Конспект урока в 10 классе " Лингвистический анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Методическая разработка представляет опыт проведения урока лингвистического анализа текста и предназначена учителям, преподающим русский язык на базовом и профильном уровнях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 127 КБ | |
| 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.
Определите каждое слово,
и вы избавитесь
от половины предрассудков.
Р. Декарт
Содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано на формирование коммуникативной культуры. Курс русского языка в 10 — 11 классе обеспечивает восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных орфографических, пунктуационных и речевых навыков (базовый уровень) и расширяет лингвистический кругозор учащихся, дает дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечивает качественно иной уровень понимания механизма функционирования языковых единиц (профильный уровень). Важной составляющей курса русского языка в старшей школе на базовом и профильном уровнях является лингвистический анализ текста.
Этот вид деятельности позволяет реализовать воспитательные возможности предмета, способствует речевому и интеллектуальному развитию учащихся, приобщает к отечественной и мировой культуре. В процессе лингвистического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развивается способность самостоятельно анализировать факты и делать выводы. Кроме того, в заданиях ЕГЭ особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений и навыков: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста.
Умение понимать и анализировать тексты разных видов, ориентироваться в тексте является условием для успешного освоения всех учебных предметов. Именно разносторонняя, многоуровневая работа с текстом помогает решить комплекс задач, стоящих перед современным образованием. Сегодня педагог – словесник не испытывает недостатка в учебных материалах по данному аспекту своей деятельности, так как многообразны и вариативны технологии, связанные с комплексным углубленным изучением текста (прозаического и стихотворного; на уроках русского языка и на уроках литературы) с разных точек зрения (лингвистической, литературоведческой, историко-культурной) и при помощи разных методов (системно-функционального, конкретно-исторического, типологического, сравнительно-исторического) и приемов. Однако профессиональная неудовлетворенность все же остается.
Методическая разработка представляет опыт проведения урока лингвистического анализа текста и предназначена учителям, преподающим русский язык на базовом и профильном уровнях.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ И ЕГО ПРОВЕДЕНИЮ.
Рабочая программа 11 класса (профильный уровень) предусматривает 9 уроков по теме «Лингвистический анализ текста». В основе таких уроков - работа с текстом, обеспечивающая развитие навыка анализа. Такие уроки следует рассматривать как уроки комплексной подготовки к ЕГЭ.
Длительность учебного занятия - 2 часа, так как в образовательном учреждении предусмотрены сдвоенные уроки в старшей школе. Урок проведен в 11 классе, где обучение осуществляется по учебнику авторов Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык», 10-11 классы. М.: «Русское слово».
Личностно-ориентированное обучение и учебное сотрудничество обеспечивается организацией индивидуальной и групповой работы обучающихся. Каждая группа выявляет особенности текста на соответствующем уровне языковой системы (1 группа - уровень лексики, 2 группа – уровень морфологии, 3 группа – уровень синтаксиса). В состав каждой группы входит ученик – консультант. Учитель так организует учебную деятельность, чтобы в течение учебного года каждая группа обращалась к анализу текста на различных языковых уровнях.
Самостоятельная работа учащихся осуществляется по инструкции, выработанной в совместной деятельности учителя и учеников на предыдущих уроках. Анализируя уровень лексики, учащиеся пользуются схемой «Лексика» (блоки «Стилистически окрашенная и нейтральная лексика», «Активная и пассивная лексика», «Лексика с точки зрения сферы употребления»). В анализе морфологических особенностей текста учащиеся приводят примеры употребления разрядов существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных, служебных частей речи. Синтаксический уровень предполагает выделение учащимися предложений простых, осложненных однородными членами, вводными словами и конструкциями, обособленными членами предложения, сложных предложений.
Подготовка к такому уроку заключается в следующих аспектах:
- Разработка индивидуальных заданий, которые должны быть связаны с проектной деятельностью обучающихся. На данном уроке – это сообщение «Л.Н.Гумилев – личность и судьба», «Историзмы 20-х годов XX века» (выполнено в рамках проекта «Язык как отражение истории народа»), «Крылатые выражения о книге и чтении».
