Методическая разработка системы уроков по повторению и подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Рогалева Ирина Евгеньевна

В статье представлена система работы по повторению изученного материала при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Цель статьи – показать задания и упражнения, которые может использовать учитель на уроках русского языка в 9 классе при повторении изученного материала или на заключительных консультациях перед экзаменом. Практическая работа строится на основе интеграции трех экзаменационных заданий: сжатого изложения, тестовой части и сочинения-рассуждения. Разработаны задания с опорой на содержание текста для написания сжатого изложения. В статье представлен авторский вариант теста ОГЭ, составленный на основе демоверсии 2025 года, а также памятка для самопроверки письменной части экзаменационной работы. Данная система работы показывает, что обучающиеся способны проецировать свои навыки на выполнение задач ОГЭ по русскому языку любой сложности. Методические материалы, представленные в статье, можно использовать на любом этапе повторения и подготовки к ОГЭ по русскому языку, а также при самостоятельной подготовке обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название статьи: Система уроков повторения и подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе.

Автор: Ирина Евгеньевна Рогалева, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вологодского муниципального округа «Майская средняя школа имени А.К.Панкратова».

Аннотация статьи:

В статье представлена система работы по повторению изученного материала при подготовке к ОГЭ  по русскому языку. Цель статьи – показать задания и упражнения, которые может использовать учитель на уроках русского языка в 9 классе при повторении изученного материала или на заключительных консультациях перед экзаменом. Практическая работа строится на основе интеграции трех экзаменационных заданий: сжатого изложения, тестовой части и сочинения-рассуждения. Разработаны задания с опорой на содержание текста для написания сжатого изложения. В статье представлен авторский вариант теста ОГЭ, составленный на основе демоверсии 2025 года, а также памятка для самопроверки письменной части экзаменационной работы.  Данная система работы показывает, что обучающиеся способны проецировать свои навыки на выполнение задач ОГЭ по русскому языку любой сложности. Методические материалы, представленные в статье, можно использовать на любом этапе повторения и подготовки к ОГЭ по русскому языку, а также при самостоятельной подготовке обучающихся.

Ключевые слова: урок русского языка, ОГЭ по русскому языку, сжатое изложение, тест, сочинение-рассуждение, упражнения по повторению, тренировочные задания, варианты ОГЭ, повторение изученного материала за курс 9 класса.

Система уроков повторения и подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе

Введение. В период предэкзаменационной подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе наиболее остро встает вопрос организации занятий с учащимися, направленными на повторение изученного материала и подготовку к самому экзамену. Большинство источников предлагает работу над примерами из открытого банка заданий, опубликованного на сайте Федерального института педагогических измерений. Это приводит к «натаскиванию» обучающихся на выполнение заданий по алгоритму, нарушив который они теряются и не справляются с подобными заданиями на более высоком уровне или с другими исходными данными. Поэтому цель моей работы – в разработке таких заданий, которые, с одной стороны, позволяют усвоить алгоритмы выполнения открытых заданий, а с другой – расширяют возможности ученика.

Методика и содержание уроков. На протяжении нескольких лет я использую разные методы и приемы тренировочной работы по русскому языку. Предлагаю коллегам познакомиться с системой занятий, которую считаю наиболее продуктивной.

Урок 1. Работа над сжатым изложением

  1. Внимательно прочитайте текст, составьте к нему план. Задание можно сформулировать по любому тексту для сжатого изложения, используя открытый банк заданий ФИПИ - https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA.

(1) Самое хорошее поведение - то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. (2) Душевная же необходимость, пожалуй, особенно хороша, когда безотчётна. (3) Поступать надо правильно, не думая, не размышляя долго. (4) Безотчётная душевная необходимость поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке. (5) Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. (6) Она воспитывается в основном им же самим, его решимостью жить по правде, по-доброму.

(7) Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определённым несложным советам друзей и взрослых: поворачивать руль в ту сторону, в которую падаешь. (8) А вскоре ездим, уже не думая ни о каких правилах, и ездим уже хорошо и свободно всю жизнь. (9) В жизни тоже есть свои правила: надо жить честно, по правде. (10) Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий. (11) А когда научились и не думаете, вы уже неутомимы.

