Морфологический разбор категории состояния
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок по теме "Морфологический разбор категории состояния"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 50._morfologicheskiy_razbor_kategorii_sostoyaniya.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 89

Комарова Е.В.

Тема: Морфологический разбор категории состояния

Тип урока: закрепление пройденного и изучение нового материала

Цели:

Образовательные: закрепить представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных; научить морфологическому разбору категории состояния.

Развивающие: развивать умение производить морфологический разбор.

Воспитательные: воспитывать интерес к морфологии русского языка. Умение пользоваться технологиями и методами: коммуникативными, метод критического мышления).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II Актуализация изученного

1)Проверка домашнего задания (упр.319, правило)

2)Упражнение на выбор правильного варианта (с объяснением). Использование презентации. Объяснение правописания некоторых примеров.

1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.

1) Крестовников держался СПОКОЙНО, словно подрывать лавины было для него привычным делом.

2) В полумраке комнаты было СПОКОЙНО, уютно.

3) Дым от костра поднимался СПОКОЙНО кверху.

4) Море было сравнительно СПОКОЙНО, только короткие порывы ветра неожиданно набегали то спереди, то сзади и мешали грести.

2. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.

1) За дальностью расстояния волн не было видно, и только по белой кайме у берега можно было догадаться, что море НЕСПОКОЙНО.

2) Вечером собаки вели себя НЕСПОКОЙНО.

3) В городе было НЕСПОКОЙНО.

4) Дженни НЕСПОКОЙНО спалось остаток ночи.

3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.

1) Было УДИВИТЕЛЬНО, что в такую погоду сапоги капитана оставались сухими и блестящими.

2) С утра погода была УДИВИТЕЛЬНО тихая.

3) Время шло УДИВИТЕЛЬНО медленно.

4) Лицо было мальчишеское, УДИВИТЕЛЬНО худое и скуластое.

#1059;кажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.

1) Нюра отстала от подруг, и светлый сарафанчик её ОДИНОКО мелькал за деревьями.

2) Выстрел прогремел ОДИНОКО и сухо.

3) ОДИНОКО и сиротливо стоит железнодорожная станция.

4) На душе было ОДИНОКО и тоскливо.

Ответы: 1-2, 2-3, 3-1, 4-4

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Познавательные УУД

Группировать, выделять основные классификации.

III Наблюдение (открытие новых знаний)

1)Обращение к параграфу 50.

Порядок морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологический признак: неизменяемость.
  3. Синтаксическая роль.

Разбор образца из учебника с комментированием.

Познавательные УУД

#1042;ыделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу, схему), соотносить информацию, представленную в разных формах.

IV Развитие орфографических и речевых умений

Упр. 321 Произвести морфологический разбор слов категории состояния.

Пример у доски. Два разбора у доски учениками (остальные в тетрадях), два самостоятельно в тетрадях с дальнейшей проверкой.

Тревожно – категория состояния.

I (каково?) тревожно; состояние человека

II. Неизм.

III. Тревожно

Боязно – категория состояния.

I.(каково?) боязно; состояние человека.

II. Неизм.

III Боязно

Бодро – категория состояния.

I. (каково было?) бодро – состояние человека.

II. Неизм.

III. Бодро

Душно – категория состояния.

I.(стало каково?) душно – состояние природы.

#1053;еизм.

III.Душно

Упр.320 Перепишите, расставляя пропущенные запятые. Какие слова обозначают состояние природы, какие – придают оттенок возможности? Морфологический разбор слова торжественно.

#1042; Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и

тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти за

километр. 2. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные

болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие избы

лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под

всеми широтами звезды.

Слова, обозначающие состояние природы: торжественно, тихо.

Слова, придающие высказыванию оттенок возможности: можно увидеть.

Коммуникативные УУД

1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Строить работу на основе алгоритма, правила.

3. Осуществлять познавательную рефлексию

Дополнительное задание

Сравните предложения.

Водород легче воздуха. Больной стал легче дышать. Больному стало легче.

1)Что общего у этих предложений? (Слово легче.)

2)Как называются эти слова? (Это формы сравнения.)

3)Докажите, что это омонимы, а не одно и то же слово. Какой путь вы предложите?

4)Сделайте вывод по результатам наблюдений.

V Итог урока.

- Ребята, все ли было понятно?

- Есть ли трудности при проведении морфологического разбора?

- Сколько уровней разбора категории состояния?

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

VI Домашнее задание.

1)Выучить порядок разбора категории состояния.

2)Упр. 314 (Раскрыть скобки, употребить глаголы в той форме, которая представляет действие или состояние независимо от действующего лица) + провести морфологический разбор всех слов категории состояния.

3)Дополнительное упражнение 323 (составить таблицу «Самостоятельные части речи в русском и других языках (английском, немецком, французском и др).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя  существительное"....

Урок для 7 класса. Морфологический разбор слов категории состояния

Урок для 7 класса. Морфологический разбор слов категории состояния...

Морфологические признаки глагола(раздаточные таблицы) и план морфологического разбора глагола

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся....

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....

План морфологического разбора причастия (по требованиям ВПР) с образцом разбора

Презентация позволит выполнить  первичный морфологический разбор причастия по требованиям ВПР...