Проверочная работа 10 класс
тест по русскому языку (10 класс)
Данная работа позволяет проверить уровень подготовки учащихся и владение учебным материалом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
(1)...Изогнулась берёза, тянется кверху, ослепляя своей белизной, а рядом белеют стволы её соседок; вдали золотится на солнце полоска зимнего леса, и надо всем этим миром расстилается огромное синее небо. (2)«В то необычайное утро, — рассказывал великий И. Э. Грабарь о создании «Февральской лазури», — природа праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (3)Художник стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей и, заглядевшись на неё, уронил палку, нагнулся, чтобы её поднять, а когда взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, то обомлел от открывшегося перед ним зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба... (4)Позже Грабарь вспоминал, что, вернувшись в 1901 году в Россию, он был несказанно потрясён красотою русского пейзажа: нигде он не видел таких чудесных берёзовых рощ, таких «восхитительных вёсен, золотых осеней, сверкающих инеев».
(По И. Долгополову)
Подберите и запишите пароним к слову «великий» из предложения 2.
2. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Образное определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Балуясь, сослепа, переведена, свекла.
4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК | ПРИМЕРЫ |
А) речевая избыточность Б) нарушение лексической сочетаемости В) смешение паронимов | 1) В последнее время общественные организации усилили внимание развитию сотрудничества в сфере защиты окружающей среды. 2) Катерина Кабанова, задыхаясь в атмосфере лицемерия и лжи, заранее предчувствует свою гибель. 3) При поступлении в университет можно предоставить электронные версии документов. 4) Заглавная тема многих созданных Н. А. Некрасовым произведений борьба за свободу русского народа. 5) Не погоня за внешними эффектами водит пером писателя, а стремление проникнуть в сущность изображаемых явлений. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ||||||||
|
|
|
5. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1) С реки дул прохладный ветерок, катеры, хлопая днищем, вздымали белую пену бурунов.
2) В тысяча девятьсот шестьдесят первом году Юрий Гагарин полетел в космос.
3) Нет ничего более надёжнее, чем крепость долголетней дружбы, берущей своё начало в прекрасных годах юности.
4) На туалетном столике лежало несколько зеркалец, заколок, расчёсок и гребешков: барышни готовились к выходу.
6. Выпишите слова с орфограммой в суффиксе. Вставьте пропущенные буквы.
Прослуш..нные звонки, неиссяка..мый источник, суп с лапш..й, преодол..вать препятствия, выт..чка на платье, отбиватьчеч..тку, крупн..панельный дом, невид..мый образ, ц..трусовый сок, туш..нка из говядины, деш..вая мебель, аккуратный поч..рк, прик..сновение к прекрасному, мелодический маж..р, ист..нный путь.
7. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.
1) А день (по)тихоньку катился на убыль, но солнце стояло ещё высоко.
2) (Не)смотря на поздний час, стояла невыносимая духота, пронизанная едва уловимым дымным запахом, который проникал в комнату с улиц.
3) Из трёх икон, писа(н,нн)ых, по преданию, евангелистом Лукой, одна хранилась в Эфесе.
4) На картине В. Серова «Похищение Европы» Зевс изображён (в)виде прекрасного быка.
5) Осталось только опросить свидетелей и передать дело (в)следствие.
6) Он смотрел на мир благожелательным взглядом, (не)замечая в нём зла и низости, ощущая только его поэзию.
7) Утро тума(н,нн)ое, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые…
8) Пассажиры с радостью узнали, что их опасения по поводу ухудшения погоды оказались беспочве(н,нн)ы, и высыпали на палубу.
Часть речи выделенного слова | Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения |
Имя существительное /имя существительное с предлогом | |
Имя прилагательное | |
Наречие | |
Причастие | |
Деепричастие | |
Предлог |
8. Прочитайте текст и выполните задания 8−10.
(1)У любого человека есть место его рождения. (2)Та точка на Земле, где он впервые набрал в грудь воздуха и закричал.
(3)Мне сказочно повезло: я издал свой первый крик и увидел свой первый свет в городе Смоленске. (4)Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен — есть множество городов и красивее, и древнее его. (5)Повезло потому, что Смоленск моего детства был городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. (6)И я рос среди людей, плывущих на плоту.
(7)История и география превращают город в плот, плывущий по течению времени. (8)Географически город Смоленск — в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей — расположен на Днепре. (9)Это вечная граница между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, между Севером и Югом. (10)История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на приграничный Смоленск, разбивались о его стены и стойкость его защитников, а брызги оседали в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких слободок и еврейских поселений. (11)И всё это разноязыкое и разноукладное население объединялось в общей для всех формуле ЖИТЕЛЬ ГОРОДА СМОЛЕНСКА. (12)Здесь победители роднились с побеждёнными; здесь вчерашние хозяева превращались в сегодняшних слуг, чтобы завтра дружно и упорно отбиваться от общего врага; сюда стремились опальные москвичи, тверяки и ярославцы, чтобы избежать гнева сильных мира сего. (13)И каждый тащил свои пожитки, если под ними понимать национальные обычаи, семейные традиции и фамильные привычки. (14)Смоленск был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков моих разноплемённых земляков через собственное детство.
