Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста»
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Руденко Лидия Николаевна
Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школе. Русская речь обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы. Большую роль в развитии речи учащихся играют связные тексты, которые являются основой уроков русского языка. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели урока. Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» предполагает обучение школьников комплексному анализу текста, рассчитана на 35 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta_5_kl.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Пояснительная записка.

         Рабочая  программа  курса  «Комплексный анализ текста»  для 5 класса составлен   в соответствии с  нормативно- правовыми документами:

- Федеральным  законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с БУП 2004 года  приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004года № 1312 об утверждении Федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования.

 - на основе методического пособия «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь» для 5 класса. Автор А.Б. Малюшкин.

Москва « Творческий Центр Сфера». 2013 год.

         

Цели:    1.Формирование и развитие у учащихся навыков аналитического мышления; осознанного восприятия художественного текста.

               2. Закрепить навыки грамотного письма.

               3. Привить учащимся навык вдумчивой, кропотливой работы, “погружаться” в текст, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей филологии.


Задачи: 1. Развитие навыков аргументированного речеведческого анализа художественного текста.

                 2. Формирование развитие умения видеть и анализировать языковые особенности художественного текста.

                 3. Развитие навыка осознанного правописания.

                 4. Привить навыки выразительного чтения.

                 5. Формирование навыка грамотной устной и письмен

                 6. Пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть ими.

                                             

                                                         

                                           Общая характеристика курса «Комплексный анализ текста».


          Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школе. Русская речь обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы. Большую роль в развитии речи учащихся играют связные тексты, которые являются основой уроков русского языка. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели урока.
       
Обучение школьников комплексному анализу текста предполагает разбивку учебного материала на 3 блока:

     1. Речеведческий.  Это уровень восприятия текста: выразительное чтение, выделение в тексте типа речи, определение стиля, темы текста, главной мысли, подбор заголовка.

  1. Анализ языковых средств, используемых в тексте. Грамматический, лексический, синтаксический разборы, разбор словосочетания и т.д.
  2. Анализ правописания: орфография, пунктуация.

Место предмета в базисном учебном плане.

      Учебный предмет «Комплексный анализ текста» является частью Федерального компонента области «Филология».  В соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУ Гуляй - Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом директора от 28.08.2014 г. № 203 рабочая программа рассчитана на 35  часов. В соответствии с расписанием учебных занятий и внеурочной деятельности МБОУ Гуляй - Борисовской СОШ        на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом директора от 29.08.2014г.  № 242  рабочая программа рассчитана на  34 часа  в год. Программа будет выполнена за счёт уплотнения материал

Содержание курса

           Повторение в начале года. (2)

Звук, слово, речевое общение.  Языковые признаки. Текст, виды текста

          Синтаксис  и  пунктуация. (5)

Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание.  Текст. Тема текста. Второстепенные члены предложения ( определение, обстоятельства, дополнение).Предложение, его виды по цели высказывания( повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные

         Фонетика.  Орфоэпия (5 ч)

Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификация: гласные(ударные/ безударные), согласные(твёрдые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости. Особенность словесного ударения в русском языке: силовое, разноместное, подвижное. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи).  Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Правильное произношение некоторых групп согласных. Допустимые варианты произношения и ударения.  Орфоэпический словарь : его назначение, структура, содержание словарной статьи.

         Лексика (3 ч)                  Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, подбор ближайшего однокоренного слова . Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

         Морфемика (5 ч)         Морфема - значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога.

Корень, приставка, суффикс и окончание- морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности.   Морфемы словообразующие и формообразующие.  

Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках.

         Имя существительное (3 ч)

Имена существительные одушевленные и неодушевленные Имена существительные собственные и нарицательные (обобщение изученного). Склонение имён существительных.  Род имён существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Число имён существительных (обобщение изученного).

        Имя прилагательное (3 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. .Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения.

       Глагол (4 ч)

Инфинитив, его грамматические особенности. Приставочный способ образования глаголов в русском языке. Роль приставки в изменении лексического значения глагола. Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов.    Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трёх времён.     Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм.

      Повторение в конце года (4)

   Самостоятельные части речи. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.                  

                                                                          Тематическое планирование.                                                                    

№ п-п

                                                        Тема урока

Количество часов

1

Повторение в начале года Язык, слово, речевое общение

1

2

Речевое общение.

1

3

Синтаксис и пунктуация                            

Словосочетание..

1

4,5

Текст.  Тема текста. Основная мысль текста.

2

6

Виды предложения по цели высказывания.

1

7

Контрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

8

Фонетика и орфоэпия

 Гласные и согласные звуки.

1

9

Слог. Особенности и роль русского ударения.

1

10

Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков.

1

11

Основные правила произношения согласных звуков (продолжение)

1

12

Контрольный тест по теме «Фонетика и орфоэпия»

1

13

Лексика

Объяснение лексического значения слова путем толкования.

1

14

Объяснение лексического значения слова путем подбора однокоренных слов.

