Проверочная работа по русскому языку. 8 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Исмаилова Людмила Закировна

Данная работа позволяет проверить уровень подготовки учащихся и владение учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проверочная работа. 8 класс.31.43 КБ

Предварительный просмотр:

1.   Спишите текст (без номеров предложений), раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

      (1)Руки его всегда находили себе дело. (2)То шин..ль заш..вал редким солдат..ким стежком то тихонько точил топор о гладкий подобра(н/нн)ый у дороги голыш а то просто стр..гал большим самодельным складным нож..м какую(нибудь) чурку. (3)Много таких предметов выстрога(н/нн)ых старшим с..ржантом Николаем Харитоновым гуляло по рукам бойцов в роте сапёров.

(4)В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бето(н/нн)ые укр..пления. (5)А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке он ок..зался среди тех кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. (6)Он вид..л как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. (7)Он вид..л как в это утро (не)таясь (не)отворач..вая лиц рыдали закалё(н/ нн)ые мужестве(н/нн)ые люди ун..чтожая лучшее создание своего ума и рук чтобы (не)оставить его врагу.

(8)Строитель стал солдатом(сапёром) (4).

(по Б. Полевому, 119 слов)

2.   Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них тип подчинительной связи.

     1)  мысленно проплывая

     2)  подо мною

     3)  сказочным чудовищем

     4)  лежать в траве

       (1)Как же хорошо лежать в зелён..й траве на берегу реки. (2)Над наезже(н,нн)ой пыльной дорогой над п..лями плывёт летн..е со..нце. (3)Меня окружает бе(з/с)мерный мир сверка..щий разными красками.

(4)Вдыхаю ар..мат земли и р..стений и наблюдаю, как по колен..чатым стеб..лькам высоких травинок (не)торопливо движ..т..ся насекомые. (5)Над головой к..чают..ся молочно(белые) зол..тые синие цветы. (6)Пр..щур..ваю глаза. (7)Сказоч..ным чудовищ..м с позолоче(н,нн)ыми крыльями проплыва..т надо мной пушистое облако.(4)

(8)Моё во..бражение унос..т меня д..леко над землёй оставляя (в)низу заснеже(н,нн)ые горы голубые моря и (не)проходимые леса серебря(н,нн)ые реки и озёра. (9)Мысле(н,нн)о пролетая над ра(с,сс)т..лавшейся подо мною землёй м..чтаю о будущих увл..кательных путешествиях.

(10)С особе(н,нн)ой силой т..нет меня странс..вовать пожалуй в дни пр..лёта птиц. (11)Име(н,нн)о весной отправляюсь я в самые далёкие путешествия. (12)И всегда увере(н,нн) что они (не)преме(н,нн)о окажут..ся удачными и запом..нающимися.

3.   Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

       (1)Ра(н,нн)ее лето п..ра цв..тения одуванчиков. (2)Я (с)нова иду на любимую нах..дящуюся (не)далеко от дома п..ляну (3)Эта п..ляна полностью з..брызг..(н,нн)а ярко(ж..лтыми) пятнами ра(з/с)пустившихся одуванчиков.(4) (4)В воздух.. л..тают параш..тики от..рвавшиеся от слишком рано о(д/т)цветших солнечных кр..савцев. (5)И всё(же) наиболее кр..сивы одуванчики (не)успевшие пр..вратит..ся в пуш..стые шары.

(6)Моё вн..мание пр..вл..кают (не)только цв..ты. (7)Уд..вительное над г..ловой небо. (8)Ра(з/с)мере(н,нн)о плывущие по нему обл..ка кажет..ся з..вут в дорогу пр..глашают в уд..вительное пут..шествие в мир природы. (9)Cоед..няя взглядом голубое небо и ж..лтое море одуванчиков поп..даю в сказку. (10)Совсем (по)другому см..трю я теперь и на природу и на мир и на себя.

