Проверочная работа по русскому языку. 8 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)
Данная работа позволяет проверить уровень подготовки учащихся и владение учебным материалом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Спишите текст (без номеров предложений), раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Руки его всегда находили себе дело. (2)То шин..ль заш..вал редким солдат..ким стежком то тихонько точил топор о гладкий подобра(н/нн)ый у дороги голыш а то просто стр..гал большим самодельным складным нож..м какую(нибудь) чурку. (3)Много таких предметов выстрога(н/нн)ых старшим с..ржантом Николаем Харитоновым гуляло по рукам бойцов в роте сапёров.
(4)В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бето(н/нн)ые укр..пления. (5)А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке он ок..зался среди тех кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. (6)Он вид..л как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. (7)Он вид..л как в это утро (не)таясь (не)отворач..вая лиц рыдали закалё(н/ нн)ые мужестве(н/нн)ые люди ун..чтожая лучшее создание своего ума и рук чтобы (не)оставить его врагу.
(8)Строитель стал солдатом(сапёром) (4).
(по Б. Полевому, 119 слов)
2. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них тип подчинительной связи.
1) мысленно проплывая
2) подо мною
3) сказочным чудовищем
4) лежать в траве
(1)Как же хорошо лежать в зелён..й траве на берегу реки. (2)Над наезже(н,нн)ой пыльной дорогой над п..лями плывёт летн..е со..нце. (3)Меня окружает бе(з/с)мерный мир сверка..щий разными красками.
(4)Вдыхаю ар..мат земли и р..стений и наблюдаю, как по колен..чатым стеб..лькам высоких травинок (не)торопливо движ..т..ся насекомые. (5)Над головой к..чают..ся молочно(белые) зол..тые синие цветы. (6)Пр..щур..ваю глаза. (7)Сказоч..ным чудовищ..м с позолоче(н,нн)ыми крыльями проплыва..т надо мной пушистое облако.(4)
(8)Моё во..бражение унос..т меня д..леко над землёй оставляя (в)низу заснеже(н,нн)ые горы голубые моря и (не)проходимые леса серебря(н,нн)ые реки и озёра. (9)Мысле(н,нн)о пролетая над ра(с,сс)т..лавшейся подо мною землёй м..чтаю о будущих увл..кательных путешествиях.
(10)С особе(н,нн)ой силой т..нет меня странс..вовать пожалуй в дни пр..лёта птиц. (11)Име(н,нн)о весной отправляюсь я в самые далёкие путешествия. (12)И всегда увере(н,нн) что они (не)преме(н,нн)о окажут..ся удачными и запом..нающимися.
3. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
(1)Ра(н,нн)ее лето п..ра цв..тения одуванчиков. (2)Я (с)нова иду на любимую нах..дящуюся (не)далеко от дома п..ляну (3)Эта п..ляна полностью з..брызг..(н,нн)а ярко(ж..лтыми) пятнами ра(з/с)пустившихся одуванчиков.(4) (4)В воздух.. л..тают параш..тики от..рвавшиеся от слишком рано о(д/т)цветших солнечных кр..савцев. (5)И всё(же) наиболее кр..сивы одуванчики (не)успевшие пр..вратит..ся в пуш..стые шары.
(6)Моё вн..мание пр..вл..кают (не)только цв..ты. (7)Уд..вительное над г..ловой небо. (8)Ра(з/с)мере(н,нн)о плывущие по нему обл..ка кажет..ся з..вут в дорогу пр..глашают в уд..вительное пут..шествие в мир природы. (9)Cоед..няя взглядом голубое небо и ж..лтое море одуванчиков поп..даю в сказку. (10)Совсем (по)другому см..трю я теперь и на природу и на мир и на себя.
(11)Мысле(н,нн)о рисуя для себя место покоя я слышу в нём только ш..рох травы и ш..пот обл..ков. (12)Таким мир..м (не)возможно (н..)насл..ждат..ся.
4. Определите вид односоставного предложения 14. Запишите ответ.
(1)Жизнь природы во всех её пр..явлениях в глазах Николая Матвеича была пр..никнута неи(с/сс)яка..мой красотой. (2)Любой камень и каждая травка и маленький горный ключ..к и каждое дерево — всё красив.. (по)своему. (3)Перемены погоды по временам года (не)хороши только в селени.. . (4)А в лесу всё и хорошо и красиво и полезно. (5)Дождь и снег и солнце и ветер и холод всё делает свою указа(н/нну)ю работу.
(6)Но больше всего Николай Матвеич любил северную зиму. (7)Вся природа постепе(н/нн)о успокаиваясь засыпала в торжестве(н/нн)ом величи...(4) (8)Всё зам..рл.. и кажется погибл.. исчезл... (9)А между тем где(то) там под саженным слоем снега таит..ся и теплит..ся жизнь (не)пробуждё(н/нн)ая первым весе(н/нн)им луч..м солнца. (10)Горная т..кучая вода разнося кругом жизнь и движение тоже приводила Николая Матвеича в какое(то) сладос..ное ум..ление.
