Презентация к уроку "Разносклоняемые существительные" 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Данная презентация посвящена изучению разносклоняемых существительных. Она предназначена для обучающихся 5 класса. Цель урока — познакомить учащихся с особенностями склонения существительных среднего рода, оканчивающихся на –мя, и объяснить причины появления такого типа склонения.

Основные аспекты урока:

  • Определение понятия «разносклоняемое существительное».
  • История происхождения группы разносклоняемых существительных.
  • Таблица падежных форм разносклоняемых существительных.
  • Примеры предложений с использованием разносклоняемых существительных.
  • Практические задания для закрепления материала.

Итоги урока:

Учащиеся научатся правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, поймут закономерности изменения формы слова и смогут избежать типичных ошибок. Урок направлен на развитие орфографической грамотности и формирование интереса к богатству русской грамматики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Разносклоняемые существительные Урок русского языка в 5 классе

Слайд 2

Цель урока: Обучающая: Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи . Развивающая : Развивать творческое мышление, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки . Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к родному языку; воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Слайд 3

Планируемые результаты: личностные : уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с практическим применением знаний Метапредметные результаты: познавательные УУД: – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словари, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; регулятивные УУД: – уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; – находить и исправлять ошибки, оценивать, осуществлять самопроверку и взаимопроверку . – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение ;

Слайд 4

Планируемые результаты: коммуникативные УУД: - соблюдать в практике речевого общения грамматические нормы употребления разносклоняемых существительных; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Предметные результаты: з нать разносклоняемые существительные; особенности их склонения; уметь распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных Методы и приёмы : системно- деятельностный подход, эвристическая беседа, «мозговой штурм», побуждающий диалог. Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Слайд 5

Этапы урока: 1.Организационный этап Эпиграф к уроку: Делу - время , потехе –час Как понимаете смысл эпиграфа? Как понимаете значение слова ПОТЕХА?

Слайд 6

Этапы урока 2 . Актуализация знаний Задание: вспомните материал предыдущих уроков и найдите ВЕРНЫЕ утверждения 1. Существительное – часть речи, которое обозначает признак предмета. 2. У существительных есть 8 падежей. 3. Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? О чем? 4. У существительных выделяют 2 склонения. 5. ДЕЛУ относится ко 1 склонению 6. ПОТЕХА женского рода 7 . ВРЕМЯ 2 склонения

Слайд 7

Этапы урока 3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока. Почему ВРЕМЯ вы не смогли отнести ни к одному склонению? В чем же причина? ВРЕМЯ – сущ. ср.р ., но ко 2 скл . слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл . Просклоняйте по падежам данное слово. Вывод: в Р., Д., П. сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же мы будем называть такие сущ.? Давайте подберём название для таких имён существительных, если они по-разному склоняются. Как мы их назовём? (разносклоняемые ) Сформулируйте и запишите тему урока: Разносклоняемые имена существительные.

Слайд 8

Этапы урока 3 . Постановка целей и задач урока Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске: познакомиться (с особой группой существительных – разносклоняемых) узнать … (сколько их) понять… (в чем их особенности) научиться… ( их склонять и правильно употреблять в речи) Цель урока: расширение знаний об именах существительных, - учиться находить их среди других частей речи ; - грамотно писать и правильно их использовать ; - обогащать свой словарный запас.

Слайд 9

Этапы урока 4.Открытие новых знаний Откроем учебники. Прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы Сколько разносклоняемых слов в русском языке? Почему их называют разносклоняемыми? Какого рода могут быть разносклоняемые существительные? (К среднему роду какие слова будут относиться? (на - мя ), а к мужскому роду какое слово? (путь). Теперь возьмите карандаши и подчеркните те слова, которые вам непонятны. Разбираем непонятные слова (работа с толковым словарем). Какие можно отнести к устаревшим (историзм)?

Слайд 11

Упражнение 1. Прочитайте статьи из толкового словаря о значении некоторых разносклоняемых имён существительных. Составьте предложения с ними. БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен . Нечто тяжкое, трудное, тяжесть ( книж .) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. ( Из Толкового словаря С.И. Ожегова) ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство ( Из Толкового словаря В.И. Даля ) ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина. СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Этапы урока 4.Открытие новых знаний

Слайд 12

Запомните разносклоняемые существительные! Чтоб запомнить, нужно ВРЕМЯ : ИМЯ-ВЫМЯ , СЕМЯ-ТЕМЯ, БРЕМЯ-СТРЕМЯ, ПЛЕМЯ-ПЛАМЯ … Получи за это ЗНАМЯ . С этим знанием, шутя, Отправляйся в ПУТЬ , ДИТЯ !

