Конспект урока "Предлог как служебная часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Цель - познакомить учащихся с предлогом как служебной частью речи.
Задачи:
формировать понятие о предлоге как служебной части речи; показать разнообразие отношений, которые выражают предлоги;
развивать индивидуальные способности учащихся;
развивать аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю; обогащать активный лексический запас, совершенствовать речевую компетентность; воспитывать коммуникативную культуру учащихся, самостоятельность;
формировать интерес к изучению русского языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 Б классе
Тема - Предлог как служебная часть речи.
Цель - познакомить учащихся с предлогом как служебной частью речи.
Задачи:
формировать понятие о предлоге как служебной части речи; показать разнообразие отношений, которые выражают предлоги;
развивать индивидуальные способности учащихся;
развивать аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю; обогащать активный лексический запас, совершенствовать речевую компетентность; воспитывать коммуникативную культуру учащихся, самостоятельность;
формировать интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
I. Организация учебного процесса
- Сегодня мы обогатим свои знания об уже известной нам части речи. Но начнем урок с повторения темы «Наречие».
II. Актуализация знаний
«Улей» - по 3 тестовых задания 3-х уровней, подготовленные учащимися
1 уровень
1 задание
Пользуясь справкой, вставь в «слепой» текст наречия.
Куртки ___________ , Шли ___________ –
Шапки ___________ – Просто ___________ ,
Шли ___________ ___________ и ___________ ,
В первый теплый день А потом ___________
(Стихотворение С.Я.Маршака «Друзья-товарищи»)
Справка: (на)зад, (куда)попало, прям(а,о), (на)распашку, (на)прав(а,о), (на)бекрень, (на)угад, (куда)попало.
2 задание
Подберите к наречиям синонимы с «не», затем антонимы.
Наречия | Синонимы | Антонимы |
Медленно | Небыстро | Быстро |
Тихо | ||
Много | ||
Неразумно | ||
Плохо |
3 задание
Замените фразеологизмы наречиями:
спит как убитый -
скакать во весь опор -
кричать во все горло, во всю Ивановскую –
знать как свои пять пальцев –
яблоку негде упасть -
хоть глаз выколи -
кот наплакал; раз, два - и обчелся –
чуть свет, ни свет ни заря -
рукой подать -
из рук вон, никуда не годится -
2 уровень
1 задание
Вместо «окон» вставьте наречия, пользуйтесь словами для справки.
1. В сердце льстец __________ отыщет уголок.
2. А ларчик __________ открывался.
3. __________ соврешь – __________ тебе не поверят.
4. У сильного __________ бессильный виноват.
5. Кто хочет __________ знать, тому надо __________ спать.
Слова для справки: сегодня, всегда, мало, завтра, просто, много, всегда.
2 задание
Напишите дефис там, где он необходим:
Светило (по)зимнему; (кое)где; бок(о)бок; откуда(то); видимо(невидимо); (по)вашему мнению; сделаем (по)вашему; сколько(то); точь(в)точь; (по)совести; (по)двое; (во)вторых.
3 задание
Укажите слова, называющие признак действия:
Чтение вслух.
Читать вслух.
Бежать трусцой.
Бег трусцой.
3 уровень
1 задание
Какие слова являются наречиями?
Третий, тройка, трижды, три, завтрак, завтра, завтрашний, позавтракав, просто, простой, проще.
2 задание
Какие из характеристик относятся к наречию?
Наречие - самостоятельная часть речи.
Наречие - служебная часть речи.
Наречие - изменяемая часть речи.
Наречие - неизменяемая часть речи.
Наречие может обозначать действие предмета.
Наречие может обозначать признак действия.
3 задание
Расставьте а и о в наречиях:
Горяч_, ещ_, свеж_, направ_, издавн_, дотемн_, насух_, исправн_.
III. Усвоение новых знаний
- Сообщение темы урока, редактирование предложения, синтаксический разбор
Предложение без предлогов:
… облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а … зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.
- В этом предложении пропущены два слова одной части речи. Попробуйте восстановить его. Слова какой части речи помогли нам? Что вы помните о предлогах?
- Презентация по теме «Предлог» (определение, этимология) - Рогова Валерия.
3. Синтаксический разбор предложения
Давайте теперь, зная правило, выполним синтаксический разбор предложения и определим роль предлогов.
4. Дифференцированное задание
с.157, упражнение 365 + карточки.
№ 1
Выпишите словосочетания, в которых подчинение зависимого слова (существительного или местоимения) главному оформлено с помощью окончания и предлога. Предлог подчеркните, окончание выделите.
Я стоял на вершине пологого холма; передо мной то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Около меня солнце еще светило горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
№2
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните предлоги и укажите падежи управляемых слов, стоящих с этими предлогами.
Было то время, когда в сельской работе наступает короткая передышка перед началом ежегодно повторяющ...йся и ежегодно вызывающ...и все силы народа уборки. Урожай был прекра…ный, и стояли ясные, жаркие летние дни с росистыми короткими ночами.
