"Обобщающие слова в предложениях с однородными членами"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Аврамова Татьяна Петровна

Урок русского языка в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshch._slova.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе.
               Тема: «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом».

Цель урока

Организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»; создать условия для формирования умений постановки знаков препинания при обобщающих словах; способствовать развитию логического мышления учащихся и способности  переключать внимание.

Задачи урока

Обучающие:

систематизировать знания обучающихся об обобщающих словах при однородных членах предложения;

 формировать навыки постановки знаков препинания при обобщающих слова.
Развивающие:

развивать пунктуационную и орфографическую зоркость; творческие способности учащихся;
Воспитательные: создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; прививать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

Формы и методы

фронтальная, в парах, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные: уметь находить обобщающие слова в предложениях; разграничивать ОЧП и ОЧП с обобщающим словом; расставлять знаки и графически обозначать условия их выбора.

Личностные: уметь выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Метапредметные:
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию работать с разными по сложности заданиями.
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.


Ход урока.


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята!

 Давайте поприветствуем друг друга, поднимем настроение. Вам нужно будут повернуться к соседу и сказать ему комплимент. Давайте начну я. Ты сегодня прекрасно выглядишь…

- А сейчас открываем свои тетради, записываем дату, классная работа
 

Приветствуют учителя.

Улыбнулись друг другу, сказали по цепочке комплимент.

Открывают тетради, записывают дату, классная работа.

  II.Проверка домашнего задания.

Слово учителя:

- Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было составить предложения по схемам. Посмотрим, что у вас получилось. Прием «Опросная цепочка».

Чтение предложений по предложенным схемам:

1.[O, например: О и О].

2.[О: О и О, О и О-... ].

3.[  О, и О, и О – О    ].

4.[О, а именно: О,О,О].                    

Один учащийся зачитывает

 предложение, другой

 подбирает схему и так по цепочке.

III. Актуализация опорных знаний

 

«Мозговой штурм»

Слово учителя:

- Чтобы приступить к изучению нового материала, нам нужно вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках.


- Проведем «мозговой штурм»

1.Однородные члены отвечают…

2.Часто однородные члены предложения выражаются …


3.Однородные члены соединены или могут быть соединены...
4.Между однородными членами, если нет союза, ставятся….
5.Однородными членами могут быть…

6.Однородные члены выполняют ….


- Проверим ваши ответы на доске.

Ребята отвечают на вопросы учителя.
 

1.На один и тот же вопрос

2.Одной и той же частью речи

3.Сочинительными союзами

4.Запятая

5.Любые члены предложения

6.Одну и ту же синтаксическую функцию в предложении

IV.   Объяснение нового материала
 

Слово учителя:

- Мы вспомнили об однородных членах предложения и знаках препинания при них.

- А сейчас выполним «Немой диктант».


Запишите слова в 3 столбика, распределив их по значениям:

 скрипка, зима, пианино, белка, гармонь, медведь, лето, собака, весна,
балалайка, осень, кошка.

Музыкальные инструменты

Животные

Времена года

- Прочитайте записанные вами столбцы слов. А как можно назвать одним словом слова из 1 столбика? 2 столбика? 3? Ответы запишите.
1) Как же называются слова, значение которых является общим для других слов?
2) О чем мы будем вести разговор на уроке?

3) Как вы думаете, какая тема нашего урока?

4) Какие цели мы поставим перед собой?


Цели: 

  1. Находить обобщающие слова
  2. Правильно ставить знаки препинания
  3. Составлять предложения с обобщающими словами.

- А теперь запишите тему урока в свои тетради «Обобщающие слова при однородных членах».

 Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака. Обобщающие слова – тема для вас не новая. Я предлагаю её вам вспомнить.


Слово учителя:

-Теперь обратимся к статье учебника стр.143 -144 и сделаем выводы.
1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то перед

 ними стоит двоеточие.

2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними стоит тире

3. Если обобщающее предшествует однородным членам, а после них предложение продолжается, тогда перед однородными членами ставится двоеточие, а после них – тире.

Вы узнали о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.




Выполняют задание в тетради.
3 ученика диктуют, что у них получилось.
Отвечают на вопросы:

1.Эти слова называются обобщающими

2.Об обобщающем слове при однородных членах предложения, знаках препинаниях при нем

3.Обобщающие слова при однородных членах.

Формулируют тему урока и цели.
Записывают тему урока в тетрадь.