(12) Если вы научитесь быстро и ответственно принимать правильные решения, жить будет легко. (13) Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчётно, как вы дышите. (14) Тропинки и дорожки нашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, легки, удобны, встречи на них особенно интересны, если только исходные данные выбраны вами правильно.                                                                

(По Д.С. Лихачёву) 186 слов

Выпишите из предложений 1 абзаца все грамматические основы, укажите части речи, которыми выражены главные члены предложения, и определите тип сказуемых в каждом предложении 1 абзаца.

Цель задания: познакомиться с новым текстом для сжатого изложения, отработать деление на абзацы и микротемы, повторить строение грамматической основы для решения 2-го тестового задания ОГЭ.

  1. Замените словосочетание «душевная необходимость», построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление.

Цель задания: тренировать умения  для решения 9-го тестового задания ОГЭ.

  1. Выпишите из текста вводное слово.
  2. Выпишите номера предложений, осложненных обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями или деепричастными оборотами.
  3. Перечислите номера СПП с придаточным определительным.

Цель 3, 4, 5 заданий: тренировать умения  для решения 3-го тестового задания.

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями текста, которые могут служить примерами для этих правил.

Цель задания: тренировать умения  для решения 4-го тестового задания.

  1. Замените книжное слово исходные в последнем предложении стилистически нейтральным синонимом.

Цель задания: тренировать умения  для решения 12-го тестового задания ОГЭ.

  1. Замените прилагательное в составной форме превосходной степени самое хорошее на простую форму превосходной степени.

Цель задания: тренировать умения  для решения 8-го тестового задания ОГЭ.

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
  1. ИСХОДНЫЕ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  2. ЛЕГКО – в сочетании согласных ГК происходит оглушение, поэтому нужно подобрать проверочное слово ЛЁГОК.
  3. ПОВОРАЧИВАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
  4. ВЫБРАНЫ – в кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется  одна Н.
  5. НЕСЛОЖНЫМ (советам) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.

Цель задания: тренировать умения  для решения 6-го тестового задания.

  1.  Замените слова необходимость, безотчётное, правила, правильные

синонимами.

  1. Прослушайте текст два раза и напишите сжатое изложение.

Цель 10 и 11 заданий: тренировать умение написания сжатого изложения, избегая речевых ошибок.

Урок 2. Анализ текста

1. Прочитайте текст и выполните задания (пример текста из ОБЗ от ФИПИ).

(1)А было это давно, Оля тогда в школе училась. (2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось. (4)Утром вставала рано, до свету, – курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого. (10)С пятого класса по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный...

(12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость. (15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой – он прикольный, смешной. (18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности участвовал, где ему всегда главные роли давали. (19)Потому и решился в театральный поступать.

(20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, бессердечный. (22)Мало кто с ним общался, и вообще никто не дружил. (23)А он, однако, всё старался обратить на себя внимание, да не получалось. (24)Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал. (25)Вот как-то у кого-то день рождения был, и раздали всем по конфете. (26)Оля ещё и развернуть своё угощение не успела, как почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету. (28)Слёзы хлынули потоком и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. (31)Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов, да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были, седьмой класс.

– (33)И не стыдно тебе девчонку бить? – услышала она вдруг голос Саши. – (34)Силач!

– (35)Чего? – привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...

– (37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней:

– На, возьми мою конфету!..

(По О.Ю. Рою*)

Задания к тексту:

2. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.  

1) Оля была прилежной ученицей и заботливой сестрой.

2) Первый в школе заводила и непоседа Саша Кочетков, перебивавшийся с двойки на тройку, к старшим классам остепенился и решил поступать в театральный институт.

3) В день рождения Лёшки Игнатьева всем раздали по конфете, которую у Оли тут же отобрали.

4) Сашка не побоялся защитить Олю от наглого и грубого мальчика, с которым никто в школе не дружил.