Слайд 13

В стародавнее древнее … В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое … Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевали седло и … – Необразованное было это … . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает… . Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … . А.И.Хайт Упражнение 2. Закончите стихотворение разносклоняемыми именами существительными. Подчеркните их. Выделите окончания. Сделайте вывод об окончании разносклоняемых имен существительных ( раздаточный материал) Этапы урока 4. Открытие новых знаний. Первичное усвоение знаний

Слайд 15

Упражнение 2. Вставьте пропущенные формы слов разносклоняемых существительных. Выделите суффикс – ен . ( раздаточный материал ) РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ, Родительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Время врем ен и О врем ен и Темя тем ен ем Бремя О брем ен и Семя сем ен и Вымя вым ен и вым ен ем Стремя стрем ен ем им ен и им ен ем Пламя плам ен ем Племя плем ен и О знам ен и

Слайд 16

Упражнение 3. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова. Сделайте вывод об удвоенной Н. ВрЕменные (трудности) Упражнение 4. Прочитайте словосочетания, понаблюдайте за ударением. Определите лексическое значение слов с разным ударением. Воспользуйтесь толковым словарем. врЕменная работа, врЕменное пользование. временнОй промежуток, временнОе пространство. Минутка культуры речи: Правильно говорить : Сколько времени , потому что форма Р.п .- времени , если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Например : сколько времени длятся зимние каникулы? Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить : Который час ?

Слайд 17

Упражнение 5. Запишите и подчеркните в словосочетаниях разносклоняемые существительные , определить число и падеж. До поры до врем..ни , тянуть время, называть вещи своими им..нами , со врем..ни царя Гороха , без роду и плем ..ни , гореть синим плам ..нем , под брем ..нем лет. - Известны вам эти выражения, а как они называются? (фразеологизмы) - Как связаны эти фразеологизмы с темой урока? ( В них есть разносклоняемые существительные .) - Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический словарь»)

Слайд 18

Этапы урока Подведение итогов Выберите предложения, в которых разносклоняемые существительные склоняются НЕВЕРНО. Запишите эти предложения, исправив ошибку: 1) Этот народ несёт много тяжёлых бремён. 2) В последнее время появилось много странных имён. 3) Очень скоро эти семи упадут в землю и дадут всходы. 4) Коровы, возвращаясь с водопоя, трясли тяжёлыми выменами . Прочитайте речь Бабы-яги из сказки "Про Федота-стрельца" Л. Филатова. Какое разносклоняемое существительное Баба-яга употребляет неверно? Выпишите словосочетание с этим существительным, употребив его в верной форме . Ну , случайно, ну, шутя, Сбилась с верного путя ! Дак ведь я − дитя природы, Пусть дурное, но − дитя!

Слайд 19

Этапы урока 5. Рефлексия. Оценивание Сегодня я узнал… Интересно ли было изучать новый материал … Я смог справиться… Было интересно узнать… Чтобы изучить новый материал, мне пригодились такие умения… Задание мне показалось сложным… Какую оценку вы бы себе поставили?

Слайд 20

Подберите пословицы или поговорки, в которых используются разносклоняемые существительные. Объясните, как вы их понимаете. Домашнее задание

Слайд 21

Используемые ресурсы при составлении презентации https:// www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/202759-stihi-dlja-izuchenija-chastej-rechi https:// oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=B37230251B44AD1E4D5A616C96945D28 https ://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text= таблица%20с%20существительными%20на%20мя https :// www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/103403-raznosklonjaemye-suschestvitelnye https:// www.culture.ru/poems/33195/pro-fedota-strelca-udalogo-molodca


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКАМ В 5 КЛАССЕ"

Данная презентация содержит материал к урокам музыки в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского.Тема:"Музыка и изобразительное искусство".......

Презентация к уроку 10 класса (базового) по химии 10 класс Тема"Каменный уголь. Фенол"

Презентация к уроку химии 10 (базовый) по теме "Каменный уголь.Фенол"  Дается строение фенола, его свойства....

Презентация по биологии 7 класса по теме: "Класс млекопитающие"

В презентации представлено краткое описание отрядов млекопитающихся и фотографии животных...

Презентация ( викторина 5-6 классы) " Здоровье и спорт во Франции", 7-9 классы " Спорт во Франции"

Материал можно использовать на уроках в рамках темы " Спорт" или " Здоровый образ жизни" , а также как внеклассное мероприятие для 5-6 и 7-9 классов...

Презентация по биологии 7 класс по теме. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы».

Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы. Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания ...