Задания по русскому языку для развития у учащихся познавательных УУД
учебно-методический материал по русскому языку
Задания составлены на развитие у учащихся предметных умений и познавательных УУД. Также представлена карточка на сравнение двух понятий: подлежащего и дополнения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по русскому языку для развития у учащихся познавательных УУД
№ | Задания | Предполагаемые ответы | Развиваемые предметные умения | Развиваемые познавательные УУД | ||
Задание | Предполагаемый ответ | Предметные умения | Познавательные УУД | |||
1.Сформулируйте определение бессоюзного сложного предложения, используя опорные слова:
Выделите родовой и видовые признаки | БСП – сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации без союзов Род. признак –сложное предложение,вид.- части связаны связаны по смыслу и интонации без союзов | 1.Определять существенные признаки БСП 2.Формулировать определения понятия БСП | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков 2. Подведение под понятие 3. Построение логической цепи рассуждений 4 .Доказательство 5.Синтез подведение под понятие ОУ ПУУД 1.Умение структурировать знания 2.Осознанно строить речевое высказывание в устной форме 3 Выделять основную и второстепенную информацию | |||
2.Определите истинность родовых и видовых признаков понятия «синонимы»
| 1.Неверный : нет родового признака, назван один видовой признак несущественный 2. Неверный : неверно назван родовой признак, нет видовых признаков 3. Верный: верно назван родовой признак (слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же) и видовые: обозначающие одно и то же, отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи | 1.Определять существенные признаки синонимов 2.Формулировать определения понятия синонимы 3. Устанавливать истинность признаков синонимов, указанных в определении понятия | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков 2. Подведение под понятие 3. Построение логической цепи рассуждений 4 .Доказательство ОУ ПУУД 1.Умение структурировать знания 2.Осознанно строить речевое высказывание в устной форме 3 Выделять основную и второстепенную информацию | |||
3. В определениях понятиях указать родовой и видовые признаки, устанавливать их истинность
Сформулируйте верное определение понятия «антонимы» | 1.Неверно: родовое понятие ложное 2. Неверно: родовое понятие и видовые заменены примером Верный ответ: антонимы- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением | 1.Определять существенные признаки антонимов 2.Формулировать определения понятия «антонимы» 3. Устанавливать истинность признаков антонимов, указанных в определении понятия | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков 2. Подведение под понятие 3. Построение логической цепи рассуждений 4 .Доказательство ОУ ПУУД 1.Умение структурировать знания 2.Осознанно строить речевое высказывание в устной форме 3Синтез (частично). | |||
2 | 1 Найдите основания деления понятий: А) знаки препинания: выделительные, разделительные, знаки завершения В) безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые | 1.На основании функции (роли) знаков препинания в письменной речи 2Основание: гласные по способности проверяться ударением | 1.Определять роль знаков препинания в письменной речи 2. Определять вид безударной гласной в корне слова | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных 2. Выбор оснований и критериев для сравнения , сериации, классификации объектов ОУ ПУУД 1.Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | ||
2. Найдите критерий к указанным видам:: А) слово …простое, сложное В)смысловые отрезки, не являющиеся.членами предложения…вводные слова, обращения | 1.Слова подобраны по количеству корней(1корень-простое, 2- сложное) 2.Термины подобраны по функции в предложении | 1 Находить корень в слове 2.Формулировать определения понятия простое и сложное слово, вводные слова, обращения 3. Определять роль знаков препинания в предложении | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных 2. Выбор оснований и критериев для сравнения сериации,классификации объектов ОУ ПУУД 1..Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | |||
3.Найдите лишнее понятие, указав основание деления, обоснуйте свой выбор 1) корень, приставка , окончание 2) мышь, ночь , боль | 1. Лишнее слово окончание, т. к не участвует в словообразовании, а в остальные служат для образования новых слов. Основание- роль морфем в слове 2. Лишнее слово боль, т. к .Ь служит для смягчения согласного, а в остальных разделительный. Основание-роль Ь в письменной речи | 1Определять роль морфем в слове, роль Ь в письменной речи | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных 4. Выбор оснований и критериев для сравнения сериации,классификации объектов ОУ ПУУД 1.Выбор наиболее эффективных способов решения 2.Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи форме | |||
1.Повторив параграфы учебника 7,8 , составьте учебную карточку на сравнение 2-ух понятий: подлежащего и дополнения | Смотри приложение №1 | 1.Определять значение , синтаксическую роль, способы выражения подлежащего и дополнения 2.Умение различать подлежащее и дополнение по значению, способам выражения , синтаксической роли 3.Различать существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые 4.Умение определять, является ли слово членом предложения 5.Отличать существительное и местоимение 6. .Отличать главные и второстепенные члены предложения 7.Отличать вопросы именительного и винительного падежа 8 самостоятельные и служебные части речи | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных 3. Построение логической цепи рассуждений 4 .Доказательство 5.Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ОУ ПУУД 1 Осознанноо и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме 2.Поиск и выделение необходимой информации 3.Выбор наиболее эффективных способов решения задач 4.Извлечение необходимой информации из учебного текста 5. Умение структурировать знания | |||
1.Прочитав текст или (параграфы1-3), ответьте на проблемные вопросы по карточке №1
| 1.Указывать существенные признаки слова как лингвистической единицы 2.Уметь пользоваться толковым словарём 3. Различать прямое и переносное значения слов 4. Уметь выполнять лексический анализ слова 5. Умение находить метафору 9 Различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков сущ ественных и несущ ественных 2. Установление причинно-следственных связей 3. Построение логической цепи рассуждений ОУ ПУУД 1.Поиск и выделение необходимой информации 2.Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме 3 Извлечение необходимой информации из прочитанного текста 4. Выделять основную и второстепенную информацию | ||||
