Рабочие программы курса "Логопедические занятия. Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (7, 9 класс)
РП созданы на основе нормативных документов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.95 КБ | |
| 57.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ярославской области
Первомайский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Курсо С.А.
Приказ №140 от «27» августа 2024 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Логопедические занятия» в 9 в классе
(период реализации – 1 год)
Составитель: Булыгина Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
п. Пречистое,
Год разработки программы: 2024-2025
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Логопедические занятия» составляют следующие документы:
1. ФГОС ООО, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287;
2. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; утверждена приказом Министерства просвещения Российской федерации от 24.11.2022 № 1025;(с изменениями от 17.07.2024 № 495)
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (приказ директора №140 от 27.08.2024);
4. Федеральная рабочая программаосновного общего образования. Русский язык, - М., 2022г.
5. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
6. Информационно-методическое письмо об особенностях преподавания учебного предмета «Русский язык» в 2024/2025 учебном году.
7. Программа воспитания Пречистенской средней школы (приказ директора школы №112а от 31.08.2021 год)
8. Положением об организации внеурочной деятельности обучающегося на ступени основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Пречистенской средней школы.
9. Положением о рабочей программе педагога в муниципальном общеобразовательном учреждении Пречистенской средней школы (Приказ № 133а от 31.08.2023).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Логопедические занятия»
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при ЗПР. Модульное построение программы курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей школьников с ЗПР. Учитель-логопед может структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей учащегося с ЗПР или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких модулей либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных модулей.
Цели изучения курса внеурочной деятельности
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:
- коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
- совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
- совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
- формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
- коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
- формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
- коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
- развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
В процессе проведения курса «Логопедические занятия» осуществляются формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа ориентирована на 34 учебных недели в год из расчета 2 часа в неделю (всего 68 часов).
Возрастная группа:обучающиеся9 класса
Информация о реализации рабочей программы воспитания
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее.
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья
• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне
• к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать
• к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека
• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье
• к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда
• к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение
• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир
• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества
• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее
Воспитательный потенциал занятия:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;
• побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; развитие умения совершать правильный выбор;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;
• использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности);
• использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);
• организация предметных образовательных событий для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
• проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-досуговых мероприятий (викторины, литературная композиция, конкурс, экскурсии и др.);
• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема | Характеристикасодержаниякурса |
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи | Модуль направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены). |
Обогащение и активизация словарного запаса. Морфемика. | Модуль направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок. |
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология. | Модуль направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения активно использовать их на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. |
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация | Модуль направлен на развитие умения работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. |
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учеников
В учебнике содержится много интересных и неожиданных вопросов, на которые не всегда можно дать однозначные ответы. Но все вопросы и задания логично и последовательно направляют учебную деятельность учащихся на успешное выполнение учебного проекта. О проектной деятельности и ее значимости в развитии мышления учащихся уже достаточно много сказано и написано.
Сегодня образование придают важное значение включению учащихся в проектную деятельность для достижения метапредметных результатов образования. Так, программы среднего общего образования включает теперь как обязательный предмет "Индивидуальный проект", который должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией.
Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования.
Индивидуальные и коллективные проекты — очень увлекательная форма работы на уроках, которая хороша и во внеурочной деятельности. Особенность большинства проектов заключается в их своеобразной неисчерпаемости. Защита проектов предполагается на уроках повторения и обобщения.
Темы проектов: https://obuchonok.ru/russkiy-yazik/9
Примерные темы проектов
- "Биография одного слова"
- "Современная речь школьника"
- "А как говорим мы? Орфоэпические нормы"
- …
Панируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков);
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка), понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации);
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметныерезультаты:
Регулятивные
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- выделение и осознание обучающимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные
- работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знакосимволических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. 3
Коммуникативные
- речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект;
- умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;
- умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения).
Предметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста, делить тексты на смысловые части;
- составлять план текста;
- знать приёмы работы с разными текстами;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
- характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- уметь пользоваться различными видами словарей и справочников;
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров (художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий; деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.);
- уметь составлять статью для школьного сайта, газеты.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательныересурсы | Формапроведениязанятия |
1 | Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи | 3 | Электронный банк | письменный опрос тестовые задания Работа с текстом различные виды чтения устный опрос практические работы по содержанию изучаемого материала |
2 | Обогащение и активизация словарного запаса. Морфемика. | 6 | Электронный банк | письменный опрос тестовые задания Работа с текстом различные виды чтения устный опрос практические работы по содержанию изучаемого материала |
3 | Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология. | 18 | Электронный банк | письменный опрос тестовые задания Работа с текстом различные виды чтения устный опрос практические работы по содержанию изучаемого материала |
4 | Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация | 41 | Электронный банк | письменный опрос тестовые задания Работа с текстом различные виды чтения устный опрос практические работы по содержанию изучаемого материала |
Планирование курса внеурочной деятельности
№ П\П | Темазанятия | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы; оборудование, полученное в рамках проекта |
1 | Стартоваядиагностическаяработа №1 | 1 | 03.09 | |
2 | Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика, графика) | 1 | 06.09 | |
3 | Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (орфоэпия, графика) | 1 | 10.09 | |
4 | Обогащение и активизация словарного запаса. Морфемика. Разбор слов по составу. | 1 | 13.09 | |
5 | Основные способы образования: приставочный, суффиксальный способы. Формированиенавыковсловообразования. | 1 | 17.09 | |
6 | Основные способы образования: приставочно-суффиксальный способ. Формированиенавыковсловообразования. | 1 | 20.09 | |
7 | Образование существительных с отвлеченным значением при помощи суффиксов -изм-, -изн-, -ость-, -есть- -еств-, -инств- (с опорой на образец и без нее). | 1 | 24.07 | |
8 | Образование прилагательных, причастий при помощи суффиксов (с опорой на образец и без нее). | 1 | 27.09 | |
9 | Образование глаголов, деепричастий при помощи суффиксов. Диагностическаяработа №2 | 1 | 01.10 | |
10 | Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология. Словосочетание. Предложение. | 1 | 04.10 | |
11 | Словосочетания по типу согласования (с опорой на образец и без нее). | 1 | 08.10 | |
12 | Словосочетания по типу управления (с опорой на образец и без нее). | 1 | 11.10 | |
13 | Словосочетания по типу примыкания (с опорой на образец и без нее). | 1 | 15.10 | |
14 | Словосочетания по типу согласования, управления, примыкания. Практика. | 1 | 18.10 | |
15 | Словосочетания по типу согласования, управления, примыкания. Диагностическаяработа №3 | 1 | 22.10 | |
16 | Сложносочиненные предложения с союзами в устной и письменной речи. | 1 | 25.10 | |
17 | Сложносочиненные предложения с союзными словами в устной и письменной речи. | 1 | 05.11 | |
18 | Сложноподчиненные предложения с союзами в устной и письменной речи. | 1 | 08.11 | |
19 | Сложноподчиненные предложения с союзными словами в устной и письменной речи. | 1 | 12.11 | |
20 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами в устной и письменной речи. Практика | 1 | 15.11 | |
21 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами в устной и письменной речи. Диагностическаяработа №4 | 1 | 19.11 | |
22 | Предложения с прямой речью с использованием цитирования в устной речи. | 1 | 22.11 | |
23 | Предложения с прямой речью с использованием цитирования в письменной речи. | 1 | 26.11 | |
24 | Предложения с косвенной речью с использованием цитирования в устной речи. | 1 | 29.11 | |
25 | Предложения с косвенной речью с использованием цитирования в письменной речи. | 1 | 03.12 | |
26 | Знаки препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании. Практика | 1 | 06.12 | |
27 | Знаки препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании. Диагностическаяработа №5 | 1 | 10.12 | |
28 | Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо). Текст. Признакитекста | 1 | 13.12 | |
29 | Определение основной темы и идеи. Работа с текстом-описания | 1 | 17.12 | |
30 | Выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов. Работа с текстом | 1 | 20.12 | |
31 | Определение основной темы, выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов. Практика | 1 | 24.12 | |
32 | Определение основной темы и идеи. Работа с текстом-повествования | 1 | 27.12 | |
33 | Выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов. Работа с текстом | 1 | 10.01 | |
34 | Определение основной темы, выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов. Практика | 1 | 14.01 | |
35 | Определение основной темы и идеи. Работа с текстом-рассуждения | 1 | 17.01 | |
36 | Выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов. Работа с текстом | 1 | 21.01 | |
37 | Определение основной темы, выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов. Практика | 1 | 24.01 | |
38 | Определение основной темы, выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов. Диагностическаяработа №7 | 1 | 28.01 | |
39 | Основные правила выразительного чтения текста. Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. | 1 | 31.01 | |
40 | Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности. | 1 | 04.02 | |
41 | Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности. Практика | 1 | 07.02 | |
42 | Способы запоминания текста. Пересказ текста. Основныеприемысжатиятекста. | 1 | 11.02 | |
43 | Способы запоминания текста. Пересказ текста. Практика | 1 | 14.02 | |
44 | Способы запоминания текста. Пересказ текста. Тренажер | 1 | 18.02 | |
45 | Способы цитирования текста. Уместное, логичное включение цитаты в текст. Пересказтекста с включениемцитаты. | 1 | 21.02 | |
46 | Способы цитирования текста. Уместное, логичное включение цитаты в текст. Пересказтекста с включениемцитаты.Практика | 1 | 25.02 | |
47 | Способы цитирования текста. Уместное, логичное включение цитаты в текст. Пересказтекста с включениемцитаты.Тренажер | 1 | 28.02 | |
48 | Пересказ текста с включением цитаты. Пересказ текстов различной сложности и направленности. Практика | 1 | 04.03 | |
49 | Пересказ текста с включением цитаты. Пересказ текстов различной сложности и направленности. Тренажер | 1 | 07.03 | |
50 | Чтение и пересказ текста. Диагностическая работа №8 | 1 | 11.03 | |
51 | Культура ведения монолога. Тип речи повествование. | 1 | 14.03 | |
52 | Культура ведения монолога. Тип речи повествование. Практика | 1 | 18.03 | |
53 | Культура ведения монолога. Тип речи описание. | 1 | 21.03 | |
54 | Культура ведения монолога. Тип речи описание. Практика | 1 | 01.04 | |
55 | Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. | 1 | 04.04 | |
56 | Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. Практика | 1 | 08.04 | |
57 | Грамматическиенормы. | 1 | 11.04 | |
58 | Речевыенормы. | 1 | 15.04 | |
59 | Орфоэпическиенормы. | 1 | 18.04 | |
60 | Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. | 1 | 22.04 | |
61 | Основные правила ведения диалога. Практика | 1 | 25.04 | |
62 | Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. | 1 | 29.04 | |
63 | Вопросно-ответная форма выстраивания общения между участниками диалога. | 1 | 06.05 | |
64 | Монолог. Практика | 1 | 10.05 | |
65 | Диалог. Монолог. Диагностическаяработа №9 | 1 | 13.05 | |
66 | Обобщение и повторениекурса | 1 | 16.05 | |
67 | Зачетная работа по курсу (Диагностическая работа №10) | 1 | 20.05 | |
68 | Работанадошибками. | 1 | 23.05 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика:
Русский язык. 7 класс./ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская ОВ.,
Нарушевич А.Г., Вакурова О.Ф., М. «Просвещение», 2021г.
Методические материалы для учителя:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1748726923&tld=ru&lang=ru&name=FRP_
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b03a
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b8f0
Оценочные материалы для проведения итоговой работы по курсу внеурочной деятельности
https://урок.рф/library/kompleks_zadanij_raznogo_urovnya_dlya_obuchayushihsya_ov_093117.html (приложение 1)
Комплекс задания разного уровня для обучающихся 8- 9 классов разработан с учетом ФГОС, с учетом возрастных и образовательных особенностей обучающихся 8-9 классов.
Задания имеют 3 уровня:
- 1 уровень – повышенный
- 2 уровень -выше базового
- 3 уровень - базовый
Задания разного уровня позволяют учителю объективно оценить ответы и работы обучающихся.
Представленные разноуровневые задания могут использоваться учителями и обучающимися при подготовке к ВПР (8 класс) и к ОГЭ (9 класс). Также данные задания можно использовать в качестве контрольных и проверочных работ.
Комплекс разбит на тематические блоки.
Оценивание планируемых предметных результатов освоения программы
«Логопедические задания».
№ п/п | ИК – итоговый контроль | Предметные результаты | ||||||
Тема №1. Словосочетания, их строение и грамматическое значение. | Тема 2: Односоставныепредложения. | |||||||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||
1 | Березин Дмитрий | + | + | + | + | + | + | |
2 | Петрова Ксения | + | + | + | + | + | + | |
3 | Позднякова Виктория | + | + | + | + | + | + | |
4 | Черняев Михаил | + | + | + | + | + | + | |
Лист регистрации изменений к программе внеурочной деятельности
учителя: Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
1 | 13.03 | Государственные праздники | Объединение уроков №64,65 | Уплотнение |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
Приложение 1
Тема №1. Словосочетания, их строение и грамматическое значение.
Целеполагание:
знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания, отличие от слова
и предложения, способы выражения.
Уметь вычленять словосочетание из предложения, подбирать синонимические словосочетания как
средства выразительности речи, выполнять разбор словосочетания.
Задание 1. Словосочетание. Типы связи словосочетаний.
Задания 1 уровня
Образуйте словосочетания и запишите их. Укажите тип подчинительной связи словосочетаний.
Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр…знание), заслужить (похвала),
удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт),
крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья),
удосто..н (награда), досто..н (уважение).
Задания 2 уровня
Образуйте словосочетания и запишите их. Укажите главное и зависимое слова.
Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр…знание), заслужить (похвала),
удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт),
крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья),
удосто..н (награда), досто..н (уважение).
Задания 3 уровня
Образуйте словосочетания и запишите их.
Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр…знание), заслужить (похвала),
удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (статья), поделиться (опыт),
крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья),
удосто..н (награда), досто..н (уважение).
Задание 2. Словосочетание. Типы связи словосочетаний.
Задания 1 уровня
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Выделите все словосочетания в первых трех предложениях и укажите их
грамматическое значение. Почему этот текст разделен на три абзаца?
Нина направилась к воротам. На стройку в..езжали тяж..лыесам..свалы. У ворот Нину ост..новил дедушка в коротком пиджаке. Он отдал честь и в..новато проговорил
посторонним входить нельзя. Немного обидевшись Нина об..яснила, что она не посторонняя, и показала диплом. Через (пол)часа ей дали розовый талончик и она вошла на строительную площадку. Высоко в небо уходит стройный металлический каркас состоящий из горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн. Гремя ст..льными кузовами в разные стороны ехали сам..свалы с песком бетоном контейнерами грузовики с желез..бетонными плитами и чугунными трубами.
Задания 2 уровня
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя выбор
орфограмм. Выделите и выпишите все словосочетания из первых трех
предложений.
Нина направилась к воротам. На стройку в..езжали тяж..лыесам..свалы. У ворот Нину ост..новил дедушка в коротком пиджаке. Он отдал честь и в..новато проговорил
посторонним входить нельзя. Немного обидевшись Нина об..яснила, что она не посторонняя, и показала диплом. Через (пол)часа ей дали розовый талончик и она вошла на строительную площадку. Высоко в небо уходит стройный металлический каркас состоящий из горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн. Гремя ст..льнымикузовами в разные стороны ехали сам..свалы с песком бетоном контейнерами грузовики с желез..бетонными плитами и чугунными трубами.
задания 3 уровня
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя выбор
орфограмм. Выделите и выпишите все словосочетания из первых двух
предложений.
Нина направилась к воротам. На стройку в..езжали тяж..лыесам..свалы. У ворот Нину ост..новил дедушка в коротком пиджаке. Он отдал честь и в..новато проговорил посторонним входить нельзя. Немного обидевшись Нина об..яснила, что она не посторонняя, и показала диплом. Через (пол)часа ей дали розовый талончик и она вошла на строительную площадку. Высоко в небо уходит стройный металлический каркас состоящий из горизонтальных стальных балок и вертикальных колонн. Гремя ст..льными кузовами в разные стороны ехали сам..свалы с песком бетоном контейнерами грузовики с желез..бетонными плитами и чугунными трубами.
Задание 3. Словосочетание. Способы.
Задания 1 уровня
Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким способом
связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано написание слов
с пропущенными буквами? С какими значимыми частями слова связано
написание букв о и е после шипящих?
Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Объясните выбор
орфограмм.
(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать
(медвеж..нок), (рыболовный)² крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес),
(золоч..ный)² кольцо, три (ш..фёр), (горяч..)² спорить, ягоды (крыж..вник), новое
ш..ссе, (вскипяч..ный) молоко.
Задания 2 уровня
Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким
способом связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано
написание слов с пропущенными буквами?
(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать
(медвеж..нок), (рыболовный)² крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес),
(золоч..ный)² кольцо, три (ш..фёр), (горяч..)² спорить, ягоды (крыж..вник), новое
ш..ссе, (вскипяч..ный) молоко.
