Приёмы математической грамотности на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Марина Валерьевна Ортнер

Статья предназначена для учителей русского языка и литературы в основной и средней школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с обучающимися по развитию математической грамотности на уроках русского языка и литературы Ортнер М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги

Слайд 2

Важнейшие умения современного мира МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Понимать Использовать Анализировать Сравнивать Обобщать

Слайд 3

Процесс понимания – это понимание каждого слова, каждого словосочетания, каждого предложения Работа с текстом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги

Слайд 4

Контекст Оптимизатор Планировщик Проблематика Аргумент Конструктор Кластер Алгоритм Приёмы работы с текстом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги

Слайд 5

Спасибо за внимание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги



Предварительный просмотр:

Приёмы работы с обучающимися по развитию математической грамотности на уроках русского языка и литературы

Ортнер М.В.,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №45 г.Калуги

В современном мире на первое место выходит потребность быстро реагировать на молниеносные изменения, происходящие в жизни. Мы живём в эпоху стремительного развития информационных технологий. И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Этот навык сегодня совершенно необходим любому человеку для того, чтобы он  чувствовал себя уверенно в обществе. Поэтому главным становится функциональная грамотность, так как это способность человека решать практико-ориентированные  задачи в различных сферах жизни и деятельности, используя знания прикладных наук. Одним из её видов является математическая грамотность. «Математика – это гимнастика для ума»,- это фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать.

Соперником математики среди школьных предметов является русский язык и литература. Как же они связаны? Как формировать очень важную математическую грамотность на этих, казалось бы, совсем несвязанных с математикой науках? В этом нам поможет разобраться понятие математической грамотности. Она представляет собой способность человека мыслить математически, формулировать и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных математических контекстах. На практике оказывается, что интеграция математики с литературой и русским языком происходит постоянно. 

Большое значение на всех школьных предметах имеет работа с текстом. Процесс понимания текста - это понимание каждого слова, словосочетания, предложения, фразеологического оборота. Работая с текстом,  можно использовать следующие  приёмы:

1. «Контекст». Он  помогает обучающимся задавать и определять границы обсуждения учебной темы, понимать ее ясно и точно, позволяет сосредоточиться на содержании, имеющем отношение к цели деятельности. Научить определять контекст - значит сделать шаг к пониманию и переработке дальнейшей информации, содержащейся в тексте.

2. «Оптимизатор». Работа с учебным текстом предполагает оптимизировать текст в соответствии с заданием. Это дает возможность учащимся сократить только лишнюю информацию, осмысливая содержание и дальше свободно ориентируясь в тексте. Задания: Укажи второстепенную информацию в каждом абзаце, оптимизируй (сократи) количество абзацев так, чтобы остались только описываемые события, объедини их одним словом или словосочетанием.

3. «Планировщик». Этот приём  предполагает составление плана в соответствии с последовательностью изложения. Задания: найди некорректно сформулированные заглавия и предложи свой вариант; поясни, почему автор так расположил части текста.

4. «Проблематика». Целью этого приёма является выявление недостающей для решения учебной задачи информации и представление её в вопросно-ответной форме.

5. «Аргумент».  Суть приёма  заключается в умении обосновывать свою точки зрения. Главным в этой деятельности является выявление причин, гипотез, которые обуславливают представленные в этом тексте факты. В связи с этим ученику дается задание обосновать утверждение, подобрав необходимые аргументы.

6. «Конструктор». Умение рассуждать и доказывать наиболее ярко реализуется через этот приём. Целью  является конструирование текста путем отбора, анализа, сравнения, систематизации информации из различных источников. Обучающийся берет из исходного текста замысел автора и сам создает новый текст в результате творческой деятельности.

7. «Кластер». Он является приёмом графической систематизации материала, формирует умения выделать смысловые единицы текста и графически оформлять в определённом порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

8. «Алгоритм».  Этот приём  позволяет создать схему последовательных действий, которые приведут к правильному результату. Работая с алгоритмами, обучающиеся  учатся планировать свою деятельность, видят образцы  сжатого способа подачи информации, учатся вычленять главное в теме.

Таким образом, использование различных приёмов  при работе с текстовой  информацией на уроках русского языка и литературы способствует формированию математической грамотности  обучающихся, помогает в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, развивает кругозор, повышает интерес к другим предметам.

Список литературы:

Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого – педагогические аспекты языкового образования/ 66 Рос.акад.образования, Моск.психол.-соц.ин-т. – М.: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж 2002 г.

Быстрова Е.А. цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках/ Е.А.Быстрова//Русская словесность 2003 г.

Матвеева Т.Е., Сапон С.А. «Реализация ФГОС общего образования: развивающаяся система учебных заданий (учебно-методическое пособие) Санкт-Петербург, издательство Политехнического университета 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ПРИЁМЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматриваются понятие и компоненты функциональной грамотности, одним из которых является читательская грамотность. Отмечается, что читательская грамотность – относительно молодое поня...

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Данная презентация является приложением к выступлению на семинаре по популяризации опыта в рамках семинара "Формирование и оценка читательской грамотности"...

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Чтение – это не только  процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя &ndash...