ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ТЕХНОЛОГИЯ МАЙНД КАРТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
проект по русскому языку (5 класс)
Внедрение технологии майнд-карт в практику преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Составить карту можно любым удобным способом: на листе бумаги, доске, в специальных сервисах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 601.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №16"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕХНОЛОГИЯ МАЙНД КАРТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: учитель русского языка и литературы | Ведерникова Наталья Александровна |
Новый Уренгой, 2024
ВВЕДЕНИЕКак сделать урок русского языка интересным? Иногда учащиеся воспринимают данный предмет как набор орфографических и пунктуационных правил, скучных и долгих определений различных частей речи. Ученики начинают задумываться о важности русского языка только при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому необходимо, чтобы процесс преподавания был интересным и занимательным начиная с 5 класса основной школы.
Большинство современных детей – аудиовизуалы. Они легче воспринимают информацию через прослушивание и через видеоряд. Соответственно нужно применять новые приёмы обработки и подачи информации на уроках. Один из таких приёмов – майнд-карты. Когда ученик делает что-то своими руками, это закрепляется в формате навыка, а не только на уровне знаний. Навык приобретается через неоднократное повторение собственных действий, на 90% может усваиваться информация и превращаться в навык, если учащийся включается в эту деятельность.
Применение майнд-карт в образовательном процессе сегодня является актуальным, так как данная технология способна помочь обучающимся любого возраста повысить уровень концентрации и понимания, быстрее запоминать информацию, лучше готовиться к экзаменам и чувствовать себя увереннее.
Цель: систематизировать учебный материал по морфологии в 5 классе с помощью майнд-карт.
Задачи исследования:
- Изучить научную и методическую литературу о сущности метода майнд-карт.
- Рассмотреть сервисы по созданию электронных майнд-карт.
- Разработать майнд-карты по разделу морфологии для 5 класса.
Новизна проекта состоит в том, что он содержит образцы майнд-карт и рекомендации по их составлению на уроках русского языка в 5 классе по всем темам предмета.
Основная идея проекта. Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть словесным, наглядным и практическим. Таким требованиям отвечает метод майнд-карт.
Сроки реализации проекта
№ | Этапы | Сроки |
1. | Организационный (подготовительный) | с по |
2. | Основной | с по |
3. | Заключительный | с по |
Участники проекта
Проект разработан для учащихся 5 классов МБОУ СШ № 16 и осуществляется на основе УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Год: 2023.
Прогнозируемые краткосрочные результаты реализации проекта
- повышение качества образовательного процесса за счет внедрения метода майнд-карт.
Прогнозируемые долгосрочные результаты реализации проекта
- расширение проекта: создание майнд-карт для других классов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Описание технологии майнд-карт и особенности применения
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать – и я научусь.
Конфуций
Майнд-карты – метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Они помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
Слово mind переводится как разум. Психологи говорят, что человек запоминает быстрее, когда включается в какую-то деятельность, осознает на уровне визуального восприятия информацию.
Майнд-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра – ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам.
Майнд-карта – это некое дерево, осьминог или любой центр ответвления. Майнд-карта представляет собой схематическое изображение ключевых мыслей, основных пунктов выступления учеников. Мы визуализируем то, что хотим рассказать или запомнить. Удобно наводить порядок в информационном потоке.
С помощью майнд-карт удобно отрабатывать, структурировать информацию, полученную на уроках. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, так как карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важный фактор, который упущен при традиционном анализе.
Майнд-карты помогают собирать все материалы по определенной теме на одной информационной панели. Майнд-карты используют на разных ступенях обучения, они помогают конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения и многое другое. Такие карты развивают логику, стратегию, подходят для всех типов восприятия. Благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.
Как создать майнд-карту? Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Однако проще и эффективнее делать это в специальных сервисах. Вот несколько приложений для создания интеллект-карт: MindMeister, XMind, Mindomo, Mindmaps.
Важно устанавливать связи между элементами через использование линий, стрелок, одинаковых цветов. Выражать мысли необходимо кратко и ясно. Можно использовать различные цвета, но лучше использовать два-три цвета. Один цвет для обозначения проблемы, второй – для главной информации, третий – для второстепенной информации (Приложение 1).