Задания 3 уровня
Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким
способом связано зависимое слово с главным.
(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать
(медвеж..нок), (рыболовный)² крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес),
(золоч..ный)² кольцо, три (ш..фёр), (горяч..)² спорить, ягоды (крыж..вник), новое
ш..ссе, (вскипяч..ный) молоко.
Задание 4 Словосочетание
Задания 1 уровня
Прочитайте. Из каких словосочетаний состоит каждое предложение? Сделайте
синтаксический разбор словосочетаний. Укажите тип подчинительно связи словосочетания.
Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В тёмной пучине
колеблются яркие звёзды. С вышины льётся голубоватое сияние. Мертвая тишина
повисла над застывшим морем. Синеватый² отсвет озаряет водную гладь.
Задания 2 уровня
Прочитайте. Из каких словосочетаний состоит каждое предложение?
Сделайте синтаксический разбор словосочетаний.
Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В тёмной пучине
колеблются яркие звёзды. С вышины льётся голубоватое сияние. Мертвая тишина
повисла над застывшим морем. Синеватый² отсвет озаряет водную гладь.
Задания 3 уровня
Прочитайте. Выпишите словосочетания из каждого предложения. Укажите главное и зависимое слово.
Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В тёмной пучине
колеблются яркие звёзды. С вышины льётся голубоватое сияние. Мертвая тишина
повисла над застывшим морем. Синеватый² отсвет озаряет водную гладь.
Тема 2: Односоставные предложения.
1: Предложения определенно-личные.
Целеполагание:
знать особенности смысловых значений односоставных определенно-личных
предложений в сопоставлении с двусоставными;
уметь различать типы односоставных определенно-личных предложений в
сопоставлении с двусоставными, выполнять синтаксический разбор односоставных
предложений.
Задания 1 уровня
Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения. Укажите, чем
выражен в них главный член. Выпишите определенно-личные
предложения. Обозначьте в них сказуемое. Выполните синтаксический разбор простого осложнённого предложения.
1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы. 2) Мы с Павлом отб.раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два часа снов.. буду говорить с врач..м. 4) С чего день нач..нать будем? Д..вай сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..)идешь отдыхать? 7) (Н..)забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8) Прощаясь, я долго жму его руку.
Задания 2 уровня
Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения. Укажите,
чем выражен в них главный член. Выпишите определенно-личные предложения.
1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы. 2) Мы с Павлом отб.раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два часа снов.. буду говорить с врач..м. 4) С чего день нач..нать будем? Д..вай сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..)идешь отдыхать? 7) (Н..)забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8) Прощаясь, я долго жму его руку.
Задания 3 уровня
Задания Прочитайте. Найдите определенно-личные предложения. Укажите,
чем выражен в них главный член.
Выполните синтаксический разбор простого предложения.
1) Завтра иду с р..дистом и проводником в горы. 2) Мы с Павлом отб.раем из своего имущества только самое необходимое. 3) Через два часа снов.. буду говорить с врач..м. 4) С чего день нач..нать будем? Д..вай сегодня осмотрим северные склоны. 6) Почему (н..)идешь отдыхать? 7) (Н..)забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. 8) Прощаясь, я долго жму его руку.
2: Предложения неопределенно-личные.
Целеполагание:
знать особенности смысловых значений односоставных неопределенно-личных предложений
в сопоставлении с двусоставными;
уметь различать типы односоставных неопределенно-личных предложений в сопоставлении
с двусоставными, выполнять синтаксический разбор односоставных предложений.
Задания 1 уровня
Переделайте двусоставные предложения в синонимичные односоставные
неопределенно-личные.
Подберите синоним к выделенному слову.
Образец. В доме шумят дети. – В доме шумят.
1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) Полярники
прислали в зоопарк двух белых медведей. 3) На заводе рабочие
изготовляют подшипники. 4) В институте научные сотрудники проведут
ряд экспериментов.
Задания 2 уровня
Переделайте по образцу двусоставные предложения в синонимичные
односоставные неопределенно-личные.
1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) Полярники
прислали в зоопарк двух белых медведей. 3) На заводе рабочие
изготовляют подшипники. 4) В институте научные сотрудники проведут
ряд экспериментов.
Задание 3 уровня
Переделайте двусоставные предложения в синонимичные
односоставные неопределенно-личные.