- Обсуждение с учащимися – консультантами аспектов лингвистического анализа текста на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
- Уточнение инструкции по выполнению практической работы и сомооцениванию.
Важную роль в обучении играет способ освоения учебного материала. Поэтому на уроке используются такие виды учебной деятельности, как самостоятельная работа с текстом, формирование навыков работы со справочниками и словарями (обязательный ролевой элемент урока - учащийся, работающий со словарем), структурирование, составление схем и алгоритмов рассуждения.
Лингвистический тренинг представляет собой упражнения, направленные на формирование навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов. На данном уроке проводится как промежуточное тестирование с последующей самооценкой. Урок позволяет реализовать не только внутрипредметные связи (комплексная работа с текстом), но и межпредметные связи с литературой, поскольку обучающиеся имеют возможность обратиться к судьбам русских поэтов А.А.Ахматовой и Н.С. Гумилева. Аргументация собственного мнения по сформулированной проблеме предполагает обращение учащихся к фактам из истории отечественной культуры и явлениям современной общественной жизни.
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ Л.Н.ГУМИЛЕВА.
Тип: урок формирования умений и навыков.
Вид: урок – практикум.
Методическая цель: создание условий для совершенствования умений и навыков лингвистического анализа текста.
Цели образования:
обучающая цель - развить знания, умения и навыка на учебном материале урока;
развивающие цели - развивать речь, умение извлекать знания из различных источников, умение работать с инструкционной картой, развивать навыки самоконтроля познавательной активности;
воспитательные цели - содействовать в ходе урока воспитанию ответственного отношения к учебному труду, воспитанию читательской культуры.
Материально-техническое обеспечение урока: мультимедиа установка, презентация Microsoft Office Power Point по теме урока, толковый и орфоэпические словари, инструкции по организации самостоятельной работы и самооценке, алгоритм «Работа над эссе», схема «Лексика», распечатки текстов статьи Л.Н.Гумилева, музыкальная композиция.
Содержание урока.
- Мотивация и организация учебной деятельности обучающихся.
- Организация урока. Проверка готовности к уроку. Оформление рабочих тетрадей. Обозначение организационных особенностей урока. (групповая работа, деятельность учащихся - консультантов).
- Моделирование учебной ситуации «Экзамен».
- В чем, на ваш взгляд, заключена необходимость такой формулировки урока?
- Что вы ожидаете от урока? Оформите суждения в виде законченного высказывания «Я надеюсь, что урок мне поможет…».
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
- Антиципация.
Какие ассоциации у вас вызывает имя Льва Гумилева?
- Реализация индивидуального задания:
сообщение о Л.Н. Гумилеве, историке, географе, переводчике с персидского языка, основоположнике пассионарной теории этногенеза, сыне поэтов А.А.Ахматовой и Н. С.Гумилева. Обучающийся акцентирует внимание одноклассников на том, что в жизни Л.Гумилева краткие периоды удач в научной деятельности неизменно прерывались новыми преследованиями со стороны тоталитарного государства, но при этом даже в тяжелейших условиях сталинского лагеря он не терял остроту мысли, работал над диссертацией. Индивидуальное задание возможно завершить обращением к следующим словам Л.Гумилева: «Жизнь была иногда очень тяжелой, но ведь я не был исключением. Кому из порядочных людей (а я смею относить себя к таковым) было легко? Я не был одинок, был вместе со своей страной, своим народом... я могу быть счастливым».
3. Чтение текста и информационная обработка.
А) Ознакомительное чтение текста, цель которого – извлечение фактуальной информации. Учащиеся пользуются следующими приемами: выделение по ходу чтения значимой информации, расстановка условных графических знаков (? – непонятно, ! - важно).
Обобщение фактуальной информации: Школьные годы, по мнению Льва Гумилева, - это жестокое испытание, так как многие предметы, которые вынуждены изучать ученики, не вызывают никакого интереса. Интересным для мальчика оказались история и география, а математика и языки давались с трудом. На беду в двадцатых годах история была изъята из школьных программ, а география сведена до минимума, так что любимых предметов не осталось. Гумилеву пришлось постигать эти науки по романам Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна и Джека Лондона, которые в избытке находились в местной библиотеке.