- Использование майнд-карт на уроках русского языка
Технологию майнд-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.
Обучать составлению майнд-карт необходимо постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа на уроке или дома.
На первом уроке по теме «Имя существительное как часть» на этапе актуализации знаний майнд-карта составляется обучающимися под руководством учителя. Ключевой образ и основные ветки будущей майнд-карты изображаются учителем на доске, а обучающиеся рисуют на листах А4. В процессе совместной работы учитель объясняет правила составления майнд-карты. (Приложение 2)
На уроке по теме «Имя прилагательное как часть реи» учитель может предложить обучающимся, работая в парах, изучить теоретический материал и составить майнд-карты. Далее обучающиеся меняются листами и, используя карту соседа по парте, составляют связный рассказ о имени прилагательном. В процессе выступления обучающиеся отмечают, какие ключевые теоретические сведения не нашли отражение в работе одноклассника. (Приложение 3)
На уроке по теме «Глагол как часть речи» учащимся предлагается создать майнд-карту в ходе изучения теоретического материала. Учащиеся самостоятельно читают информацию, выделяют центральное понятие, устанавливают связь между центральным понятием и его ветвями и, наконец, представляют информацию в виде разветвлённой граф-схемы. А затем участвуют в публичной защите (обсуждении) своей карты, вносят коррективы и составляют окончательный вариант карты. (Приложение 4)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать вывод: внедрение технологии майнд-карт в практику преподавания русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Составить карту можно любым удобным способом: на листе бумаги, доске, в специальных сервисах (XMind, Mindomo, Mindmaps и др.).
Считаю, что использование майнд-карт позволяет применить этот метод в разных областях педагогической деятельности, и мой опыт будет полезен коллегам. Как показывает опыт, использование этой технологии позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное – эффективнее для самих обучающихся.
Продолжая работу по этой теме, планирую расширить диапазон применения карт в работе с учащимися, уделить больше внимания использованию майнд-карт по всем темам предмета. Использование технологии майнд-карт в учебном процессе с целью развития визуального мышления обучающихся, а также повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмедова Э. М. актуальные аспекты использования технологии интеллект карт (mind -map) в педагогическом процессе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81).
2. Исупова Н. И. Применение ментальных карт и созданных на их основе электронных средств обучения в образовательном процессе // Знание. 2017.
3. Муллер О.Ю. Применение технологии интеллект-карт в учебном процессе // Личность и образование в зеркале гуманитарных исследований и цифровой трансформации общества: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Елец, 2022.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации по составлению майнд-карт
- Главная идея обводится в центре страницы.
- Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Майнд-карта «Имя прилагательное как часть речи»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Майнд-карта «Имя существительное как часть речи»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Майнд-карта «Глагол как часть речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.
В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Педагогический проект «Индивидуализация учебного процесса как механизм повышения качества образования»
Индивидуализация учебного процесса является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.Информатика, как учебный предмет, в рамках нового ФГОС, предоставляет особенно ...

Выступление на педагогическом совете по работе над проектом «Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся как средство повышения качества образования по математике в условиях реализации ФГОС»
Текст выступления на педагогическом совете....
Новые технологии и цифровая среда – средство повышения качества образования
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?Каждый учител...

Цифровые технологии и ресурсы как средство повышения качества образования
Статья о необходимости использования в современном образовательном пространстве цифровых технологий и ресурсов...

Педагогический проект: «Применение компьютерных технологий в процессе контрольно-корректирующего обучения на предметах естественнонаучного цикла как средства повышения качества образования»
В проекте рассматриваются различные формы и методы использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как средство формирования информационной компетентности учащихся в образовательном процес...

Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования в условиях ФГОС нового поколения
Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования в условиях ФГОС нового поколения (статья)...