1) На площади строители возводят здание нового театра. 2) Полярники
прислали в зоопарк двух белых медведей. 3) На заводе рабочие
изготовляют подшипники. 4) В институте научные сотрудники проведут
ряд экспериментов.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ярославской области
Первомайский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Курсо С.А.
Приказ №140 от «27» августа 2024 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Логопедические занятия» в 7 в классе
(период реализации – 1 год)
Составитель: Булыгина Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
п. Пречистое,
Год разработки программы: 2024-2025
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Логопедические занятия» составляют следующие документы:
1. ФГОС ООО, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287;
2. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; утверждена приказом Министерства просвещения Российской федерации от 24.11.2022 № 1025;(с изменениями от 17.07.2024 № 495)
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (приказ директора №140 от 27.08.2024);
4. Федеральная рабочая программаосновного общего образования. Русский язык, - М., 2022г.
5. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
6. Информационно-методическое письмо об особенностях преподавания учебного предмета «Русский язык» в 2024/2025 учебном году.
7. Программа воспитания Пречистенской средней школы (приказ директора школы №112а от 31.08.2021 год)
8. Положением об организации внеурочной деятельности обучающегося на ступени основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Пречистенской средней школы.
9. Положением о рабочей программе педагога в муниципальном общеобразовательном учреждении Пречистенской средней школы (Приказ № 133а от 31.08.2023).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Логопедические занятия»
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при ЗПР. Модульное построение программы курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей школьников с ЗПР. Учитель-логопед может структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей учащегося с ЗПР или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких модулей либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных модулей.
Цели изучения курса внеурочной деятельности
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:
- коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
- совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
- совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
- формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
- коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
- формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
- коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
- развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
В процессе проведения курса «Логопедические занятия» осуществляются формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа ориентирована на 34 учебных недели в год из расчета 2 часа в неделю (всего 68 часов).
Возрастная группа: обучающиеся 7 класса
Информация о реализации рабочей программы воспитания
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее.
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья
• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне
• к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать
• к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека
• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье
• к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда
• к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение
• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир
• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества
• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее
Воспитательный потенциал занятия:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;
• побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; развитие умения совершать правильный выбор;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;
• использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности);
• использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);
• организация предметных образовательных событий для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
• проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-досуговых мероприятий (викторины, литературная композиция, конкурс, экскурсии и др.);
• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема | Характеристикасодержаниякурса |
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» | Модуль направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены). |
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» | Модуль направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок. |
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» | Модуль направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения активно использовать их на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. |
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» | Модуль направлен на развитие умения работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. |
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учеников
В учебнике содержится много интересных и неожиданных вопросов, на которые не всегда можно дать однозначные ответы. Но все вопросы и задания логично и последовательно направляют учебную деятельность учащихся на успешное выполнение учебного проекта. О проектной деятельности и ее значимости в развитии мышления учащихся уже достаточно много сказано и написано.
Сегодня образование придают важное значение включению учащихся в проектную деятельность для достижения метапредметных результатов образования. Так, программы среднего общего образования включает теперь как обязательный предмет "Индивидуальный проект", который должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией.
Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования.
Индивидуальные и коллективные проекты — очень увлекательная форма работы на уроках, которая хороша и во внеурочной деятельности. Особенность большинства проектов заключается в их своеобразной неисчерпаемости. Защита проектов предполагается на уроках повторения и обобщения.
Темы проектов: https://obuchonok.ru/russkiy-yazik/7
Примерные темы проектов
- "Биография одного слова"
- "Современная речь школьника"
- "А как говорим мы? Орфоэпические нормы"
- …
Панируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков);
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка), понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации);
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметныерезультаты:
Регулятивные
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- выделение и осознание обучающимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные
- работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знакосимволических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. 3
Коммуникативные
- речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект;
- умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;
- умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения).
Предметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста, делить тексты на смысловые части;
- составлять план текста;
- знать приёмы работы с разными текстами;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
- характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- уметь пользоваться различными видами словарей и справочников;
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров (художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий; деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.);
- уметь составлять статью для школьного сайта, газеты.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательныересурсы | Формапроведениязанятия |
1 | Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» | 4 | Электронный банк | письменный опрос тестовые задания Работа с текстом различные виды чтения устный опрос практические работы по содержанию изучаемого материала |
2 | Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» | 9 | Электронный банк | письменный опрос тестовые задания Работа с текстом различные виды чтения устный опрос практические работы по содержанию изучаемого материала |
3 | Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» | 12 | Электронный банк | письменный опрос тестовые задания Работа с текстом различные виды чтения устный опрос практические работы по содержанию изучаемого материала |
4 | Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» | 43 | Электронный банк | письменный опрос тестовые задания Работа с текстом различные виды чтения устный опрос практические работы по содержанию изучаемого материала |
Планирование курса внеурочной деятельности
№ П\П | Темазанятия | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы; оборудование, полученное в рамках проекта |
1 | Стартоваядиагностическаяработа №1 | 1 | 02.09 | |
2 | Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика». Фонетический и орфографический анализ слов.Фонетическийразборслов. | 1 | 03.09 | |
3 | Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (орфоэпия, графика). Фонетическиенормырусскогоязыка. | 1 | 09.09 | |
4 | Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (орфоэпия, графика). Орфоэпическиенормырусскогоязыка. Диагностическаяработа №2 | 1 | 10.09 | |
5 | Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика». Основные способы образования: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный способы. Формирование навыков словообразования. | 1 | 16.09 | |
6 | Словообразование деепричастий при помощи суффиксов. | 1 | 17.09 | |
7 | Способысловообразованиянаречий. | 1 | 23.09 | |
8 | Образование новой формы слова с помощью частиц. | 1 | 24.09 | |
9 | Различение букв -о, -я, -е после шипящих на конце наречий. | 1 | 30.09 | |
10 | Различение букв -о и -а на конце наречий. | 1 | 01.10 | |
11 | Различение гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. | 1 | 07.10 | |
12 | Образованиекраткихпричастий. | 1 | 08.10 | |
13 | Диагностическаяработа №3 | 1 | 14.10 | |
14 | Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология». Различение и употребление в речи различных частей речи (в том числе наречий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий). | 1 | 15.10 | |
15 | Различение и употребление в речи различных частей речи (в том числе наречий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий). Практика | 1 | 21.10 | |
16 | Лексическое значение слова (понимание и объяснение значения). | 1 | 22.10 | |
17 | Омонимами. | 1 | 05.11 | |
18 | Фразеологизмы. | 1 | 11.11 | |
19 | Пословицы и поговорки. | 1 | 12.11 | |
20 | Афоризмамы, крылатые выражения (на основе изученного). | 1 | 18.11 | |
21 | Составление предложений с деепричастным оборотом (по образцу). | 1 | 19.11 | |
22 | Составление предложений с деепричастным оборотом (по образцу). Практика | 1 | 25.11 | |
23 | Составление предложений с местоимениями, замена существительных и прилагательных местоимениями). | 1 | 26.11 | |
24 | Составление предложений с местоимениями, замена существительных и прилагательных местоимениями). Практика. | 1 | 02.12 | |
25 | Диагностическаяработа №4 | 1 | 03.12 | |
26 | Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)». Текст. Признакитекста. | 1 | 09.12 | |
27 | Работа с текстом (составление простого плана). | 1 | 10.12 | |
28 | Работа с текстом (составление сложного плана). | 1 | 16.12 | |
29 | Работа с текстом (компрессия/сокращение текста объемом не менее 110 слов с опорой на самостоятельно составленный план). | 1 | 17.12 | |
30 | Работа с текстом (компрессия/сокращение текста объемом не менее 110 слов с опорой на самостоятельно составленный план). Текст 1 | 1 | 23.12 | |
31 | Работа с текстом (компрессия/сокращение текста объемом не менее 110 слов с опорой на самостоятельно составленный план). Текст 2 | 1 | 24.12 | |
32 | Работа с текстом (компрессия/сокращение текста объемом не менее 110 слов с опорой на самостоятельно составленный план). Текст 3 | 1 | 28.12 | |
33 | Работа с текстом (компрессия/сокращение текста объемом не менее 110 слов с опорой на самостоятельно составленный план). Текст 4 | 1 | 13.01 | |
34 | Диагностическаяработа №5 | 1 | 14.01 | |
35 | Составлениерассказа-рассуждения. | 1 | 20.01 | |
36 | Составлениерассказа-рассуждения. Практика | 1 | 21.01 | |
37 | Составлениеповествовательноготекста. | 1 | 27.01 | |
38 | Составлениеповествовательноготекста. Практика. | 1 | 28.01 | |
39 | Составлениеописательноготекста. | 1 | 03.02 | |
40 | Составлениеописательноготекста. Практика. | 1 | 04.02 | |
41 | Диагностическаяработа №6 | 1 | 10.02 | |
42 | Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 6 предложений до 3). Текст 1 | 1 | 11.02 | |
