Конспект урока "Предлог как служебная часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Цель - познакомить учащихся с предлогом как служебной частью речи.

Задачи:

формировать понятие о предлоге как служебной части речи; показать разнообразие отношений, которые выражают предлоги;

развивать индивидуальные способности учащихся;

развивать аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю; обогащать активный лексический запас, совершенствовать речевую компетентность; воспитывать коммуникативную культуру учащихся, самостоятельность;

формировать интерес к изучению русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse.odt35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 Б классе

Тема - Предлог как служебная часть речи.

Цель - познакомить учащихся с предлогом как служебной частью речи.

Задачи: 

формировать понятие о предлоге как служебной части речи; показать разнообразие отношений, которые выражают предлоги;

развивать индивидуальные способности учащихся;

развивать аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю; обогащать активный лексический запас, совершенствовать речевую компетентность; воспитывать коммуникативную культуру учащихся,  самостоятельность;

формировать интерес к изучению русского языка.

Ход урока:

I. Организация учебного процесса

- Сегодня мы обогатим свои знания об уже известной нам части речи. Но начнем урок с повторения темы «Наречие».

II. Актуализация знаний

«Улей» - по 3 тестовых задания 3-х уровней, подготовленные учащимися

1 уровень

1 задание

  Пользуясь справкой, вставь в «слепой» текст наречия.  

Куртки  ___________ ,                      Шли ___________ –

Шапки ___________ –                      Просто ___________ ,

Шли ___________                             ___________ и ___________ ,

В первый теплый день                    А потом ___________

(Стихотворение С.Я.Маршака «Друзья-товарищи»)

Справка: (на)зад, (куда)попало, прям(а,о), (на)распашку, (на)прав(а,о), (на)бекрень, (на)угад, (куда)попало.

2 задание

Подберите к наречиям синонимы с «не», затем антонимы.                

Наречия

Синонимы

Антонимы

Медленно

Небыстро

Быстро

Тихо

Много        

Неразумно

Плохо        

3 задание

Замените фразеологизмы наречиями:

спит как убитый -

скакать во весь опор -

кричать во все горло, во всю Ивановскую –

знать как свои пять пальцев –

яблоку негде упасть -

хоть глаз выколи -

кот наплакал; раз, два - и обчелся –

чуть свет, ни свет ни заря -

рукой подать -

из рук вон, никуда не годится -        

2 уровень

1 задание

Вместо «окон» вставьте  наречия, пользуйтесь словами для справки.

1.  В сердце льстец __________ отыщет уголок.

 2.  А ларчик __________ открывался.

 3.  __________ соврешь – __________ тебе не поверят.

 4.  У сильного __________ бессильный виноват.

 5.  Кто хочет __________ знать, тому надо __________ спать.

Слова для справки: сегодня, всегда, мало, завтра, просто, много, всегда.

2 задание

Напишите дефис там, где он необходим:

Светило (по)зимнему; (кое)где; бок(о)бок; откуда(то); видимо(невидимо); (по)вашему мнению; сделаем (по)вашему; сколько(то); точь(в)точь; (по)совести; (по)двое; (во)вторых.

3 задание

Укажите слова, называющие признак действия:

Чтение вслух.

Читать вслух.

Бежать трусцой.

Бег трусцой.

3 уровень

1 задание

Какие слова являются наречиями?

Третий, тройка, трижды, три, завтрак, завтра, завтрашний, позавтракав, просто, простой, проще.

2 задание

Какие из характеристик относятся к наречию?

Наречие - самостоятельная часть речи.

Наречие - служебная часть речи.

Наречие - изменяемая часть речи.

Наречие - неизменяемая часть речи.

Наречие может обозначать действие предмета.

Наречие может обозначать признак действия.

3 задание

Расставьте а и о в наречиях:

Горяч_, ещ_, свеж_, направ_, издавн_, дотемн_, насух_, исправн_.

III. Усвоение новых знаний

  1. Сообщение темы урока, редактирование предложения, синтаксический разбор

Предложение без предлогов:

… облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а … зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи. 

- В этом предложении пропущены два слова одной части  речи. Попробуйте восстановить его. Слова какой части речи помогли нам? Что вы помните о предлогах?

  1. Презентация по теме «Предлог» (определение, этимология) - Рогова Валерия.

3.   Синтаксический разбор предложения

Давайте теперь, зная правило, выполним синтаксический разбор предложения и определим роль предлогов.

      4.   Дифференцированное задание

      с.157, упражнение 365 + карточки.

№ 1

Выпишите словосочетания, в которых подчинение зависимого слова (существительного или местоимения) главному оформлено с помощью окончания и предлога. Предлог подчеркните, окончание выделите.

Я стоял на вершине пологого холма; передо мной то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Около меня солнце еще светило горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

№2

Спишите, вставляя пропущенные буквы.  Подчеркните предлоги и укажите падежи управляемых слов, стоящих с этими предлогами.

Было то время, когда в сельской работе наступает короткая передышка перед началом ежегодно повторяющ...йся и ежегодно вызывающ...и все силы народа уборки. Урожай был прекра…ный, и стояли ясные, жаркие летние дни с росистыми короткими ночами.