(11)Это уж (веко)вечная работн..ца объяснял он. (12)Она и палый осенний лист стащит и корешки у травки обмо..т и песок снесет (в)низ и зернышки ра(с/сс)адит… (13)Травка же как ходит? (14)То водой зерн..шко снесёт то ветром его перекин..т.
5. Среди предложений 8–10 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [— ⊜ и ⊜]. Выпишите номер этого предложения.
(1)Утро тихое и ясное ош..ломило меня. (2)(Не)широкая но глубокая реч..нка розовая в лучах солнца плещ..тся у самых ног. (3)Легкий ветерок едва колыш..т пр..брежные кусты. (4)Ни шума ни шорохов.
(5)На берегу приютилось (не)сколько удильщиков, которые приехали как выясн..лось из ближайших сел. (6)На пес(ч/щ)а(н/нн)ой отмели возле коряги выброш..нной когда(то) ветром сидит рыбак4. (7)Снасть его (не)затейлива и надежна. (8)Он пр..лаживает на крюч..к кусоч..к сырой раковой шейки и закидывает наживу на середину реки. (9)Грузик у него, как я заметил, (по)тяж..лее обыкновенного. (10)Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложит(?)ся на дно и вода её хорошо обт..кает не сдв..гая с места. (11)Впрочем здесь почти не ощущается течение.
(12)Закинув удочки рыболов наст..раж..вается и (в)течени.. некоторого врем..ни (не)отрывно смотрит на гибкий прутик воткнутый в песок. (13)Но вот прутик нач..нает дергат(?)ся и трястись и (в)скоре на песке тр..пещ..т несколько рыбёшек окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
(14)Рыбалка конечно удивительная вещь!
6. Среди предложений 1–3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(1)До ш..сти лет мир нашего де(тс/ц)тва заключался по пр..имуществу в стенах дома, зимой мы с..дели в комн..тах поч..ти безвых..дно, летом играли в сад..ке, а на улицу мы были отпуще(н,нн)ы п..гулять под строгим надзором няни. (2)Улич..ная д..твора пров..дивш..я всё время под открыт..м небом сопр..вождала нас язвительными зам..чаниями.(4)
(3)Потом нам отд..(н,нн)ы были двор сад и огород, что (в)месте сост..вляло больш..е пространство, прич..м каждое время года пр..носило свои де(тс/ц)кие уд..вольствия. (4)С ра(н,нн)ей весны нач..налась р..бота: шли пр..готовления парн..ков и ог..рода. (5)Ра(з/с)пускались бл..гоухая ч..рёмуха см..родина в нашем сад..ке. (6)Были и свои любимц.. например пион пр..несё(н,нн)ый с гор. (7)(По)уральски пион называет..ся «мар..иным корнем». (8)Я особе(н,нн)о любил этот цв..ток к..завшийся каким(то) т..инстве(н,нн)ым гостем. (9)Я (не)мог себе представить, что(бы) в лесу р..сли такие пышные цветы.
(10)Ещё были принесё(н/нн)ые с гор прекрас(?)ные пёстрые лилии, которые обыкнове(н/нн)о разводят(?)ся в оранжереях. (11)Они на Урале называются «саранками». (12)Оказывается их луковицы едят.
7. Среди предложений 12–14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(1)Кукла вышла (из)за перегородки. (2)Она улыбалась накл..нив (на)бок ра..трёпа(н/нн)ую голову(4). (3)Волосы у неё были такого цвета как перья у маленьких серых птичек. (4)Серые глаза весело и задорн.. бл..стели. (5)Сейчас она казалась серьёзной и вн..мательной. (6)От её печали (не)осталось и следа! (7)Напротив сказали бы, что это шалунья пр..тв..ряющаяся скромницей.
(8)Куда же девалось её прежнее вел..колепное платье весь этот розовый ш(ё/о)лк золотые розы кружева блёстки сказочный наряд, делающий девочку похожей если не на принце(с/сс)у то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? (9)Теперь кукла была одета более чем скромно. (10)Блуза с синим матро(с/сс)ким воротником старенькие туфли достаточно серые для того, что(бы) (не)быть белыми. (11)Туфли были надеты на босу ногу. (12)Не подумайте что от этого наряда кукла стала (не)красивой. (13)(На)против он был ей к лицу. (14)Бывают такие замарашки: (с)начала (не)удостоишь их взглядом а потом пр..смотревшись вн..мательнее вид..шь, что такая замарашка милей принце(с/сс)ы.
8. Среди предложений 7–10 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
(1)О(д/т)буш..вала (не)долгая пора з..лотых дождей. (2)Быстро ун..сла она буйными ветрами (разно)цветную л..ству с деревьев.(4) (3)С утре(н,нн)ими заморо(з/с)ками от..шла гр..бная п..ра дост..влявшая деревенским жителям с..рьёзные хлоп..ты. (4)По утрам стало х..лодней из-за лёгкого моро..ца, покрыва..щего ув..дающую траву серебря(н,нн)ой п..леной инея.