(15)В Смоленске моего детства помню Храм. (16)Двери его были распахнуты во все стороны света. (17)И никто не спрашивал, какой ты национальности и кто твои родители. (18)Имя этого Храма — Добро. (19)И детство, и город дышали Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра — детство или Смоленск.
— (20)Эй, ребятишки, отнесите-ка бабушке кошёлку до дома!
(21)Так мог сказать — и говорил! — любой прохожий любым ребятам, играющим на горбатых смоленских улицах. (22)Прохожий мог быть кем угодно — русским или эстонцем, евреем или татарином, цыганом или греком, а старушка тем более: это считалось нормой жизни, и я не помню, чтобы кто-либо из заигравшихся детей не выполнил подобного распоряжения. (23)Повторяю, помощь воспринималась как норма, ибо жизнь порой неласкова к людям и выжить можно, только ощущая плечо соседа. (24)Конечно, такая помощь — простейшая форма Добра, но любой подъём начинается с первого шага.
(25)Я был бы совсем другим, если бы не родился в древнейшем городе России, в городе, ставшим плотом, на котором плывёт сквозь время России её душа. (26)На котором спасаются от мора, голода и пожара, не думая о том, чьи деяния принесли это вселенское горе, не испытывая ни злобы, ни ненависти. (27)Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты — колыбель детства моего.
(28)Образы детства всю жизнь живут в человеке, и — кто знает? — не они ли последними заглядывают в его тускнеющие глаза? (29)Пойте гимны земле вашего Детства, ибо это и есть ваша Родина. (30)Пойте себе, своим детям и детям ваших детей, влюбляя их в то, что они обязаны любить, беречь и защищать пуще собственной жизни.
(По Б. Васильеву)
Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.
9. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
1) Течение (предложение 7) — направление в какой-нибудь области деятельности.
2) Формула (предложение 11) — математический закон, выраженный алгебраическими знаками.
3) Опальный (предложение 12) — находящийся в немилости, наказанный.
4) Вместилище (предложение 19) — книжн. место, вмещающее в себя что-нибудь.
5) Кошёлка (предложение 20) — разг, небольшая плетёная сумка, корзина.
10. Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Какое влияние оказывает малая родина на человека?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.
Ответы:
1. величественный
2. 1) название средства художественной выразительности: эпитет;
2) примеры из текста: «необычайное утро» (предложение 2), «жемчужных берёз»(предложение 2), «коралловых веток» (предложение 2), «сапфировых теней» (предложение 2) и др.
3. Балу́ясь, со́слепа, переведена́, свёкла.
4. 214
5. 24
6. Прослушанные, неиссякаемый, преодолевать, невидимый, тушёнка.
7.
Часть речи выделенного слова | Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения) |
Имя существительное /имя существительное с предлогом | 5) Осталось только опросить свидетелей и передать дело в следствие. |
Имя прилагательное | 7) Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые... 8) Пассажиры с радостью узнали, что их опасения по поводу ухудшения погоды оказались беспочвенны, и высыпали на палубу. |
Наречие | 1) А день потихоньку катился на убыль, но солнце стояло ещё высоко. |
Причастие | 3) Из трёх икон, писанных, по преданию, евангелистом Лукой, одна хранилась в Эфесе. |
Деепричастие | 6) Он смотрел на мир благожелательным взглядом, не замечая в нём зла и низости, ощущая только его поэзию. |
Предлог | 4) На картине В. Серова «Похищение Европы» Зевс изображён в виде прекрасного быка. 2) Несмотря на поздний час, стояла невыносимая духота, пронизанная едва уловимым дымным запахом, который проникал в комнату с улиц. |
8. Варианты ответа: детство, город-плот, Родина; приграничный Смоленск, разноплемённые земляки, вместилище Добра, гимн земле Детства.
9. 345
1) Течение (предложение 7) — направление в какой-нибудь области деятельности.
2) Формула (предложение 11) — математический закон, выраженный алгебраическими знаками.
3) Опальный (предложение 12) — находящийся в немилости, наказанный.
4) Вместилище (предложение 19) — книжн. место, вмещающее в себя что-нибудь.
5) Кошёлка (предложение 20) — разг, небольшая плетёная сумка, корзина.
10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) позицию автора (возможный вариант ответа): Малая родина закладывает нравственную основу человека, формирует его личность;
2) два примера из текста (возможные варианты), поясняющие позицию автора:
«И детство, и город были насыщены Добром…» (предложение 19), «…помощь воспринималась как норма, ибо жизнь порой неласкова к людям и выжить можно, только ощущая плечо соседа. Конечно, такая помощь — простейшая форма Добра, но любой подъём начинается с первого шага» (предложения 23–24)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа 7 класс "Простейшие". Другие работы ищите на странице "Мои проверочные работы по биологии", в навигации
Две проверочные работы "Амеба", "Эвглена зеленая"...
Методическая разработка проверочной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе, 11 класс
Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат...

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок....