2.Подготовьтесь к обобщающему уроку по теме « Слово» 1.Чем объяснить, что слово является основной единицей лексики? 2.Как доказать, что школа является словом? 3.В каком случае слово считается однозначным, а в каком многозначным ? 4.Когда слово употребляется в прямом, а когда в переносном значении ? 5.Каким образом можно отличить омонимы от многозначных слов? 6.Вследствие чего слова могут иметь переносное значение? 7.Почему слова имеют разное лексическое значение? | 1.Указывать существенные признаки слова как лингвистической единицы 2.Уметь пользоваться толковым словарём 3. Различать прямое и переносное значения слов 4. Уметь выполнять лексический анализ слова 5. Умение находить метафору 6. Различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков. 2. Установление причинно-следственных связей 3. Построение логической цепи рассуждений 4 .Доказательство ОУ ПУУД 1. .Поиск и выделение необходимой информации 2.Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме 3 Извлечение необходимой информации из прочитанного текста 4. Построение логической цепи рассуждений 5. Выделять основную и второстепенную информацию | ||||
3.Установите соответствие между понятиями и разделами науки о языке, в котором они изучаются
Сформулируйте такие вопросы-суждения, ответы на которые будут доказательством правильности выполнения задания | 1.синонимы-лексика морфемика-морфема синтаксис-предложение орфография-орфограмма 1 Как доказать, что синонимы изучаются в лексике? 2.Почему предложение изучается в синтаксисе? 3. Как доказать, что морфема- единица морфемики, а орфограмма - орфографии | 1.Умение различать разделы науки о языке, в которых изучаются синонимы, предложение орфограмма, морфема 2.Формулировать вопросы к лингвистическим понятиям 3.Указывать существенные признаки понятий 3.Формулировать определение понятий синонимы, предложение орфограмма, морфема | Логические 1.Анализ объектов с целью выделения признаков 2.Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме 3. Построение логической цепи рассуждений 4 .Доказательство ОУ ПУУД 1..Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме 2. Построение логической цепи рассуждений 5. Выделять основную и второстепенную информацию |
Умозаключения
1.Индуктивное полное
1.Местоимение я изменяется по падежам
2. Местоимение мы изменяется по падежам
3. Местоимение ты изменяется по падежам
4. Местоимение вы изменяется по падежам
5. Местоимение он изменяется по падежам
6 Местоимение они изменяется по падежам
7 Я, мы, ты, вы, он, они являются личными местоимениями
____________________________________________
Личные местоимения изменяются по падежам
2. Индуктивное неполное
Слово бежать обозначает действие предмета
2. Слово петь обозначает действие предмета
3. Слово болеть обозначает действие предмета
4 Слово говорить обозначает действие предмета
5. Слово думать обозначает действие предмета
Слова бежать, петь, болеть, говорить, думать - глаголы
________________________________________________
Все глаголы обозначают действие предмета
3.Аналогия свойств
1.Глагол любить оканчивается на -ить, 2 спряжения, несовершенного вида, переходный, невозвратный
2. Глагол строить оканчивается на- ить, 2 спряжения, несовершенного вида, переходный,
_____________________________________________________________
Вероятно, глагол строить невозвратный
4. Аналогия отношений
1. Если звук а –э то звук речи
_________________________________
То звук - это звук речи
3.Дедукция
1. Фигура 1
1. Все гласные звуки речи состоят из голоса
2.Звук а - гласный звук
_____________________________________
Звук а состоят из голоса
1.Все возвратные глаголы непереходные
2. Глагол улыбаться возвратный
______________________________________
Глагол улыбаться непереходный
2 Фигура 2
1Личные местоимения указывают на лицо или предмет
2. Местоимение кто служит для выражения вопроса в простом предложении, а не указывают на лицо или предмет
_____________________________________________________
Местоимение кто не является личным
Приложение 1
Карточка №3 (сравнение) по теме «Подлежащее и дополнение»
- По сравнению с подлежащим, которое отвечает на вопросы именительного падежа, дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Так же, как и подлежащее, дополнение обозначает предмет.
- Так же, как и подлежащее, дополнение может быть выражено именем существительным.
- Как подлежащее, так и дополнение может быть выражено местоимением.
- Сравнивая подлежащее и дополнение, можно сказать, что оба этих члена предложения могут быть выражены существительными одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Кроме подлежащего, ещё и дополнение присоединяется к глаголу-сказуемому.
- Помимо подлежащего, дополнение является членом предложения.
- К дополнению можно задать вопросов больше, чем к подлежащему.
- Не только подлежащее, а и дополнение может быть выражено существительными собственными и нарицательными.
- Наряду с подлежащим, дополнение отвечает на вопрос что?.Только у подлежащего это вопрос именительного падежа, а у дополнения- винительного
11. Наряду с подлежащим, дополнение выражается только самостоятельными частями речи.
- Если подлежащее в предложении относится к сказуемому, то дополнение может относиться и к второстепенным членам (определению и дополнению)
- В отличие от подлежащего, которое является главным членом предложения и входит в грамматическую основу, дополнение – второстепенный член предложения и не входит в грамматическую основу
- В отличие от подлежащего, которое при разборе подчёркивается одной линией, дополнение подчёркивается пунктирной линией.
- В отличие от подлежащего, которое выражено самостоятельным словом без предлога, дополнение может выражаться самостоятельным словом с предлогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению русского языка
Из опыта работы...

Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению английского языка на основе интегративного подхода на уровне основного общего образования.
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. Ос...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...

Система заданий для формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий на уроках математики к теме «Треугольники»
Система заданий для формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий на уроках математики к теме «Треугольники»...