5) Лёшке Игнатьеву стало совестно, и он вернул Оле конфету.

Цель задания: тренировать умения  для решения 10-го тестового задания ОГЭ.

3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты. Запишите номера ответов.

 1) 

Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам.

 2) 

Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

 3) 

Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.

 4) 

Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, бессердечный.

 5) 

Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...

Цель задания: тренировать умения  для решения 11-го тестового задания ОГЭ.

4. В предложениях 5–7 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Цель задания: тренировать умения  для решения 12-го тестового задания ОГЭ.

5.  Замените словосочетание «любила читать», построенное на основе примыкания синонимичным словосочетанием со связью управление.

Цель задания: тренировать умения  для решения 9-го тестового задания ОГЭ.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) собирала – в корне пишется безударная непроверяемая гласная И.

2) светло-русый – сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета, пишется через дефис.

3) разъехались -  в корне после согласного пред гласными е,ё,ю,я пишется Ъ.

4) бессердечный – правописание приставки, оканчивающейся на –з/с зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

5) не оставалось – НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

Цель задания: тренировать умения  для решения 6-го тестового задания ОГЭ.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все смеялись (1) и подтрунивали над ним (2) а Оля была уверена (3) он своего добьётся. Она верила в него (4) как ни в кого. Вроде бы не было в нём(5) ничего необычного (6) худенький(7) светло-русый (8)нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый (9) решительный.

Цель задания: тренировать умения  для решения 5-го тестового задания ОГЭ.

8. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

 Мал(1) кто с ним (2)бщался, и во(3)бще никто не дружил. А он, однак(4), всё старался обр(5)тить на себя внимание, да не п(6)лучал(7)сь.  Даже за одной партой сидел с ней, Ольк(8)й, к(9)торую по фамилии только и знал.

Цель задания: тренировать умения  для решения 7-го тестового задания ОГЭ.

9. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

 «– Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней:

– На, возьми мою конфету!» (2-3 предложения)

10. Ответьте на вопрос: «Как характеризуют человека его поступки?»

Цель заданий: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения 13.2. и 13.3.

Урок 3. Отработка тестовых заданий

Для тренировочной работы предлагается выполнить тест, составленный на основе демоверсии 2025 года, но не входящий в открытый банк заданий. Выполнение тренировочных вариантов покажет, какие из заданий вызывают затруднения и что еще необходимо повторить обучающимся. Занятие рассчитано на 90 минут.

Прочитайте текст и выполните задания 2.1., 3.1.

(1) Обстоятельства разлучили их надолго. (2) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. (3) Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. (4) Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместие, они свиделись и обрадовались друг другу. (5) С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостоивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища.

2.1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.    

              Запишите номера ответов.

1) разлучили их (предложение 1)

2) Дубровский принужден (предложение 2)

3) Дубровский благодарил (и) остался беден (и) независим (предложение 3)

4) Троекуров приехал (предложение 4)

5) Кирилла Петрович заезжал (предложение 5)

3.1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, двусоставное.

2) Предложение 2 нераспространённое.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными сказуемыми.

Прочитайте текст и выполните задания 2.2., 3.2.

(1) Между тем положенный срок прошел, и апелляция не была подана. (2) Кистеневка принадлежала Троекурову. (3) Шабашкин явился к нему с поклонами и поздравлениями и просьбою назначить, когда угодно будет его высокопревосходительству вступить во владение новоприобретенным имением — самому или кому изволит он дать на то доверенность. (4) Кирила Петрович смутился. (5) От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала.

2.2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) апелляция не была подана (предложение 1)

2) принадлежала Троекурову (предложение 2)

3) вступить во владение (предложение 3)

4) Кирила смутился (предложение 4)

5) совесть роптала (предложение 5)

3.2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчиненное.

2) Предложение 2 простое, двусоставное, распространенное.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Предложение 4 простое, двусоставное, нераспространенное.

5) Предложение 5 бессоюзное сложное, состоит из трех простых предложений.