(11)Мысле(н,нн)о рисуя для себя место покоя я слышу в нём только ш..рох травы и ш..пот обл..ков. (12)Таким мир..м (не)возможно (н..)насл..ждат..ся.

4.   Определите вид односоставного предложения 14. Запишите ответ.

      (1)Жизнь природы во всех её пр..явлениях в глазах Николая Матвеича была пр..никнута неи(с/сс)яка..мой красотой. (2)Любой камень и каждая травка и маленький горный ключ..к и каждое дерево  — всё красив.. (по)своему. (3)Перемены погоды по временам года (не)хороши только в селени.. . (4)А в лесу всё и хорошо и красиво и полезно. (5)Дождь и снег и солнце и ветер и холод всё делает свою указа(н/нну)ю работу.

(6)Но больше всего Николай Матвеич любил северную зиму. (7)Вся природа постепе(н/нн)о успокаиваясь засыпала в торжестве(н/нн)ом величи...(4) (8)Всё зам..рл.. и кажется погибл.. исчезл... (9)А между тем где(то) там под саженным слоем снега таит..ся и теплит..ся жизнь (не)пробуждё(н/нн)ая первым весе(н/нн)им луч..м солнца. (10)Горная т..кучая вода разнося кругом жизнь и движение тоже приводила Николая Матвеича в какое(то) сладос..ное ум..ление.

(11)Это уж (веко)вечная работн..ца объяснял он. (12)Она и палый осенний лист стащит и корешки у травки обмо..т и песок снесет (в)низ и зернышки ра(с/сс)адит… (13)Травка же как ходит? (14)То водой зерн..шко снесёт то ветром его перекин..т.

5.   Среди предложений 8–10 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:   [—  и ]. Выпишите номер этого предложения.

           (1)Утро тихое и ясное ош..ломило меня. (2)(Не)широкая но глубокая реч..нка розовая в лучах солнца плещ..тся у самых ног. (3)Легкий ветерок едва колыш..т пр..брежные кусты. (4)Ни шума ни шорохов.

(5)На берегу приютилось (не)сколько удильщиков, которые приехали как выясн..лось из ближайших сел. (6)На пес(ч/щ)а(н/нн)ой отмели возле коряги выброш..нной когда(то) ветром сидит рыбак4. (7)Снасть его (не)затейлива и надежна. (8)Он пр..лаживает на крюч..к кусоч..к сырой раковой шейки и закидывает наживу на середину реки. (9)Грузик у него, как я заметил, (по)тяж..лее обыкновенного. (10)Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложит(?)ся на дно и вода её хорошо обт..кает не сдв..гая с места. (11)Впрочем здесь почти не ощущается течение.

(12)Закинув удочки рыболов наст..раж..вается и (в)течени.. некоторого врем..ни (не)отрывно смотрит на гибкий прутик воткнутый в песок. (13)Но вот прутик нач..нает дергат(?)ся и трястись и (в)скоре на песке тр..пещ..т несколько рыбёшек окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.

(14)Рыбалка конечно удивительная вещь!

6.   Среди предложений 1–3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

        (1)До ш..сти лет мир нашего де(тс/ц)тва заключался по пр..имуществу в стенах дома, зимой мы с..дели в комн..тах поч..ти безвых..дно, летом играли в сад..ке, а на улицу мы были отпуще(н,нн)ы п..гулять под строгим надзором няни. (2)Улич..ная д..твора пров..дивш..я всё время под открыт..м небом сопр..вождала нас язвительными зам..чаниями.(4) 

(3)Потом нам отд..(н,нн)ы были двор сад и огород, что (в)месте сост..вляло больш..е пространство, прич..м каждое время года пр..носило свои де(тс/ц)кие уд..вольствия. (4)С ра(н,нн)ей весны нач..налась р..бота: шли пр..готовления парн..ков и ог..рода. (5)Ра(з/с)пускались бл..гоухая ч..рёмуха см..родина в нашем сад..ке. (6)Были и свои любимц.. например пион пр..несё(н,нн)ый с гор. (7)(По)уральски пион называет..ся «мар..иным корнем». (8)Я особе(н,нн)о любил этот цв..ток к..завшийся каким(то) т..инстве(н,нн)ым гостем. (9)Я (не)мог себе представить, что(бы) в лесу р..сли такие пышные цветы.

