Задания по русскому языку для развития у учащихся познавательных УУД
учебно-методический материал по русскому языку

Задания  составлены на  развитие у учащихся предметных умений и познавательных УУД. Также представлена карточка на сравнение двух понятий: подлежащего и дополнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку для развития у учащихся познавательных УУД

Задания

Предполагаемые ответы

Развиваемые предметные умения

Развиваемые познавательные УУД

Задание

Предполагаемый ответ

Предметные умения

Познавательные УУД

1.Сформулируйте определение бессоюзного сложного предложения, используя опорные слова:

  • части сложного предложения
  • сложное предложение
  • смысл
  • интонация
  • союз

Выделите родовой и видовые признаки

БСП – сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации без союзов

Род. признак –сложное предложение,вид.-

части связаны связаны по смыслу и интонации без союзов

1.Определять существенные признаки БСП

2.Формулировать определения понятия БСП

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков

2. Подведение под понятие

3. Построение логической цепи рассуждений

4 .Доказательство

5.Синтез подведение под понятие

ОУ ПУУД

1.Умение структурировать  знания

2.Осознанно строить речевое высказывание в устной  форме

3 Выделять основную и второстепенную информацию

2.Определите истинность родовых и видовых признаков понятия

 «синонимы»

  • Синонимы – слова, отличающиеся написанием
  • Синонимы – слова, одинаковые по смыслу
  • Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи

1.Неверный : нет родового признака, назван один видовой признак несущественный

2. Неверный : неверно назван родовой  признак, нет видовых признаков

3. Верный: верно назван родовой признак (слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же) и видовые:

обозначающие одно и то же, отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи

1.Определять существенные признаки синонимов

2.Формулировать определения понятия синонимы

3. Устанавливать истинность признаков синонимов, указанных в определении понятия

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков

2. Подведение под понятие

3. Построение логической цепи рассуждений

4 .Доказательство

ОУ ПУУД

1.Умение структурировать  знания

2.Осознанно строить речевое высказывание в устной  форме

3 Выделять основную и второстепенную информацию

3. В определениях понятиях указать родовой и видовые признаки, устанавливать их истинность

  • Антонимы- слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же
  • Антонимы- это добро и зло

Сформулируйте верное определение понятия «антонимы»

1.Неверно: родовое понятие ложное

2. Неверно: родовое понятие и видовые заменены примером

Верный ответ: антонимы- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

1.Определять существенные признаки антонимов

2.Формулировать определения понятия «антонимы»

3. Устанавливать истинность признаков антонимов, указанных в определении понятия

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков

2. Подведение под понятие

3. Построение логической цепи рассуждений

4 .Доказательство

ОУ ПУУД

1.Умение структурировать  знания

2.Осознанно строить речевое высказывание в устной  форме

3Синтез (частично).

2

1 Найдите основания деления понятий:

А) знаки препинания: выделительные, разделительные, знаки завершения

В) безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые

1.На основании функции (роли) знаков препинания в письменной речи

2Основание: гласные по способности проверяться ударением

1.Определять  роль знаков препинания в письменной речи

2. Определять вид безударной гласной в корне слова

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков существенных и несущественных

2. Выбор оснований и критериев для сравнения , сериации, классификации объектов

ОУ  ПУУД

1.Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной  форме

2. Найдите критерий к указанным видам::

А) слово …простое, сложное

В)смысловые отрезки, не являющиеся.членами предложения…вводные слова, обращения

1.Слова подобраны по количеству корней(1корень-простое, 2- сложное)

2.Термины  подобраны по  функции в предложении

1 Находить корень в слове

2.Формулировать определения понятия простое и сложное слово, вводные слова, обращения

3. Определять  роль знаков препинания в предложении

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков  существенных и несущественных

2. Выбор оснований и критериев для сравнения  сериации,классификации объектов

ОУ ПУУД

1..Осознанно строить речевое высказывание в устной  и письменной форме

3.Найдите  лишнее понятие, указав основание деления, обоснуйте свой выбор

1)  корень,  приставка , окончание

2) мышь, ночь , боль

1. Лишнее слово окончание, т. к не участвует в словообразовании, а в остальные служат для образования новых слов. Основание- роль морфем в слове