4.1. Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б) В сложноподчиненном предложении с придаточным определительным на границе главного и придаточного предложения ставится запятая.

В) Перед однородными членами после обобщающего слова ставится двоеточие.

1) «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол».

2) Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке.

3) Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой.

4) Один Дубровский молчал и хмурился, его состояние позволяло ему держать немного собак: только двух гончих и одну свору борзых.

5) Кирила Петрович никогда не упускал случая похвастаться этим прекрасным заведением перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз.

4.2. Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное причастным оборотом, обособляется.

Б) В сложноподчиненном предложении с придаточным определительным на границе главного и придаточного предложения ставится запятая.

В) После прямой речи перед словами автора ставится тире.

1) Она вышла на крыльцо — и услышала ответ слуги, доносящего от имени молодого барина.

2) «Переговори, батюшка, — закричали ему из толпы, — да усовести окаянных».

3) Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, который уносил несколько поблеклых листьев.

4) Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие.

5) Народ утих, разошелся — двор опустел.

5.1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Он поспешил в рощу (1) и наехал на покровских мужиков (2) спокойно ворующих у него лес. Увидя его (3) они бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих (4) и привел их к себе на двор. Прежде никогда люди Троекурова (5) известные разбойники (6) не осмеливались шалить в пределах его владений (7) зная приятельскую связь его с их господином.

5.2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Владимир отпер комоды (1) и ящики (2) занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов (3) и переписки по разным делам. Владимир разорвал их (4) не читая. Между ними (5) попался ему пакет с надписью (6) письма моей жены. С сильным движением чувства (7) Владимир принялся за них

6.1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИЕХАЛ  – приставки ПРИ- обозначает неполное действие.

2) (стало) ТЯНУТЬСЯ – в окончании глагола 2 лица единственного числа пишется Ь.

3) ПОЛАГАЯ – написание безударной чередующейся гласной зависит от конечной согласной корня.

4) ЗАТЕЯННОГО – в страдательном причастии совершенного вида пишется НН .

5) НЕТРУДНО (будет поставить) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.

6.2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИСКАКАЛИ  – приставки ПРИ- обозначает приближение.

2) УЗНАЕШЬ – в окончании глагола 2 лица единственного числа пишется Ь.

3) КОСНЕТСЯ – написание безударной чередующейся гласной зависит от конечной согласной корня.

4) ЗАБРОШЕННЫЕ – в страдательном причастии совершенного вида пишется НН .

5) НЕГРОМКИЕ (звуки) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.

7.1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Владимир Дубровский н(1)сколько раз сряду переч(2)тал си(3) довольно бестолковы(4) строк(5) с необыкновенным волнением. Он лишился матер(6) с малолетства и, почти н(7)  зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романическ(8) был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостям(9).

7.2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Вскор(1) другие вест(2) дали другую пищу любопытству и толкам. Появились разбойник(3)  и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, приняты(4)  против них правительством, оказались недостаточным(5). Грабительства, одно другого замечательне(6), следовали одно за другим. Н(7) было безопасности н(8) по дорогам, н(9) по деревням.

8.1. Раскройте скобки и запишите числительное «две тысячи» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Сторонние люди допускали, что доходу означенное спорное имение может приносить ежегодно не менее (две тысячи) рублей.

8.2. Раскройте скобки и запишите порядковое числительное «восемнадцатый» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей (восемнадцатый)  века, была отдана в ее распоряжение.

9.1. Замените словосочетание «барский дом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9.2. Замените словосочетание «Троекуровские владения», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10.1.-12.2.

(1) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. (2) Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал. (3) Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга. (4) Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету. (5) Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.

