Рабочая программа "Шаг за шагом. Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Булыгина Наталия Владимировна
РП создана на основе нормативных документов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24-25_8_kl_shzsh.docx57.6 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ярославской области‌‌

Первомайский муниципальный район‌​

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Курсо С.А.

Приказ №140 от «27» августа   2024 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Шаг за шагом. Русский язык» в 8 б классе

(период реализации – 1 год)

Составитель: Булыгина Наталия Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

п. Пречистое,

Год разработки программы: 2024-2025

Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Шаг за шагом. Русский язык» составляют следующие документы:

1.        ФГОС ООО, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287;

2.        Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; утверждена приказом Министерства просвещения Российской федерации от 24.11.2022 № 1025;(с изменениями от 17.07.2024 № 495)

3.        Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для  обучающихся с задержкой психического развития (приказ директора №140 от 27.08.2024);

4.        Федеральная рабочая программаосновного  общего образования. Русский  язык, - М., 2022г.

5. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации

6. Информационно-методическое письмо об особенностях преподавания учебного предмета «Русский язык» в 2024/2025 учебном году.

7.  Программа воспитания Пречистенской средней школы (приказ директора школы №112а от 31.08.2021 год)

8. Положением об организации внеурочной деятельности обучающегося на ступени основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Пречистенской средней школы.

9.  Положением о рабочей программе педагога в муниципальном общеобразовательном учреждении Пречистенской средней школы (Приказ № 133а от 31.08.2023).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

«Шаг за шагом. Русский язык»

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи  вооружить учащегося знаниями на другую сформировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  • Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.

Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шаг за шагом. Русский язык»

реализуется через план внеурочной деятельности ООП ООО МОУ Пречистенская средняя школа.

Цели изучения курса внеурочной деятельности

Цель программы - создание условий для формирования и развития предметных умений обучающихся основной школы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
  • способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;
  • обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Учебное занятие имеет познавательные, практические и общепредметныезадачи:

Познавательные задачи:

- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

 - развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

 - овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

 - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметные задачи:

- воспитание обучающихся средствами данного предмета;

 - развитие их логического мышления;

 - обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

 - формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Место курса в плане внеурочной деятельности

Срок реализации – 1 год.  

Рабочая программа ориентирована на 34 учебных недели в год из расчета 0,5 час в неделю (всего 17 часов).

Возрастная группа:обучающиеся 8 класса

Информация о реализации рабочей программы воспитания

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее.

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья

• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне

• к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать

• к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека

• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье

• к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

• к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение

• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир

• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества

• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее

Воспитательный потенциал занятия:

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;

• побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; развитие умения совершать правильный выбор;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;

• использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности);

• использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);

• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к  получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);

• организация предметных образовательных событий для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

• проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-досуговых мероприятий (викторины, литературная композиция, конкурс, экскурсии и др.);

• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема

Характеристикасодержаниякурса

Морфемика. Словообразование.  

Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, приставки, суффиксы в словах.Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования.  

Лексика и фразеология.  

Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Осознают основные понятия фразеологии. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какиефразеологизмызашифрованы в них.

Синтаксис. Пунктуация.

Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывают тексты. Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании.Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списываюттексты, расставляязнакипрепинания.

Текстоведение

Текст, его особенности. Основные признаки текста. Текст и стили речи.Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учеников

В учебнике содержится много интересных и неожиданных вопросов, на которые не всегда можно дать однозначные ответы. Но все вопросы и задания логично и последовательно направляют учебную деятельность учащихся на успешное выполнение учебного проекта. О проектной деятельности и ее значимости в развитии мышления учащихся уже достаточно много сказано и написано.

Сегодня образование придают важное значение включению учащихся в проектную деятельность для достижения метапредметных результатов образования. Так, программы среднего общего образования включает теперь как обязательный предмет "Индивидуальный проект", который должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией.

Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования.

Индивидуальные и коллективные проекты  — очень увлекательная форма работы на уроках, которая хороша и во внеурочной деятельности. Особенность большинства проектов заключается в их своеобразной неисчерпаемости. Защита проектов предполагается на уроках повторения и обобщения.  

Темы проектов: https://obuchonok.ru/russkiy-yazik/8

Примерные темы проектов

  1. Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»
  2. Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»
  3. Мини-исследование: «Алгоритм работы с  текстом публицистического стиля речи»
  4. Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»
  5. Др.

Панируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков);
  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка), понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации);
  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметныерезультаты:

Регулятивные

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • выделение и осознание обучающимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные
  • работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знакосимволических средств, общих схем решения;
  • выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. 3

Коммуникативные

  • речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
  • навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
  • владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект;
  • умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;
  • умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения).

Предметные результаты:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста, делить тексты на смысловые части;
  • составлять план текста;
  • знать приёмы работы с разными текстами;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
  • характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • уметь пользоваться различными видами словарей и справочников;
  • чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров (художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий; деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.);
  • уметь составлять статью для школьного сайта, газеты.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательныересурсы

Формапроведениязанятия

1

Морфемика. Словообразование.  

2

https://fg.resh.edu.ru/

Электронный банк
заданий для оценки
функциональной грамотности

письменный опрос

тестовые задания

Работа с текстом

различные виды чтения

устный опрос

практические работы по содержанию изучаемого материала

2

Лексика и фразеология.  

1

https://fg.resh.edu.ru/

Электронный банк
заданий для оценки
функциональной грамотности

письменный опрос

тестовые задания

Работа с текстом

различные виды чтения

устный опрос

практические работы по содержанию изучаемого материала

3

Синтаксис. Пунктуация.

10

https://fg.resh.edu.ru/

Электронный банк
заданий для оценки
функциональной грамотности

письменный опрос

тестовые задания

Работа с текстом

различные виды чтения

устный опрос

практические работы по содержанию изучаемого материала

4

Текстоведение

4

https://fg.resh.edu.ru/

Электронный банк
заданий для оценки
функциональной грамотности

письменный опрос

тестовые задания

Работа с текстом

различные виды чтения

устный опрос

практические работы по содержанию изучаемого материала

Планирование курса внеурочной деятельности

П\П

Темазанятия

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы; оборудование, полученное в рамках проекта

1

Орфографический и пунктуационный разбор простого предложения.

1

04.09

https://fg.resh.edu.ru/

2

Лексическийанализтекста.

1

18.09

https://fg.resh.edu.ru/

3

Разбор слова по составу и словообразовательный разбор

1

02.10

https://fg.resh.edu.ru/

4

Структура словосочетания.  Виды подчинительной связи (согласование,  управление,  примыкание).

1

16.10

https://fg.resh.edu.ru/

5

Предложение.  Главные члены предложения. Подлежащее.  Способы выражения сказуемого (простое глагольное сказуемое)

1

06.11

https://fg.resh.edu.ru/

6

Способы выражения сказуемого (составное глагольное сказуемое)

1

20.11

https://fg.resh.edu.ru/

7

Способы выражения сказуемого (составное именное сказуемое)

1

04.12

https://fg.resh.edu.ru/

8

Предложение.  Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.

1

18.12

https://fg.resh.edu.ru/

9

Полные и неполные предложения.   Типы односоставных простых предложений (определённо-личные предложения)

1

15.01

https://fg.resh.edu.ru/

10

Типы односоставных простых предложений (неопределённо-личные предложения)

1

29.01

https://fg.resh.edu.ru/

11

Типы односоставных простых предложений (безличные предложения)

1

12.02

https://fg.resh.edu.ru/

12

Осложнённые предложения.  Вводные конструкции, их виды. Знакипрепинания

1

26.02

https://fg.resh.edu.ru/

13

Синтаксическийразборпредложения.