(10)Ещё были принесё(н/нн)ые с гор прекрас(?)ные пёстрые лилии, которые обыкнове(н/нн)о разводят(?)ся в оранжереях. (11)Они на Урале называются «саранками». (12)Оказывается их луковицы едят.

7.   Среди предложений 12–14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

       (1)Кукла вышла (из)за перегородки. (2)Она улыбалась накл..нив (на)бок ра..трёпа(н/нн)ую голову(4). (3)Волосы у неё были такого цвета как перья у маленьких серых птичек. (4)Серые глаза весело и задорн.. бл..стели. (5)Сейчас она казалась серьёзной и вн..мательной. (6)От её печали (не)осталось и следа! (7)Напротив сказали бы, что это шалунья пр..тв..ряющаяся скромницей.

(8)Куда же девалось её прежнее вел..колепное платье весь этот розовый ш(ё/о)лк золотые розы кружева блёстки сказочный наряд, делающий девочку похожей если не на принце(с/сс)у то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? (9)Теперь кукла была одета более чем скромно. (10)Блуза с синим матро(с/сс)ким воротником старенькие туфли достаточно серые для того, что(бы) (не)быть белыми. (11)Туфли были надеты на босу ногу. (12)Не подумайте что от этого наряда кукла стала (не)красивой. (13)(На)против он был ей к лицу. (14)Бывают такие замарашки: (с)начала (не)удостоишь их взглядом а потом пр..смотревшись вн..мательнее вид..шь, что такая замарашка милей принце(с/сс)ы.

8.   Среди предложений 7–10 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

      (1)О(д/т)буш..вала (не)долгая пора з..лотых дождей. (2)Быстро ун..сла она буйными ветрами (разно)цветную л..ству с деревьев.(4) (3)С утре(н,нн)ими заморо(з/с)ками от..шла гр..бная п..ра дост..влявшая деревенским жителям с..рьёзные хлоп..ты. (4)По утрам стало х..лодней из-за лёгкого моро..ца, покрыва..щего ув..дающую траву серебря(н,нн)ой п..леной инея.

(5)Суетливые сороки и сойки всё чаще по..влялись у человеч..ского жилья от..скивая что(нибудь) на обед. (6)Их (не)угомо(н,нн)ая тр..скотня по утрам бе(з/с)поко..ла деревенские задворки. (7)Даже (везде)сущие пеночки державш..еся долгое время в уже полностью оголё(н,нн)ых кронах ра(з/с)кидистых черёмух росших возле дома деда Семёна вдруг (не)ожид..(н,нн)о и(з/с)чезли. (8)Наверное надв..га..щиеся х..лода почу..ствовали и (не)желая с ними встретит..ся пот..нулись на юг. (9)Давно п..кинули дер..венское небо ласточки. (10)(В)след за ними умчались в тёплые края и (быстро)крылые стриж.. . (11)Всё чаще слышна за окошками изб синич..я суета. (12)Соб..рают синиц.. паклю к х..лодам готовят(?)ся.

9.   Выполните синтаксический анализ предложения 8.

     (1)Руки его всегда находили себе дело. (2)То шин..ль заш..вал редким солдат..ким стежком то тихонько точил топор о гладкий подобра(н/нн)ый у дороги голыш а то просто стр..гал большим самодельным складным нож..м какую(нибудь) чурку. (3)Много таких предметов выстрога(н/нн)ых старшим с..ржантом Николаем Харитоновым гуляло по рукам бойцов в роте сапёров.