Братья должны были проехать через лес, чтобы под...ехать к лугам.
№3
Выпишите словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога. Обозначьте главное слово, окончание и предлог.
В…поминать полёт; в…поминать о полёт…; гов…рить ему, гов…рить (с)ним; наблюда…м восход солнца, наблюда…м за облаками; смотр…м в и(л,лл)юминатор, любу…мся пейзаж…м; произве…тип оса…ку, окончить полёт; пр…ставить трап, спустит…ся по трапу.
Проверка упражнения коллективно с помощью слайда.
IV. Развитие речи – употребление предлогов
1. Сценка
- Куда ты поедешь отдыхать летом?
- Мы с родителями едем в Москву.
- А мы – на Кавказ.
- А нас бабушка пригласила к себе в деревню.
- Я мечтаю поехать на море.
Подходит
- Хотите, я задам вам вопрос по русскому языку?
- Ну, задавай.
- Вот вы говорили, куда поедете отдыхать: в Крым, на Кавказ, в деревню, на море. Обратили внимание, что при одних словах употребляется предлог в, а при других – на?
- Можно ли узнать, когда употребляется предлог на, а когда – в?
- Как привыкли говорить, так и говорят…
- Ты прав. Все эти сочетания закреплены за традицией. Но есть правило, которым можно пользоваться. Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с, поэтому если мы говорим на почту, на участок, на Дальний Восток, то нужно сказать с почты, с участка, с Дальнего Востока, а если говорим в Москву, в Белоруссию, в учреждение, то нужно сказать из Москвы, из Белоруссии, из учреждения.
- Теперь понятна ошибка, которую допускают многие люди, когда говорят «приехал с Караганды, пришел со школы»! Если мы говорим в школу, то противоположным предлогом должен быть из – из школы!
- Замечательное правило!
2. «Лови ошибку» - работа в группах, коллективная проверка с помощью слайдов
А) Прийти со школы; капли от успокоения нервов; жидкость от дезинфекции; таблетки для бессонницы; гимнастика от укрепления организма.
Б) Порошок для головной боли; приехать с города; мазь для укусов комаров; уверенность в победу; доказывать о своей правоте.
В) Поделитесь о своих впечатлениях; подтвердите о том, что вы участвуете в акции; оплатите за проезд; делиться о своих достижениях; разъяснять о правилах поведения.
3. Мини-проект «Предлоги в русском, казахском и английском языках», звучание обиходных фраз, подготовка памяток-разговорников на трех языках.
VI. Усвоение новых знаний
1. Презентация по теме «Предлог» (виды предлогов по значению) - Кенжебаева Камила
2. Работа по учебнику
Виды предлогов по значению – с.159, упражнение 369 коллективная работа
Пространственное значение:
Жить при станции, общаться вне дома, добежать до финиша, стоять перед окном, читать за столом.
Временное значение:
Зайти после матча, заглянуть на минутку, привезти в два часа.
Целевое значение:
Пойти за другом, смотреть на закат.
Причинное значение:
Не спать из-за ветра, задержаться из-за неисправности машины, ошибиться по невнимательности, отсутствовать по болезни, встретиться благодаря брату.
V. Рефлексия
1. Составление синквейна «Предлог»
1 строка – одно ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительное).
2 строка - два прилагательных или причастия, описывающих тему.
3 строка - три глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из четырех слов, показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
2. Дифференцированное домашнее задание
с.158, упр. 367; с.159, упр. 370; с.160, упр. 371.
3. Компьютерное тестирование
- Укажите неверное высказывание:
А) предлог связывает однородные члены предложения;
Б) предлоги не имеют лексического значения;
В) предлоги – неизменяемые слова.
- Укажите словосочетание с предлогом:
А) распустились под окном;
Б) красиво, но дорого;
В) не было никого.
- В каком из словосочетаний необходим предлог с (со)?
А) прийти …библиотеки;
Б) уйти …завода;
В) возвратиться …школы.
- Укажите неверное высказывание:
А) предлог не является членом предложения, но входит в состав членов предложения;
Б) некоторые предлоги могут употребляться с несколькими падежами;
В) предлоги вносят в речь эмоциональные оттенки.
- В каком словосочетании надо употребить предлог из?
А) вернуться …реки;
Б) вернуться …магазина;
В) вернуться …улицы.
- Укажите предложение с неправильным употреблением предлога:
А) Мы оплатили за покупку и вышли из магазина.
Б) В учебнике по истории я прочел о восстании крестьян.
В) Сегодня на уроке мы говорили о предлогах.
- Укажите ошибку: «Вместе с самостоятельными частями речи (существительными, местоимениями, числительными), точнее, с их окончаниями, предлоги передают общие значения»
А) объектные;
Б) причинные;
В) личные.
- Общее грамматическое значение предлогов
А) обозначает признак признака;
Б) связывает простые предложения в составе сложного;
В) выражает связи и отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