1

12.03

https://fg.resh.edu.ru/

14

Основные языковые приёмы компрессии текста (обучение сжатию текста)

1

02.04

https://fg.resh.edu.ru/

15

Комплексный анализ текста художественного стиля речи. Текст №1

1

16.04

https://fg.resh.edu.ru/

16

Комплексный анализ текста научного стиля речи.  Текст №2

1

30.04

https://fg.resh.edu.ru/

17

Комплексный анализ текста научно-популярного стиля речи.  Текст №3

1

14.05

https://fg.resh.edu.ru/

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

​‌ Обязательные учебные материалы для ученика:

​‌‌

Е.Л. Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс.- М.: Просвещение, 2014.

​‌

Методические материалы для учителя:

О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку  к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов  и др. Русский язык. 8 класс. - М.: Экзамен, 2014.

​​
‌Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:

https://rus-oge.sdamgia.ru/prob_catalog?ysclid=mbcl4lkr14625145975 – Решу ОГЭ

https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 –

Открытый банк заданий ФИПИ, раздел «Текст»

https://rus9-gve.sdamgia.ru/?ysclid=mbcl7mn3q9975001191 – Решу ВПР

http://www.dic.academic.ru   — словари и энциклопедии on-line.

Оценочные материалы для проведения итоговой работы по курсу внеурочной деятельности

https://урок.рф/library/kompleks_zadanij_raznogo_urovnya_dlya_obuchayushihsya_ov_093117.html(приложение 1)

Комплекс задания разного уровня для обучающихся 8- 9 классов разработан с учетом ФГОС, с учетом возрастных и образовательных особенностей обучающихся 8-9 классов.

Задания имеют 3 уровня:

  • 1 уровень – повышенный
  • 2 уровень -выше базового
  • 3 уровень - базовый

Задания разного уровня позволяют учителю объективно оценить ответы и работы обучающихся.

Представленные разноуровневые задания могут использоваться учителями и обучающимися при подготовке к ВПР (8 класс) и к ОГЭ (9 класс). Также данные задания можно использовать в качестве контрольных и проверочных работ.

Комплекс разбит на тематические блоки.

Оценивание планируемых предметных результатов освоения программы «Шаг за шагом. Русский язык».

№ п/п

ИК – итоговый контроль

Предметные результаты

Тема №1. Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

Тема 2: Односоставныепредложения.

 1 уровень

2 уровень

3 уровень

 1 уровень

2 уровень

3 уровень

1

ДавтянАрсен

+

+

+

+

+

+

2

КиселевЕвгений

+

+

+

+

+

+

3

КовалевАндрей

+

+

+

+

+

+

4

КорневДенис

+

+

+

+

+

+

5

ЛавровНикита

+

+

+

+

+

+

6

МосквинДаниил

+

+

+

+

+

+

7

РашоянМилена

+

+

+

+

+

+

8

СеверовВладимир

+

+

+

+

+

+

9

Смирнова Александра

+

+

+

+

+

+

10

СоболевМаксим

+

+

+

+

+

+

11

Чуркин Роман

+

+

+

+

+

+

12

Шведов Матвей

+

+

+

+

+

+

13

Шорохов Виктор

+

+

+

+

+

+

14

Яковлев Егор

+

+

+

+

+

+

Лист регистрации изменений к программе внеурочной деятельности

учителя: Булыгиной Н.В.

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия

СОГЛАСОВАНО                                      Заместитель директора по УВР  ___________________

                                                                                                                                     Подпись

Дата ___________________           Расшифровка подписи _______________________________  

Приложение 1

Тема №1. Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

Целеполагание:

знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания, отличие от слова

и предложения, способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения, подбирать синонимические словосочетания как

средства выразительности речи, выполнять разбор словосочетания.

Задание 1. Словосочетание. Типы связи словосочетаний.

Задания 1 уровня

Образуйте словосочетания и запишите их. Укажите тип подчинительной связи словосочетаний.

Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр…знание), заслужить (похвала),

удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт),

крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья),

удосто..н (награда), досто..н (уважение).