Читают по учебнику, задают вопросы, рассуждают, делают выводы.









 

V. Первичное закрепление умений и навыков
 

  1. Игра «Лови ошибку».

Слово учителя:

- Перед вами лист с заданием. Мы немного поиграем в игру, которая называется «Лови ошибку». Ваша задача состоит в том, чтобы найти пунктуационную ошибку, которая допущена и исправить ее.

1.Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.
2. Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверобой бессмертник мышиный горошек.
3.Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.
4.Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.
5.Все пересыхание рек, появление ядовитых газов и пыли связано с истреблением лесов.

Верный вариант:
1.Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.
2. Летом в лесу можно увидеть разные цветы: лесную гвоздику, ромашку, колокольчик, зверобой, бессмертник, мышиный горошек.
3.Сосна, ель, пихта - все эти хвойные деревья растут в наших лесах.
4.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно.
5.Все: пересыхание рек, появление ядовитых газов и пыли - связано с истреблением лесов.

Слово учителя:
-Проверим, где верные предложения, ставьте +, неверного -.

2.

Работа в парах: объяснительный диктант

Цель – учиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях на изученное правило.

Задание: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающие слова.

1.На фабриках, на заводах – везде происходили митинги. (обстоятельство)

2.И лицо и походка и взгляд – всё изменилось в Наташе. (подлежащее)

3.Егорушка отдыхал на берегу реки: лежал на спине, нежился на солнышке, брызгался, кувыркался, плавал. (сказуемое)

4.Белка собрала грибы: маслята и подберёзовики. (дополнение)

Организация проверки:  

Зачитайте предложения со вставленными знаками препинания.

- Каким членом предложения являются однородные члены предложения и обобщающее слово в 1 предложении? 2? 3? 4

- Каким членом предложения может быть обобщающее слово?

Вывод: Обобщающие слова бывают разными членами предложения. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Задание 3.

 А сейчас вы напишите небольшой тестовый контроль, который поможет вам уточнить, поняли ли вы тему нашего занятия.

 Самостоятельная работа.

1) Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов;

в) при обобщающем слове знак препинание «двоеточие» отсутствует.

2) С каким суждением вы не согласны:

а) При однородных членах могут быть обобщающие слова;

б) Обобщающие слова могут стоять и впереди, и после однородных членов.

В) Обобщающее слово не является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Слово учителя:

- Молодцы, ребята.



Выполняют упражнения.












Проверяют упражнение. Проводят самоконтроль.








Если ошибки имеются,

 прорабатываются.




Выполнение задания

VI.   Обобщение.

Слово учителя:

-Ребята, какие же цели мы сегодня ставили перед собой на уроке?
1.
Находить обобщающие слова.

2.Правильно ставить знаки препинания.

3.Составлять предложения с обобщающими словами.


- Добились мы с вами поставленных целей?


- Повторим условия выбора знаков препинания в предложениях с обобщающим словом. 

  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то перед

 ними стоит двоеточие.

2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними

 стоит тире

3. Если обобщающее предшествует однородным членам, а после них

 предложение продолжается, тогда перед однородными членами ставится

 двоеточие, а после них – тире.


- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились.


Один ученик проговаривает цели урока.








Повторяют вместе условия выбора.
 

VII. Рефлексия

 

Слово учителя:

- Наш урок подходит к завершению. Я хотела бы узнать результаты. Перед вами анкета, заполните ее.

1.На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

Заполняют анкеты. Если позволяет время,

 аргументируют ее.

VIII.    Домашнее задание
 

Выполнить задание: упр. 325

Слушают инструктаж, записывают дом. задание

IX. Выставление оценок


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

Типология обобщающих слов в предложениях с однородными членами

Доклад Типология обобщающих слов в предложениях с однородными членами...

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами

План-конспект урока русского языка в 5 классе, технологическая карта...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...

Методическая разработка урока Тема: « Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» 5класс

Предмет, класс: урок русского языка в 5 классеТип урока: урок изучения новых знанийЦель:А) (образовательная ) сформировать знания об обобщающих словах, выработать умение правильно писать предложения с...

Пунктуация в предложениях с однородными членами при обобщающем слове. Введение. 5 класс

Урок построен на знании детьми  понятия "Однороодные члены предложения" и понимании пунктуации в предложениях с однородными членами. Обращение к жизненному опыту ребят при построении пр...