(5)Суетливые сороки и сойки всё чаще по..влялись у человеч..ского жилья от..скивая что(нибудь) на обед. (6)Их (не)угомо(н,нн)ая тр..скотня по утрам бе(з/с)поко..ла деревенские задворки. (7)Даже (везде)сущие пеночки державш..еся долгое время в уже полностью оголё(н,нн)ых кронах ра(з/с)кидистых черёмух росших возле дома деда Семёна вдруг (не)ожид..(н,нн)о и(з/с)чезли. (8)Наверное надв..га..щиеся х..лода почу..ствовали и (не)желая с ними встретит..ся пот..нулись на юг. (9)Давно п..кинули дер..венское небо ласточки. (10)(В)след за ними умчались в тёплые края и (быстро)крылые стриж.. . (11)Всё чаще слышна за окошками изб синич..я суета. (12)Соб..рают синиц.. паклю к х..лодам готовят(?)ся.
9. Выполните синтаксический анализ предложения 8.
(1)Руки его всегда находили себе дело. (2)То шин..ль заш..вал редким солдат..ким стежком то тихонько точил топор о гладкий подобра(н/нн)ый у дороги голыш а то просто стр..гал большим самодельным складным нож..м какую(нибудь) чурку. (3)Много таких предметов выстрога(н/нн)ых старшим с..ржантом Николаем Харитоновым гуляло по рукам бойцов в роте сапёров.
(4) В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бето(н/нн)ые укр..пления. (5) А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке он ок..зался среди тех кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. (6) Он вид..л как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. (7) Он вид..л как в это утро (не)таясь (не)отворач..вая лиц рыдали закалё(н/ нн)ые мужестве(н/нн)ые люди ун..чтожая лучшее создание своего ума и рук чтобы (не)оставить его врагу.
(8) Строитель стал солдатом(сапёром) (4).
(по Б. Полевому, 119 слов)
10. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) «Надевай скорее пальто и беги на улицу», — сказала мне сестра.
2) Благодаря принятого решения при строительстве дороги удалось сохранить большую часть леса.
3) Стоя у дверей, мне был ясно слышен их разговор.
4) В первом ряду свободных мест не было.
ОТВЕТЫ
Задание 1
Руки его всегда находили себе дело. То шинель зашивал редким солдатским стежком, то тихонько точил топор о гладкий, подобранный у дороги голыш, а то просто строгал большим самодельным складным ножом какую-нибудь чурку. Много таких предметов, выстроганных старшим сержантом Николаем Харитоновым, гуляло по рукам бойцов в роте сапёров.
В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бетонные укрепления. А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке, он оказался среди тех, кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. Он видел, как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. Он видел, как в это утро, не таясь, не отворачивая лиц, рыдали закалённые, мужественные люди, уничтожая лучшее создание своего ума и рук, чтобы не оставить его врагу.
Строитель стал солдатом-сапёром(4).
Задание 2
Подчинительными словосочетаниями являются 1, 3 и 4.
1) мысленно проплывая — примыкание;
2) подо мною — имя сущ. с предлогом.
3) сказочным чудовищем — согласование;
4) лежать в траве — управление
Задание 3
летопора
Задание 4
То водой зернышко снесёт, то ветром его перекинет.
Ответ: безличное.
Задание 5
(8)Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки и закидывает наживу на середину реки.
Ответ: 8
Задание 6
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения:
2. Уличная детвора, проводившая всё время под открытым небом, сопровождала нас замечаниями.
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова – имени существительного и стоит в середине предложения.
Задание 7
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 14.
(14) Бывают такие замарашки: сначала не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милей принцессы.
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в середине предложения и поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
Задание 8
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: это слово «наверное».
Наверное, надвигающиеся холода почувствовали и, не желая с ними встретиться, потянулись на юг.
2) подбор синонима к вводному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: возможно, видимо.
Могут быть подобраны другие синонимы.
Задание 9
Синтаксический разбор предложения
сущ. глаг. сущ.
Строитель стал солдатом-сапёром.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, нераспространённое, не осложнено.
Грамматическая основа: строитель (подлежащее, выражено существительным) стал солдатом-сапёром (составное именное сказуемое, выражено глаголом-связкой «стал» и существительным «солдатом-сапёром»).
Задание 10
Благодаря принятому решению при строительстве дороги удалось сохранить большую часть леса.
Стоя у дверей, я ясно слышал их разговор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку в 7 классе по повторению изученного в 5-6 классах
Данная работа проводится в начале учебного года, когда заканчиваются уроки повторения изученного в 5-6 классах....

Учебно-методический материал по русскому языку. Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя числительное»
Тексты, в которых необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и записать числительные словами. Можно использовать в качестве диктанта....

Русский язык. 8 класс. Проверочные работы по русскому языку.
Проверочные работы по русскому языку. 8 класс....

Русский язык. 9 класс. Проверочные работы по русскому языку.
Проверочные работы по русскому языку. 9 класс....
Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"
Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"...