43 | Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 6 предложений до 3). Текст 2 | 1 | 17.02 | |
44 | Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 6 предложений до 3). Текст 3 | 1 | 18.02 | |
45 | Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 6 предложений до 3). Текст 4 | 1 | 24.02 | |
46 | Диагностическаяработа №7 | 1 | 25.02 | |
47 | Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. | 1 | 03.03 | |
48 | Основные правила ведения диалога. Практика | 1 | 04.03 | |
49 | Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. | 1 | 10.03 | |
50 | Вопросно-ответная форма выстраивания общения между участниками диалога. | 1 | 11.03 | |
51 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Тема 1 | 1 | 17.03 | |
52 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Тема 2 | 1 | 18.03 | |
53 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Тема 3 | 1 | 31.01 | |
54 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Тема 4 | 1 | 01.04 | |
55 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Тема 5 | 1 | 07.04 | |
56 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Тема 6 | 1 | 08.04 | |
57 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Тема 7 | 1 | 14.04 | |
58 | Диагностическаяработа №8 | 1 | 15.04 | |
59 | Деловоеписьмо (текстзаявления). | 1 | 21.04 | |
60 | Деловоеписьмо (текстрасписки) | 1 | 22.04 | |
61 | Деловое письмо (текст объяснительной записки). | 1 | 28.04 | |
62 | Диагностическаяработа №9 | 1 | 29.04 | |
63 | Грамматическиенормы. | 1 | 05.05 | |
64 | Речевыенормы. | 1 | 06.05 | |
65 | Орфоэпическиенормы. | 1 | 12.05 | |
66 | Обобщение и повторениекурса | 1 | 13.05 | |
67 | Зачетная работа по курсу (Диагностическая работа №10) | 1 | 19.05 | |
68 | Работанадошибками. | 1 | 20.05 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика:
Русский язык. 7 класс./ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская ОВ.,
Нарушевич А.Г., Вакурова О.Ф., М. «Просвещение», 2021г.
Методические материалы для учителя:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1748726923&tld=ru&lang=ru&name=FRP_
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b03a
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b8f0
Оценочные материалы для проведения итоговой работы по курсу внеурочной деятельности
Итоговая работа состоит из двух частей (приложение 1):
- Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
- Прочитайте текст 2 и выполните задания.
Оценивание планируемых предметных результатов освоения программы
«Логопедические задания».
Списывание текста | Основная мысль текста | Ответ на вопрос по содержанию текста | ||
1 | Андриянов Алексей | +- | +- | +- |
2 | Грумеза Даниил | +- | +- | +- |
3 | Ежин Максим | +- | +- | + |
4 | Ершов Артём | +- | +- | + |
5 | Лапунов Руслан | +- | +- | +- |
6 | Оглоблин Максим | +- | +- | +- |
7 | Палочкина Диана | +- | +- | + |
8 | Сазонова Анастасия | +- | +- | + |
9 | Смирнов Никита | +- | +- | +- |
10 | Чекалов Иван | +- | +- | +- |
11 | Шишкина Мария | +- | +- | + |
Лист регистрации изменений к программе внеурочной деятельности
учителя: Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
Приложение 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Есть на наших пр..сторахбл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она
хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский
Пришвин были с..рдечнопр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичнойпр..род.. Средней
Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части
и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д/т)ца озёр. М..стами р..внинасле(г/х)ка(2) холмит..ся.
Есть в этом обжитом кра.. заповедн..кисвяза(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они
хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4) Не счесть талантов
взр..щё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов
вид..ш..: всё самое в..ликое п..талосьобыкнове(н,нн)ымижизне(н,нн)ыми соками родной
земли.
Прочитайте текст 2 и выполните задания.
Текст 2
(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его
мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
– (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, – сказала женщина. – (4)В отличие от многих
его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака
блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных
писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются
книгочеи!
– (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, – сообщил он. –
(8)Я в прошлом году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на
страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
– (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос
паренька.
– (11)Не заметила... не считала!
– (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
– (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе
пропустишь что-нибудь важное.
– (15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания
природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным
попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из
книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе
бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...»
(21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя,
решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
– Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
– (25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.
(По Э. Цюрупе)
1. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ. __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Ответ. __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