Задания 2 уровня

Образуйте словосочетания и запишите их. Укажите главное и зависимое слова.

Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр…знание), заслужить (похвала),

удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт),

крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья),

удосто..н (награда), досто..н (уважение).

Задания 3 уровня

Образуйте словосочетания и запишите их.

Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр…знание), заслужить (похвала),

удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт),

крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья),

удосто..н (награда), досто..н (уважение).

Задание 2. Словосочетание. Типы связи словосочетаний.

Задания 1 уровня

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Выделите все словосочетания в первых трех предложениях и укажите их

грамматическое значение. Почему этот текст разделен на три абзаца?

Нина направилась к воротам. На стройку в..езжали тяж..лыесам..свалы. У ворот Нину ост..новил дедушка в коротком пиджаке. Он отдал честь и в..новато проговорил

посторонним входить нельзя. Немного обидевшись Нина об..яснила, что она не посторонняя, и показала диплом. Через (пол)часа ей дали розовый талончик и она вошла на строительную площадку. Высоко в небо уходит стройный металлический каркас состоящий из горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн. Гремя ст..льными кузовами в разные стороны ехали сам..свалы с песком бетоном контейнерами грузовики с желез..бетонными плитами и чугунными трубами.

Задания 2 уровня

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя выбор

орфограмм. Выделите и выпишите все словосочетания из первых трех

предложений.

Нина направилась к воротам. На стройку в..езжали тяж..лыесам..свалы. У ворот Нину ост..новил дедушка в коротком пиджаке. Он отдал честь и в..новато проговорил

посторонним входить нельзя. Немного обидевшись Нина об..яснила, что она не посторонняя, и показала диплом. Через (пол)часа ей дали розовый талончик и она вошла на строительную площадку. Высоко в небо уходит стройный металлический каркас состоящий из горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн. Гремя ст..льными кузовами в разные стороны ехали сам..свалы с песком бетоном контейнерами грузовики с желез..бетонными плитами и чугунными трубами.

задания 3 уровня

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя выбор

орфограмм. Выделите и выпишите все словосочетания из первых двух

предложений.

Нина направилась к воротам. На стройку в..езжали тяж..лыесам..свалы. У ворот Нину ост..новил дедушка в коротком пиджаке. Он отдал честь и в..новато проговорил посторонним входить нельзя. Немного обидевшись Нина об..яснила, что она не посторонняя, и показала диплом. Через (пол)часа ей дали розовый талончик и она вошла на строительную площадку. Высоко в небо уходит стройный металлический каркас состоящий из горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн. Гремя ст..льными кузовами в разные стороны ехали сам..свалы с песком бетоном контейнерами грузовики с желез..бетонными плитами и чугунными трубами.

Задание 3. Словосочетание. Способы.

Задания 1 уровня

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким способом

связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано написание слов

с пропущенными буквами? С какими значимыми частями слова связано

написание букв о и е после шипящих?

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Объясните выбор

орфограмм.

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать

(медвеж..нок), (рыболовный)² крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес),

(золоч..ный)² кольцо, три (ш..фёр), (горяч..)² спорить, ягоды (крыж..вник), новое

ш..ссе, (вскипяч..ный) молоко.

Задания 2 уровня

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким

способом связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано

написание слов с пропущенными буквами?

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать

(медвеж..нок), (рыболовный)² крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес),

(золоч..ный)² кольцо, три (ш..фёр), (горяч..)² спорить, ягоды (крыж..вник), новое

ш..ссе, (вскипяч..ный) молоко.

Задания 3 уровня

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким

способом связано зависимое слово с главным.

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать

(медвеж..нок), (рыболовный)² крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес),

(золоч..ный)² кольцо, три (ш..фёр), (горяч..)² спорить, ягоды (крыж..вник), новое

ш..ссе, (вскипяч..ный) молоко.

