ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ТЕХНОЛОГИЯ МАЙНД КАРТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
проект по русскому языку (5 класс)

Кузнецова Наталья Александровна

Внедрение технологии майнд-карт в практику преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Составить карту можно любым удобным способом: на листе бумаги, доске, в специальных сервисах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt._vedernikova_n.a.docx601.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №16"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕХНОЛОГИЯ МАЙНД КАРТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Автор:

учитель русского языка

и литературы

Ведерникова

Наталья

Александровна

Новый Уренгой, 2024


ВВЕДЕНИЕ

Как сделать урок русского языка интересным? Иногда учащиеся воспринимают данный предмет как набор орфографических и пунктуационных правил, скучных и долгих определений различных частей речи. Ученики начинают задумываться о важности русского языка только при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому необходимо, чтобы процесс преподавания был интересным и занимательным начиная с 5 класса основной школы.

Большинство современных детей – аудиовизуалы. Они легче воспринимают информацию через прослушивание и через видеоряд. Соответственно нужно применять новые приёмы обработки и подачи информации на уроках. Один из таких приёмов – майнд-карты. Когда ученик делает что-то своими руками, это закрепляется в формате навыка, а не только на уровне знаний. Навык приобретается через неоднократное повторение собственных действий, на 90% может усваиваться информация и превращаться в навык, если учащийся включается в эту деятельность.

Применение майнд-карт в образовательном процессе сегодня является актуальным, так как данная технология способна помочь обучающимся любого возраста повысить уровень концентрации и понимания, быстрее запоминать информацию, лучше готовиться к экзаменам и чувствовать себя увереннее.

Цель: систематизировать учебный материал по морфологии в 5 классе с помощью майнд-карт.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную и методическую литературу о сущности метода майнд-карт.
  2. Рассмотреть сервисы по созданию электронных майнд-карт.
  3. Разработать майнд-карты по разделу морфологии для 5 класса.

Новизна проекта состоит в том, что он содержит образцы майнд-карт и рекомендации по их составлению на уроках русского языка в 5 классе по всем темам предмета.

Основная идея проекта. Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть словесным, наглядным и практическим. Таким требованиям отвечает метод майнд-карт.

Сроки реализации проекта

Этапы

Сроки

1.

Организационный (подготовительный)

с по

2.

Основной

с по

3.

Заключительный

с по

Участники проекта

Проект разработан для учащихся 5 классов МБОУ СШ № 16 и осуществляется на основе УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Год: 2023.

Прогнозируемые краткосрочные результаты реализации проекта

- повышение качества образовательного процесса за счет внедрения метода майнд-карт.

Прогнозируемые долгосрочные результаты реализации проекта

- расширение проекта: создание майнд-карт для других классов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Описание технологии майнд-карт и особенности применения

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать – и я научусь.

Конфуций

Майнд-карты – метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Они помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.

Слово mind переводится как разум. Психологи говорят, что человек запоминает быстрее, когда включается в какую-то деятельность, осознает на уровне визуального восприятия информацию.

Майнд-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра – ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам.

Майнд-карта – это некое дерево, осьминог или любой центр ответвления. Майнд-карта представляет собой схематическое изображение ключевых мыслей, основных пунктов выступления учеников. Мы визуализируем то, что хотим рассказать или запомнить. Удобно наводить порядок в информационном потоке.

С помощью майнд-карт удобно отрабатывать, структурировать информацию, полученную на уроках. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, так как карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важный фактор, который упущен при традиционном анализе.

Майнд-карты помогают собирать все материалы по определенной теме на одной информационной панели. Майнд-карты используют на разных ступенях обучения, они помогают конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения и многое другое. Такие карты развивают логику, стратегию, подходят для всех типов восприятия. Благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

Как создать майнд-карту? Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Однако проще и эффективнее делать это в специальных сервисах. Вот несколько приложений для создания интеллект-карт: MindMeister, XMind, Mindomo, Mindmaps.

