты работы команды.
Участники группы работают над проектным заданием. (Слайд. Темы). Пока вы работаете, поговорю вновь с коллегами о плюсах этой стратегии.
Этап рефлексии.
- Вернемся к нашей модели. Насколько наша деятельность сегодня могла оправдать себя?
- Модель интерактивного обучения
- самостоятельный поиск и осмысление информации;
- проблемность;
- проявление творчества;
-создание нового продукта;
- взаимообучение (коллективная деятельность и дискуссионная форма);
- обсуждение плана действий и достигнутого результата.
- Этап рефлексии.
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
доклад + презентация по теме "Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского яхыка и литературы"...

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.
В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Доклад на МО «Использование ЭОР в процессе реализации деятельностного метода обучения на уроках русского языка и литературы»
Роль интерактивных мультимедийных ЭОР высока при реализации проблемного деятельностного обучения русскому языку, литературе на этапе объяснения, это могут быть : виртуальные уроки, т...