Братья должны были проехать через лес, чтобы под...ехать к лугам.

№3

Выпишите словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога. Обозначьте главное слово, окончание и предлог.

В…поминать полёт; в…поминать о полёт…; гов…рить ему, гов…рить (с)ним; наблюда…м восход солнца, наблюда…м за облаками; смотр…м в и(л,лл)юминатор, любу…мся пейзаж…м; произве…тип оса…ку, окончить полёт; пр…ставить трап, спустит…ся по трапу.

 Проверка упражнения коллективно с помощью слайда.

IV.  Развитие речи – употребление предлогов

1. Сценка

 - Куда ты поедешь отдыхать летом?

- Мы с родителями едем в Москву.

- А мы – на Кавказ.

- А нас бабушка пригласила к себе в деревню.

- Я мечтаю поехать на море.

Подходит

- Хотите, я задам вам вопрос по русскому языку?

- Ну, задавай.

- Вот вы говорили, куда поедете отдыхать: в Крым, на Кавказ, в деревню, на море. Обратили внимание, что при одних словах употребляется предлог в, а при других – на?

- Можно ли узнать, когда употребляется предлог на, а когда – в?

- Как привыкли говорить, так и говорят…

- Ты прав. Все эти сочетания закреплены за традицией. Но есть правило, которым можно пользоваться. Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с, поэтому если мы говорим на почту, на участок, на Дальний Восток, то нужно сказать с почты, с участка, с Дальнего Востока, а если говорим в Москву, в Белоруссию, в учреждение, то нужно сказать из Москвы, из Белоруссии, из учреждения.

- Теперь понятна ошибка, которую допускают многие люди, когда говорят «приехал с Караганды, пришел со школы»! Если мы говорим в школу, то противоположным предлогом должен быть из – из школы!

- Замечательное правило!

2. «Лови ошибку» - работа в группах, коллективная проверка с помощью слайдов

А)  Прийти со школы; капли от успокоения нервов; жидкость от дезинфекции; таблетки для бессонницы; гимнастика от укрепления организма.

Б) Порошок для головной боли; приехать с города; мазь для укусов комаров; уверенность в победу; доказывать о своей правоте.

В) Поделитесь о своих впечатлениях; подтвердите о том, что вы участвуете в акции; оплатите за проезд; делиться о своих достижениях; разъяснять о правилах поведения.

3. Мини-проект «Предлоги в русском, казахском и английском языках», звучание обиходных фраз, подготовка памяток-разговорников на трех языках.

VI. Усвоение новых знаний

1. Презентация по теме «Предлог» (виды предлогов по значению) - Кенжебаева Камила

2. Работа по учебнику

Виды предлогов по значению – с.159, упражнение 369 коллективная работа

Пространственное значение:

Жить при станции, общаться вне дома, добежать до финиша, стоять перед окном, читать за столом.

Временное значение:

Зайти после матча, заглянуть на минутку, привезти в два часа.

Целевое значение:

Пойти за другом, смотреть на закат.

Причинное значение:

Не спать из-за ветра, задержаться из-за неисправности машины, ошибиться по невнимательности, отсутствовать по болезни, встретиться благодаря брату.

V. Рефлексия

1. Составление синквейна «Предлог»

1 строка – одно ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительное).

2 строка - два прилагательных или причастия, описывающих тему.

3 строка - три глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из четырех слов, показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

2. Дифференцированное домашнее задание

с.158, упр. 367; с.159, упр. 370; с.160, упр. 371.

3. Компьютерное тестирование 

  1. Укажите неверное высказывание:

А) предлог связывает однородные члены предложения;

Б) предлоги не имеют лексического значения;

В) предлоги – неизменяемые слова.

  1. Укажите словосочетание с предлогом:

А) распустились под окном;

Б) красиво, но дорого;

В) не было никого.

  1. В каком из словосочетаний необходим предлог с (со)?

А) прийти …библиотеки;

Б) уйти …завода;

В) возвратиться …школы.

  1. Укажите неверное высказывание:

А) предлог не является членом предложения, но входит в состав членов предложения;

Б) некоторые предлоги могут употребляться с несколькими падежами;

В) предлоги вносят в речь эмоциональные оттенки.

  1. В каком словосочетании надо употребить предлог из?

А) вернуться …реки;

Б) вернуться …магазина;

В) вернуться …улицы.

  1. Укажите предложение с неправильным употреблением предлога:

А) Мы оплатили за покупку и вышли из магазина.

Б) В учебнике по истории я прочел о восстании крестьян.

В) Сегодня на уроке мы говорили о предлогах.

  1. Укажите ошибку: «Вместе с самостоятельными частями речи (существительными, местоимениями, числительными), точнее, с их окончаниями, предлоги передают общие значения»

А) объектные;

Б) причинные;

В) личные.

  1. Общее грамматическое значение предлогов

А) обозначает признак признака;

Б) связывает простые предложения в составе сложного;

В) выражает связи и отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока "Роль служебных частей речи"

Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...