Кейс по теме "Пунктуационный анализ предложений"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Чтобы подготовить к заданию 4 ОГЭ девятиклассников, необходимо повторить и отработать большое количество тем, связанных с пунктуацией. Поэтому стараюсь использовать метод «Съесть слона по кусочкам» (техника, которая используется в тайм-менеджменте и психологии). «Съесть слона по кусочкам» — значит декомпозировать задание, осилив что-то большое и сложное постепенно. Поэтому делим подготовку на части и прорабатываем каждую в отдельности.
Именно по этому методу построен данный материал. Он включает в себя основные темы пунктуации, представленные в отдельных разделах.
Каждый тематический раздел состоит из трёх блоков:
-теория (основные правила с примерами);
-упражнения для закрепления (предложения);
-ответы к ним с пояснениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Лилия Сергеевна Костина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 56»г. Курска
Материал (из опыта работы) по подготовке к заданию 4 ОГЭ
Кейс по теме «Пунктуационный анализ предложений»
Чтобы подготовить к данному заданию девятиклассников, необходимо повторить и отработать большое количество тем, связанных с пунктуацией. Поэтому стараюсь использовать метод «Съесть слона по кусочкам» (техника, которая используется в тайм-менеджменте и психологии). «Съесть слона по кусочкам» — значит декомпозировать задание, осилив что-то большое и сложное постепенно. Поэтому делим подготовку на части и прорабатываем каждую в отдельности.
Именно по этому методу построен данный материал. Он включает в себя основные темы пунктуации, представленные в отдельных разделах.
Каждый тематический раздел состоит из трёх блоков:
-теория (основные правила с примерами);
-упражнения для закрепления (предложения);
-ответы к ним с пояснениями.
Начинаю работу над этим заданием с девятиклассниками с обобщения и систематизации материала о пунктуации в простом и простом осложнённом предложении.
I. Повторим основные правила пунктуации в простом и простом осложнённом предложении
Раздел 1. Знаки препинания в простом предложении
Блок 1. ТЕОРИЯ
Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым
ТИРЕ ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено
- Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Учение – свет. Дважды два – четыре.
- Инф. – Инф. Лгать другу – унижать самого себя.
- Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо.
- Инф – предикативное наречие на –О. Потерпеть поражение – позорно!
- Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
Не ставится: если есть связки, частица НЕ.
Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)
Запятая ставится:
- если несколько однородных членов не соединены союзами: дождик, ветер, снег
- если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато: мал, да удал
- если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.: И дождик, и ветер, и снег.
- обратите внимание: запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен: Дождик, и ветер, и снег
- если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.: Не только дождик, но и снег.
- если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: яблоки и груши, сливы и бананы.
Запятая не ставится:
- Если однородные члены связаны союзом И: дождик и снег
- В устойчивых сочетаниях: и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.
- Если несколько определений не являются однородными: большой красный стол.
Двоеточие ставится:
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова: Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины.
Тире ставится:
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом.
Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.
Два тире ставится:
Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова. Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.
Знаки препинания при обособленных определениях
Определение обособляется,
- если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова
Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре.
- Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова.
Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.
- В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению.
Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять.
- Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения.
Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный.
Знаки препинания при приложении:
Запятыми выделяется
- Приложение, относящееся к личному местоимению:
Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире.
- В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному:
Звезды, живые цветы неба, горели над нами.
- Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ:
Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.
- Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например:
Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.
Тире ставится:
- Перед приложением, стоящим в конце предложения:
Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Обстоятельство обособляется:
- В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием.
Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.
Обстоятельство не обособляется:
- Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию)
Он читал лежа.
- Если деепричастие входит в состав фразеологизма
Работал спустя рукава
Обратите внимание: Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая.
Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана. (неоднородные)
Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Сравнительные обороты с союзами как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели обособляются:
К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.
Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК:
Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.
Не ставится запятая:
- Если союз как имеет значение «в качестве», то запятая перед ним не ставится.
Он пошел с нами в лес как проводник.
- Если сравнительный союз входит в состав сказуемого:
Она словно ожила.
- Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п., если они употребляются не при сравнении, например:
Мне пришлось превратиться в рака не более как на час.
Меньше чем через минуту прозвенел звонок.
- Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием:
Бледный как смерть. Сидеть как на иголках.
!!!Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)
Другие случаи постановки тире в простом предложении
- ТИРЕ ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов.
Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков.
- ТИРЕ также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения.
Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани.
Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения
Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:
Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).
Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).
- Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.
- Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т. п.:
От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса.
Над ним часто посмеивались, и справедливо.
Кроме него, пришло еще пять человек.
Блок 2. Упражнения для закрепления
Алгоритм выполнения задания
1. Найди грамматическую основу предложения, чтобы определить, простое оно или сложное.
2. В простом предложении найди элементы, осложняющие его.
Осложняющие элементы:
-однородные члены предложения,
-обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие члены предложения),
-вводные и вставные конструкции,
-обращения,
-сравнительный оборот.
Упражнение 1
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. | 1) Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель. |
Упражнение 2
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется. | 1) Для нас лесные и полевые цветы – это лекарства, спасающие нас от болезней. |
Упражнение 3
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Между однородными членами предложения перед противительным союзом ставится запятая. | 1) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть. |
Упражнение 4
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения. | 1) Орнамент – это узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, основанных на растительных и животных мотивах. |
Упражнение 5
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. | 1) Мелькнёт вдруг в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная глыба, или перебежит дорогу суслик. |
Блок 3. ОТВЕТЫ
УПР. 1 | 513 |
УПР. 2 | 214 |
УПР. 3 | 423 |
УПР.4 | 415 |
УПР.5 | 534 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ. Синтаксический анализ предложения (обобщение). А- 10
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Материал для подготовки к ОГЭ «Пунктуационный анализ предложения»
10 заданий по пунктуационному анализу предложений в соответствии с ДЕМО 2020. Без ответов....

Кейс "Знаки препинания в предложениях с обособленными членами"
Актуальной проблемой остаётся в наше время практическая пунктуационная безграмотность обучающихся в письменной речи. А также трудности, которые испытывают выпускники при сдаче ЕГЭ, выполняя задания, п...
Презентация "Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2021. Задание 2: синтаксический анализ предложений. Практика"
Презентация рекомендована при подготовке к ОГЭ по русскому языка. В нее включены таблицы на повторение основных тем по синтаксису, а также варианты задания №2 с ответами из сборника Цыбулько И.П....

Синтаксический анализ предложения 11 кл
Теория и практика для подготовки ЕГЭ по русскому языку. Синтаксический анализ предложений...
Методическая разработка по русскому языку. Тема: Пунктуационный анализ предложений. Употребление запятых
Отработка навыков выполнения пунктуационного и синтаксического анализа....