Б) Выделение концептуальной информации.
Определение концептуальной информации на основе приемов: вывод из фактуальной информации, определение мотива, который побудил автора к написанию произведения.
Учитель обращает внимание, что именно концептуальная информация должна быть отражена в комментарии к проблеме в сочинении- эссе, поскольку если мы упоминаем какие – то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если мы воспроизводим только факты из текста, то комментарий превращается в рассказ. Обучающиеся самостоятельно оформляют свое представление об авторском замысле в виде законченного суждения.
4. Определение типа речи, представленного в данном тексте, на основе приема «фотографирования». Учащиеся обосновывают типологическую структуру текста как рассуждение, так как в нем содержится размышление, говорится о причине и следствии тех событий, которые происходили с мальчиком, о его оценке этих событий.
Релакс – пауза. Поэтическая страничка.
Учитель предлагает учащимся отдохнуть и послушать стихотворение «Прелюдия». Хотя Лев Гумилев не считал себя поэтом, утверждая, что три поэта в одной семье - это явный перебор, эти стихи выдают в нем поэтическую душу.
Когда мерещатся чугунная ограда,
И пробегающих трамваев огоньки,
И запах листьев из ночного сада,
И темный блеск встревоженной реки,
И теплое, осеннее ненастье,
На мостовой, средь искристых камней –
Мне кажется, что нет иного счастья,
Чем помнить
Город юности моей.
Мне кажется…
Нет, я уверен в этом!
Что тщетны грани верст и грани лет,
Что улица, увенчанная светом,
Рождает мой давнишний силуэт.
Что тень моя видна на серых зданьях,
Мой след блестит на искристых камнях.
Как Город жив в моих воспоминаньях,
Так тень моя жива в его тенях!
- Определение стилевых особенностей текста. Наблюдение за употреблением языковых единиц различных уровней.
- Самостоятельная практическая работа учащихся в группах. Заполнение таблицы.
- Представление результатов практической работы: сообщения обучающихся об особенностях лексического и морфологического строя текста, синтаксической организации.
3. Индивидуальное задание о выразительных средствах, использованных в тексте.
На основе анализа текста делается вывод о том, что стилеобразующие черты публицистики проявляются на всех уровнях языковой системы.
Релакс – пауза. Выполнение комплекса дыхательной гимнастики с музыкальным сопровождением.
- Формулировка проблем текста, аргументация личного мнения по сформулированным проблемам.
- Каков алгоритм нашей работы?
- Определение темы текста (обучение детей).
- Какие проблемы поднимает автор в связи с этой темой? (Что способно восполнить пробелы школьных программ? Какова роль книги в обучении? Для чего необходимо самообразование?)
- О какой проблеме будете рассуждать вы в своем сочинении?
- Какую аргументацию планируете приводить? Рекомендации учителя о возможностях обращения к судьбе великого русского ученого М.В.Ломоносова.
- Какие высказывания могут стать эмоциональной заставкой вашего эссе? (пословица: Чтение – вот лучшее учение.)
- Письмо по памяти 1 – 2 крылатых выражений о книгах, подготовленных учеником индивидуально.
- Лингвистический тренинг.
- Орфографический тренинг: записать слова с пропущенными орфограммами, распределив их по группам: разговорная (медвежья услуга), нейтральная (природа, человек, выбирать, память), книжная (психофизиология, генетический, энтропия, изъятый) лексика; логическое упражнение с нейтральными словами («Четвертое лишнее» на основе типа орфограммы «Безударная гласная в корне слова»).
- Орфоэпический тренинг: постановка ударения в слове энтропИя (лексическое значение «физический термин, одна из величин, характеризующих тепловое состояние»), по аналогии со словами индустрИя, металлургИя, полиграфИя, но флюорогрАфия). Обращается внимание на орфоэпическую тенденцию перемещения ударения на конец слова.
- Морфологический тренинг: определение морфологической характеристики устаревшего слова в предложении №1 (коего - относительное местоимение) и замена нейтральным синонимом (который); Среди предложений №2,№8,№11 укажите предложение, связанное с предыдущим с помощью указательного местоимения.