Важно устанавливать связи между элементами через использование линий, стрелок, одинаковых цветов. Выражать мысли необходимо кратко и ясно. Можно использовать различные цвета, но лучше использовать два-три цвета. Один цвет для обозначения проблемы, второй – для главной информации, третий – для второстепенной информации (Приложение 1).

  1. Использование майнд-карт на уроках русского языка

Технологию майнд-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

Обучать составлению майнд-карт необходимо постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа на уроке или дома.

На первом уроке по теме «Имя существительное как часть» на этапе актуализации знаний майнд-карта составляется обучающимися под руководством учителя. Ключевой образ и основные ветки будущей майнд-карты изображаются учителем на доске, а обучающиеся рисуют на листах А4. В процессе совместной работы учитель объясняет правила составления майнд-карты. (Приложение 2)

На уроке по теме «Имя прилагательное как часть реи» учитель может предложить обучающимся, работая в парах, изучить теоретический материал и составить майнд-карты. Далее обучающиеся меняются листами и, используя карту соседа по парте, составляют связный рассказ о имени прилагательном. В процессе выступления обучающиеся отмечают, какие ключевые теоретические сведения не нашли отражение в работе одноклассника. (Приложение 3)

На уроке по теме «Глагол как часть речи» учащимся предлагается создать майнд-карту в ходе изучения теоретического материала. Учащиеся самостоятельно читают информацию, выделяют центральное понятие, устанавливают связь между центральным понятием и его ветвями и, наконец, представляют информацию в виде разветвлённой граф-схемы. А затем участвуют в публичной защите (обсуждении) своей карты, вносят коррективы и составляют окончательный вариант карты. (Приложение 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать вывод: внедрение технологии майнд-карт в практику преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Составить карту можно любым удобным способом: на листе бумаги, доске, в специальных сервисах (XMind, Mindomo, Mindmaps и др.).

Считаю, что использование майнд-карт позволяет применить этот метод в разных областях педагогической деятельности, и мой опыт будет полезен коллегам. Как показывает опыт, использование этой технологии позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное – эффективнее для самих обучающихся.

Продолжая работу по этой теме, планирую расширить диапазон применения карт в работе с учащимися, уделить больше внимания использованию майнд-карт по всем темам предмета. Использование технологии майнд-карт в учебном процессе с целью развития визуального мышления обучающихся, а также повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмедова Э. М. актуальные аспекты использования технологии интеллект карт (mind -map) в педагогическом процессе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81).

2. Исупова Н. И. Применение ментальных карт и созданных на их основе электронных средств обучения в образовательном процессе // Знание. 2017.

3. Муллер О.Ю. Применение технологии интеллект-карт в учебном процессе // Личность и образование в зеркале гуманитарных исследований и цифровой трансформации общества: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Елец, 2022.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации по составлению майнд-карт

  1. Главная идея обводится в центре страницы.

  1. Лист располагается горизонтально.

  1. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

  1. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

  1. Каждая мысль обводится.

  1. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

  1. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Майнд-карта «Имя прилагательное как часть речи»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Майнд-карта «Имя существительное как часть речи»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Майнд-карта «Глагол как часть речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Педагогический проект «Индивидуализация учебного процесса как механизм повышения качества образования»

Индивидуализация учебного процесса  является  в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.Информатика, как учебный предмет, в рамках нового ФГОС, предоставляет особенно ...

Новые технологии и цифровая среда – средство повышения качества образования

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?Каждый учител...

Цифровые технологии и ресурсы как средство повышения качества образования

Статья о необходимости использования в современном образовательном пространстве цифровых технологий и ресурсов...

Педагогический проект: «Применение компьютерных технологий в процессе контрольно-корректирующего обучения на предметах естественнонаучного цикла как средства повышения качества образования»

В проекте рассматриваются различные формы и методы использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как средство формирования информационной компетентности учащихся  в образовательном процес...

Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования в условиях ФГОС нового поколения

Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования в условиях ФГОС нового поколения (статья)...