Международный день родного языка
классный час по русскому языку (8 класс)
Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
Россия – многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?
Мы можем услышать армянский, белорусский, грузинский, казахский, татарский, мордовский, чувашский, русский и многие другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.32 МБ | |
| 729.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.
Заповеди речевого этикета 1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь. 2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения. 3. Уважай собеседника, не перебивай его. 4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться 5. Говори просто, четко, понятно. 6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее. 7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
Крылатые выражения Прикусить язык. Оказаться у разбитого корыта. Зарубить на носу. Чесать языком. Делать из мухи слона. Белая ворона. Мастер на все руки Куры не клюют Вставлять палки в колёса В час по чайной ложке ( замолчать) (остаться ни с чем). ( запомнить) (болтать) ( преувеличивать) ( о лишнем человеке) (умелец) (много) (мешать) ( мало)
«Назовите фамилии» Михаил Васильевич Сергей Иванович Александр Сергеевич Сергей Владимирович Лев Николаевич Иван Андреевич
«Как у нас?» «Англичане говорят о таких людях «как две горошины», шведы – «как две ягоды», немцы и чехи – «как яйцо и яйцо». А что говорят русские? «Англичане говорят о таком человеке, что «он живет в клевере», немцы – что «он сидит, как личинка (червячок) в сале», а французы – «как петух в тесте». Подберите русский вариант поговорки. «Англичане знают что-либо «как кисть своей руки», а французы и немцы – «как собственный карман». А русские – как?
Заповеди речевого этикета 1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь. 2.Помни , что вежливость - основа речевого поведения. 3. Уважай собеседника, не перебивай его. 4.Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться 5. Говори просто, четко, понятно. 6.Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее. 7.Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Международный день родного языка
Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
Россия – многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?
Мы можем услышать армянский, белорусский, грузинский, казахский, татарский, мордовский, чувашский, русский и многие другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
Любите ли вы русский язык?
Соедините пальчики в виде сердечка. Что вы выражаете этим жестом? (Любовь). Не всегда человек может объясниться с помощью слов, тогда он прибегает к помощи жестов.
Разминка.
Покажите при помощи жестов
ИДИ СЮДА! ТУДА! Я говорю неправду! СТОП! БРАВО! ТСС!
Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.
Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой? Заповеди речевого этикета
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
1.Задание «Что это значит?».
Объясните одним словом.
- в час по чайной ложке (мало)
- вставлять палки в колеса (мешать)
- куры не клюют (много)
- зарубить на носу (запомнить)
- мастер на все руки (умелец)
- делать из мухи слона(преувеличивать).
- Прикусить язык. (Замолчать)
- Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)
- Чесать языком. (болтать)
- Белая ворона. (о лишнем человеке)
2.Задание «Вспомни и дополни».
Вам даны пословицы, в них не хватает одного слова, вам нужно восстановить целостность пословицы, но не просто вписать это слово, а выбрать и показать предмет, обозначающий это слово среди картинок на вашем столе.
На чужой ____________ рот не разевай! (каравай)
Новая _____________ по-новому метет. (метла)
Не плюй в __________, из которого пьешь. (колодец)
Первый _______________- всегда комом! (блин)
Не _____________ шит! (лыко)
Нашла _______ на камень! (коса)
Любишь кататься, люби и ___________ возить.(саночки)
Время вышло, давайте проверять. Как вы могли заметить, многие из этих предметов вышли из обихода и слова, их обозначающие почти не используются. Как мы называем эти группы слов? Дети отвечают (историзмы, архаизмы). Важно помнить эти слова, ведь они являются частью истории нашего родного языка.
3. Задание «Игра на внимание». Если я называю имя существительное в ед.ч. Вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. – поднимаете руки вверх и трясёте пальцами. (Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры и т.д.) А теперь я называю слово в ед. числе, а вы должны назвать его во мн.ч.
Цветок - … , железо - … , хлопок - … , глаз - … , озеро - … , дом - … , зверь - … , молодёжь - …, ухо -…, лоб - …, день - …, печенье -…
4. Задание. «Конкурс скороговорок» (произнести скороговорку чётко, быстро и выразительно):
1. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
2. Осип охрип, Архип осип.
3. По семеро в сани уселись сами.
4. Свиристель свиристит свирелью.
5. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
6. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
5 Задание. «Назовите фамилии» (вспомнить и назвать фамилии выдающихся людей, внесших свой вклад в развитие языка):
Михаил Васильевич Ломоносов Александр Сергеевич Пушкин Лев Николаевич Толстой
Сергей Иванович Ожегов Сергей Владимирович Михалков Иван Андреевич Крылов
6.Задание. «Из слова – слово, но другое» Составьте слово (задание: переставить слоги местами, чтобы получились слова):
Ланпе - пенал
Тарпа - парта
Гакни - книга
Чкару - ручка
Традьте - тетрадь
Нецра - ранец
7.«Кто вперед». Отгадать поговорку.
«Англичане говорят о таких людях «как две горошины», шведы – «как две ягоды», немцы и чехи – «как яйцо и яйцо». А что говорят русские? (ответ: как две капли воды)».
«Англичане говорят о таком человеке, что «он живет в клевере», немцы – что «он сидит, как личинка (червячок) в сале», а французы – «как петух в тесте». Подберите русский и болгарский эквиваленты (ответ: как сыр в масле катается)».
«Англичане знают что-либо «как кисть своей руки», а французы и немцы – «как собственный карман». А русские и болгары – как? (ответ: как свои пять пальцев)».
Итоги.
На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и традициями и говорят на разных языках. Каждый народ бережёт свой язык, свою речь – это его культура. Пока человек хранит свою речь, свою культуру – он является полноценным представителем своего народа. Поэтому все народы очень бережно относятся к своим культурным ценностям и к своему родному языку.
Сберечь язык - важная задача. Так как язык нам дорог как родная мать, наши предки назвали его родной язык. К сожалению, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык – есть свое национальное лицо, есть свое «я», как человек есть уважение к себе. Мы обязаны сберечь свой родной язык, передать его нашим потомкам, ведь это часть жизни.
Напутствие:
Любите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. В нём наше прошлое, настоящее и будущее! Народ жив, пока живы его культура и язык!
Подведение итога мероприятия.
Вручение грамот.
На этом наше мероприятие закончено. Спасибо за работу, ребята, славно потрудились. Всё в руках человека, и даже язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
международный день родного языка
Материал посвящен Международному Дню родного языка, который проводится 21 февраля с 2000 года.Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отме...

21 февраля - Международный день родного языка
Презентация к линейке, посвящённому Международному дню родного языка. Бзэ зимы1эж лъэпкъыр лъэпкъыжкъым. Зи бзэр зэзымыпэсыжам и лъэпкъри игъэпэжыркъым. Анадэлъхубзэр 1умпэм зыщ1ым къэзылъх...

Презентация классного часа Международный день родного языка
21 февраля-Международный день родного языка...

Внеклассное мероприятие "Международный день родного языка"
Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается с 2000 года. Необходимо воспитывать у молодого поколения любовь к родному языку, гордость за свою культуру, литературу....

Международный день родного языка
Презентация с информацией об особенностях некоторых языков народов, проживающих в Краснодарском крае....
21 февраля-Международный день родного языка
21 февраля отмечается день родного языка...