1

15

Объяснение лексического значения слова путем подбора однокоренных слов.

1

16

Морфемика

Морфема – значимая часть слова.

1

17

 Морфемика как раздел лингвистики. Окончание-грамматическая морфема

1

18

Словообразующие морфемы.  Выразительные возможности словообразующих морфем

1

19

Морфемная модель слова.

1

20

Контрольный тест по теме «Морфемика»

1

21

Морфология.    Имя существительное

Падеж имени существительного.

1

22

Склонение существительных.

1

23

Род имён существительных

1

24

Имя прилагательное.

Определение рода имени прилагательного

1

25

Полная и краткая форма имени прилагательного

1

26

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

27

Глагол.

Начальная форма глагола

1

28

Возвратные глаголы

1

29

Виды глагола.

1

30

Время глагола

1

31

Повторение в конце года.

Части речи.

1

32

Контрольный тест по теме «Морфология».

1

33

Работа над ошибками..

1

34

Обобщение изученного, подведение итогов

1


                                                   

                                                                                 Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

Вид контроля.

По плану

Фактически

Виды деятельности обучающихся

Требования к результа-там обучения

1

Повторение в начале года Язык, слово, речевое общение

(2)

1

01.09

Работа с текстом: чте-ние, найти границы предложений,  вставить пропущенные буквы.

Знать основные единицы языка, их признаки.

Выполнение зада-

ний текста №1

2

Речевое общение.

1

08.09

Работа с текстом: чте-ние,  вставить пропущен-ные буквы.

Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

Выполнение зада-

ний текста №2

3

Синтаксис и пунктуация                            

Словосочетание..

(5)

1

15.09

Работа с текстом, выпи-сывание словосочетаний составление плана, сос-тавление предложений.

Уметь отличать слово от словосочетания, словосочетание от предложения, выделять словосочетание из предложения.

Выполнение зада-

ний текста №3

4-5

Текст.  Тема текста. Основная мысль текста.

2

22.09

Работа с текстом:  озаглавить текст, тема текста. Составить план.

Уметь определять тему текста, основную мысль, обосновывать ответ.

Выполнение зада-

ний текста №4,5

6

Виды предложения по цели высказывания.

1

29.09

Работа с текстом:  озаглавить текст, тема текста. Составить план.

Знать виды предложений по цели высказывания.

Выполнение зада-

ний текста №6

7

Контрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация. Виды предложения по

цели высказывания.»

1

06.10

Выполнение тестовой работы

Применение изученного материала.

Контрольный тест

8

Фонетика и орфоэпия

 Гласные и согласные звуки.

(5)

1

13.10

Производить фонети-ческий разбор слов.

Знать порядок фонети-ческого  разбора разбора.

Выполнение зада-

ний текста №8

9

Слог. Особенности и роль русского ударения.

1

20.10

Упражняться в постанов-ке ударения, индивиду-альная работа с обуча-ющимися

Деление слов на слоги, правильно ставить ударение.

Выполнение зада-

ний текста №9 А

10

Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков.

    1

27.10

Повторение звуков речи, различие между глас-ными и согласными зву-ками, правила постанов-ки ударения.

Уметь характеризовать образование звуков, производить орфоэпи-ческий разбор.

Выполнение зада-

ний текста №9 Б

11

Основные правила произношения согласных звуков (продолжение)

1

10.11

Повторение звуков речи, различие между глас-ными и согласными зву-ками, правила постанов-ки ударения.

Уметь характеризовать образование звуков, производить орфоэпии-ческий разбор.

Выполнение зада-

ний текста №10

12

Контрольный тест по теме «Фонетика и орфоэпия»

1

17.11

Выполнение тестовой работы

Применение изученного материала.

Контрольный тест

13

Лексика

Объяснение лексического значения слова путем толкования.

(3)

1

24.11

Пользование  толковым словарём. Давать объяс-нение значения словам

Уметь объяснять значение слов

Выполнение зада-

ний текста №11

14

Объяснение лексического значения слова путем подбора однокоренных слов.

1

01.12

Подбор однокоренных слов

Уметь объяснять значение слов

Выполнение зада-

ний текста №12

15

Объяснение лексического значения слова путем подбора однокоренных слов.

1

08.12

Работа над ошибками.

Уметь находить материал в  толковом словаре.

Выполнение зада-

ний на стр.31-34

16

Морфемика

Морфема – значимая часть слова.

(5)

      1        

15.12

 Морфемный  разбор слов

Знать порядок разбора.

Выполнение зада-

ний текста №13

17

 Морфемика как раздел лингвистики. Окончание-грамматическая морфема

1

22.12

Морфемный  разбор слов

Уметь безошибочно производить морфемный разбор

Выполнение зада-

ний текста №14

18

Словообразующие морфе-мы. Выразительные возмо-жности словообразующих морфем

1

29.12

Морфемный  разбор слов

Уметь безошибочно производить морфемный разбор

Выполнение зада-

ний текста №15

19

Морфемная модель слова.