2. Лишнее слово боль, т. к .Ь служит для смягчения согласного, а в остальных разделительный. Основание-роль Ь в письменной речи

1Определять роль морфем в слове, роль Ь в письменной речи

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков существенных и несущественных

4. Выбор оснований и критериев для сравнения сериации,классификации объектов

ОУ ПУУД

1.Выбор наиболее эффективных способов решения

 2.Осознанно строить речевое высказывание в устной  и письменной речи форме

1.Повторив параграфы учебника 7,8 , составьте учебную карточку на сравнение 2-ух понятий: подлежащего и дополнения

Смотри приложение №1

1.Определять  значение , синтаксическую роль, способы выражения подлежащего и дополнения

2.Умение  различать  подлежащее  и дополнение по значению, способам выражения , синтаксической роли

3.Различать  существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые

4.Умение определять, является ли слово членом предложения

5.Отличать существительное и местоимение

6. .Отличать главные и второстепенные члены предложения

7.Отличать вопросы именительного и винительного падежа

8   самостоятельные и служебные части речи

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков существенных и несущественных

3. Построение логической цепи рассуждений

4 .Доказательство

5.Выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

ОУ  ПУУД

1 Осознанноо и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

2.Поиск и выделение необходимой информации

3.Выбор наиболее эффективных способов решения задач

4.Извлечение  необходимой информации из учебного текста

5. Умение структурировать  знания

1.Прочитав текст или (параграфы1-3), ответьте на проблемные вопросы по карточке №1

  1. Что называется  словом?
  2. Что считается лексическим значением словак?
  3. Что понимается под лексикологией?
  4. Что представляет собой словарная статья толкового словаря?
  5. Что выражает лексическим значением ?
  6. Что является прямым и переносным значением слова?
  7. Что такое метафора?
  8. Каковы свойства  и виды слов?
  9. В чём заключается сущность лексического  анализа слова?

1.Указывать существенные признаки слова как лингвистической единицы

2.Уметь пользоваться толковым словарём

3. Различать прямое и переносное значения слов

4. Уметь выполнять лексический анализ слова

5. Умение находить метафору

9 Различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков

сущ ественных и несущ ественных

2. Установление причинно-следственных

связей

3. Построение логической цепи рассуждений

ОУ  ПУУД

1.Поиск и выделение необходимой  информации

2.Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

3 Извлечение необходимой информации из прочитанного текста

4. Выделять основную и второстепенную информацию

2.Подготовьтесь к обобщающему уроку по теме  « Слово»

1.Чем объяснить, что слово  является основной единицей лексики?

2.Как доказать, что школа является словом?

3.В каком случае слово  считается  однозначным, а в каком многозначным ?

4.Когда слово употребляется  в прямом, а когда в переносном значении ?

5.Каким образом  можно отличить омонимы  от  многозначных  слов?

6.Вследствие чего слова могут иметь переносное значение?

7.Почему слова имеют разное лексическое значение?

1.Указывать существенные признаки слова как лингвистической единицы

2.Уметь пользоваться толковым словарём

3. Различать прямое и переносное значения слов

4. Уметь выполнять лексический анализ слова

5. Умение находить метафору

6. Различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков.

2. Установление причинно-следственных

связей

3. Построение логической цепи рассуждений

4 .Доказательство

ОУ ПУУД

1. .Поиск и выделение необходимой  информации

2.Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

3 Извлечение необходимой информации из прочитанного текста

4. Построение логической цепи рассуждений

5. Выделять основную и второстепенную информацию

3.Установите соответствие  между понятиями и разделами науки о языке, в котором они изучаются

Синонимы

Морфема

Предложение

орфограмма

Орфография

Синтаксис

Лексика

Моремика

Сформулируйте такие вопросы-суждения, ответы на которые будут доказательством  правильности выполнения задания

1.синонимы-лексика

морфемика-морфема

синтаксис-предложение

орфография-орфограмма

1 Как доказать, что синонимы изучаются в лексике?

2.Почему предложение изучается в синтаксисе?

