Рабочая программа учебного модуля «Комплексный анализ текста» для обучающихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа учебного модуля «Комплексный анализ текста» для обучающихся 9 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 240.46 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного модуля «Комплексный анализ текста»
для обучающихся 9 класса
Пояснительная записка
Элективный курс «Комплексный анализ текста» для 9 класса разработан в соответствии с учебным планом школы на основе требований по предмету, предъявляемым выпускникам 9 класса на ГИА. Программа курса рассчитана на 17 часов, по 0,5 часу в неделю.
Актуальность выбора данного модуля для девятиклассников в том, что содержание курса, во-первых, систематизирует знания о тексте, необходимые учащимся для успешного прохождения ОГЭ (при написании сжатого изложения, сочинения и выполнения тестовых заданий, связанных с текстом и словом в тексте, а также при создании устных высказываний на заданную тему), а во-вторых, помогает школьникам больше практиковаться в написании изложений, сочинений, создании устных высказываний и, таким образом, совершенствовать языковые умения и навыки.
Содержание элективного курса строится на основе компетентностного подхода, т.е. курс русского языка и соответствующий элективный курс «Комплексный анализ текста» призваны развивать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Цели курса:
1. Формирование и совершенствование умения проводить языковой анализ художественного текста.
2. Овладение учащимися навыками практической грамотности; отработка орфографической зоркости при редактировании своих и чужих текстов.
3. Совершенствование умения создавать собственный связный текст на основе прочитанного или прослушанного, используя разные виды анализа текста.
Задачи курса:
1. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для овладения различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым и поисковым), умений анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности стиля художника слова и умений создавать вторичные тексты.
2. Формирование у учащихся навыков самостоятельного создания текстов, умения критически оценивать их.
3. Вырабатывать умение находить средства связи, определять тему текста, функциональный стиль и тип речи; определять тему, идею. Находить опорные слова. Делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь.
4. Совершенствовать умение создавать собственное устное высказывание на предложенную тему.
Коммуникативная компетенция:
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции: систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; взаимосвязь различных единиц языка и уровней; синонимия в системе русского языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция:
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.)
Планируемые результаты освоения учебного курса
По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.
по словообразованию: толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами,
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
анализ текста: определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения -доказательства.
Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Сжимать тексты, используя разные способы компрессии. Совершенствование собственного написанного текста. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста»
Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школе. Русская речь обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы. Большую роль в разви...

Рабочая программа cпецкурса «Комплексный анализ текста» 8 А класс
Рабочая программа спецкурса для 8 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом авторской программы «Комплексный анализ текста» Лебедевой Е.В. г.Буй , 2011...
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста» 10 класс
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста» 10 класс...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса
Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...
Текст с заданиями для комплексного анализа текста 9-11 класс
Проверочная работа для проверки знаний по орфографии и пунктуации, вопросы к тексту ориентированы на проверку знаний по всем ранее изученным темам за курс 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку «Комплексный анализ текста» для обучающихся 9 класса
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности...