1

12.01

Морфемный  разбор слов

Уметь безошибочно производить морфемный разбор

Выполнение зада-

ний на стр.43

20

Контрольный тест по теме «Морфемика»

1

19.01

Выполнение тестовой работы

Уметь безошибочно производить морфемный разбор.

Контрольный тест

21

Морфология.    Имя существительное

Падеж имени существительного.

(3)

     

    1

26.01

Повторить падежные вопросы, определять падеж существительных.

Уметь определять падеж существительного по окончанию.

Выполнение зада-

ний текста №17

22

 

Склонение существительных.

1

02.02

Определять склонение имён существительных

Производить морфологический разбор имени существительного.

Выполнение зада-

ний текста №18

23

Род имён существительных

     1

09.02

Работа с текстом, вставить пропущенные буквы, определение рода

Уметь определять рол существительных по значению.

Выполнение зада-

ний текста №19

24

Имя прилагательное.

Определение рода имени прилагательного

(3)

1

16.02

Работа с текстом, нахож-дение прилагательных, определение рода.

Знать роль прилагательного в тексте.

Выполнение зада-

ний текста №20

25

Полная и краткая форма имени прилагательного

1

02.03

Подбор проверочных слов, выделение оконча-ний имён прилагат.

Правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.

Выполнение зада-

ний текста №21

26

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

16.03

Выполнение морфологи-ческого разбора имени прилагательного.

Уметь согласовывать имена существительные с именами прилагательн.

Выполнение зада-

ний текста №22

27

Глагол.

Начальная форма глагола

(4)

1

30.03

Работа с текстом, нахождение инфинитива

Уметь употреблять глаголы с учётом их смыслового значения.

Выполнение зада-

ний текста №23

28

Возвратные глаголы

1

06.04

Нахождение в тексте возвратных глаголов

Уметь употреблять глаголы с учётом их смыслового значения.

Выполнение зада-

ний текста №24

29

Виды глагола.

1

13.04

Работа с текстом, вста-вить пропущенные бук-вы, опр. вид глагола.

Уметь владеть способом действия по распозна-ванию видов глагола.

Выполнение зада-

ний текста №25

30

Время глагола

     1

20.04

Синтаксический разбор глагола.

Уметь образовывать и употреблять личные формы глагола.

Выполнение зада-

ний текста №26

31

Повторение в конце года.

Части речи.

(4)

1

27.04

Повторить изученные орфограммы.

Уметь применять изученные орфограммы.

Выполнение зада-

ний текста №27

32

Контрольный тест по теме «Морфология».

1

04.05

Выполнение тестовой работы

Знать морфологические признаки частей речи.

Контрольный тест.

33

Работа над ошибками..

1

18.05

Повторение правил, на которые были допущены ошибки.

Уметь применять изученные орфограммы

Выполнение зада-

ний текста №28

34

Обобщение изученного, подведение итогов

1

25.05

Работа с текстом, морфологический разбор  предложений.

Уметь применять изученные орфограммы

Выполнение зада-

ний текста №29

         

График проведения контрольных работ.

                                                           

№ п-п

Тема.

Форма.

Дата.

1

Контрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация. Виды предложения по цели высказывания.»

Контрольный тест

06.10

2

Контрольный тест по теме «Фонетика и орфоэпия»

Контрольный тест

17.11

3

Контрольный тест по теме «Морфемика»

Контрольный тест

19.01

4

Контрольный тест по теме «Морфология».

Контрольный тест

04.05

                                                 Учебно-методическое и материально техническое  обеспечение .

  Литература для учителя.

   1.Малюшкин А.Б. « Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс.» –.»  Москва.: Творческий Центр «Сфера», 2012 г.

         2.  «Русский язык. Новые тесты в новом формате» 5 класс. Н. А. Сенина Легион    Ростов – на – Дону  2013 г.
                                                                                               Литература для обучающихся.

        1.Малюшкин А.Б. « Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.» 5 класс. – Москва.: Творческий Центр «Сфера»,      2012. 

        2.Малюшкин А.Б. « Русский язык в таблицах.»  Москва.: Творческий Центр «Сфера», 2012 г.

                                                                       Результатами освоения курса.

1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.

2. Сформированность следующих умений:

·  различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;

·  вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);

·  находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;

·  различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста;

·  читать учебно-научный текст изучающим чтением;

·  владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;

·  выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

·  определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:

·  пересказывать текст подробно, сжато;

·  понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;

·  письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

·  последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;

                                                     

                                                      СОГЛАСОВАНО                                                                                         СОГЛАСОВАНО

                                                      Протокол заседания                                                              Заместитель директора по УВР                                        

                                                      Методического совета                                                          _________/ Грекова Г.А.

                                                      МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ                                                      

                                                      От 27.08.2014года  № 6                                                         _______________20___    года

                                                      Руководитель МС_______   / Грекова Г.А.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...