(4) В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бето(н/нн)ые укр..пления. (5) А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке он ок..зался среди тех кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. (6) Он вид..л как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. (7) Он вид..л как в это утро (не)таясь (не)отворач..вая лиц рыдали закалё(н/ нн)ые мужестве(н/нн)ые люди ун..чтожая лучшее создание своего ума и рук чтобы (не)оставить его врагу.

(8) Строитель стал солдатом(сапёром) (4).

                                                                                                        (по Б. Полевому, 119 слов)

10.   Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) «Надевай скорее пальто и беги на улицу», — сказала мне сестра.

2)  Благодаря принятого решения при строительстве дороги удалось сохранить большую часть леса.

3)  Стоя у дверей, мне был ясно слышен их разговор.

4)  В первом ряду свободных мест не было.

ОТВЕТЫ

Задание 1

Руки его всегда находили себе дело. То шинель зашивал редким солдатским стежком, то тихонько точил топор о гладкий, подобранный у дороги голыш, а то просто строгал большим самодельным складным ножом какую-нибудь чурку. Много таких предметов, выстроганных старшим сержантом Николаем Харитоновым, гуляло по рукам бойцов в роте сапёров.

В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бетонные укрепления. А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке, он оказался среди тех, кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. Он видел, как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. Он видел, как в это утро, не таясь, не отворачивая лиц, рыдали закалённые, мужественные люди, уничтожая лучшее создание своего ума и рук, чтобы не оставить его врагу.

Строитель стал солдатом-сапёром(4).

Задание 2

Подчинительными словосочетаниями являются 1, 3 и 4.

1)  мысленно проплывая  — примыкание;

2)  подо мною  — имя сущ. с предлогом.

3)  сказочным чудовищем  — согласование;

4)  лежать в траве  — управление

Задание 3

летопора

Задание 4

То водой зернышко снесёт, то ветром его перекинет.

Ответ: безличное.

Задание 5

(8)Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки и закидывает наживу на середину реки.    

Ответ: 8

Задание 6

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  распознавание предложения:

2. Уличная детвора, проводившая всё время под открытым небом, сопровождала нас замечаниями.

2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова – имени существительного и стоит в середине предложения.

Задание 7

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  распознавание предложения: 14.

(14) Бывают такие замарашки: сначала не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милей принцессы.

2)  обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в середине предложения и поэтому выделяется с двух сторон запятыми.

Задание 8

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  определение вводного слова: это слово «наверное».

Наверное, надвигающиеся холода почувствовали и, не желая с ними встретиться, потянулись на юг.

2)  подбор синонима к вводному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: возможно, видимо.

Могут быть подобраны другие синонимы.

Задание 9

Синтаксический разбор предложения

сущ.            глаг.     сущ.

Строитель стал солдатом-сапёром.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, нераспространённое, не осложнено.

Грамматическая основа: строитель (подлежащее, выражено существительным) стал солдатом-сапёром (составное именное сказуемое, выражено глаголом-связкой «стал» и существительным «солдатом-сапёром»).

Задание 10

Благодаря принятому решению при строительстве дороги удалось сохранить большую часть леса.

Стоя у дверей, я ясно слышал их разговор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочные работы по русскому языку в 8 классе

Виды односоставных предложений...

Проверочная работа по русскому языку в 7 классе по повторению изученного в 5-6 классах

Данная работа проводится в начале учебного года, когда заканчиваются уроки повторения изученного в 5-6 классах....

Учебно-методический материал по русскому языку. Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя числительное»

Тексты, в которых необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и записать числительные словами. Можно использовать в качестве диктанта....

Русский язык. 8 класс. Проверочные работы по русскому языку.

Проверочные работы по русскому языку. 8 класс....

Русский язык. 9 класс. Проверочные работы по русскому языку.

Проверочные работы по русскому языку. 9 класс....

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"...