Кейс по теме "Пунктуационный анализ предложений"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Костина Лилия Сергеевна

Чтобы подготовить к заданию 4 ОГЭ девятиклассников, необходимо повторить и отработать большое количество тем, связанных с пунктуацией. Поэтому стараюсь использовать метод «Съесть слона по кусочкам» (техника, которая используется в  тайм-менеджменте и психологии). «Съесть слона по кусочкам» — значит декомпозировать задание, осилив что-то большое и сложное постепенно. Поэтому делим подготовку на части и прорабатываем каждую в отдельности.

Именно по этому методу построен данный материал. Он включает в себя основные темы пунктуации, представленные в отдельных разделах.

Каждый тематический раздел состоит из трёх блоков:

-теория (основные правила с примерами);

-упражнения для закрепления (предложения);

-ответы к ним с пояснениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_po_podgotovke_k_oge.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Лилия Сергеевна Костина,

учитель  русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 56»г. Курска

Материал (из опыта работы) по подготовке к заданию 4 ОГЭ

Кейс по теме «Пунктуационный анализ предложений»

Чтобы подготовить к данному заданию девятиклассников, необходимо повторить и отработать большое количество тем, связанных с пунктуацией. Поэтому стараюсь использовать метод «Съесть слона по кусочкам» (техника, которая используется в  тайм-менеджменте и психологии). «Съесть слона по кусочкам» — значит декомпозировать задание, осилив что-то большое и сложное постепенно. Поэтому делим подготовку на части и прорабатываем каждую в отдельности.

Именно по этому методу построен данный материал. Он включает в себя основные темы пунктуации, представленные в отдельных разделах.

Каждый тематический раздел состоит из трёх блоков:

-теория (основные правила с примерами);

-упражнения для закрепления (предложения);

-ответы к ним с пояснениями.

Начинаю работу над этим заданием с девятиклассниками с обобщения и систематизации материала о пунктуации в простом и простом осложнённом предложении.

I. Повторим основные правила пунктуации в простом и простом осложнённом предложении

Раздел 1. Знаки препинания в простом предложении

Блок 1. ТЕОРИЯ

Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым

ТИРЕ  ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено 

  • Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Учение – свет. Дважды два – четыре.
  • Инф. – Инф. Лгать другу – унижать самого себя.
  • Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо.
  • Инф – предикативное наречие на О. Потерпеть поражение – позорно!
  • Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Не ставится: если есть связки, частица НЕ.

Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)

Запятая ставится: 

  • если несколько однородных членов не соединены союзами: дождик, ветер, снег 
  • если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато: мал, да удал
  • если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.: И дождик, и ветер, и снег.
  • обратите внимание: запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен: Дождик, и ветер, и снег
  • если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.: Не только дождик, но и снег.
  • если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: яблоки и груши, сливы и бананы.

Запятая не ставится:

  1. Если однородные члены связаны союзом И: дождик и снег
  2. В устойчивых сочетаниях: и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.
  3. Если несколько определений не являются однородными: большой красный стол.

Двоеточие ставится: 
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова: Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины.

Тире ставится: 
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом.
Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.

Два тире ставится:
Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова. 
Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.

Знаки препинания при обособленных определениях

Определение обособляется, 

  • если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова

Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре.

  • Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова.

Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.

  • В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению. 

Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять.

  • Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения.

Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный.

Знаки препинания при приложении:

Запятыми выделяется

  • Приложение, относящееся к личному местоимению:

Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире. 

  • В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному:

Звезды, живые цветы неба, горели над нами.

  • Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ:

Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.

  • Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его  или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например:

Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.
Тире ставится:

  • Перед приложением, стоящим в конце предложения:

Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Обстоятельство обособляется:

  • В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием.

Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.
Обстоятельство 
не обособляется:

  • Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию)

Он читал лежа.

  • Если деепричастие  входит в состав фразеологизма

Работал спустя рукава

Обратите внимание: Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая.
Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана.  (неоднородные)
Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Сравнительные обороты с союзами  как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели обособляются: 

К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.

Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: 

Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.
Не ставится запятая:

  • Если союз как имеет значение «в качестве», то запятая перед ним не ставится.

Он пошел с нами в лес как проводник.

  • Если сравнительный союз входит в состав сказуемого:

 Она словно ожила. 

  • Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п., если они употребляются не при сравнении, например:

Мне пришлось превратиться в рака не более как на час.
Меньше чем через минуту прозвенел звонок.

  • Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием: 

Бледный как смерть. Сидеть как на иголках.

!!!
Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)

Другие случаи постановки тире в простом предложении

  • ТИРЕ ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов.

Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков. 