- Лексический тренинг: обосновывают принадлежность данного слова к архаизмам или историзмам. Ученик – консультант приводит примеры историзмов, характерных для 20-х годов прошлого столетия, времени, о котором вспоминает Л. Гумилев (индивидуальное задание к уроку, промежуточные результаты проекта «Язык как отражение истории народа»). Обратить внимание: употребление архаизма позволяет избежать речевой ошибки.
- Синтаксический тренинг: составление схемы предложения №1 и его характеристика (сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, соединенными последовательно); определение номеров сложных предложений из абзаца№2; разбор предложений №8,6, 12.
- Словообразовательный тренинг: найти в предложениях абзацев № 1,2 слова, образованные способом субстантивации, выписать словосочетания с ними (выбирать интересное, отталкивать скучное, с наследием прошлого), определить тип грамматической связи.
- Рефлексия, подведение итогов занятия.
Анализ и корректировка суждения – прогноза, сформулированного в начале урока.
Запись домашнего задания: написать эссе по тексту Л. Н. Гумилева.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА».
Дидактическая структура урока | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||||
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся | Этап урока | Дидактическая задача | Методы обучения | Форма деятельности | Методические приёмы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности обучающихся | |
Организация начала урока. | Подготовка учащихся к работе на уроке. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности. | Метод словесной подачи информации и ее слухового восприятия. | Беседа. |
|
| Фронтальный. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся в учебный диалог, в деловой ритм урока. | |
Актуализация опорных знаний и умений | Подготовка к основному этапу урока. | Установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации, организация и направление познавательной активности учащихся на решение целевых установок. | Метод зрительного восприятия информации. | Беседа. |
| Фронтальный. | Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности, осуществление логического перехода к основному этапу урока. | |
Знакомство с автором текста. | Наглядный. | Просмотр презентации. |
|
| Индивидуально – групповой. | |||
Чтение текста и информационная обработка. | Метод передачи информации с помощью практической деятельности. | Работа с текстом. | Чтение, поиск информации:
|
| Парный. | |||
Релакс – пауза. Поэтическая страничка | Прослушивание стихотворения. |
| Коллективный. | |||||
Применение понятий и способов действия | Практическая работа учащихся в группах. | Формирование целостной системы ведущих знаний по курсу. | Метод самостоятельной работы. | Самостоятельная работа учащихся. |
|
| Групповой. | Активная и продуктивная деятельность учащихся по классификации и систематизации, выявление внутрипредметных связей. |
Обобщение и систематизация знаний о стилеобразующих особенностях текста. | Практический. | Учебный диалог |
|
| Коллективный. Индивидуально – групповой. | |||
Формулировка проблем текста, аргументация личного мнения по сформулированным проблемам. | Практический | Учебный диалог. |
|
| Коллективный. | |||
Релакс – пауза. Дыхательная гимнастика. |
| Коллективный. | ||||||
Контроль и самопроверка знаний | Лингвистический тренинг. | Выявление качества уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Аналитический, письменный самоконтроль. | Тестирование. | Грамматические упражнения:
Самооценка по результатам выполнения грамматических заданий (прием полный самоконтроль). |
| Групповой. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
Рефлексия и подведение итогов занятия. | Организация подведения итогов урока, анализ домашнего задания. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Метод словесной подачи информации и ее слухового восприятия. | Беседа. |
| Коллективный. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. | |
4. Дидактический материал к уроку.
Отрывок из статьи Л.Н. Гумилева
1)Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира, в котором важно и интересно всё: пр..рода, люди и - главное - язык, изучение коего - «условие, без которого нельзя». (2)Только с шести-семи лет ч..ловек может начать выб..рать интересное и отталкивать скучное. (З)Интересными, увлекательными для автора оказались история и география, но не математика и изучение языков. (4)Почему это было так — сказать трудно, да и не нужно, ибо это относится к псих..физиологии и ген..тической пам..ти, а речь не о них.