3. Как доказать, что морфема- единица морфемики, а орфограмма - орфографии

1.Умение различать разделы  науки о языке, в которых изучаются

синонимы,  предложение

орфограмма, морфема

2.Формулировать вопросы к лингвистическим понятиям

3.Указывать существенные признаки понятий

3.Формулировать определение понятий синонимы,  предложение

орфограмма, морфема

Логические

1.Анализ объектов  с целью выделения признаков

2.Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

3. Построение логической цепи рассуждений

4 .Доказательство

ОУ ПУУД

1..Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

2. Построение логической цепи рассуждений

5. Выделять основную и второстепенную информацию

        


Умозаключения

1.Индуктивное полное

1.Местоимение я изменяется по падежам

2. Местоимение  мы изменяется по падежам

3. Местоимение  ты изменяется по падежам

4. Местоимение  вы изменяется по падежам

5. Местоимение  он изменяется по падежам

6 Местоимение  они изменяется по падежам

7 Я, мы, ты, вы, он, они являются личными местоимениями

____________________________________________

Личные местоимения изменяются по падежам

2. Индуктивное неполное

Слово  бежать обозначает действие предмета

2. Слово петь обозначает действие предмета

3. Слово болеть обозначает действие предмета

4  Слово говорить  обозначает действие предмета

5. Слово  думать  обозначает действие предмета

Слова  бежать, петь, болеть, говорить, думать - глаголы

________________________________________________

Все глаголы обозначают действие предмета

3.Аналогия свойств

1.Глагол  любить оканчивается на -ить,  2 спряжения, несовершенного вида, переходный, невозвратный

2. Глагол  строить оканчивается на- ить, 2 спряжения, несовершенного вида, переходный,

_____________________________________________________________

Вероятно, глагол  строить невозвратный

4. Аналогия отношений

1. Если звук  а –э то  звук речи

_________________________________

То звук  - это звук речи

3.Дедукция

1. Фигура 1

1. Все гласные звуки речи состоят из голоса

2.Звук а - гласный звук

_____________________________________

Звук а состоят из голоса

1.Все возвратные  глаголы  непереходные

2. Глагол   улыбаться возвратный

______________________________________

 Глагол   улыбаться  непереходный

2 Фигура 2

1Личные местоимения указывают на лицо или предмет

2. Местоимение кто служит для выражения вопроса в простом предложении, а не указывают на лицо или предмет

_____________________________________________________

 Местоимение кто не является личным


Приложение 1

Карточка №3 (сравнение) по теме «Подлежащее и дополнение»

  1. По сравнению с подлежащим, которое отвечает на вопросы именительного падежа, дополнение  отвечает на вопросы косвенных падежей.
  2. Так же, как и подлежащее, дополнение обозначает предмет.
  3. Так же, как и подлежащее,  дополнение может быть выражено именем существительным.
  4. Как подлежащее, так и дополнение может быть выражено местоимением.
  5. Сравнивая  подлежащее и дополнение, можно сказать, что  оба этих члена  предложения могут быть выражены существительными одушевлёнными и  неодушевлёнными.
  6. Кроме подлежащего, ещё и дополнение  присоединяется к глаголу-сказуемому.
  7. Помимо подлежащего, дополнение является членом предложения.
  8.  К дополнению можно задать вопросов больше, чем к подлежащему.
  9. Не только подлежащее, а и дополнение может быть выражено существительными собственными и нарицательными.
  10. Наряду с подлежащим, дополнение отвечает на вопрос что?.Только у подлежащего это вопрос именительного падежа, а у дополнения- винительного

11. Наряду с подлежащим, дополнение выражается  только самостоятельными частями речи.

  1. Если подлежащее в предложении относится к сказуемому, то дополнение может относиться и к второстепенным членам (определению и дополнению)
  2. В        отличие от подлежащего, которое является главным членом предложения и входит в грамматическую основу, дополнение – второстепенный член предложения и не входит в грамматическую основу
  3. В        отличие от подлежащего, которое при разборе подчёркивается одной линией, дополнение   подчёркивается пунктирной линией.
  4. В        отличие от подлежащего, которое выражено самостоятельным словом без предлога, дополнение может выражаться самостоятельным словом с предлогом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению английского языка на основе интегративного подхода на уровне основного общего образования.

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. Ос...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...

Система заданий для формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий на уроках математики к теме «Треугольники»

Система заданий для формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий на уроках математики к теме «Треугольники»...