  • ТИРЕ также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения.

Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани.


Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения

Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).
Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).

  • Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.
  • Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или  (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т. п.:

От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса.
Над ним часто посмеивались, и справедливо. 
Кроме него, пришло еще пять человек.

Блок 2. Упражнения для закрепления

Алгоритм выполнения задания

1. Найди грамматическую основу предложения, чтобы определить, простое оно или сложное.

2. В простом предложении найди элементы, осложняющие его.

Осложняющие элементы:

-однородные члены предложения,

-обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие члены предложения),

-вводные и вставные конструкции,

-обращения,

-сравнительный оборот.

Упражнение 1

Пунктуационные правила

Предложения

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Обращение выделяется запятыми.
В) Вводная конструкция отделяется запятой.

1) Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.
2) Повсюду можно было слышать шумные разговоры: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах.
3) По словам А.А. Блока, «Родина – древнее, бесконечно древнее существо».
4) Д.С. Лихачёв писал: «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего в своей семье, в отношениях со своими родными».
5) Это было поразительное зрелище: ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось, силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны.

Упражнение 2

Пунктуационные правила

Предложения

А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
В) Вводное слово выделяется запятыми.

1) Для нас лесные и полевые цветы – это лекарства, спасающие нас от болезней.
2) Капибара, крупнейший в мире грызун, плавает и ныряет так же хорошо, как и выдра.
3) «Кондуктор! – крикнул сердитый голос. – Почему не даёте билеты?»
4) Стало так тихо, что, казалось, было слышно, как на плечи падали снежинки.
5) Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило и засмеялось.

Упражнение 3

Пунктуационные правила

Предложения

А) Между однородными членами предложения перед противительным союзом ставится запятая.
Б) Вводное слово выделяется запятыми.
В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть.
2) Луна, поднимающаяся над верхушками огромных деревьев, была, кажется, раза в два больше, чем всегда.
3) В сумерках дорога казалась пустынной и скучной, я развлекал себя, напевая любимые песни.
4) Аркадий опоздал в школу, зато выспался, был бодрым и успел сделать все домашние дела.
5) В.Г. Белинский назвал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» картинами, вставленными в одну раму.

Упражнение 4

Пунктуационные правила

Предложения

А) Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения.
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1) Орнамент – это узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, основанных на растительных и животных мотивах.
2) Пройдут годы, люди придумают новые машины, побывают на других планетах, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотые берёзовые листья.
3) В Стокгольме есть музей одного экспоната – корабля «Васа», единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95 %.
4) В настоящее время ели, относящиеся к семейству сосновых, произрастают во всех зонах умеренного климата Европы, Азии и Северной Америки.
5) Существует мнение, что состояние здоровья человека на 90 % зависит от условий жизни и лишь на 10 процентов – от медицины.

Упражнение 5

Пунктуационные правила

Предложения

А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1) Мелькнёт вдруг в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная глыба, или перебежит дорогу суслик.
2) «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать», – утверждал Д.И. Писарев.
3) Дома отец бывал редко, разговаривал мало и неохотно, посматривал исподлобья не то угрюмо, не то равнодушно и, кроме путешествий и географии, не читал ничего.
4) Мы пошли взглянуть на лесистый холм – возвышение, насыпанное несколько веков назад для постройки замка.
5) Кремль – жемчужина русского зодчества, творение многих мастеров, живая летопись многовековой истории.

Блок 3. ОТВЕТЫ

УПР. 1

513

УПР. 2

214

УПР. 3

423

УПР.4

415

УПР.5

534


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ. Синтаксический анализ предложения (обобщение). А- 10

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Материал для подготовки к ОГЭ «Пунктуационный анализ предложения»

10 заданий по пунктуационному анализу предложений в соответствии с ДЕМО 2020. Без ответов....

Кейс "Знаки препинания в предложениях с обособленными членами"

Актуальной проблемой остаётся в наше время практическая пунктуационная безграмотность обучающихся в письменной речи. А также трудности, которые испытывают выпускники при сдаче ЕГЭ, выполняя задания, п...

Презентация "Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2021. Задание 2: синтаксический анализ предложений. Практика"

Презентация рекомендована при подготовке к ОГЭ по русскому языка. В нее включены таблицы на повторение основных тем по синтаксису, а также варианты задания №2 с ответами из сборника Цыбулько И.П....

Синтаксический анализ предложения 11 кл

Теория и практика для подготовки ЕГЭ по русскому языку. Синтаксический анализ предложений...

Методическая разработка по русскому языку. Тема: Пунктуационный анализ предложений. Употребление запятых

Отработка навыков выполнения пунктуационного и синтаксического анализа....