(5)Школьные годы — это жестокое испытание. (6)В школе учат разным предметам. (7)Многие из них не вызывают никакого интереса, но тем не менее необходимы, ибо без широкого восприятия мира не будет развития ума и чувства. (8)Если дети не выучили физику, то потом они не поймут, что такое энергия и энтр..пия; без зоологии и ботаники они пойдут завоёвывать природу, а это самый мучительный способ видового самоубийства. (9)Без знания языков и литературы теряются связи с окружающим миром людей, а без истории — с наследием прошлого. (10)Но в двадцатых годах история была из..ята из школьных программ, а география сведена к минимуму. (11)Это на пользу делу не пошло, оказало медвеж..ю услугу.
(12)К счастью, тогда в маленьком городе Бежецке была библиотека, полная сочинений Майн Рида, Купера, Жюля Верна и многих других авторов, дающих информацию, усваиваемую без труда, но с удовольствием. (13)Там был Шекспир, Дюма, Вальтер Скотт... (14)Чтение накапливало первичный фактический материал и будило мысль.
(Лев Гумилёв)
Типовые конструкции (клише) для сочинения – эссе.
Автор текста обращается к теме о роли (значении, влиянии…) + ключевые слова.
В тексте говорится о роли (значении, влиянии…) + ключевые слова.
Автор рассуждает (размышляет) о + ключевые слова.
Автор обращается к … (философской, психологической, социальной, нравственной и др.) проблеме … (воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности…) и обращает внимание читателя на … (выражает сожаление по поводу того, что…).
Автора текста размышляет над вопросом: «….».
Автор утверждает, что…(цитата).
Автор убежден в том, что…
Авторская позиция обоснована такими … (доводами, фактами, положениями), как…
Аргументируя свою позицию, я хочу обратиться к …(личности, произведению, событиям, фактам).
Мне этот текст напомнил … (произведение, случай).
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно – методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2011.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Галлингер И.В. Работа над умениями и навыками по русскому языку/ И.В. Галлингер, С.И. Львова.- М.: Просвещение.1988.-137с.
2. Корчагина Л.М. Подготовка к сочинению-рассуждению// Русский язык в школе.-2007.-№2.-с.39-42
3. Лосева Л.М. Как строится текст/пособие для учителя/ Л.М. Лосева.- М.: Просвещение.1980.
4. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// Русский язык в школе.-2000.-№4.-с. 3-11.
5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.- М.: Баласс, 2011.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учёный, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка. Гумилев Лев Николаевич (1912—1992)
фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический. Уровни языковой системы:
Произноси правильно! индустр И я металлург И я полиграф И я НО: флюорогр А фия
Кино (какое?) интересное (прилагательное). Выбирать (что?) интересное ( субстантивированное существительное).
Из предложения 8 выпишите прилагательное в превосходной степени. Из предложения 4 выпишите подчинительный союз. Какое предложение связано с предыдущим при помощи указательного местоимения? 1) 2 2) 8 3) 11
Какие средства выразительности используются в предложениях? 1) 1,5 2) 13 3) 14
Определите стиль и тип речи текста. Художественный стиль; рассуждение с элементами повествования. Публицистический стиль; рассуждение. Художественный стиль; рассуждение. Разговорный стиль; рассуждение с элементами повествования.
Алгоритм подготовки эссе. Выделение ключевых слов из наиболее информативных предложений. Формулировка темы текста. Формулировка проблем. Определение авторской позиции. Аргументация собственной точки зрения.
Русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик, художник, основатель Московского университета. Ломоносов Михаил Васильевич 1711 -1765
Научные труды М.В.Ломоносова: «Письмо о правилах российского стихотворства», «Размышления о причине теплоты и холода», «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «О слоях земных», «Российская грамматика», «О происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», «Рассуждения о большой точности морского пути»,
«Краткий Российский летописец с родословием», «Явление Венеры на солнце наблюденное», «О сохранении и размножении российского народа», «Первые основания металлургии или рудных дел», «О явлениях воздушных от электрической силы происходящих», «Древняя Российская история».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...

Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс
Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....

Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"...

Урок по теме "Лингвистический анализ текста" в 10 классе
Содержит материалы для лингвистического анализа текста в 10 классе по программе С.И. Львовой....

Конспект урока по обучению комплексному анализу текста (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»).
Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы....