Задание 4 Словосочетание

Задания 1 уровня

Прочитайте. Из каких словосочетаний состоит каждое предложение? Сделайте

синтаксический разбор словосочетаний. Укажите тип подчинительно связи словосочетания.

Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В тёмной пучине

колеблются яркие звёзды. С вышины льётся голубоватое сияние. Мертвая тишина

повисла над застывшим морем. Синеватый² отсвет озаряет водную гладь.

Задания 2 уровня

Прочитайте. Из каких словосочетаний состоит каждое предложение?

Сделайте синтаксический разбор словосочетаний.

Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В тёмной пучине

колеблются яркие звёзды. С вышины льётся голубоватое сияние. Мертвая тишина

повисла над застывшим морем. Синеватый² отсвет озаряет водную гладь.

Задания 3 уровня

Прочитайте. Выпишите словосочетания из каждого предложения. Укажите главное и зависимое слово.

Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В тёмной пучине

колеблются яркие звёзды. С вышины льётся голубоватое сияние. Мертвая тишина

повисла над застывшим морем. Синеватый² отсвет озаряет водную гладь.

Тема 2: Односоставные предложения.

1: Предложения определенно-личные.

Целеполагание:

знать особенности смысловых значений односоставных определенно-личных

предложений в сопоставлении с двусоставными;

уметь различать типы односоставных определенно-личных предложений в

сопоставлении с двусоставными, выполнять синтаксический разбор односоставных

предложений.

Задания 1 уровня

Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения. Укажите, чем

выражен в них главный член. Выпишите определенно-личные

предложения. Обозначьте в них сказуемое. Выполните синтаксический разбор простого осложнённого предложения.

1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы. 2) Мы с Павлом отб.раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два часа снов.. буду говорить с врач..м. 4) С чего день нач..нать будем? Д..вай сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..)идешь отдыхать? 7) (Н..)забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8) Прощаясь, я долго жму его руку.

Задания 2 уровня

Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения. Укажите,

чем выражен в них главный член. Выпишите определенно-личные предложения.

1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы. 2) Мы с Павлом отб.раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два часа снов.. буду говорить с врач..м. 4) С чего день нач..нать будем? Д..вай сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..)идешь отдыхать? 7) (Н..)забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8) Прощаясь, я долго жму его руку.

Задания 3 уровня

Задания Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения. Укажите,

чем выражен в них главный член.

Выполните синтаксический разбор простого предложения.

1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы. 2) Мы с Павлом отб.раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два часа снов.. буду говорить с врач..м. 4) С чего день нач..нать будем? Д..вай сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..)идешь отдыхать? 7) (Н..)забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8) Прощаясь, я долго жму его руку.

2: Предложения неопределенно-личные.

Целеполагание:

знать особенности смысловых значений односоставных неопределенно-личных предложений

в сопоставлении с двусоставными;

уметь различать типы односоставных неопределенно-личных предложений в сопоставлении

с двусоставными, выполнять синтаксический разбор односоставных предложений.

Задания 1 уровня

Переделайте двусоставные предложения в синонимичные односоставные

неопределенно-личные.

Подберите синоним к выделенному слову.

Образец. В доме шумят дети. – В доме шумят.

1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) Полярники

прислали в зоопарк двух белых медведей. 3) На заводе рабочие

изготовляют подшипники. 4) В институте научные сотрудники проведут

ряд экспериментов.

Задания 2 уровня

Переделайте по образцу двусоставные предложения в синонимичные

односоставные неопределенно-личные.

1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) Полярники

прислали в зоопарк двух белых медведей. 3) На заводе рабочие

изготовляют подшипники. 4) В институте научные сотрудники проведут

ряд экспериментов.

Задание 3 уровня

Переделайте двусоставные предложения в синонимичные

односоставные неопределенно-личные.

1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) Полярники

прислали в зоопарк двух белых медведей. 3) На заводе рабочие

изготовляют подшипники. 4) В институте научные сотрудники проведут

ряд экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...