(6) Я дожидался недолго. (7) На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. (8) Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. (9) «Зачем откладывать? — сказал мне Швабрин, — за нами не смотрят. (10) Сойдем к реке. (11) Там никто нам не помешает». (12) Мы отправились молча. (13) Опустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. (14) Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. (15) Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. (16) Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. (17) Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. (18) Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне сломя голову по нагорной тропинке... (19) В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств…

(20)  Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было, и, слава богу, не умничал. (21) Молодость и природа ускорили мое выздоровление. (22) Все семейство коменданта за мною ухаживало. (23) Марья Ивановна от меня не отходила…

(24) Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления. (25) Иван Кузмич, выговаривая мне за поединок, сказал мне: «Эх, Петр Андреич! надлежало бы мне посадить тебя под арест, да ты уж и без того наказан. (26) А Алексей Иваныч у меня таки сидит в хлебном магазине под караулом, и шпага его под замком у Василисы Егоровны. (27) Пускай он себе надумается да раскается». (28) Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. (29) Я стал просить за Швабрина, и добрый комендант, с согласия своей супруги, решился его освободить. (30) Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. (31) Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. (32) В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.                                                          (По А.С.Пушкину)

10.1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Швабрин не хотел замечать взаимную симпатию, возникшую между Петром Андреевичем и Марьей Ивановной.

2) Рассказчик желал наказать дерзкого клеветника.

3) На дуэли Швабрин был искуснее рассказчика, но слабее его.

4) Савельич бежал к месту дуэли, крича на Швабрина.

5) Петра лечил полковой цирюльник, хотя в крепости был свой лекарь.

10.2. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Слова Швабрина показались рассказчику отвратительными.

2) Швабрин вызвал рассказчика, когда тот собирался писать стихи.

3) Рассказчик прекрасно владел шпагой, так как у него был специальный учитель фехтования.

4) Во время дуэли Петр почти загнал Швабрина в реку.

5) Рассказчик просил, чтобы комендант наказал Швабрина, посадив его под караул.

11.1.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет. Запишите номера ответов.

1) Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету.

2) На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком.

3) Мы отправились молча.

4) Молодость и природа ускорили мое выздоровление.

5) Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем.

11.2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.

2) Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел.

3) Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне сломя голову по нагорной тропинке.

4) Марья Ивановна от меня не отходила.

5) Я стал просить за Швабрина, и добрый комендант, с согласия своей супруги, решился его освободить.

12.1. В предложениях 1–5 найдите устаревшее слово с лексическим значением «тот, кто распространяет ложные слухи». Выпишите это слово.

12.2. В предложениях 18–23 найдите устаревшее слово с лексическим значением «парикмахер». Выпишите это слово.

Урок 4. Как провести самопроверку изложения и сочинения?

  1. Перечитайте текст, написанный на чистовик.
  2. Проверьте, стоят ли запятые или необходимые знаки препинания в сложных предложениях.
  3. Посмотрите, используются ли однородные члены предложения, которые вы произносите с перечислительной интонацией.
  4. Если в ваших предложениях имеются причастия и деепричастия, проверьте, не входят ли они в обороты, которые необходимо выделить запятыми.
  5. Обратите внимание на написание слов. Если есть слова, в написании которых вы сомневаетесь, проверьте их по орфографическому словарю. Если в словаре такое слово не нашли, замените его подходящим по смыслу, но более простым для написания.
  6. Перечитайте оба текста по предложениям, начиная с последнего к первому. Если смысл какого-то предложения непонятен, измените его, доработайте.
  7. Отдохните, проверьте правильность заполнения бланков, сравните цифры и буквы с примером написания в шапке бланка.
  8. Вернитесь к проверке текстов. Еще раз внимательно перечитайте сначала по словам, затем по предложениям.
  9. Если сомнений не осталось, можете сдавать работу.

Заключение. Опираясь на примеры представленных уроков, можно выстроить работу по повторению и подготовке к ОГЭ по русскому языку в течение учебного года и в период консультаций непосредственно перед экзаменом. Как показывает практика, решение подобных задач позволяет обучающимся справиться с волнением, проанализировать ошибки, обратить внимание на правила, которые требуют тщательной проработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.

Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса  навыкам письма на основе изучения достопримечательностей  родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...

Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...

Методическая разработка по отработке теоретического материала при подготовке к ОГЭ по русскому языку

В методической разработке предоставлены теоретические материалы в виде таблиц по трудным темам при подготовке к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку....