Презентация к уроку русского языка "Хитрый заяц"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Материал к уроку-развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon hitryy_zayats_5_kl_zlozhenie_-_kopiya.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение по рассказу Г.А. Скребицкого

Слайд 2

Что такое изложение? Письменный пересказ Что означает написать подробное изложение?

Слайд 3

С какой целью мы пишем изложения? Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.

Слайд 4

Цели урока: уметь Составлять план текста; Определять тему и основную мысль; Пересказывать устно и письменно.

Слайд 5

Георгий Алексеевич Скребицкий

Слайд 6

Вот названия некоторых книг Г. Скребицкого: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»…

Слайд 7

Внимательно прослушайте рассказ

Слайд 8

Раз со мною на охоте произошёл такой случ а й. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на доро ж ке и жду. Гоняют зайца собаки по л е сной выру б ке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случ а йно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на в е рхушке высокого пня, притаился заяц, гл а зёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайч а т уму-разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)

Слайд 9

О ком и чём говорится в тексте? Каким оказался заяц? Найдите основную мысль текста. Тема: Заяц. Основная мысль: Хитрость зайца.

Слайд 10

Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту. Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?» Чему учит рассказ? От чьего лица ведётся повествование?

Слайд 11

Заглавие «Случай на охоте» Заглавие «Как я охотился» Заглавие «Хитрый заяц»

Слайд 12

Языковой разбор текста - Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак? («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».) - Найдите два вопросительных пред-ложения, передающих растерянность, недоумение охотника. (Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)

Слайд 13

Языковой разбор текста - Какие глаголы использует автор для описания действий зайца? («не выбегает», «спрятаться», «притаился», «впились», «просят».) - Что же увидел автор в глазах зайца? (Мольбу, просьбу) - Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.

Слайд 14

Работа по частям. Составление плана 1 часть На сколько смысловых частей можно разделить текст? Чтение 1 части. Куда отправился рассказчик? За кем? Как вы думаете, чего он ждал? Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. «На охоту за зайцами». Перескажите 1 часть.

Слайд 15

Чтение 2 части Что делают собаки? Где? По лесной вырубке. Что это такое? А что делает заяц? Кто думает так: «Куда же он девался?» Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. «Заяц пропал»

Слайд 16

Чтение 3 части Куда вышел рассказчик? Что он сделал? Как вы понимаете слово замер ? Где притаился заяц?

Слайд 17

Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову притаился ? О чём просили глазёнки зайца? Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!» Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания. Как можно озаглавить часть? «Не выдавай меня!» Пересказ 3 части.

Слайд 18

Чтение 4 части Какое чувство испытал рассказчик? Что сделал рассказчик? Как продолжилась охота? Какую оценку дал рассказчик зайцу? Заяц сдал экзамен на хитрость. Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц ? Озаглавьте эту часть. «Экзамен на хитрость сдан». Пересказ 4 части.

Слайд 19

Беседа о тексте План 1) Гончие выследили зайца. 2) Заяц пропал. З) «Не выдавай меня!» 4) Охотник пощадил зайца.

Слайд 20

Написание изложения по плану 1. На охоту за зайцами. 2. Заяц пропал. 3. Не выдавай меня! 4. Экзамен на хитрость сдан.

Слайд 21

Успешной работы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"

Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал  можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"

Урок представлен как изучение  употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...